Разработки уроков по творчеству Тютчева и Фета
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Дана полная разработка уроков в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotki_urokov_po_tvorchestvu_tyutcheva_i_feta.docx | 53.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработки уроков по творчеству А.А.Фета и Ф.И.Тютчева
(6часов)
- А.А.Фет. Биография поэта
- Знакомство с творчеством А.А.Фета
- Урок-анализ стихотворения. Обучение анализу
- Ф.И.Тютчев. Биография поэта
- Знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева
- Урок – концерт. Исполнение стихов наизусть
ПОМЕТКИ:
= слова учителя
- задание
? вопрос
( ) предполагаемый ответ
волнистая черта – термины или запись в тетрадь
Уроки 1, 2 (сдвоенные)
Тема: Афанасий Афанасьевич Фет. Знакомство с творчеством. Биография поэта
Цели: Познакомить с биографией писателя.
Научить читать и понимать стихи Фета, через стихи понимать суть творчества
Повторить некоторые литературоведческие термины
Оборудование:
Портрет Фета
Распечатки с выдержками из стихов А.А.Фета и Ф.И.Тютчева
Записи на доске: план урока, литературоведческие термины, эпиграф
План (написан на доске) Термины (написаны на доске)
1.Фет, не похожий на Фета лирический герой
2.Остановивший мгновенье консерватор
3.Прекрасная банальность свободный художник
чистое искусство
тематика
лирические зарисовки
изобразительность и звукопись
Эпиграфы (написаны на доске)
Цель поэзии – поэзия
А.С.Пушкин
Остановись, мгновенье, ты прекрасно
И.-В. Гете
Задание на урок
1.Приготовить биографию Фета по учебнику, стр………
2.Приготовить выразительное чтение отрывков из стихотворений А.А.Фета, выданных каждому
Ход урока
- Вступительное слово учителя
= Когда читаешь стихотворения А.А. Фета, легче всего представить его романтическим юношей с нежными чертами лица.
- Прочитайте первый отрывок с выражением.
? На кого из героев А.С. Пушкина похож герой этого отрывка? (На Ленского, возвышенно влюблённого поэта, не знающего жизни мечтателя)
= В действительности же автор этих строк был весьма практичным молодым офицером, который отрёкся от любви, чтобы заняться поисками богатой невесты.
= А вот ещё более удивительное.
- Прочитайте отрывок 2.
- Нарисуйте портрет героя этого стихотворения (наивный восторженный мальчишка/юноша)
= А поэту, когда он написал это стихотворение, было семьдесят лет.
= Творчество А.А. Фета – хрестоматийный пример между автором и лирическим героем. Этот термин для того и используется в науке о литературе, чтобы не путать личность самого писателя с тем образом, который он создаёт в своих произведениях. Очень часто текст, написанный от первого лица, лишь на первый взгляд кажется рассказом о самом себе. «Я» принадлежит лирическому герою.
- Запишите: «лирический герой – образ, который поэт создаёт в лирическом стихотворении»
= Лирический герой может быть очень похож на своего создателя, во многом повторять его судьбу и характер. Но бывает и по-другому. В 20 веке был о-очень популярен поэт-бард, исполнитель своих песен Владимир Высоцкий. Слушатели нередко приписывали ему всё то, что рассказывали о себе его персонажи. Он пел о войне, о заключённых, спортсменах, альпинистах. Значит, был в горах, сидел в тюрьме, был на фронте, ставил рекорды. Но ничего этого с поэтом никогда не происходило. Просто он в ж и в а л с я в каждый образ настолько, что заставлял всех поверить! Какой был поэт и киноартист! Его лирический герой всегда был разным. И это показывает, что перед нами не исповедь, не автобиография, а множество сменяющихся художественных образов.
= С Фетом дело обстоит ещё сложнее. Он не менял масок, не сочинял всё новых и новых вариантов собственной судьбы.
