Стилистические особенности сказки-были "Кладовая солнца"
методическая разработка по литературе (6, 7 класс)

Башмакова Валентина Анатольевна

                                                                                                                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Башмакова Валентина Анатольевна

МБОУ «СШ № 21 им. Н.И. Рыленкова», учитель русского языка и литературы

Лучшее методическое пособие (рекомендации к урокам)

Стилистические особенности сказки-были  М. М. Пришвина «Кладовая солнца»


Введение

Язык - один из самых удивительных орудий в руках человечества. Пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Говорить и писать правильно, и говорить, и писать хорошо  - не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к русскому языку.

Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!" - писал Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература - искусство слова. А ведь всё, о чём мы узнаём из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств - всё воссоздаётся писателем с помощью тех самых слов, которые служат и в повседневной жизни.

 «Кладовую солнца» М. М. Пришвин назвал «сказкой-былью». Вы не найдёте в повествовании внешних признаков ни волшебной, ни бытовой сказки. Сказка Пришвина – это окружающий человека мир, его природа. Сказка – это умение слышать голос природы, которая бывает не только доброй, открытой, но и опасной, если не умеешь её чувствовать и понимать.

Написана была «Кладовая солнца» в 1945 году, сразу после победы в Великой Отечественной войне. И это чувство внутренне согревает каждую строку произведения.

«Кладовая солнца» - это рассказ о детях, выдержавших испытания страшной войны. Дети – это будущее страны. Кто же они? Какие они? Прежде всего они «кладовая солнца» - свет и тепло жизни хранятся в их душах, поэтому сказка-быль пронизана надеждой на лучшее. 

Использование стилистически окрашенных слов

Богатство русского языка представляет широкие возможности для стилистического отбора оценочной лексики. Одни слова заключают в себе положительную оценку, другие - отрицательную.

Писатель М. М. Пришвин очень широко пользуется такой лексикой.

Положительная оценка

Отрицательная оценка

Антипыч как-то особенно поглядел на нее, и собака сразу поняла человека: он звал ее по приятельству, по дружбе, ни для чего, а просто так, пошутить, поиграть.

Беда человеческая

Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ее, она как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок и чмок его: и в нос, и в щеки, и в самые губы.

Большой чёрный пень

Ароматные цветочки волчьего лыка

Вековечная суровая борьба

Благоразумная Настя

Весточка о погибающем брате

Будет так же верно служить

Ветер предательски доносит волку жалобный вой покинутой человеком собаки.

Бьется сердчишко у зайчишки

Внезапный порыв ветра с воем деревьев испугал старого русака

Выгоняла любимое стадо

Волк выл от неизбывной злобы

Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.

Враг человека

Добрые люди

Ядовитые змеи-гадюки

Дружные ребята

Заревела голодная скотина

Ему было всего только десять лет с хвостиком.

Заяц, большой, старый, матерый русак, ковылял еле-еле

Зимняя шёрсточка зайца

Звать на помощь

Каждая красненькая ягодка

Косач метнулся как ошпаренный

Каждое пёрышко

Лежать в страхе с открытыми глазами

Красивая птичка снегирь

Маячили два дерева сухие с голыми сучьями

Кустики можжевельника

Митраша рассердился

Ласка от руки человека

Мокрая и грязная Настя

Лисичка навострила ушки.

Начинает злиться и хорохориться

Лисичка свернулась в клубочек

Низенькие корявые елочки и берёзки

Любимый брат

Но было уже поздно

Маленькая ручка сестры

Он стал над завалом, поднял голову, подобрал и так тощий живот, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл.

Милый друг

Печальный плач сплетенных навеки деревьев

Митраша был моложе сестры

По лицу его текли слёзы

Митраша ничуть не струсил

Полное бессилие погруженного в болото маленького человечка.

Могучий бросок Травки

Разгневанный самец догнал его, вырвал, пустил по воздуху пучок белых и радужных перышек и погнал, и погнал далеко.

Можно взять целую горсточку

Редкие, маленькие, корявые и заплесневелые ёлочки

Настя оглаживает брата

Серый врывался в стадо и резал овец, и портил коров

Наши дети

Серый до того обнаглел, что однажды, преследуя собаку, бегущую за санями хозяина, загнал ее в сани и вырвал прямо из рук хозяина.

Наши любимцы

Серый помещик сделался грозой края

Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий.

Сильно дыхнуть ему нельзя было: при малейшем движении его тянуло вниз.

Остался холмик, покрытый красными цветами

Сильный голод

Острая мордочка

Сильный порыв ветра

Очень маленькие ёлочки

Синеющие губы маленького человека

Очень милые дети

Слепая елань было место погибельное.

