Стилистические особенности хохломской росписи
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, класс) на тему
Знакомство с хохломской росписью на занятиях внеурочной деятельностью происходит через создание проблемной ситуации. Дети проявляют интерес к культуре и истории своего народа: наблюдают, сравнивают, высказывают своё мнение, делают выводы об особенностях хохломской росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stilisticheskie_osobennosti_hohlomskoy_rospisi_urok.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
города Омска «Гимназия № 75»
Стилистические особенности Хохломской росписи
1 класс
Бардина Любовь Алексеевна,
учитель изобразительного искусства
Омск-2013
Оглавление
1. Введение 3
2. Технологическая карта занятия «Стилистические особенности
Хохломской росписи» 5
3. Заключение 13
4. Литература 14
- Введение
В 2010 году в пилотном режиме в гимназии были введены ФГОС НОО. Стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным результатам. Неотъемлемой частью стандарта является внеурочная деятельность. В этой связи возникла необходимость создания программ внеурочной деятельности, которые помогут формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Мною разработана программа «Весёлая палитра» для учащихся начальных классов.
Актуальность данной программы в том, что она направлена на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
К программе были разработаны технологические карты для каждого занятия. Занятие «Стилистические особенности Хохломской росписи» построено на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет включить обучающихся в активную практическую деятельность. Учителем созданы условия для формирования универсальных учебных действий. Занятие организовано таким образом, чтобы поддерживать мотивацию к данному виду деятельности. Комфортные условия, доброжелательный настрой способствуют тому, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным. Основная форма работы на занятии – творческая мастерская. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимся общий план работы, поиски композиции, цветовое решение, формулируется цель и задачи занятия (регулятивные УУД). Знакомство с хохломской росписью происходит через создание проблемной ситуации (познавательные УУД). В процессе аналитической деятельности по изучению росписи, обучающиеся наблюдают, сравнивают, высказывают своё мнение, делают вывод об особенностях росписи (регулятивные УУД). Дети проявляют интерес к культуре и истории своего народа.
В ходе индивидуальной деятельности обучающиеся создают растительные композиции для украшения предметов. Обучающиеся используют выразительные средства изобразительного искусства: линию, цвет, композицию для выполнения собственного художественно-творческого замысла, находят удачную композицию. Приобретая такие предметные умения, ребёнок получает возможность осваивать программу по изобразительному искусству на повышенном уровне.
У ребят повышается мотивация, они получают удовлетворение от результатов собственной художественно-творческой деятельности (личностные УУД). Завершая работу, обучающиеся проводят рефлексию своих действий на занятии (коммуникативные УУД). Оценивают свою деятельность по критериям: активное участие в обсуждении, индивидуальность композиции, передача особенностей росписи.
Таким образом, универсальные учебные действия формируются в неразрывном единстве урочной и внеурочной деятельности.
- Технологическая карта занятия «Стилистические особенности Хохломской росписи»
Учитель: | Бардина Любовь Алексеевна, учитель изобразительного искусства БОУ г. Омска «Гимназия № 75» | |||
Класс: | 1 | |||
Программа внеурочной деятельности студии изобразительного искусства «Весёлая палитра» | ||||
Направление | Общекультурное | |||
Кружок | изобразительное искусство (внеурочная деятельность студии изобразительного искусства «Веселая палитра») | |||
Тема занятия: | «Стилистические особенности Хохломской росписи» (тема трехчасового занятия «Хохломские ложки и миски») | |||
Тип занятия: | изучение нового материала (1 занятие). | |||
Цель: | развитие учебно-познавательного интереса к народному творчеству, через анализ и выявление стилистических особенностей хохломской росписи, в ходе групповой деятельности в сотрудничестве с учителем | |||
Задачи: |
| |||
Результаты: | Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
| |||
Этапы занятия | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат |
Орг. момент | Готовность к уроку | Организует работу обучающихся с положительным эмоциональным настроем. Мотивирует на успешность. | Проверяют свою готовность к занятию. Настраиваются ко взаимодействию и сотрудничеству. | Включение в работу на личностно – значимом уровне |
Актуализация знаний | Актуализация знаний о традициях народных художественных промыслов | 1. Создает ситуацию по определению стилистических особенностей Хохломской росписи (предлагается экскурсия к мастерам народных художественных промыслов). На интерактивной доске расположены фотографии с изображением изделий Городецкой росписи, Дымковской игрушки, Хохломской росписи, технологии их изготовления. На учительском столе представлены образцы изделий народных художественных промыслов. - Назвать какие народные художественные промыслы здесь представлены? 2. Организует наблюдение детей; предлагает сравнить внешний вид изделий; организует коллективную дискуссию, подводящую к тому, что существует различное написание узора на предметах. -Определить название узора? - Какие особенности росписи вы заметили на предметах, которые вы видите впервые? | Знакомятся с заданием, сравнивают, анализируют, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. - Городецкая роспись. Дымковская игрушка. - Один предмет видим впервые (возникает диалог, где каждый ребенок высказывает свое мнение о том, что увидел) - Цвет: черный, красный, золотой. - В росписи видим травинки и завитки, а также цветы и ягоды. | Знание стилистических особенностей народных художественных промыслов. Умение слушать собеседника, вести диалог, высказывать свою точку зрения. Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (с детьми в группе) |
Постановка учебной задачи | Организация работы по представлению темы и цели урока | Создает ситуацию для совместной постановки цели и задач. Мотивирует обучающихся на дальнейшую работу. - Это народный художественный промысел, который называется Хохломская роспись. Рассмотрите узор на представленных изделиях. - Сформулируйте тему нашего занятия.