- Запишите: он был одним в жизни и другим в стихах.
? Сколько лет прожил А.А.Фет? (72 года)
= А.А. Фет прожил свои 72 года в страданиях, унижении, озлоблении, обидах, борьбе за то место под солнцем, которое он для себя избрал, и всё это время в его поэзии царили другие законы, идеал любви и красоты, вселенная, в которой и сегодня мы отдыхаем душой.
2. Опрос по биографии поэта
- Запишите: «Остановивший мгновение»
- Расскажите о его биографии до женитьбы. (Будущий поэт родился в семье орловского помещика А.Н. Шеншина и в детстве носил его фамилию. Всё было определённо и надёжно: достойное дворянское имя, высокое общественное положение. Это рухнуло в один день. Мальчик, учившийся в немецком пансионе под Дерптом, получил от отца письмо, в котором сообщалась его настоящая фамилия – Фет. Много лет назад Шеншин привёз из Германии жену – Шарлотту Фет – и заключил с ней церковный брак после рождения сына. Значит, ребёнок – незаконнорожденный! Более того, Шеншин вообще сомневался, что Афанасий был его сыном. Эти подозрения лишили юношу фамилии и дворянского звания. С тех пор А.А. Фетом владела одна страсть: он поставил целью своей жизни вернуть утраченное. Именно поэтому, окончив в 1845 году словесное отделение философского факультета Московского университета (уже тогда он чувствовал тягу и принадлежность к словесности!), он поступил на военную службу. Она давала возможность быстро продвинуться и получить потомственное дворянство. Именно тогда, в начале военной карьеры, А.А. Фет пожертвовал чувством во имя выгоды. Служа в Херсонской губернии, он полюбил дочь небогатого помещика, Марию Лазич. Она отвечала ему взаимностью, но А.А. Фет считал невозможным жениться на бесприданнице, пока в его жизни всё было так непрочно. Девушка не пережила расставания. Она трагически погибла в пламени пожара, и близкие подозревали, что это было самоубийство.
- Прочитайте стихотворение 3 « Alter ego» / «Второе я»
= Не все исследователи считают, что это стихотворение навеяно отношениями А.А. Фета с Марией Лазич. Может, посвящено другой женщине? Может, не имеет прямых биографических оснований? Но трагические события, пережитые в молодости, явно сказались на сюжете и настроении этого стихотворения, написанного через 30 лет.
- Расскажите о второй половине биографии Фета
а) перевод в Петербург
женитьба на богатой (это была дочь чаеторговца Мария Петровна Боткина, сестра известного литературного критика В.П.Боткина).
= Это был вдвойне практичный поступок: поэт приобретал не только немалые деньги, но и постоянного союзника среди виднейших критиков. Это, разумеется, не значит, что Фет был совсем равнодушен к своей жене.
выход в отставку – 1858 год
покупка имения – 1860 год, хутор Степановка в Орловской губернии
жизнь помещиком – его увлекло хозяйство, он даже писал статьи на экономические темы.
= Они сейчас переизданы и представляют интерес для агрономов и фермеров
б) размышления о характере
? Каким знали его современники? (деловой, расчётливый, консерватор)
? Кто такие консерваторы? (Люди, не одобрявшие освобождения крестьян, постоянно защищавшие старые порядки, выступающие против реформ вообще)
= Таким и был А.А. Фет
? Как к нему относились революционные демократы, задававшие тон в публицистике и критике? (Не любили, т.к. реакционер, не нравились его публицистические выступления и стихи, т.е. аполитичность. Это раздражало сторонников полезного, гражданского искусства)
= Сделаем вывод: А.А. Фет надолго стал символом свободного художника, равнодушного к больным проблемам современности.
= Послушайте отрывок из современной А.А. Фету статьи.
Фёдор Михайлович Достоевский, чьё творчество мы ещё будем изучать, человек более сложный по отношению к политике, чем прямолинейные революционные демократы, размышляя о «чистом искусстве», вспомнил строки А.А. Фета.
