Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 276.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
« ЛИТЕРАТУРА»
для 9 класса
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 99 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа составлена с учетом учебного плана Гирьянской СОШ и рассчитана на 99 учебных часов (3 часа в неделю). Учебный год составляет 33 учебных недели.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Словари и справочники:
- Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
- М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
- Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
- Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2013.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:
Эскимо, 2008
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи |
Введение. | 1 | |
Литература Древней Руси | 5 | 2 |
Русская литература ХVIII века | 9 | |
Из русской литературы I половины ХIХ века | 3 |
|
А.С.Грибоедов «Горе от ума» | 5 | 2 |
Творчество А.С.Пушкина | 16 | 2 |
Творчество М.Ю.Лермонтова | 11 | 1 |
Творчество Н.В.Гоголя | 3 | 1 |
Русская литература второй половины ХIХ века | 4 | 1 |
Русская литература ХХ века. Проза | 10 | 1 |
Из современной литературы | 15 | 1 |
Из зарубежной литературы | 5 | |
Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 4 | |
Итого | 89 | 10 |
Содержание тем учебного курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
.
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Квинт Гораций Флакк. Слово о поэте. «К Мельпонеме»
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам
через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Календарно-тематическое планирование по литературе
9класс (99 часов)
№ уро ка |
Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата прове дения | ||||||||||||||||
План. | Факт. | |||||||||||||||||||
1 | Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | 1 | пересказ статьи учебника | |||||||||||||||||
Литература Древней Руси (5 +2ч) | ||||||||||||||||||||
2 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы | 1 | читать «Слово» | |||||||||||||||||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | выразит чтение | |||||||||||||||||
4 | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения | 1 | выраз. чт. Эпизода , устное сочин. | |||||||||||||||||
5 | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения | 1 | ответить на вопрос | |||||||||||||||||
6 | Поэтическое искусство автора в «Слове…» | 1 | анализ образа автора | |||||||||||||||||
7 | РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны» | 1 | выучить отрывок | |||||||||||||||||
8 | РР Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…» | 1 | написать сочинение | |||||||||||||||||
Русская литература 18 века (9ч) | ||||||||||||||||||||
9 | Характеристика русской литературы ХVIII века | 1 | прочит.статью учебн, с.42 вопрос2 | |||||||||||||||||
10 | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка | 1 | подгот.пересказ биогр. с.50, вопросы | |||||||||||||||||
11 | М.В.Ломоносов «Вечернее размышление» | 1 | выраз. чтение | |||||||||||||||||
12 | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | 1 | прочит. и пересказ. статью о Державине | |||||||||||||||||
13 | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в оде «Властителям и судиям». | 1 | выразительн. чтение, ответить на вопрос | |||||||||||||||||
14 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»). | 1 | выучить. индивид. зад. | |||||||||||||||||
15 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. | 1 | читать повесть «Бедная Лиза» | |||||||||||||||||
16 | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. | 1 | подготовить хар-ку главн. героев по плану | |||||||||||||||||
17 | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», «Осень» | 1 | ответ. на вопросы | |||||||||||||||||
Из русской литературы 1 половины 19 века ( 3ч) | ||||||||||||||||||||
18 | Золотой век русской литературы (обзор) Поэзия 19 века. Романтизм. | 1 | пересказ лекции | |||||||||||||||||
19 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. | 1 | устное размышление по вопросу, прочит. балладу «Светлана» | |||||||||||||||||
20 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Лирический герой | 1 | выуч.отрыв.,подготов. рассказ о.Грибоедове | |||||||||||||||||
А.С.Грибоедов «Горе от ума» (5 + 2ч) | ||||||||||||||||||||
21 | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. | 1 | прочит.1 д. комедии, выпис. опр. понятий:. «комедия, конфликт, сюжет» | |||||||||||||||||