- Задайте вопросы которые возникли у вас? - Сформулируйте цель нашего занятия. | Анализируют полученную информацию. Пытаются сформулировать тему и цель урока. - Тема занятия: «Хохломская роспись» («Стилистические особенности Хохломской росписи») - Почему только три цвета? - Как называется такой узор, в котором нарисованы различные завитки? - Как выполняет такую роспись мастер? - Цель занятия: познакомиться с особенностями Хохломской росписи. | Самостоятельное определение темы и цели занятия. Формирование познавательного интереса к традициям народных художественных промыслов. |
Открытие нового знания | Организация деятельности по определению стилистических особенностей Хохломской росписи. | Организует деятельность по определению стилистических особенностей Хохломской росписи. Предлагает рассмотреть и сравнить изделия народных художественных промыслов, цветовое решение и написание узора. - Какие материалы используют мастера для изготовления своих изделий? - Какой цвет применяют в росписи? - Что изображают в Хохломской росписи? - Какие приемы используют в написании узора? | Рассматривают предметы (народные художественные промыслы), сравнивают, анализируют, делают вывод. - Городецкая роспись – дерево, Дымковская игрушка – глина, Хохломская роспись – дерево. _ Городецкая роспись – многоцветная, Дымковская игрушка – многоцветная, Хохломская роспись – три цвета (черный, красный, золотой). - В росписи рисуют травинки, листья, цветы, ягоды (растительный узор). - Узор выполняется от руки. Высказывают свое мнение, озвучивают открытие нового знания, формулируют вывод. | Совместное решение проблемы по определению стилистических особенностей росписи. Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса к традициям народных художественных промыслов. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Осуществление и анализ объектов с выделением существенных признаков. Умение слушать собеседника, вести диалог, высказывать свою точку зрения. Умение проводить рефлексию своих действий на занятии |
Первичное закрепление | Организация практической деятельности с использованием новых знаний (работа в группах – творческие мастерские) | Организует ситуацию подтверждения своего открытия. Предлагает отработать простейшие приемы Хохломской росписи (выполнение упражне6ния кистью без предварительного рисунка). | Выполняют простейшие приемы росписи (растительный узор). | Положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности. Умение работать в группе. Умение выполнить простейшие приемы росписи. |
Обобщение и систематизация знаний | Закрепление полученных знаний. | Организует работу обучающихся по закреплению знаний. Предлагает выполнить самостоятельно цветочную композицию, используя стилистические особенности Хохломской росписи (работа в творческих мастерских по группам) | Выполняют задания, опираясь на новые знания (работа в творческих мастерских по группам). | Применение полученных знаний в практической деятельности. Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Умение сравнивать, анализировать, выходить на собственное открытие. Умение определять особенности росписи и выполнять простейшие приемы росписи. |
Рефлексия | Формирование ценностного отношения к совместной деятельности | Создание ситуации для осмысления всей работы на занятии. Предлагает оценить свою деятельность по определенным критериям:
| По этим критериям ставят себе оценку по 3-х бальной системе | Определение успешности на занятии. Умение провести рефлексию своих действий на уроке. |
Рекомендации по подготовке и проведению занятия:
- в качестве наглядного материала желательно представить изделия хохломских мастеров народных художественных промыслов; - в презентации раскрыть технологию работы над изделием, показать последовательность росписи.
3. Заключение
В процессе занятия были актуализированы знания, связанные с традициями народных художественных промыслов, а так же организована деятельность по анализу и определению стилистических особенностей хохломской росписи, отработаны навыки выполнения приемов цветочной росписи. В ходе занятия у младших школьников формировались универсальные учебные действия: ребята учились выражать свои мысли, планировать работу, сравнивать, сверять с образцом, оценивать результат в соответствии с критериями.
Обучающимися создано самостоятельное композиционное решение с использованием особенностей хохломской росписи. В творческих работах выражен эмоциональный отклик, интерес к выразительным средствам народного искусства, с помощью которого ребята по-новому познают красоту родной природы – истока народной росписи.
- Литература
- Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Составитель Савинов Е.С. - М.: «Просвещение», 2011
- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.2 под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: «Просвещение», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация открытого занятия “Райские птицы” (в стиле хохломской росписи)
Когда-то вместо слова “орнамент” в России говорили “узорочье”......
Презентация к уроку ИЗО в 5 кл. " Последовательность выполнения хохломской росписи"
Презентация "Последовательность выполнения хохломской росписи" составлена в помощь учащимся при выполнении задания по изучаемой теме....
Методическая разработка учебного занятия "История возникновения хохломской росписи"
Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО.Разработка включает теоретическую часть по изучению истории возникновения хохломской росписи и практическую ча...
Методическая разработка учебного занятия "История возникновения хохломской росписи"
Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО.Разработка включает теоретическую часть по изучению истории возникновения хохломской росписи и практическую ча...
Открытое занятие по теме: "Разживка элементов композиции хохломской росписью"
Учитывая ранее изученные знания, умения и навыки по народным промыслам, воспитанники разживляют - украшают элементы композиции хохломской росписью. Соединяют расписные, деревянные детали в единое цело...
Занятие "Композиция в хохломской росписи"
Изучение основ композиционного построения в хохломской росписи....
Изготовление костюма для театра моды с элементами хохломской росписи.
Вот уже третий год я занимаюсь в студии моды в нашей школе. На занятиях мы сами придумываем, разрабатываем и изготавливаем свои костюмы для показа мод. Кроме этого продумываем прически, макияж, обувь,...