«Положим, что мы переносимся в 18 столетие, именно в день лиссабонского землетрясения. Половина жителей в Лиссабоне погибает, дома разваливаются и проваливаются; имущество гибнет; всякий из оставшихся в живых что-нибудь потерял – или имение, или семью. Жители толкаются по улицам в отчаянии, поражённые, обезумевшие от ужаса. В Лиссабоне живёт в это время какой-нибудь известный португальский поэт. На другой день утром выходит номер лиссабонского «Меркурия»… Номер журнала, появившегося в такую минуту, возбуждает даже некоторое любопытство… надеются, что номер вышел нарочно, чтобы дать некоторые сведения, сообщить некоторые известия о погибших, о пропавших без вести и проч. и проч. И вдруг – на самом видном месте листа бросается всем в глаза что-нибудь вроде следующего: «Шёпот, робкое дыханье…». Не знаю наверно, как приняли бы свой «Меркурий» лиссабонцы, но мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади своего знаменитого поэта…»
Правда, оговаривается Достоевский, не исключено, что через годы тому же поэту на той же площади поставили бы памятник.
= Послушайте, я прочитаю стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…».
= Памятник ожидал А.А.Фета в будущем. При жизни же его постоянно называли мракобесом, реакционером, на него написано невиданное количество пародий, в том числе и очень злых.
? Как к этому относился А.А. Фет? ( Как поэт – глубоко равнодушно, не менялся; как человек – был глубоко задет несправедливыми претензиям критики и пытался объяснить свою «неполитичность»; «несоциальность»)
- Расскажите о последних годах жизни А.А.Фета, т.е. когда ему уже было за 50 лет (Фету было уже за 50, когда в его жизни всё решительно переменилось. Разбирая старые отцовские бумаги, он нашёл бесценный документ – свидетельство о законном браке родителей, заключённом до его рождения. Это позволило ему через суд вновь вернуть фамилию Шеншин и все утраченные в юности права. Но в поэзии он навсегда остался Фетом. Так сама судьба подтвердила и как будто узаконила его поразительную двойственность. Чем суровее, практичнее, приземлённее он был в жизни, тем возвышеннее, нежнее становился в стихах).
3.Характеристика творчества поэта
- Запишите в тетради: «Прекрасная банальность»
? Какие сборники стихов вышли при жизни поэта? (Первый сборник – «Лирический пантеон» - Фет издал на собственные деньги в 1840 году).
= Знаменательное совпадение: тогда же появилась первая книга Н.А. Некрасова. Обе они были во многом подражательны, дышали романтизмом и попали в эпоху непоэтическую, отделявшую пушкинское время от поэтического взлёта 50-х годов.
(Второй сборник стихов А.А. Фета вышел в 1950 году, третий в 1856 году).
= Тогда же вышел сборник «Стихотворения Н. Некрасова». Обе книги 1856 года имели колоссальный успех. Кажется, судьба сводила поэтов, которые были противоположны во всём: чем громче рыдал над народными страданиями Н.А. Некрасов, тем меньше замечал их А.А. Фет. Его лирический герой жил в прекрасном уединении. Это мир влюблённых мужчин и прекрасных женщин, здесь сияют звёзды и поют соловьи. Некрасовские «граждане» и измученные непосильным трудом крестьяне будто существуют на другой планете.
(После 1856 года – долгое молчание: печатаются отдельные стихи. В 80-х – начале 90-х годов произошло чудо: появились 4 выпуска поэтической книги «Вечерние огни»).
= Они написаны немолодым провинциальным помещиком, сохранившим весь пыл юности, всю былую влюблённость в жизнь.
- Прочитайте отрывок из стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» под номером 4.
-? Что вызнаете о последнем, 5-ом сборнике «Вечерних огней»? (Не успел издать: скончался в 1892 году).
