Квест «В погоне за творчеством Тютчева»
план-конспект по литературе
Форма проведения: внеклассное мероприятие для старшей школы
Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф. И. Тютчева, акцентируя внимание на 220-летии со дня рождения русского поэта.
Задачи
Воспитательная:
• воспитывать положительную мотивацию к изучаемой дисциплине «Литература», интереса к предмету, убежденности в его значимости, чувство гордости за достижения русской литературы;
Развивающая:
· развивать мышление, воссоздающее воображение, внимание, память, ответственность, нравственные чувства коллективизма, долга, коммуникативную культуру, ориентацию на успех, удовлетворение от результатов собственной деятельности.
Обучающая:
· обобщить и систематизировать знания по теме: «Творчество Ф.И. Тютчева»;
· совершенствовать умение анализировать произведение и соотносить с эпохой, выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 179.43 КБ |
![]() | 666.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Конспект внеклассного мероприятия:
Квест «В погоне за творчеством Тютчева»
Номинация:
«Поэт. Гражданин. Мыслитель»
Подготовила:
Сидоркина Анастасия Владимировна,
Саранск 2023 г.
Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф. И. Тютчева, акцентируя внимание на 220-летии со дня рождения русского поэта.
Задачи
Воспитательная:
- воспитывать положительную мотивацию к изучаемой дисциплине «Литература», интереса к предмету, убежденности в его значимости, чувство гордости за достижения русской литературы;
Развивающая:
- развивать мышление, воссоздающее воображение, внимание, память, ответственность, нравственные чувства коллективизма, долга, коммуникативную культуру, ориентацию на успех, удовлетворение от результатов собственной деятельности.
Обучающая:
- обобщить и систематизировать знания по теме: «Творчество Ф.И. Тютчева»;
- совершенствовать умение анализировать произведение и соотносить с эпохой, выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Форма проведения: внеклассное мероприятие для старшей школы
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Подготовительная работа: подбор информации, разработка презентации, составление буклетов с информацией по теме.
Ход занятия
- Организационный этап:
(1 слайд) На столе лежат две цитаты из произведений Ф. И. Тютчева. Эти цитаты разбиты на части. Каждый из учащихся выбирает себе одну часть цитаты и находит людей, у которых оставшиеся части. Таким образом, собрав все части и составив цитату, учащиеся делятся на несколько команд для дальнейшего взаимодействия и участия в квесте.
(Цитаты для деления на команды:
- Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить.
- Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Деление цитаты на части производится на усмотрение учителя)
- Этап мотивации:
(2 слайд) Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы провести очень увлекательный и полезный квест. Все вы разделились на команды, собрав части цитат воедино. У каждой команды получились цитаты из произведений известного поэта России. Прочитав цитаты, давайте попробуем с вами угадать, про творчество какого автора мы сегодня с вами будем говорить.
Учащиеся: определяют, из творчества какого поэта взять строки.
- Определение темы урока, постановка цели:
(3 слайд) Ребята, вы ответили совершенно верно. «Умом Россию не понять…» и «Люблю грозу в начале мая» - эти отрывки взяты и произведений русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Именно ему и будет посвящен наш квест «В погоне за творчеством Тютчева»
- Основной этап:
(4 слайд) В этом году исполняется 220 лет со дня рождения Ф И. Тютчева. Его поэзия принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения. И сегодня нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца. Хочется надеяться, что его поэзия, которую мы с вами изучали на уроках литературы, не оставила вас равнодушными, вы испытали не мало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова.
Предлагаю начать наш квест.
(5 слайд) Ребята, сегодня утром мне пришло уведомление из электронной почты. Написано, что сообщение от Ф. И. Тютчева, но я не могу посмотреть содержание сообщения, потому что забыла пароль от своей почты. Вы мне поможете вспомнить пароль, чтобы вы вместе смогли узнать, что же содержит в себе письмо?
Для этого необходимо ответить на вопросы викторины «Знаю Тютчева на сотку!». Каждый правильный ответ – одна цифра в пароле. Я точно помню, что всего там было 7 цифр, а вот какие именно… Давайте попробуем угадать. Та команда, которая быстрее соберет пароль, станет на шаг ближе к победе в квесте.
