Учебный проект по литературе "А. С. Пушкин. Поэма "Полтава"
проект по литературе (7 класс)

Милованова Н. Г.

Учебный проект по литературе. "Поэма А. С. Пушкина "Полтава". 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_proekt_a._s._pushkin._poema_poltava.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Патриот» с кадетскими классами

имени Героя Российской Федерации Дейнеко Юрия Михайловича»

Учебный проект по литературе

«А.С. Пушкин. Поэма «Полтава»

Выполнила: Милованова Анастасия Романовна,

ученица 7 «Г» класса

Руководитель: Милованова Н. Г,

учитель русского языка и литературы

Энгельс

2024 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................3

1. Теоретическая часть..................................................................................................4

Историческая основа поэмы...............................................................................4

Сюжет....................................................................................................................7

Главные герои поэмы «Полтава», их характеристика.

Образы Мазепы, Кочубея Сопоставление образов Петра I и Карла XII……..8

Проблематика произведения.............................................................................10

2. Практическая часть (презентация)...................................................................11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................11

Актуальность темы: любое произведение – это комплексное отражение реальности, а объекты культуры не могут быть корректно восприняты без понимания, какие исторические события оказали на них влияние. Попытка абстрагироваться от совокупности символов приводит к неверной интерпретации произведения. «Полтава» Пушкина в данном случае – классическая иллюстрация того, какие оттенки смыслов может потерять произведение, если не принимать во внимание исторический и литературный контексты.

Цель работы: определить исторический и литературный контексты «Полтавы» и более полно охарактеризовать содержание поэмы.

Задачи исследования:

Выяснить, на каких исторических фактах основывается поэт;

Сопоставить, как Пушкин создает основные образы поэмы

Выявить проблематику произведения

Исследование проведено при помощи соответствующей методологии. Во-первых, применен литературоведческий анализ на основе сочетания историко-литературного и структурного методов. Во-вторых, использован историко-генетический метод – он необходим, чтобы объяснить, каковы политические события, определившие характеры героев и описания тех или иных исторических фактов.

Объект исследования: поэма «Полтава» Пушкина.

Предмет исследования: литературный и исторический контексты поэмы: то, как историческая и литературная реальность соотносятся с их изображением в «Полтаве». Проведено изучение политической ситуации в России в конце 1820-х гг (как и в какой степени она определила идейное содержание поэму); воздействия идеологий (и исторических личностей как носителей идеологий

Теоретическая часть

  1. Историческая основа поэмы

Еще с лицейских лет Пушкин с интересом изучал исторические труды. В его библиотеке насчитывалось более 400 книг по отечественной и мировой истории. Особенно поэт выделял 12-томную «Историю государства Российского» Н. Карамзина, этот труд он считал «гражданским подвигом» историка. Благодаря Карамзину Пушкин увлекся русской историей, стремясь понять закономерности исторических процессов. Пушкин стал в русской литературе единственным и феноменальным поэтом-историком.

В творческой биографии Александра Сергеевича Пушкина создано немало произведений на историческую тему. Одним из них стала поэма «Полтава». В апреле 1828 г. Пушкин начал писать поэму, основой сюжета которой была история любви гетмана Мазепы и Марии Кочубей. Но спустя некоторое время замысел решил изменить и работу приостановил. Вновь обратился к поэме осенью и записал ее «в несколько дней». Романтическое приключение отошло на второй план, главным в сюжете стало сражение 1709 г. под Полтавой. Эти изменения превратили романтическое произведение в историко-героическую поэму.

Поэма «Полтава» была напечатана в марте 1829 г. В ней есть трогательное посвящение. Адресовано оно Марии Раевской (в замужестве Волконской), последовавшей за мужем-декабристом в Сибирь на каторгу.

В поэме «Полтава» повествуется о знаменательных событиях эпохи Петра I, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории Российского государства. У этих событий была непростая для России предыстория. В XVII в. Швеция, будучи самой могущественной страной северо-восточной Европы, захватила русские земли на Балтийском побережье. Россия была лишена выхода к Балтийскому морю, что ограничивало ее экономическое развитие. Петр I стремился восстановить права России на свои исконные земли. В 1700 г. началась война России со Швецией, которая обладала хорошо подготовленной армией с отличным вооружением. Возглавлял шведскую армию незаурядный полководец, король Карл XII, прославившийся своей храбростью и военными победами. Северная война длилась более 20 лет и стала для русской армии суровой боевой школой. 20 ноября 1700 г. плохо вооруженная русская армия была разбита шведами под Нарвой.

После поражения Петр I занялся преобразованием и перевооружением армии. И через год русские нанесли первое поражение шведской армии, заняли земли у Ладожского озера, взяли штурмом шведские крепости по Балтийскому побережью и у Невы, отвоевали Нарву.