= Почти весь 19 век прошёл перед его глазами. Но в его стихах бесполезно искать летопись столетия. В его художественном мире не было ни войн, ни реформ, ни других великих событий. Здесь ничто не менялось. Вероятно, поэтому Фет так любил настоящее время глаголов. Его лирические зарисовки – это остановленные мгновения.
= А в знаменитейшем стихотворении «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…» вообще нет глаголов. Время замерло. Любовь не знает ни прошлого, ни будущего. Она, как и поэзия, живёт в душе вечно.
4. Анализ тематики.
? О чём пишет А.А. Фет?
( а) о любви, почти всегда возвышенной и чуть печальной
Ещё одно забывчивое слово,
Ещё один случайный полувздох –
И тосковать я сердцем стану снова,
И буду я опять у этих ног…
б) о природе, опьяняющей чуткую душу
Солнце садится, и ветер утихнул летучий,
Нет и следа тех огнями пронизанных туч;
Вот на окраине дрогнул живой и нежгучий,
Всю эту степь озаривший и гаснущий луч…
в) о музыке, проникающей в самое сердце
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей…
г) о поэзии, ради которой только и стоит жить, о преданности Музе
Как сладко, позабыв житейское волненье,
От чистых помыслов пылать и потухать,
Могучее твоё учуя дуновенье,
И вечно девственным словам твоим внимать…
= Сделаем вывод: тематика неоригинальна (неоригинальность тематики)
= Когда читаешь подряд, одно за другим, стихотворения А.А. Фета, рано или поздно возникает ощущение убаюкивающего однообразия: вот ещё одна аллея в саду, беседка, балкон, вот вновь серебрится ручей, поют соловьи, таинственный закат в очередной раз сменяется нежным рассветом… Но эти стихи и не рассчитаны на то, чтобы глотать их «запоем», перечитывая целые тома. К ним просто возвращаются в разные моменты жизни.
= А.А. Фет был правдив и искренен,он создал самобытный и разнообразнейший мир. И с этой точки зрения А.А. Фет вовсе не банален (см. название пункта 2 плана). Его поэзия – подробнейшая хроника минутных ощущений, которые всегда индивидуальны и неповторимы.
5. Чтение и анализ стихотворения.
- Прочитайте стихотворение «У камина» 1856 года (номер 5)
? Что описывается в этом стихотворении, восхитившем даже противника Фета - Некрасова?
( Человек задумался, глядя в огонь, и привиделись ему лица)
= Хоть однажды, наверное, каждому, кто долго сидел у камина, печки или костра, привиделись лица ушедших людей.
? Какой эпитет употребил у слова «лица» А.А. Фет? (неразгаданные) Почему именно его? (Одно слово превратило банальный сюжет в единственный, уникальный)
= Не просто тени прошлого встают перед взором лирического героя в мерцании огня – в эту минуту он вновь переживает боль каждой утраты.
- Перечитайте последние 6 строк, перескажите своими словами. (Потухнет последний огонёк, исчезнет магия минуты, и надо будет опять обманывать себя, стараясь забыть о невозвратном)
= Это стихотворение Н.А.Некрасов когда-то переписал для И.С.Тургенева, желая порадовать друга прекрасными поэтическими строками. А потом в их жизни была ссора, жестокий разрыв, отчаянное стремление внушить себе, что с прошлым – покончено. Совсем как в стихотворении А.А.Фета.
6. Слова учителя с чтением стихов.
= С о стихотворениями А.А. Фета так происходит постоянно. Читателю очень легко обнаружить созвучие его слов собственной жизни.
Ребёнку понятнее всего бесхитростное:
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
В юности навзрыд читается:
Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река – как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то… голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!
А в старости близким оказывается иное:
Жизнь пронеслась без явного следа.
Душа рвалась. Кто скажет мне, куда?
С какой заранее избранною целью?