Пение птиц, посвященное восходу великого солнца.

Собака скололась и начала делать у места скола молча свой страшный круг.

Передать всё своё добро детям

Солёная от слёз щека

Перешептать на ушко

Стала надвигаться серая хмарь.

Поглядев ещё раз внимательно

Старый хитрый волк

Поесть хлебца

Страшно воет

Прекрасное имя Травка

Страшное место – Слепая елань

Прекрасное равенство

Тёмное болото

Припали усиками бабочки-лимонницы

Тёмное утро

Приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи

Травка жалобно завыла

Радостная встреча с палестинкой

Трудный путь по тропе

Растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая.

Тягостный, щемящий и нерадостный вой

Решительно ответил упрямый "Мужичок в мешочке".

Умер обожаемый ею лесник

Самая-самая хорошая клюква

Хитрый человек

Связал на животике

Сладкая клюква

Солнце, такое горячее и чистое.

Стоит и улыбается

Тончайшие пахучие частицы табачного дыма

Трава поросла через брёвнышки

Тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками.

Умные детишки

Хозяин любил ее, кормил и берег от волков.

Хорошая домотканая материя

Хорошая, умная собака

Цветочки белого подснежника

Частые звёздочки

Частые молодые осинки

Человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши.

Чистейшее бельё подхвостья

Чудесная палестинка в лесу

Чудесное слово

Это был мальчик упрямый и сильный.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждое эмоционально окрашенное слово несёт в себе характеристику образа героя, признаки предметов. Мы можем проследить отношение автора к своему герою: либо симпатию, либо иронию. М. М. Пришвин уместно использует экспрессивно и эмоционально окрашенные слова, они придают речи особое звучание.

Использование просторечной и диалектной лексики

В литературоведении, ещё в 30-годы спорили о праве писателя заменять литературные слова диалектизмами. Это, конечно, не значит, что их можно или нельзя использовать. Художники слова искусно должны употреблять выразительные диалектизмы и просторечные выражения, чтобы показать особенности речи героев, отразить местный колорит при описании быта.

Интерес писателей к диалектизмам диктуется стремлением правдиво отразить жизнь народа. К диалектным источникам обращались многие выдающиеся мастера слова - А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И.  С. Тургенев, Л. Н. Толстой.

В настоящее время стилистическое значение диалектизмов и просторечий в художественных произведениях не утрачено.
М. М. Пришвин в своем творчестве тоже использует диалектизмы и просторечные выражения (говоры).

Затэтэкают

Издаваемые звуки животными и птицами.

Зачуфыркают

Ломаться, упрямиться, огрызаться.

Зашваркают

Издаваемые звуки животными и птицами.

Кадушечка

Уменьшительно-ласкательное слово к существительному кадушка.

Ладило

Бондарный инструмент.

Обдерживает

Обхватывает, связывает.

Ты ничего не слыхала?!

То же, что слышать.

Чуфыканье

Характерные звуки, издаваемые тетеревом, похожие на звуки „чуф чуф“

Палестинка

Какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.

Елань

Топкое место в болоте.

Использование эпитетов, метафор, сравнений

Н.В. Гоголь восхищался эмоциональной, образной речью, которая не оставляет никого равнодушными - ни читателя, ни слушателя. « Метко сказанное русское слово живёт веками в памяти поколений, сохраняя свежесть и остроту».

Наиболее часто в художественной речи используются эпитеты.

Михаил  Михайлович тоже довольно часто обращается к средствам выразительности.

Эпитет  — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

В сказке-были «Кладовая солнца» мы находим следующие ряды эпитетов и метафор:

Эпитеты

Метафоры

Бедные птички и зверушки

Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку.

Бурная радость от встречи

Ветер нажимал на деревья

Великие кладовые солнца

Ветер опять рванул

Великий и милостивый хозяин

Ветер порывом сильным и резким принес в ее чутье подозрительный запах, она окаменела, выждала.

Визг радости

Ветер рванул

Жалкие ёлочки

Волосы отливали золотом

Жалобный вой

Гребешок косача загорелся огненным цветком

Злой ветер

Деревья зарычали, завыли, жалобно застонали

Золотые веснушки

Ель зарычала

Ласковое слово

Жадность развивается страшная

Маленький человек манил от чистого сердца

Загорелся огонёк в глазах

Суровая зима в страшном холоде и голоде

Золотые ножки солнца

Сырое, глухое болото

Носики такие задорные

Тусклые, мёртвые глаза

Носик был чистенький

Чистая душа

Откуда берётся жадность

Отплатить добром

Полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах.

