В гостях у помещиков мертвых душ (конспект)
план-конспект урока по литературе (8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Ход урока:
1. Организационный этап
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня мы будем путешествовать по страницам книги Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Этап определения темы и цели урока
Учитель:
- Попрошу вас посмотреть на доску и сказать, что, по вашему мнению, мы будем обсуждать?
Ученик:
- Мы будем говорить о героях произведения «Мёртвые души». Тема урока «Помещики поэмы Н. В. Гоголя».
Учитель:
- Да, верно. Тема нашего урока «В гостях у помещиков мёртвых душ». Мы посетим каждого помещика, также должны понять, как построена поэма, как выражается авторский замысел через композицию произведения. (Слайд 1)
3. Этап актуализации знаний
Учитель:
- Попрошу вас ответить на следующие вопросы (Слайд 2)
1. Назовите главную мысль поэмы.
2. Отметьте основной конфликт произведения.
3. Укажите основную проблематику поэмы.
4. Скажите, каков смысл названия произведения?
5. Как показано композиционное своеобразие поэмы?
Ученик:
1. Главная мысль произведения заключается в «представлении торжествующего зла», которое в будущем будет преодолено.
2. Основной конфликт произведения представляет собой несоответствие между реальным положением человека и должным, духовным потенциалом и возможностью его реализации.
3. Основная проблематика поэмы – это отношения между помещиками и крестьянами, состояние усадеб, духовное падение чиновников и помещиков, настоящее и возможное будущее России, её народа.
4. Первая позиция такова: «мёртвые души» - это умершие крепостные, их скупает Чичиков; вторая заключается в следующем: «мёртвые души» - это живые люди, помещики, которые «умерли» духовно.
4. Композиционное своеобразие раскрывается через трёхчастное построение поэмы: город-помещики-город. Также в описание включены внесюжетные элементы (лирические отступления и вставные новеллы – «Повести о капитане Копейкине», притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче).
4. Этап открытия и усвоения новых знаний
Учитель:
- Вернёмся к замыслу автора. Как вы думаете, для чего Н.В. Гоголь писал поэму и называл её «главный труд жизни»?
Слайд 3
«…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»
- Как Н.В. Гоголь показывает разнообразие сюжета?
На доску вывешиваю изображение колеса. На слайде 4 тоже появляется колесо.
- Перед вами первая подсказка. Как связана поэма с этим предметом?
Ученик:
- Поездка Чичикова, обсуждение мужиками колеса. Колесо является символом дороги, движения. Именно так построено произведение.
Учитель:
- Вы совершенно верно ответили на вопрос. Колесо – символ дороги. Мотив дороги показан во всем произведении: Чичиков – подвижный герой, остальные статичные.
- Какова цель поездки Чичикова?
- Куда же он направляется? Где находится конечная точка путешествия?
- Если движение не имеет конца, то движение совершается как?
Ученик:
- Чичиков едет, чтобы купить мёртвые души.
Выдвижение версий о том, что неизвестно, куда едет Чичиков, и где конечная точка.
- Если движение не имеет конца, то движение совершается по кругу.
Учитель:
- Молодцы! Вы верно отметили особенности произведения. Из этого мы можем сделать вывод, что композиция произведения…
Ученик:
-Композиция произведения кольцевая.
Учитель:
- У кого Чичиков хочет купить мёртвые души?
- Скажите, к кому он заезжает?
Ученик:
- Чичиков хочет купить мёртвые души у помещиков. Он заезжает к Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу, Плюшкину.
5. Этап закрепления
Учитель:
- Давайте представим, что мы едем в незнакомое место, к незнакомым людям да и с очень странным предложением: купить умерших крестьян, числящихся в ревизских списках ещё живыми.
-Выдвигаемся в путь. Открываем приложение «ЛитГис» и вводим в адресной строке «маршрут в поисках мёртвых душ». В каком порядке мы с вами посетим помещиков? (Слайд 5)
Ученик открывает приложение, вводит тему, просматривает маршрут.
- Мы посетим имение Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина.
Учитель:
- Сейчас вам нужно распределиться на 5 групп. Каждая группа отправляется к определённому помещику в гости и рассматривает героя по следующему плану: (Слайд 6)
1. Представление помещика.
2. Внешний вид.
3. Манера поведения и речь героя.
4. Роль деталей для раскрытия образа.
5. Хозяйственная деятельность помещика.
6. Отношение с окружающими, поведение с крепостными.
7. Основное достоинство персонажа.
8. Реакция на предложение Чичикова.
Ученики объединяются в группы, распределяют обязанности, каждый ученик работает со смартфоном, находит нужный фрагмент и рассматривает свой вопрос. Все объединяют и получают характеристику персонажа.
Учитель:
- Теперь приступим к обсуждению, слушаем внимательно, дополняем ответы. (Слайды 7 – 31)
Ученики отвечают.
Учитель:
- Как вы считаете, для сюжета важно, в какой очерёдности Чичиков посещал персонажей?
Ученик:
- Да, несомненно, очерёдность посещений важна.
Учитель:
- Гоголь про это говорил так: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».
- Эти слова автора являются ещё одной подсказкой о расположении героев. Помещики – это – пороки, к сожалению, один хуже другого.
- Составим из портретов нисходящую лестницу. (Слайд 32)
- Как вы думаете, на какой ступеньке должен располагаться Чичиков? Вот вам ещё одна подсказка. (Достаю зеркало)
- Всем помещикам нравился Чичиков? Какой человек нам нравится? С кем легко наладить общение?
Ученик:
- Нам нравится человек приятной наружности, воспитанный. С человеком, который похож на нас, нам легко найти общий язык.
Учитель:
- Таким образом, в Чичикове мы можем увидеть все пороки помещиков. Получается, что он должен располагаться внизу, так как является самым страшным из них. (Слайд 33)
6. Домашнее задание
Учитель:
- Откройте дневники и запишите задание на дом: найти в поэме лирические отступления, посвящённые Руси.
Ученики отмечают задание в дневник, задают вопросы.
7. Рефлексия
Учитель:
- Составьте синквейн на тему «Владельцы мёртвых душ»
Ученики составляют синквейн. Представляют свои варианты.
1. Собакевич
2. Прямолинейный, хитрый
3. Есть, требовать, ругать
4. Плохо отзывается обо всех
5. Медведь
Учитель:
- А теперь продолжите фразу: «Я не знал…- теперь я знаю».
Ученики заканчивают предложение, озвучивают их.
Учитель говорит о результатах, выставляет отметки. Хвалит каждого ученика, благодарит за работу.
- Спасибо за урок! Вы хорошо потрудились! До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""
Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....

Н.В.Гоголь «Мертвые души». В гостях у помещиков.
Данная презентация может быть использована при проведении заключительного урока по поэме Гоголя "Мертвые души"....

Конспект урока. Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образы помещиков
Данный урок позволяет детально рассмотреть образы помещиков; продолжить работу над формированием навыков целенаправленного отбора и изложения материала; сформулировать особенность построения характеро...

Конспект урока по теме Образы помещиков в поэме Мертвые души
Данный конспект урока можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 9 классе...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Галерея образов помещиков" (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")
Конспект урока на тему "Галерея образов помещиков" соответсвует требованиям ФГОС. этапы урока помогут всесторонне раскрыть образы помещиков, выделить их главные черты характеров, особенности...