Мастер-класс по теме: Сила материнской любви по рассказу В. Крупина «Молитва матери»
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс)
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках литературы
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
![]() | 246.86 КБ |
![]() | 282.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс Сила материнской любви по рассказу В.Крупина «Молитва матери».
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках литературы
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
1.Вводная часть.
Здравствуйте, дорогие гости! Очень рада приветствовать вас на мастер-классе.
Итак, рассаживаемся это парта №1, парта №2, 3. У вас на партах есть карточка, эта карточка называется Мэнэдж Мэт, на нем указан номер вашего участника команды. Давайте посмотрим все нашли себя: № 1 поднимите руки, №2, №3, №4…. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
II. Практическая демонстрация приемов.
1.Предтекстовая работа.
Хотела бы начать мастер –класс с высказываний великих людей. Участников №1 прошу прочитать высказывания.
- Сердце матери — глубокая бездна, на дне которой всегда найдешь прощение» (Оноре де Бальзак).
- «Любовь матери к своему ребенку ни на что не похожа. Она не знает ни закона, ни сострадания и безжалостно сокрушает всё, что стоит на её пути» (Агата Кристи).
3. «Мать — это самое трогательное из всего, что есть на земле. Мать — это значит прощать и приносить себя в жертву» (Эрих Мария Ремарк).
4. «Мать чего глазами не увидит, так у неё сердце вещун, она сердцем может чувствовать» (Александр Островский).
5.У моей мамы было хрупкое маленькое тело, но большое сердце — такое большое, что и чужое горе, и чужие радости находили в нём отклик и приют» (Марк Твен).
-Итак, какая же тема объединяет все высказывания? (роль мамы в жизни человека).
- Какова же основная мысль мировых классиков? Только мама способна на жертвы ради детей.
Слайд 1. Сегодня мы продожим эту тему, для этого прочитаем и обсудим текст нашего современника, православного писателя В.Крупина «Молитва матери». Его рассказы небольшие, их называют «крупинками», но содержание их очень глубокое.
2.Текстовая работа. Давайте внимательно прочитаем текст. Учитель читает, остальные следят.
Чтение текста учителем.
Слайд 2. Прием «Звездный пересказ» (Пятиконечная звезда с пятью вопросами).
- Предложите другое название текста. Используйте только одно слово! (Монах, исповедь, чудо, молитва …).
- Какие эмоции у вас появились в процессе чтения? Выделите самые сильные эмоции. (чувство удивления, чувство любви, эйфории, сострадания…)
- Выделите в трех словах обстоятельства, которые в большей степени повлияли на развитие событий в тексте. Женщина сильно беспокоится. Мама чувствует тревогу. Сын в беде.
- В четырех словах сформулируйте основную идею (проблему) данного текста. Страшно умереть без покаяния. Мама переживает за сына
- Какие выводы вы можете извлечь по итогам обсуждения и прочтения текста. Постарайтесь выразить итоги в пяти словах.
Мама достала его со дна. Очень велика сила молитвы матери.
(слайд3) . 1 группа. Словарная карта
Вам надо составить по данной схеме словарную карту следующих слов: молитва, исповедь, покаяние.
Молитва- это хвалебное, благодарственное или просительное обращение верующего (священника или мирянина) к Богу, Богородице или святым. Синонимы: моление, мольба, молитвословие, молебен, молебствие, прошение. Антоним: -. Однокоренные слова: молебен. Форма слова: молитвы. Предложение из текста: Материнская молитва со дна моря достанет. Ваше предложение: Вашими молитвами все закончилось благополучно.
Исповедь-обряд покаяния в грехах перед священником и получение от него отпущение грехов. Синонимы: покаяние, причастие. Антоним: несознанка. Однокоренные слова: исповедальня. Форма слова: исповеди. Предложение из текста: И на исповеди его прямо трясло от рыданий. Ваше предложение: Народ собрался на исповедь.
Покаяние-состояние человека, когда он осознает свою греховность, сожалеет о ней и начинает ненавидеть совершаемый им грех и начинает бороться с ним, утверждаясь в добре. Синонимы: исповедь, раскаяние, самокритика. Антоним:отказ, отрицание, неприятие, отвержение. Однокоренные слова: каяться, раскаяться. Форма слова: покаянию. Предложение из текста: ведь это же так страшно-умереть без покаяния, без причастия. Ваше предложение: я сильно каялась перед Богом.
2 группа. Прием «Концептуальная таблица».