В 1703 г. в устье Невы началось строительство Петропавловской крепости, ставшее отправной точкой в основании Петербурга. Швеции было тяжело смириться с утратой своего господства на Балтийском море. Карл XII принял решение оттеснить Россию от Балтики, в 1708 г. шведская армия вторглась на русские земли и устремилась к Москве. Но противостояние русских войск принудило шведов повернуть на Украину. Оттуда Карл собирался предпринять вновь поход на Москву, надеясь на помощь своего тайного союзника – украинского гетмана Мазепы.

Иван Мазепа ранее пытался завоевать доверие у молодого Петра I, доказывал свою преданность, принимая участие в походах против турок. Гетман сыскал расположение Петра I, когда уверил его, что отказался от предложений польского короля и крымского хана заключить союз против русского царя. Петр наградил гетмана «за веру и верность» орденом Андрея Первозванного, стал доверять, не верил доносам, считая, что их пишут завистники и клеветники, которых он сурово наказывал.

Такая участь постигла генерального судью Малороссии Василия Кочубея, который выдал тайный умысел Мазепы Петру, чтобы отомстить за нанесенное его семье бесчестье. Доносу Кочубея и его соратника Искры не поверили, их подвергли допросам и пыткам, после выдали Мазепе, казнившему своих недругов.

Однако Мазепа, мечтавший о малороссийском троне, тайно сотрудничал с противниками Петра: крымским ханом, польским королем, турецким пашой, с казачьими вольницами Запорожской Сечи и Донских земель. Он готов был поднять мятеж против Москвы.

Поход шведов на Москву и союз с Карлом XII предоставлял возможность изменнику осуществить свои планы. Мазепа Петр, безгранично веривший гетману, ждал от него поддержки на Украине в борьбе со шведами. Он вызвал Мазепу в Москву, чтобы обсудить вопросы обороны, но тот сказался смертельно больным.

Когда шведы оказались на Украине, «выздоровевший» гетман со своим ближайшим окружением перешел на сторону шведского короля. Однако к Мазепе присоединилось только около 4,5 тыс. недовольных казаков. Петр I, узнавший о предательстве Мазепы, велел выпустить для гетмана пятикилограммовую награду в единственном экземпляре – «Орден Иуды».

Весной 1709 г. шведы взяли в осаду Полтаву, поджидая подхода союзнических армий: татар Крыма, турок, поляков. К Полтаве вскоре подошли основные силы русской армии во главе с Петром. 8 июля 1709 г. было дано сражение, которым руководил Петр I с помощью своих соратников: Меньшикова, Шереметьева, Репнина, Брюса, Боура и др. Шведский король был вынужден отказаться от командования сражением из-за случайного ранения в ногу накануне. Его на поле боя вынесли на носилках.

Ход битвы в поэме описан предельно достоверно. Шведы не раз предпринимали неистовые атаки, которые отражались огнем артиллерии русских. Часть шведских отрядов под командованием генерала Розена в беспорядке бежала, колонны генерала Шлиппенбаха были взяты в плен Меньшиковым. Контратака, которую возглавил сам Петр, сокрушила противников окончательно. Обратившиеся в бегство шведы преследовались до Днепра русской конницей, там остатки «несокрушимой» армии сдались в плен.

Карл и Мазепа чудом избежали плена, сбежав в Бессарабию. Победа под Полтавой окончательно разрушила уверенность в боевом превосходстве Швеции, утвердила позиции России в Европе и на Балтике.

Победа в Великой Северной войне была предрешена, хотя она завершилась в 1721 г. после заключения Ништадтского мирного договора, но удача теперь всегда была на стороне русских.

Пушкиным в поэме «Полтава»соблюдена точность в описании деталей битвы и образов ее участников. Но в освещении личной драмы дочери Кочубея исторические сведения дополнены литературным вымыслом. Мария Кочубей в реальности звалась Матреной, она действительно сбежала в 1704 г. с Мазепой, но была возвращена домой. История сумасшествия Марии вымышлена.

  1. Сюжет поэмы

Поэма «Полтава» начинается восхвалением богатейшего и влиятельного человека в Малороссии – Кочубея. Старый судья испытывает чувство гордости за свою дочь Марию. К ней многие сватались, но она всем отвечала отказом. Ей мил только гетман Мазепа, бывший другом Кочубея и ее крестным отцом. Когда родители не дали согласия на предложение Мазепы, Мария решается на побег. Кочубей жаждет мести за коварство бывшего друга. Он и полковник Искра предупреждают Петра I об измене гетмана. Но царь доносу не поверил, приказал наказать клеветников. Гетман Кочубея и Искру собирается казнить. Мать Марии умоляет дочь помочь спасти отца. Мария отказывается поверить услышанному, она теряет рассудок.

Утром после казни Мария исчезает.