- слайды) Вопросы викторины:
1. На каком из портретов изображен Ф. И. Тютчев? (портреты на слайде)
1. Портрет №1 (Гоголь Н. В.)
2. Портрет №2 (Толстой Л. Н.)
3. портрет №3 ((Тютчев Ф. И.)
- В каком году родился Ф. И. Тютчев?
1. 1813 г.
2. 1803 г.
3. 1900 г.
- Как называлось родовое имение Тютчева?
1. Овстуг
2. Острог
3. Спасское
- Сколько лет Тютчев жил за границей?
1. 9 лет
2. 22 года
3. 15 лет
- Как звали женщину, которой Тютчев посвятил «Денисьевский цикл»
1. Ольга
2. Елена
3. Элеонора
- Какую профессию избрал Ф.И.Тютчев после окончания Московского университета?
1. Учитель
2. Дипломат
3. Инженер
- Назовите мотив, охватывающий все творчество Ф.И.Тютчева.
1. Место человека в мире
2. Одиночество
3. Свободолюбие
(10 слайд) Учитель: Итак, ребята, мы ответили на все вопросы викторины, теперь я надеюсь, что у нас получится войти в почту и прочитать письмо. (Учитель вводит пароль в почту и открывает письмо Тютчева Ф. И.)
Содержание письма:
Суббота
Я имею вам сообщить кой-что касательно своего творчества, друг мой, что желательно было бы решить без отлагательства. Итак, прошу вас, любезнейший, стихи мои были потеряны по пути из Германии. Обращаюсь к вам быть отзывчивым и найти их, выполняя задания квеста.
Весь ваш
Ф. Тютчев
(*стихи были потеряны по пути из Германии. Данная пометка сделана специально, чтобы ученики вспомнили историческую основу из биографии Ф. И. Тютчева, когда А. С. Пушкин опубликовал 24 стихотворения под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» в своём журнале «Современник» за 1836 год.
Стихи именно из этой публикации ребятам и предстоит собрать. Учитель отдает одно из стихотворений команде, которая первая отгадала пароль от почты. Стихотворение «Цицерон»)
Учитель: Ребята, вот такую непростую задачу поставил перед нами Федор Иванович. Я думаю, что мы обязательно ему поможем. Давайте же скорее перейдем к следующему заданию
(11 слайд) Стихи Федора Ивановича Тютчева знакомы нам с раннего детства, они затрагивают различные темы. Одна из них – тема «Времена года».
Ваше второе задание квеста будет заключаться в том, что вам необходимо будет привести строки из произведений Ф. И. Тютчева, посвященные всем четырём временам года.
(12 слайд) (Ответ: Зима – «Чародейкою Зимою околдован лес стоит…»
Лето – "Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство…"
Осень – «Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть…»
Весна – «Любовь земли и прелесть года, весна благоухает нам!»
Команда, назвавшая быстрее все четыре стихотворения, получает произведение №2 из растерянного сборника – «Осенний вечер»
Учитель: Как здорово у нас получается! Осталось совсем немного и ы сможем вернуть Тютчеву его потерянные стихи. Переходим к следующему этапу.
(13 слайд) Этап «Литературные батлы»! Я приглашаю сюда по одному представителю из команд. Ваша задача – прочитать стихи, представленные на слайде. Выигрывает та команда, представитель которой лучше прочитает стихотворение, расставит все паузы правильно и сможет передать настроение. Оценивать данный этап будут независимые судьи. (Учитель может пригласить для оценки этапа учителей или старшеклассников, не участвующих в квесте).
Стихотворение для чтения: «Silentium!»
Учащиеся: читают стихотворение.
(Учитель отдает стихотворение «Бессонница» победившей команде).
(14 слайд) Учитель: Здорово! Насладившись прекрасным прочтением стихотворения «Silentium!», мы спешим перейти к следующему этапу. Вспомните, какие стихотворные размеры вам известны. Определите размеры стиха в следующих отрывках. Условия этапа: отрывки из текстов записаны на отдельных листах. Каждый правильный ответ – 1 балл. На обсуждение – 3 минуты.
