Мастер - класс по химии тема "Самодельные индикаторы"
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме

Марина Владимировна Федотова

С данным мастер - классом я участвовала в районном конкурсе "Мастер - класс" в номинации "Оптимизация образовательного процесса". Заняла 2 место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ          СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

Г. БИРЮСИНСКА

                                                   МАСТЕР- КЛАСС

 

                                     « САМОДЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ»

                                                                       

                                                                       Разработала и провела учитель

                                                        1 квалификационной категории

                                 МКОУ СОШ № 10

                                               ФЕДОТОВА МАРИНА

                                                   ВЛАДИМРОВНА

                                                             г. Бирюсинск

2008 год

МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ « САМОДЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ»

Оборудование и реактивы:

              пробирки, чашки Петри, пестики, раствор уксусной

              кислоты, раствор нашатырного спирта, малина,

             черная смородина, черный виноград, свекла, лепестки цветов

            георгинов, лепестки цветов герани, лепестки цветов

             анютиных глазок.

Форма работы: групповая (пять групп).

                                       ХОД ЗАНЯТИЯ

УЧИТЕЛЬ (показывает слайды и комментирует)

Модернизация средней школы ставит учителей химии перед трудно решаемыми проблемами. В частности, это переход старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение и сокращение часов на изучение предмета «Химии».

 Найти выход из сложившейся ситуации должны помочь элективные курсы.

Работая над темой самообразования «Разработка и применение в практике элективных курсов», в 2004 году мною были разработаны  программы элективных курсов « Домашняя лаборатория», « Опыты без взрывов», которые были утверждены на экспертном совете Управления образования мэрии г. Тайшета. 

  Сознавая, что введение профильного обучения в старшей школе ставит школьников в ситуацию серьезного выбора, я стала внедрять в практику предпрофильную подготовку через организацию курсов по выбору. Своими открытиями, находками, знаниями и умениями делюсь с коллегами: в 2005- 06 учебном году для учителей ГМО выступила с темой « Разработка программ элективных курсов», в 2006-07 учебном году - « Внедрение элективных курсов в школьную практику».  Для учителей района на базе нашей школы в 2006- 07 учебном году прошел семинар: « Время выбирать: элективные курсы», в рамках которого представила презентацию элективного курса « Опыты без взрывов», а также показала занятие « Кристаллы большие и маленькие». 

Программа элективного курса « Опыты без взрывов» включает 3  раздела:

     - химия вокруг нас;

     - заглянем в кухонный шкаф;

     - ловкость рук.

      Увлечение химией обычно начинается с опытов. Есть множество полезных, поучительных и просто красивых экспериментов, которые вполне по плечу и юным химикам. Именно такие опыты использованы в программе.

Опыты подобраны так, чтобы заинтересовать учащихся, показать им привлекательность науки и в то же время привить навыки самостоятельной работе.

Предложенные опыты различны по сложности исполнения, но доступны для проведения в школьной химической лаборатории. Работы проводятся при строгом соблюдении техники безопасности. В первом разделе « Химия вокруг нас» при изучении  темы « Использование растений в качестве индикаторов» мы с учащимися рассматриваем понятие индикатор и выполняем практическую работу, элементы которой я сейчас вам и предлагаю выполнить

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

 Индикаторы кислотности и основности среды бывают не только химическими. Они находятся вокруг нас, только обычно мы об этом не задумываемся. Попробуем выяснить, какие из цветов, ягод и овощей могут обеспечить нас самыми лучшими индикаторами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

« САМОДЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ»

Цель работы: Знакомство с природными индикаторами,        исследование их действия в различных средах.

                                        ХОД РАБОТЫ

1.Повтори правила ТБ при работе в кабинете химии.

УЧИТЕЛЬ  Выполнять работу будем по инструктивным карточкам, которые находятся у вас на столах. Там же вы найдете все необходимое для работы. На работу в группах дается 7 минут.

 Приступайте к выполнению. Не забудьте, что, кроме решения проблемы, вам необходимо проанализировать результаты опытов и сделать вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ « САМОДЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ»

ОПЫТ № 1 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ИНДИКАТОРА ИЗ  ЧЕРНОГО ВИНОГРАДА, ЧЕРНОЙ СМОРОДИНЫ, МАЛИНЫ, СВЕКЛЫ, ЛЕПЕСТКОВ ЦВЕТОВ И ИССЛЕДОВАНИЕ ИХ ДЕЙСТВИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ.

ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЫТА.

Поместите предварительно измельченные ягоды, ломтики свеклы, цветочные лепестки в пробирки с растворами уксусной кислоты и нашатырного спирта.

Чтобы сделать вывод, какой из природных  индикаторов, предложенных в данном опыте, самый полезный для химиков, заполните таблицу

Природный индикатор

 Цвет раствора в кислой среде

Цвет раствора в щелочной среде

Сок черного винограда

Черная смородина

Малина

Свекольный сок

Цветы анютины глазки

Герань

Георгины

ВЫВОД: Подведем итог совместной работы. В ходе исследования мы выяснили, что  природными индикаторами здесь служат красящие вещества- антоцианы, которые обеспечивают красоту и разнообразие окраски большинства цветов, овощей и фруктов. И последнее -  выполнить роль индикатора может обычный борщ. Хозяйки это давно приметили и используют это свойство свекольного отвара. Чтобы борщ был ярко- красный перед окончанием варки добавляют немного пищевой кислоты - уксусной или лимонной - цвет меняется прямо на глазах. Примените это свойство в практике и будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по химии "Расстановка коэффициентов в химических уравнениях"

Данный мастер класс был представлен мной в рамках городского конкурса "Педагог года 2009", на котором в результате я заняла 1 место...

Мастер-класс по химии «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»

Материал для Мастер-класса «Развиваем самостоятельность,  учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»...

Мастер-класс по химии "Неизвестное об известном"

Цели:изучить основные виды меда, его состав и свойства;продолжить формировать умения и навыки в проведении химического эксперимента;научить применять химические знания в повседневной жизни....

Мастер класс по химии

Мастер класс был представлен в рамках работы муниципальной школы методического мастерства....

Мастер – класс по химии «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

 ознакомить (обзорно) коллег с основными принципами системы развивающего обучения  продемонстрировать эффективность технологии развивающего обучения на примере урока в 10 классе «Общая характери...

Мастер - класс по химии «Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии»

Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничест...

мастер - класс по химии

развитие интереса к химии у детей начальной школы...