22 | «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | подготов. ответ на вопрос, чит. 2д., | |||||||||||||||||
23 | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии «Горе от ума» | 1 | прочит. 3 д. | |||||||||||||||||
24 | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия комедии «Горе от ума» | 1 | прочит. 4 д., рассказ об одном из героев | |||||||||||||||||
25 | «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия комедии «Горе от ума» | 1 | письменный ответ на вопрос | |||||||||||||||||
26 | РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой | 1 | подобрать цитаты к сочинению | |||||||||||||||||
27 | РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | написать сочинение | |||||||||||||||||
А.С.Пушкин (16 + 2ч) | ||||||||||||||||||||
28 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | 1 | составить небольшой сборник стихов, на-писать вступление | |||||||||||||||||
29 | Основные мотивы лирики А.С.Пушкина | 1 | выразит. чтение | |||||||||||||||||
30 | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина «К Чаадаеву» | 1 | ответить письменно на вопрос. выуч. | |||||||||||||||||
31 | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина «К морю» | 1 | выраз. чтение наизусть | |||||||||||||||||
32 | Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стих | 1 | письменно проанализ. стих. | |||||||||||||||||
33 | Стихотворение «Анчар»- суровое обличение деспотизма | 1 | ответить на вопрос | |||||||||||||||||
34 | Любовная лирика А.С.Пушкина | 1 | выразит чтение стих. | |||||||||||||||||
35 | РР Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) | 1 | прочит. анализ поэмы Белинского | |||||||||||||||||
36 | «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства» | 1 | ответить на вопрос. | |||||||||||||||||
37 | «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Реализм | 1 | перечитать 1 главу, выраз. чт.наизусть 1,2 строфы романа | |||||||||||||||||
38 | Онегин и столичное дворянское общество | 1 | перечитать 2 и 5 главы | |||||||||||||||||
39 | Онегин и поместное дворянское общество | 1 | перечитать главы 2,3 | |||||||||||||||||
40 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 | письменный ответ на вопрос | |||||||||||||||||
41 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 1 | выуч. наиз. письмо Татьяны, чит.гл.4,8 | |||||||||||||||||
42 | «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин | 1 | ответить на вопрос | |||||||||||||||||
43 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | 1 | составить рабочий план сочинения | |||||||||||||||||
44 | В творческой лаборатории А.С.Пушкина | 1 | подгот. к соч. | |||||||||||||||||
45 | РР Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | написать соч. | |||||||||||||||||
М.Ю.Лермонтов (11ч +1ч) | ||||||||||||||||||||
46 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Парус» | 1 | подгот. биограф., выразит. чт. стихотв. | |||||||||||||||||
47 | Судьба поэта в обществе «Смерть поэта» | 1 | выраз. чтение | |||||||||||||||||
48 | Тема Родины в лирике «Родина» | 1 | выучить наизусть | |||||||||||||||||
49 | Эпоха безвременья в лирике поэта. «Дума» | 1 | ответить на вопрос | |||||||||||||||||
50 | Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова. «Поэт», «Пророк» | 1 | выраз.чтение, выучить | |||||||||||||||||
51 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | 1 | выразит. чтение наизусть | |||||||||||||||||
52 | Анализ стихотворений Лермонтова | 1 | анализ стих. | |||||||||||||||||
53 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Первый психологический роман. | 1 | перечитать повесть «Бэла» и составить план | |||||||||||||||||
54 | Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 | пересказ эпизодов | |||||||||||||||||
55 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | 1 | ответы на вопросы | |||||||||||||||||
56 | Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. | 1 | краткий конспект статьи Белинского. | |||||||||||||||||
57 | Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | подгот.сообщение о тв-ве Н.В.Гоголя | |||||||||||||||||
Н.В.Гоголь (3ч + 1ч) | ||||||||||||||||||||
55 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | 1 | подготов рассказ об истор. создания поэмы, чит. гл.1 | |||||||||||||||||
56 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | 1 | чтение глав2,3 | |||||||||||||||||
57 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | 1 | чтение 4,5 глав | |||||||||||||||||
58 | РР Поэма в оценке Белинского. Подг.к соч. | 1 | написать сочинение | |||||||||||||||||
Русская литература 2 половины 19 века (4 + 1) | ||||||||||||||||||||