Но все мечты, всё буйство первых дней
С их радостью – всё тише, всё ясней
К последнему подходят новоселью…
= А.А. Фет рассуждал просто и обыденно, он лишь в редчайших случаях может воздействовать на разум. Зато душе он говорит очень много. А.А.Фет выступал против «умственности» в поэзии, считал, что не нужна глубина мысли. Афанасию Афанасьевичу в высшей степени свойственно чувство меры: в его стихах нет нагромождения подробностей, а есть несколько незабываемых деталей; нет досконального описания внутреннего состояния человека, а есть минутная вспышка чувства, запоминающаяся на всю жизнь.
7.Разбор стихотворения А.А. Фета о назначении поэта и поэзии.
- Почитайте последнее стихотворение «Как беден наш язык…» 1887 года под номером 6.
? В чём видит А.А. Фет своё предназначение? (В том, чтобы выразить в слове мимолётное, неуловимое – «и тёмный бред души, и трав неясный запах». Никакой пользы в этом, конечно, нет. Но есть безмерное счастье творчества, восторг от того, что слова подчинились человеческой воле)
= Стихи А.А. Фета – живопись, и музыка одновременно (см. изобразительность и звукопись)
8.Заключительное слово учителя.
= Сейчас не часто встретишь поклонников А.А. Фета. Как ни печально, он, с его тихой гармонией, нашему практичному и нервному веку несозвучен. И всё чаще ему противопоставляют не Некрасова, как это было при жизни, а другого современника – Ф.И. Тютчева, в стихах которого и страх, и отчаяние, и надрыв.
=Я люблю их обоих. Мне хочется, чтобы рано или поздно читатели вернулись к Фету.
9.Задание на дом.
- Прочитать и приготовить анализ по плану стихотворения «Я тебе ничего не скажу…»
- Выбрать стихотворения для заучивания наизусть
(Рекомендации:
«Уснуло озеро…» 1847г.
«Как здесь свежо под липою…» 1854 г.
«Вечер» 1855 г.
«Ещё майская ночь» 1857г.
«Цветы» 1858г.
«Заря прощается с землёю…» 1858 г.
«Какая грусть…» 1862 г.)
Урок 3
Тема: «Лирическая дерзость» поэта А.А.Фета
Цели: Познакомить с особенностями поэзии А.А.Фета
Повторить порядок разбора поэтического произведения по плану, данному в начале года
Повторить литературоведческие термины
Оборудование: портрет А.А.Фета
сборники стихов поэта с подготовленными к выразительному чтению стихами
планы разбора поэтического произведения
листки с отпечатанным стихотворением «Я тебе ничего не скажу…»
запись романса
Термины (написаны на доске)
метафора
субъективное и объективное
интимная лирика
импрессионизм
Ход урока:
1.Слово учителя
= Вы многие, вероятно, запомнили строки из стихотворения «Я тебе ничего не скажу…» (заданного для разбора на дом) как слова известного романса, и только позже узнали, что это стихи А.А. Фета. Они необычайно музыкальны, потому что то, с чем мы соприкасаемся в поэзии А.А. Фета (а это неуловимые движения души, мгновенные состояния природы), - всё это лежит на грани выразимого (слова) и невыразимого (музыки)
- Прослушайте романс
2.Разбор домашнего задания
а) Чтение стихотворения
б) Разбор стихотворения по плану
в) Более подробный разбор
- Прочитайте первую строфу, как будто вы читаете стихи первый раз
? Какое ощущение появилось? (напряженная внутренняя жизнь человека; какое-то сильное чувство, которое мучит, тревожит его)
? Какое это чувство? (Можно только угадать; о чём хочет сказать герой – тайна)
= Всё неясно и трепетно, всё ускользает от точных определений. Состояние выражено, но не названо!