1.Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля. (Хорей)
2. С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился. (Ямб)
3. Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали. (Ямб)
(Учитель отдает стихотворение «Весенние воды» победившей команде)
(15 слайд) Учитель: Ребята, как круто у нас получается! Сейчас перед нами стоит последнее задание квеста, пройдя которое, мы соберем все потерянные стихи и сможем отправить их Ф. И. Тютчеву.
Обратите внимание, на слайде вы видите QR-код. Ваша задача – отсканировав QR-код, выполнить задание и назвать мне важные для нашего сегодняшнего квеста слова! Очень прошу вас, выполняя задание по QR-коду, параллельно заполняйте хронологическую линию жизни Тютчева Ф. И. на буклетах.
(QR-код для прохождения задания)
Учащиеся выполняют задание и называют учителю цитату. Команда, которая быстрее выполнит задание, получает последнее стихотворение для сборника «О чём ты воешь, ветр ночной?..»
- Заключительный этап
(16 слайд) Ребята, вот мы и прошли наш квест, помогли Ф. И. Тютчеву собрать все потерянные стихотворения.
В завершении хочется сказать, что сегодня поэзия Ф. И. Тютчева получила всенародное признание. И это лучший памятник поэту.
Тютчева любят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Сборники его стихотворений изданы на многих иностранных языках. Давайте будем хранить память об этом великом поэте, ведь поэзия Тютчева – одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы.
(На слайде представлены QR-код с подробной информацией о жизни и творчестве Ф. и. Тютчева)
Подведение итогов, определение победителей. Всем участникам квеста раздаются сертификаты победителей и призеров.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умом Россию не понять, А ршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Умом Россию не понять… Люблю грозу в начале мая… Федор Иванович Тютчев (1803–1873)
220 лет со дня рождения Федора Ивановича Тютчева Квест «В погоне за творчеством Тютчева»
Федор Тютчев Fedorovanas tya
В икторина «Знаю Тютчева на сотку!» На каком из портретов изображен Ф. И. Тютчев? Портрет №1 2 . Портрет №2 3 . портрет №3
В икторина «Знаю Тютчева на сотку!» В каком году родился Ф. И. Тютчев? 1. 1813 г. 2. 1803 г. 3. 1900 г. Как называлось родовое имение Тютчева? 1. Овстуг 2. Острог 3. Спасское
В икторина «Знаю Тютчева на сотку!» Сколько лет Тютчев жил за границей? 1. 9 лет 2. 22 года 3. 15 лет Как звали женщину, которой Тютчев посвятил « Денисьевский цикл» 1. Ольга 2. Елена 3. Элеонора
В икторина «Знаю Тютчева на сотку!» Какую профессию избрал Ф. И. Тютчев после окончания Московского университета? 1. Учитель 2. Дипломат 3. Инженер Назовите мотив, охватывающий все творчество Ф.И.Тютчева . 1. Место человека в мире 2. Одиночество 3. Свободолюбие
Фёдор Тютчев FyodorTyutchev@yande х . ru
Осень Зима Весна Лето
Осень Зима Весна Лето «Чародейкою Зимою околдован лес стоит…» "Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство…" « Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть…» «Любовь земли и прелесть года, весна благоухает нам!»
ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАТТЛ
1 . Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. 2. С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился 3. Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали.
https:// learningapps.org/watch?v=p4e53xto523 Хронология жизни Тютчева
Поэзия Тютчева – одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы. ЭТО ИНТЕРЕСНО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по творчеству Тютчева 10 класс
Урок содержит и видеоматериалы....

"Как сердцу высказать себя..."Урок по творчеству Тютчева Ф.И.
Сценарий урока литературы в 10 классе...

Творчество Тютчева и Фета
Выбор аргументов определяет тема рассуждения. В этом году будут предложены темы по пяти тематическим направлениям:•Время•Путь•Дом•Любовь•Год литературы в России.Творчество Тютчева и фета...Опираясь на...

Проверка знаний по творчеству Тютчева и Фета
Данная презентация позволит проверить у обучающихся уровень полученных знаний по творчеству поэтов Тютчева и Фета....