Мастер - класс по химии тема "Самодельные индикаторы"
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме
С данным мастер - классом я участвовала в районном конкурсе "Мастер - класс" в номинации "Оптимизация образовательного процесса". Заняла 2 место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
Г. БИРЮСИНСКА
МАСТЕР- КЛАСС
« САМОДЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ»
Разработала и провела учитель
1 квалификационной категории
МКОУ СОШ № 10
ФЕДОТОВА МАРИНА
ВЛАДИМРОВНА
г. Бирюсинск
2008 год
МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ « САМОДЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ»
Оборудование и реактивы:
пробирки, чашки Петри, пестики, раствор уксусной
кислоты, раствор нашатырного спирта, малина,
черная смородина, черный виноград, свекла, лепестки цветов
георгинов, лепестки цветов герани, лепестки цветов
анютиных глазок.
Форма работы: групповая (пять групп).
ХОД ЗАНЯТИЯ
УЧИТЕЛЬ (показывает слайды и комментирует)
Модернизация средней школы ставит учителей химии перед трудно решаемыми проблемами. В частности, это переход старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение и сокращение часов на изучение предмета «Химии».
Найти выход из сложившейся ситуации должны помочь элективные курсы.
Работая над темой самообразования «Разработка и применение в практике элективных курсов», в 2004 году мною были разработаны программы элективных курсов « Домашняя лаборатория», « Опыты без взрывов», которые были утверждены на экспертном совете Управления образования мэрии г. Тайшета.
Сознавая, что введение профильного обучения в старшей школе ставит школьников в ситуацию серьезного выбора, я стала внедрять в практику предпрофильную подготовку через организацию курсов по выбору. Своими открытиями, находками, знаниями и умениями делюсь с коллегами: в 2005- 06 учебном году для учителей ГМО выступила с темой « Разработка программ элективных курсов», в 2006-07 учебном году - « Внедрение элективных курсов в школьную практику». Для учителей района на базе нашей школы в 2006- 07 учебном году прошел семинар: « Время выбирать: элективные курсы», в рамках которого представила презентацию элективного курса « Опыты без взрывов», а также показала занятие « Кристаллы большие и маленькие».
Программа элективного курса « Опыты без взрывов» включает 3 раздела:
- химия вокруг нас;
- заглянем в кухонный шкаф;
- ловкость рук.
Увлечение химией обычно начинается с опытов. Есть множество полезных, поучительных и просто красивых экспериментов, которые вполне по плечу и юным химикам. Именно такие опыты использованы в программе.
Опыты подобраны так, чтобы заинтересовать учащихся, показать им привлекательность науки и в то же время привить навыки самостоятельной работе.
Предложенные опыты различны по сложности исполнения, но доступны для проведения в школьной химической лаборатории. Работы проводятся при строгом соблюдении техники безопасности. В первом разделе « Химия вокруг нас» при изучении темы « Использование растений в качестве индикаторов» мы с учащимися рассматриваем понятие индикатор и выполняем практическую работу, элементы которой я сейчас вам и предлагаю выполнить
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Индикаторы кислотности и основности среды бывают не только химическими. Они находятся вокруг нас, только обычно мы об этом не задумываемся. Попробуем выяснить, какие из цветов, ягод и овощей могут обеспечить нас самыми лучшими индикаторами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
« САМОДЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ»
Цель работы: Знакомство с природными индикаторами, исследование их действия в различных средах.
ХОД РАБОТЫ
1.Повтори правила ТБ при работе в кабинете химии.
УЧИТЕЛЬ Выполнять работу будем по инструктивным карточкам, которые находятся у вас на столах. Там же вы найдете все необходимое для работы. На работу в группах дается 7 минут.
Приступайте к выполнению. Не забудьте, что, кроме решения проблемы, вам необходимо проанализировать результаты опытов и сделать вывод.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ « САМОДЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ»
ОПЫТ № 1 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ИНДИКАТОРА ИЗ ЧЕРНОГО ВИНОГРАДА, ЧЕРНОЙ СМОРОДИНЫ, МАЛИНЫ, СВЕКЛЫ, ЛЕПЕСТКОВ ЦВЕТОВ И ИССЛЕДОВАНИЕ ИХ ДЕЙСТВИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ.
ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЫТА.
Поместите предварительно измельченные ягоды, ломтики свеклы, цветочные лепестки в пробирки с растворами уксусной кислоты и нашатырного спирта.
Чтобы сделать вывод, какой из природных индикаторов, предложенных в данном опыте, самый полезный для химиков, заполните таблицу
Природный индикатор | Цвет раствора в кислой среде | Цвет раствора в щелочной среде |
Сок черного винограда | ||
Черная смородина | ||
Малина | ||
Свекольный сок | ||
Цветы анютины глазки | ||
Герань | ||
Георгины |
ВЫВОД: Подведем итог совместной работы. В ходе исследования мы выяснили, что природными индикаторами здесь служат красящие вещества- антоцианы, которые обеспечивают красоту и разнообразие окраски большинства цветов, овощей и фруктов. И последнее - выполнить роль индикатора может обычный борщ. Хозяйки это давно приметили и используют это свойство свекольного отвара. Чтобы борщ был ярко- красный перед окончанием варки добавляют немного пищевой кислоты - уксусной или лимонной - цвет меняется прямо на глазах. Примените это свойство в практике и будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по химии "Расстановка коэффициентов в химических уравнениях"
Данный мастер класс был представлен мной в рамках городского конкурса "Педагог года 2009", на котором в результате я заняла 1 место...
Мастер-класс по химии «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»
Материал для Мастер-класса «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»...
Мастер-класс по химии "Неизвестное об известном"
Цели:изучить основные виды меда, его состав и свойства;продолжить формировать умения и навыки в проведении химического эксперимента;научить применять химические знания в повседневной жизни....
Мастер класс по химии
Мастер класс был представлен в рамках работы муниципальной школы методического мастерства....
Мастер – класс по химии «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»
ознакомить (обзорно) коллег с основными принципами системы развивающего обучения продемонстрировать эффективность технологии развивающего обучения на примере урока в 10 классе «Общая характери...
Мастер - класс по химии «Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии»
Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничест...
мастер - класс по химии
развитие интереса к химии у детей начальной школы...