? Как передаётся ощущение тревоги, волнения, неопределённости? Какие части речи в первой строфе? (Глаголы, местоимения: я, тебе, тебя, ничего)
= А местоимения ничего не называют, а указывают на что-то
= Мы даже не знаем: я - герой или героиня? ты – он или она? не скажу что? – ничего
Плюс добавлено уточнение «то, что я молча твержу», оно усиливает неопределённость
= Вывод: У читателя одни вопросы, но ответа он не ищет, а с готовностью ставит на место лирического героя себя, так как такие состояния души знакомы каждому человеку, они запоминаются, потому что дороги.
? Что обозначают глаголы? (Действие, которое обращено в полную противоположность; отрицательные действия: «не скажу», «не встречу», «не решусь».)
= Без частицы «не» использован глагол «твержу», но рядом стоит наречие «молча», значит, нет общения; глагол «намекнуть» же имеет значение неопределённости.
= Вывод: Действие не раскрыто, замкнуто пространством человеческой души, и поэтому возникает ощущение напряжённого волнения.
- Прочитайте и вслушайтесь в звучание строк. (Первая строфа звучит напряжённо, прерывисто, беспокойно, так как местоимения, союзы, частицы – короткие слова. Но в беспокойстве нет хаоса, а есть гармония)
- Посмотрите на ударные гласные, так как они создают внутреннюю мелодию. ( Первые ударные в каждой – разные: тебе , тебя, о том, не решусь; вторые – все «о», третьи – «у».
= Звук «у» самый закрытый гласный русской речи. Каждая строчка первой строфы сложно движется от открытости к закрытости. И повторяется это 4 раза! Отсюда гармония, красота, которую мы осознаём, но не осознаём, чем и как оно выражено.
- Прочитайте 2 строфу вслух.
? Чем отличается общее настроение 2-й строфы по сравнению с 1-й? (Более спокойное. Всё другое, всё ясно и красиво; цветы, заход солнца – это природа, это «божий дар»)
? Каков темп речи? (Замедленный, плавный0.
= Здесь в каждой строчке от 3 до 5 слов, а в 1-й строфе – от 5 до 7.
? Какие слова приходят на место местоимений? (существительные и прилагательные)
= Вывод: отсюда контраст между состоянием души и вечным миром природы. Вечность и постоянство покоя подчёркнуты тем, что картина 2-й строфы неконкретна, неопределённа: например, какие «цветы»? Время, которое здесь показано, - неуловимый миг перехода дня в ночь. И человек успокаивается в этом океане мира и покоя.
- Найдите художественный троп – метафору, которая воспринимается совершенно естественно («Слышу, как цветёт»)
= Но метафора тут в квадрате: «слышу, как сердце цветёт».
= Стихотворение написано 63-летним поэтом; это опыт человеческой жизни позволил так сказать6 мир человека и природы един; человеческое сердце живёт и расцветает только в единстве с миром. Только это и важно, осознание этого и приносит какое-то облегчение. Об этом третья строфа
- Прочитайте первые 2 строки.
? Какие можно заметить повторяющиеся звуки? (это звук первой строфы – «у»)
= Это опять будет рассказ о человеке с его смятением и болью. Но боль смягчена: здесь ночь, здесь слияние с природой.
= Сравните: «ночная влага» и «ночные цветы» - какой разный смысл у этих определений.
- Прочитайте последние 2 строки. = Это последний аккорд!
? Какими художественными средствами это достигнуто? (1. Перестановка строк. 2. Два местоимения «я» - и каждая строка стала самостоятельным предложением и звучит твёрже)
= Вывод: Это маленькое стихотворение – блестящий пример того, что в поэзии содержание и форма неразделимы: только вдумываясь, как, какими средствами языка поэт передаёт то, что он хочет сказать, мы начинаем понимать смысл его произведений. Если мы не поймём как, то и не поймём, что сказал поэт.
3.Разбор стихотворения о природе
= А.А. Фет желал был певцом русской природы. Он изображал пейзаж не так, как современники: флора и фауна в его произведениях конкретна и определённа, есть много деталей, которые смог бы увидеть только чуткий, внимательный наблюдатель; в стихотворениях чувствуется фиксация (закрепление) субъективных (присущих только данному лицу) впечатлений, переживаний.