59 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | 1 | прочитать, ответить на вопросы | |||||||||||||||||
60 | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». | 1 | творч. зад. | |||||||||||||||||
61 | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Смерть чиновника». | 1 | инсценир.чтение,зад.2 | |||||||||||||||||
62 | А.П.Чехов. «Тоска» | 1 | пересказ сцены знакомства героев | |||||||||||||||||
63 | РР Письменный ответ на проблемный вопрос | 1 | написать ответ на вопрос | |||||||||||||||||
Русская литература 20века (10ч + 1ч) | ||||||||||||||||||||
64 | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | 1 | подгот. сообщение | |||||||||||||||||
65 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». | 1 | прочит. рассказ, ответ. на вопросы | |||||||||||||||||
66 | И.А.Бунин. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | прочит. ст. о Блоке, выраз чтение стих | ||||||||||||||||||
67 | А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. | 1 | выучить стих. | |||||||||||||||||
68 | А.А.Блок. Основные темы в творчестве поэта | творческое задание-анализ стих. | ||||||||||||||||||
69 | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. | 1 | прочит. ст. о С.Есенине, пересказ | |||||||||||||||||
70 | С.А.Есенин. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке. | 1 | выучить стих. | |||||||||||||||||
71 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. | 1 | выразит.чтение стих. Наизусть | |||||||||||||||||
72 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 1 | прочит. ст. и «Собачье сердце» | |||||||||||||||||
73 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце» | 1 | творческое задание | |||||||||||||||||
74 | РР Контрольная работа Сочинение по произведениям второй половины ХIХ и ХХ в | 1 | написать сочинение | |||||||||||||||||
Из современной литературы ( 15ч + 1ч) | ||||||||||||||||||||
75 | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | матер. лекции | |||||||||||||||||
76 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Образ Родины в цикле «Стихи о Москве». | 1 | сообщение о Марине Цветаевой , выраз. чт. | |||||||||||||||||
77 | М.И.Цветаева. Трагедия лирического героя в «страшном мире». | 1 | выучить наизусть, | |||||||||||||||||
78 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. | 1 | анализ стих., индив. задание. | |||||||||||||||||
79 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | 1 | выразит. чт . стихов, прочитать ст. | |||||||||||||||||
80 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». | 1 | пересказ рассказа | |||||||||||||||||
81 | М.А.Шолохов «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | 1 | подготов. рассказ «Основные вехи судьбыА.Соколова» | |||||||||||||||||
82 | М.А.Шолохов «Судьба человека». | 1 | творч. зад., проэкт | |||||||||||||||||
83 | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. | 1 | выраз чт. стих., подготовить рассказ о А.Твардовском | |||||||||||||||||
84 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» | 1 | подготов. биограф., читать поэму | |||||||||||||||||
85 | А.Т.Твардовский. «Страна Муравия» | 1 | с. 236 творч.зад. | |||||||||||||||||
86 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика | 1 | пересказ текста, образ Матрены | |||||||||||||||||
87 | Тема «праведничества» в рассказе «Матрёнин двор». | 1 | пересказ фрагмент. повести | |||||||||||||||||
88 | Образ праведницы, трагизм её судьбы | 1 | индив. зад. | |||||||||||||||||
89 | РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | написать сочинение | |||||||||||||||||
Из зарубежной литературы ( 6ч ) | ||||||||||||||||||||
90 | Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | 1 | ||||||||||||||||||
91 | Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и поэтические заслуги .«К Мельпомене» | 1 | ||||||||||||||||||
92 | Ур.вч.Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). | 1 | ||||||||||||||||||
93 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм и общечеловеческое значение героев | 1 | ||||||||||||||||||
94 – 95 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. | 1 1 | ||||||||||||||||||
96 – 97 | Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 2 | ||||||||||||||||||
98-99 | Итоговый тест | 2 |
Изменения, внесенные в распределение учебных часов (по отношению к авторской программе), не помешают обучающимся выйти на уровень стандарта по литературе в части достижения требований к уровню подготовки выпускников.
В связи со спецификой годового календарного графика и праздничных дней планируется
провести 99 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....