1.Опишите состояние героев при первой и второй встрече с монахом, проследите как оно меняется (подтвердите цитатами из текста).
2. Как вы понимаете слова монаха: «Это грех –родительские слова не исполнять».
мать | сын | |
Состояние героев | ||
Образ жизни героев |
Пятая заповедь Христа гласит «Почитай отца и матерь свою». Бог повелевает всегда заботится, уважать и любить своих родителей. Великий грех – неуважение своих родителей. В Ветхом завете за этот грех наказывали смертью. Нужно уважать отца и мать, чтобы продлить свои дни на этой земле. Человек делает ДОБРО, и ДОБРО ему возвращается.
3 группа прием «Фишбоун»(слайд3).
Рассказ начинается с пословицы «Материнская молитва со дна моря достанет». Поясните, как вы понимаете эту пословицу в данном тексте (последние два абзаца).
В голову «скелета» вписала пословицу. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них зафиксируйте причины происходящих событий, на нижние – факты, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.
- Матери было дано видеть своего сына с того места, ей было дано знать время смерти сына. Ее молитвы были так горячи.
-Воплотилась и попросила священника исповедать и причастить сына. –
- Ведь это же так страшно — умереть без покаяния, без причастия.
-Причастился,покаялся
- Она любила его, любила своего сына, даже такого, пьяного, изгнавшего родную мать.
-Не сердилась, жалела и, уже зная больше всех нас об участи грешников. Сделала всё, чтобы участь эта миновала сына.
Основная мысль.: Она достала его со дна греховного. Именно она, и только она — силой своей любви и молитвы.
4 группа. Язык Крупина
Какие языковые средства выразительности помогают нам глубже воспринимать текст.
Средства выразительности | Примеры из текста | Их роль |
пословицы | материнская молитва со дна моря достанет, с того света | поучают, дают нравственный урок |
фразеологизмы | не для красного словца, трясло от рыданий, земная кончина | помогают точнее выразить мысль, придают речи эмоциональность |
синонимы | исповедь-покаяние, монах-священник | делают нашу речь яркой, точной, помогают избежать повторов |
антонимы | темный –белый, взволнованная-радостная | делают речь выразительнее и разнообразнее |
метафоры | достать со дна | усиливает зримость и наглядность |
эпитеты | грешный | украшают речь, делают ее образней |
IV. Послетекстовый этап. Подведение итогов мастер-класса прием «Шесть шляп». Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает. При ответе используйте текст, ваш жизненный опыт, связь произведения с сегодняшним днем.
Белая шляпа: белый цвет наводит мысль о бумаге. Она сосредоточена на точные факты и цифры:
• какая информация имеется;
• оценить уместность и точность информации;
Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями:
- меня удивило….
- что я сейчас чувствую;
Черная шляпа указывает на недостатки и риски:
• каковы возможные проблемы;
• на что нужно обратить внимание;
Желтая шляпа наводит на мысль о солнце и оптимизме:
• каковы преимущества;
• в чем ценность рассказа
Зеленая шляпа цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Это режим творчества. :
• какие творческие идеи появились;
• на будущее я учту…
Синяя шляпа это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления:
• каковы цели;
• как подвести итог;
Рассказ учит нас жизни, учит любить родителей и верить в Бога, учит каяться в своих грехах и надеяться на прощение и спасение. Никогда не поздно понять свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по химии тема "Самодельные индикаторы"
С данным мастер - классом я участвовала в районном конкурсе "Мастер - класс" в номинации "Оптимизация образовательного процесса". Заняла 2 место....

Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя
Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потре...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта.
Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта....

Мастер - класс для обучающихся 5 класса по русскому языку " Словосочетание. Предложение. Закрепление изученного материала"
Данная работа представляет собой мастер-класс по русскому языку в 5 классе. Тема: " Словосочетание. Предложение. Закрепление изученного материала"Материал рассчитан на 25 минут.Дан...

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.
Это разработка проведенно мастер-класса учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....