После появления шведских войск на Украине, гетман присоединяется к Карлу XII. Мазепа своему товарищу Орлику рассказывает о давнишней обиде на царя и желании отомстить.

Центральными эпизодами в поэме «Полтава»являются описания Полтавской битвы и пира после победы с участием Петра. Битва представлена чередой динамично сменяющих друг друга картин. Стремительность военных действий, напряженность боя переданы с помощью многочисленных глаголов и отглагольных существительных. Из метких слов, как из осколков, складывается мозаичная батальная картина. «Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон…»

После разгрома шведской армии Карл и Мазепа спасаются бегством. Остановившись на ночлег около разоренного поместья Кочубея, Мазепа встречает безумную Марию, она странно заговаривает, после исчезает.

Карл и Мазепа направляются в турецкие земли, Мазепа в пути умирает. Карл, окончательно разбитый турками, возвращается домой.

История Мазепы еще до Пушкина была описана в поэмах Д. Байрона «Мазепа» и К. Рылеева «Войнаровский». Но произведение Пушкина – это уже не поэма с романтической интригой любовных отношений и историей предательства. В центре романтического повествования появляются картины героического эпоса, в сценах Полтавского сражения упоминается множество исторических персонажей.

Из-за использования разных жанров в пределах одной поэмы композиция «Полтавы» усложнена. Повествование начинается с семейной драмы Кочубея, далее представляется как общая для всех трагедия. Личности героев поэмы «Полтава» по ходу развития сюжета получают оценку с исторической точки зрения. Оттого окончательным названием поэмы стала «Полтава», а не «Петр Великий» или «Мазепа», определяя тем самым общеисторическое значение битвы под Полтавой.

Обращаясь к реальным фактам истории, Пушкин подводит к мысли, что в исторических событиях существенную роль играет не слепая власть судьбы или роковая случайность. Существуют закономерности, определяющие исход тех или иных событий, когда вчерашний победитель оказывается побежденным, слабый воин – достойным противником, друг становится предателем, соратник – изменником.

Главные герои поэмы «Полтава», их характеристика Образы Мазепы, Кочубея и др. Сопоставление образов Петра I и Карла XII, их сравнительная характеристика

Кочубею по сюжету отводится прежде всего роль оскорбленного отца, решившего отомстить своему бывшему сподвижнику Мазепе. Генеральный судья доносит об измене бывшего друга не из верности долгу, а из чувства злобной мести. Но по ходу повествования в образе Кочубея проявляются сила, стойкость, мужество. Он с чувством достоинства, не прося о пощаде своего врага и обидчика, принимает казнь. Украинская ночь перед казнью стала символом «душной темной тюрьмы» Кочубея, честь которого сломили пытками, заставив признаться в «клевете». Украинская ночь звездами, как «обвинительными очами» следит за мраком души Мазепы.

Врагом Мазепы после предательства становится Петр I, но его вражда лишена «личных» мотивов, ему ненавистен изменник государства. Образ Мазепы первоначально виделся Пушкину как главный, даже назвать поэму он хотел его именем. Во всех сюжетных линиях присутствует этот персонаж. Он – герой любовной истории и виновник трагедии семьи Кочубея. Он и участник политических заговоров: тщательно готовит измену, принимает участие в тайных переговорах.

Мазепа проявляет себя как мстительная, властолюбивая, страстная личность с сильным характером. Гетман лукав и осторожен, он тщательно скрывает страсти, бурлящие в его душе. Открывшись в предательских планах Марии, он уверяет, что любовь к ней для него дороже власти. Ночью перед казнью отца своей возлюбленной он размышляет о неизбежности такого решения, понимая, что рискует потерять любовь Марии.

На примере судьбы Мазепы показан парадокс власти, которая обрекает человека на потери или жертвы. Мазепа, одержав победу над Кочубеем, предал и погубил Марию, утратил свою власть над ней. Победив личного врага, он сам уже обречен на поражение от русского царя, который стал его врагом. Гетман Украины, потеряв доверие своего покровителя, не только не получил полной свободы, но и окончательно потерял собственную власть, стал зависим от чуждого его интересам Карла.

Мазепа представлен не патриотом, готовым на все ради вольности своей родины, а лицемерным властолюбцем, способным на предательство. В финале безумная Мария говорит Мазепе, что принимала его «за другого», «идеального властителя». Она сравнивает его с тем, каким он казался ей раньше: «прекрасным» человеком, в чьих глазах блестела любовь. У него были «усы белее снега», на них теперь Марии видится «застывшая кровь», как у вампира. В судьбе Марии передана тема частного человека, попавшего под колесо истории. Юная Мария Кочубей разумна, красива и доверчива. Влюбленная девушка не догадывается об интригах Мазепы, не верит, что может свершиться казнь отца.