- Прочитайте стихотворение «--------------------------------» вслух
- Докажите, что это произведение написал художник, пишущий с натуры
(1.солнечные лучи сквозь облака, смешиваясь с тёмными струями приближающегося дождя, создают «завесу», которая «уж от неба от земли, качаясь, движется»
2.солнечные брызги, возникшие от столкновения света и тьмы, превращаются, рассыпаясь, в золотую пыль, сквозь которую просвечивае зелёная «опушка леса»
3.воробей
4.«что-то к саду подошло, // По свежим листьям барабанит»)
4. Чтение выбранных, подготовленных дома стихотворений
=Такие строки в 19 веке не понимали, пародировали
= Вывод: А.А. Фет много нового внёс в русское искусство:
а) интимность лирики (интимный – глубоко личный, сокровенный, задушевный);
б) пейзажные зарисовки импрессионистические (импрессионизм – направление в искусстве, стремящееся к непосредственному воспроизводству субъективных переживаний
= Поэтому-то Л.Н.Толстой назвал его лирику «дерзкой», а композитор П.И.Чайковский назвал его «поэтом-музыкантом»
5.Задание на дом: Подготовить биографию Ф.И.Тютчева
Перечитать стихотворение «Весенняя гроза»
УРОКИ 4,5 (сдвоенные)
Тема: Фёдор Иванович Тютчев. Биография поэта. Общая характеристика творчества
Цели: Познакомиться с биографией Тютчева
Научиться читать и понимать стихи поэта
Сравнить двух поэтов-современников: Ф.И.Тютчева и А.А. Фета
Оборудование:
портреты Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
распечатка с выдержками из стихов Тютчева и Фета
записи на доске: план урока; литературоведческие термины
План (написан на доске) Термины (написаны на доске)
1.Затянувшееся знакомство лирический сюжет
2.Пришелец (особенности творчества) космос
3. Ф.И. Тютчев и А.А. Фет мироздание
хаос
мыслитель, мистик
классицистические интонации
скептик, скепптицизм
философский поэт
славянофил
«серебряный век», символизм
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
=В 1836 году А.С. Пушкин в своём журнале «Современник» опубликовал цикл «Стихотворения, присланные из Германии» за подписью Ф.Т. Автором был молодой сотрудник русской миссии в Мюнхене, занятый дипломатической карьерой и ещё более поглощённый сердечными делами. Он отнёсся к возможности публикации в столице! В Петербурге! да ещё у самого Пушкина! более чем равнодушно. Друзья, помогающие ему, долго не могли добиться от Фёдора Ивановича рукописи; поэт отшучивался: «Я питаю отвращение к старой исписанной бумаге, особливо исписанной мною»
= Это случай в литературе чрезвычайно редкий. Наверное, ни один поэт ни до, ни после Ф.И.Тютчева не потерял в рассеянности такого числа собственных записей. И сегодня полное собрание тютчевских стихотворений насчитывает менее 400 текстов – ничтожно мало для человека, прожившего 70 лет и постоянно писавшего стихи.
2.Опрос по биографии Ф.И.Тютчева
? Где родился? Когда родился? В какой семье?
? Какое образование получил дома? Кто был его учителем? (С.Е. Раич – знаток античности и переводчик – под его влиянием мальчик начал слагать торжественные стихи в духе классицизма)
? Где учился в юности? Кто был его любимым профессором? (Учился в Московском университете на словесном отделении в 1816-1821 годах. В 1816-1818 годах слушал лекции профессора А.Ф.Мерзлякова – все знают его знаменитую стилизацию под русскую народную песню «Среди долины ровныя…». Ф.И.Тютчев, пишущий стихи, по рекомендации А.Ф.Мерзлякова был принят в «Общество любителей российской словесности»)
- Вспомните отношение А.С. Пушкина к этому «Обществу…»
? Где служил? Как долго? (В общей сложности провёл вне Росси более 20 лет, в основном в Германии и Италии. Дважды женат, оба раза на немках, дома говорил по-немецки. )
= Остаётся лишь изумляться: как, почему, откуда появились у него в стихах русские слова, звучащие так пронзительно чисто?!