Солнышко садится

Тут давным-давно вода боролась с деревьями за свою свободу, а деревья должны были закреплять берега.

Сравнения способствуют образному описанию самых различных предметов, их признаков, качеств, действий. Многие сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Они придают наглядность речи и считаются одним из самых сильных средств изобразительности. И вместе с тем сравнения представляют собой простейшую форму образной речи.

А вот как интересно определяет сравнение Паустовский: «Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи».

Сравнения нередко выполняют в речи разъяснительную функцию, в художественных произведениях выступают как сильное образное средство речи.             Сравнения чаще всего выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются при помощи союзов.

Рассмотрим сравнения в произведении  М. М. Пришвина.

Сравнения

"Мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

Бекас, небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком.

Белая куропатка, как будто ведьма, хохочет.

В каждом лице человека, как в зеркале, виделся весь человек Антипыч.

Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки.

Ветер поиграл с домиком, и он сразу же весь развалился, как разваливается карточный домик от одного дыхания младенца.

Деревья так стонали и выли, как живые существа.

Десятки больших птиц, как две капли воды похожих на косача.

Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной.

И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие.

Косач завел долгую, похожую на журчание ручейка песню.

Могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы.

Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках.

Настя так  рассердилась, что, вся красная как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе.

Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой.

Облачко явилось как холодная синяя стрелка

Отцовская куртка села на нем, как пальто, до самой земли.

Придет вам палестинка, вся красная, как кровь.

Смотрится в заводь, как в зеркало.

Среди звуков стона, рычания, ворчания, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок.

Стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики.

Сук сосны и сук ели сложились как мостик между двумя деревьями.

Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха.

Травка, постояв немного, даже поднялась вверх на задние лапы, как заяц...

Ягода костяники словно рубинчик в зелёной оправе.

Фразеологизмы, пословицы и поговорки

В сказке-были М. М. Пришвина встречаются  фразеологизмы, пословицы, поговорки; они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии запечатлён богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Фразеология составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Правильное и уместное использование фразеологизмов придаёт речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость, образность, как в тексте М. М. Пришвина.

Беда какая-то: собака воет в лесу.

Если собака воет, то несчастье придёт.

Ворона была тише воды, ниже травы.

Робко, скромно, незаметно.

Всегда говорит, задрав нос.

Зазнаваться, важничать.

Не знавши броду, не лезьте в воду.

Не разобравшись в ситуации, не принимай решения.

Подальше от греха.

Отказываясь от какого-либо дела, поступка, опасаясь нежелательных, опасных результатов.

Сыр-бор загорелся.

Большое, хлопотное дело, вызывающее переполох, неразбериху.

Травка остановилась как вкопанная.

Стоять неподвижно, замерев на месте от ужаса или удивления.

Использование имён собственных

Имя собственное (калька с лат. nomen proprium) — имя существительное, обозначающее слово или словосочетание, предназначенное для именования конкретного, вполне определённого предмета или явления, выделяющее этот предмет или явление из ряда однотипных предметов или явлений. Имя собственное противопоставляется имени нарицательному. В отличие от других слов, имя собственное не связано непосредственно с понятием, его основное значение заключается в его связи с обозначаемым.

Имена собственные исследует ономастика.

В произведении М. М. Пришвина мы выделили следующие типы имён собственных:

Имена людей:

Личное имя — имя при рождении человека;

Имена животных:

Зоонимы — клички животных;

Географические названия:

Ойконимы — названия населённых мест;

Оронимы — названия поднятых форм рельефа (гор, хребтов, вершин, холмов);

Гидронимы — названия рек;

Гелонимы — названия болот, заболоченных мест;

Микротопонимы — названия небольших незаселённых объектов.

Личные имена

Зоонимы

Ойконимы

Гидро-нимы

Микрото-понимы

Оронимы

Гелонимы

Митраша

Волк Серый помещик

Город Переславль-Залесский

Сухая речка

Лежачий камень

Борина Звонкая

Блудово болото

Настя

Золотой петух Петя

Переславская дорога

Высокая грива

Антипыч

Коза Дереза

Слепая елань

Корова Зорька

Поросёнок Хрен

Собака Травка

Телушка Дочка

Имена собственные используются для обозначения широкого и разнообразного круга предметов, явлений и понятий.

Каждый из писателей употребляет собственные имена в соответствии со своим творческим методом и конкретными идейно-художественными задачами, стоящими в том или ином произведении. На употреблении имен лежит печать определенной эпохи, литературного направления, позиции автора.