Когда ей открывается правда в разговоре с матерью, потрясенная Мария, осознав страшную реальность и коварство возлюбленного, убегает от Мазепы. Она теряет рассудок и смысл жизни, который был для нее в любви. Ради любви она проявила силу воли, ушла из родного дома, пренебрегла церковными запретами, снесла проклятие родителей, позор в обществе. Неожиданно девушка стала жертвой страшных политических интриг, и это разрушило ее жизнь.

В заключительных строках поэмы говорится, что история о несчастной девушке сохранилась в песне слепого бродячего певца.

Центральным образом поэмы является образ Петра I. Петр I показан незаурядной личностью с сильным и независимым характером. В отличие от остальных персонажей, он в своих поступках руководствуется не жаждой славы, власти или мести, а стремлением к государственным деяниям, он прежде всего патриот своей страны. Пушкин полагает, что благодаря «гению Петра» возмужала в смутное время Россия. В образе Петра-полководца олицетворяется могущество зарождающейся империи. Царь готов драться за правое дело, «свыше вдохновенным» звучным голосом он воодушевленно взывает к войску: «За дело, с богом».

Портрет Петра написан краткими, отрывистыми предложениями, подчеркивающими динамичность, стремительность его грозного и одновременно привлекательного облика: «лик ужасен», «глаза сияют», «движенья быстры», «он прекрасен», «как божия гроза».В поэме «Полтава» Петр I предстает, как лидер, «толпой любимцев окруженный». После победы на пиру он проявляет великодушие, угощая не только своих соратников, но и плененных шведов, поднимает кубок за здоровье своих врагов, научивших русских воевать. Петр представлен как подлинный герой истории, которому Полтавский бой стал«нерукотворным памятником».

Образу Петра противопоставлен образ Карла XII. Если Петр на поле брани полон энергии и задора, то раненый Карл, лежащий на носилках, неподвижен, слаб и бледен. Молодой король – храбрый и гордый воин. Но политический противник русского царя тщеславен и честолюбив, он увлечен захватническими войнами, этого «воинственного бродягу» не слишком интересуют дела государственные. Карл предвкушал победу в Полтавской битве, но увидев не расстроенные ряды «нарвских беглецов», а стройные полки русской армии, осознал вероятность поражения. Мазепа оценил короля, как «бойкого и отважного», но упрямого, нетерпеливого и легкомысленного мальчика, в котором он горько ошибся, поняв, что ему не победить «самодержавного великана» Петра. Пушкин показал в поэме «Полтава», что триумф над армией Карла XII – это закономерный результат преобразований российского государства и морального превосходства Петра и его соратников над своими политическими соперниками.

Проблематика произведения

В поэме «Полтава» подняты проблемы морали, веры и преданности, не только себе самому, но и к окружающим. Пушкин хотел показать, что несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы, строго следовать своим принципам и, главное – любить свою родину. Писатель – патриот своей страны, он с преданностью и уважением относился к императору Петру Первому. Ценил его за большой вклад в общее развитие России.

Заключение

Поэма «Полтава» считается одним из сложнейших произведений Пушкина со стилистической, жанровой и языковой точки зрения. Оригинальным образом в этом тексте сливаются эпическое и лирическое начала, романтическая и государственная сюжетные линии. Александр Сергеевич затрагивает в своем тексте такие вопросы, как судьба страны и отношения народа с европейцами. Он также касается проблемы истинного патриотизма, единения братских народов.

Будучи блистательным мастером, Пушкин умело показывает войну не как политическую борьбу за официальную территорию, но и как страшнейшее событие в судьбах отдельных личностей.


Список литературы:

1.

1.

#1040;.С. Пушкин «Полтава»

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Что ели да пили во времена Пушкина"

Интегрированный проект выполнен ученицами 8 класса, содержит интересную информацию о кулинарных пристрастиях великого поэта, о быте и нравах тех времён....

Учебный проект "Честь и совесть человека". Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций.

Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций. Мы попробовали провести грань между понятиями "честь" и "совесть"...

Учебный проект. "Пушкиниана"

Данный проект предполагает изучение творчества А.С. Пушкина с 5 по 9 класс с использованием такого метода , как учебная экскурсия  в условиях реализации ФГОС....

Методическая разработка учебного проекта «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина и Б. Зворыкина»

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Сказки  А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина  и Б. Зворыкина». Учебный проект разработан д...

Методическая разработка учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы»

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы». Учебный проект разработан для учащихся 8 кл...

Дидактический материал к учебному проекту "Пушкинская эпоха в литературе" ( буклет "Москва в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин").

Буклет разработан в качестве дидактического материала к урокам учебного проекта "Пушкинская эпоха в литературе первой трети 19 века"....

Дидактический материал к учебному проекту "Пушкинская эпоха в литературе" ( буклет " Москва в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин").

Буклет разработан в качестве дидактического материала к урокам учебного проекта "Пушкинская эпоха в литературе первой трети 19 века"....