С помощью данных имён собственных М. М. Пришвин расширил пространство произведения, подробно описал данную местность, показал характер персонажей, природные объекты.

Стилистика словообразования

Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке даёт возможность писателю расширить пределы поэтического словаря, используя все разнообразия синонимов, имеющих стилистические различия. Русская художественная литература даёт множество интересных примеров, искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов.

 Рассмотрим особенности словообразования в произведении М. М. Пришвина:

1.Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, показывающих расположение автора:
Солнышко, цветочки, зверушки, птичка, монетки и т.п.

2. Суффиксы, которые придают ироническую окраску, сатирическую функцию:
Шёрсточка, «Мужичок в мешочке», злейший, лисичка, низенькие  и т.п.

3. Просторечные словообразования:
Заплесневелые, ягодинка, клюквинка, сердишко и т.п.

4. Сложные слова

Самая-самая, давным-давно, домотканая, змеи-гадюки, ёлочки-старушки  и т.п.

Заключение

А.С. Пушкин призывал: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». Нельзя не согласиться с великим поэтом. Читая и перечитывая сказку-быль М. М. Пришвина, мы каждый раз найдём всё новые и новые изобразительные средства, будем любоваться самобытностью его языка, глубоким смыслом и мудростью поднятых проблем.

Сказка подчинена сказочному мотиву. Помните, в сказках перед героем возникает камень, где написано «Налево пойдёшь…» И на дороге у детей – камень, за которым болотная тропа «расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая – прямо». И природа предупреждает об опасности: на солнце, которое восходит на небе, набегает тёмное облако. И на дружески-тёплые отношения детей набегает тень. Насте очень хочется идти по протоптанной тропе. Ради этого она готова даже усомниться в правдивости слов отца: «Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами». Но мальчик твёрдо стоит на своём: он пойдёт по опасной, жиденькой, еле видной тропе. Произведение насыщено «сказочными выражениями»: «не раз бывал...», «колдунья тянет костлявую руку...», «избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах...», «ведьма хохочет…», «черти в болоте живут...». В сказке животные и птицы умеют говорить («Круты перья, ур-гур-гу, круты перья обор-ву, оборву».). Сказка наполнена песенными мотивами, герой поёт песню «Ты не вейся, черный ворон, над моею головой».

Совершенно особое место в пришвинской сказке занимает собака Травка. Она является помощником героя. Она спасает Настю и помогает Митраше. Это не просто «доброе, очеловеченное» дитя природы, приручённое животное. Образ Травки несёт в себе основную мысль сказки-были. Первоначально М. М. Пришвин хотел дать своему произведению другое название – «Друг человека». Травка в «Кладовой солнца» - это зеркало человека. Она отражает самые добрые, самые лучшие, самые достойные его качества.

Сказки - это одна сторона творчества М. М. Пришвина. Впереди рассказы, очерки, повести, роман, дневники... Он по праву занял своё место в богатой русской литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стилистические особенности английской сказки( на материале английской литературной сказки А.Милна “ The Princess Who Couldn`t Laugh”)

Сказка- искусство, способное приводить в трепет ребенка, очаровывать, заставлять задуматься взрослого. Развлекательный характер сказок не противоречит их идейной устремленности. Сказки реагирует на не...

Методичeская разработка открытого интегрированного занятия на тему "Передача стилистических особенностей русской народной музыки в авторском произведении В. Римши «Как у бабушки Арины»

Методичeская разработкаоткрытого интегрированного занятия инструментального (шумового) ансамбля и младшего хора «Веселые голоса»хоровой студии «Камертон» ГОУ ДОД ДДЮТ Выборгского ...

Стилистические особенности сонетов Шекспира

Целью работы является попытка проанализировать сонеты Шекспира о любви и выявить стилистические особенности,  посредством которых автор достигал строгой поэтической формы....

Стилистические особенности масленичных песен

Урок в 4 классе "Музыка моего народа"...

Стилистические особенности хохломской росписи

Знакомство с хохломской росписью на занятиях внеурочной деятельностью происходит через создание проблемной ситуации. Дети проявляют интерес к культуре и истории своего народа: наблюдают, сравнивают, в...

Реферат "Стилистические особенности сонат Й.Гайдна и В.Моцарта"

Два гениальных музыканта 18-го века - Й.Гайдн и В.Моцарт - совершили настоящее чудо: начав с самых простых форм, пройдя путь, которым шли многие их современники, они совершили переход в иное качество,...