- Прочитайте отрывок 1 из стихотворения «Утро в горах» ------- года «Лазурь небесная смеётся…»
= С этих солнечных строк начиналась подборка стихотворений, напечатанных в «Современнике» в 1836 году. Публикация могла бы стать событием, началом литературной карьеры. Но ничего подобного не произошло. Стихи не заметили. Только через 14 лет этот цикл из 24 шедевров обратил наконец внимание критики на себя. Открыл Тютчева Н.А.Некрасов, у которого было исключительное чутьё на талантливых писателей: он напутствовал в литературу Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. В 1850 году в статье «Русские второстепенные поэты» Н.А.Некрасов воспроизвёл все стихи, дав каждому небольшой комментарий. Ф.И.Тютчев в это время возвратился в Россию и служил старшим цензором при Министерстве иностранных дел.
= Ф.И.Тютчев годами не печатался, так и не оценил удовольствия, которое может доставить литературная известность. Его знали в свете как высоко образованного человека м блистательного острослова. Ему было под 50, но он ещё не издал ни одного! Отдельного сборника стихов.
3.Характеристика творчества Ф.И.Тютчев а
- Запишите в тетрадь первый пункт плана «Пришелец»
= Ещё в начальной школе вы учили наизусть стихи Ф.И.Тютчева.
- Прочитайте наизусть стихотворение «Весенняя гроза» (1828г., начало 1850-х г.)
= Нам никогда не приходит в голову, что «Люблю грозу в начале мая…» может быть сказано не о нашей среднерусской грозе. ( И всё это происходит в Баварии?! Невозможно представить!)
= Кстати, русский пейзаж не назовёшь отличительной чертой тютчевских текстов. «Взрослый» Ф.И.Тютчев писал о природе, но в совершенно ином смысле. Его природа – это очень редко лек, поле, берег реки, а чаще – космос, мироздание.
- Прочитайте отрывок2 из стихотворения «Видение» 1829г. Последний катаклизм? «Когда пробьёт последний час природы…»
= Послушайте, как я прочитаю его же.
- Попробуйте ответить на вопрос: Какое происшествие описано в этом стихотворении?
= Это далеко не всегда легко сделать. Стихи вообще редко обладают ярко выраженным сюжетом, их трудно или невозможно пересказать. Пересказывали вы Н.А.Некрасова: журналист, репортёр писал небольшие повествования в стихах. У А.А.Фета можно передать сюжетную канву ( лирический сюжет ), например: «это стихотворение о чувствах влюблённых, встретившихся лунной ночью».
= Посмотрите на стихотворение «Видение». Масштаб изображённого здесь не человеческий, а божественный, космический; невозможно представить в картинках то, что происходит не в одной конкретной точке пространства, а в мироздании в целом.
= Ф.И.Тютчев всюду оказывался чужим! : в своём времени!, для которого он – поэт пушкинской эпохи; в России!, которую знает хуже, чем Германию; за границей!, где остаётся русским поэтом. Он вообще чужой на земле, похож на пришельца из иного мира. Кажется, что он жил некогда в другом измерении, и порой его воображение создаёт странные, неземные, пугающие картины.
- Ещё раз прочитайте отрывок 2 про себя.
= Ф.И.Тютчев пишет так, будто присутствовал при рождении жизни на Земле, а теперь предчувствует конец света.
- Прочитайте отрывок 3 из стихотворения 1830 года «Mal'aria».
? Что любит поэт? (хаос, разрушение, грозную тьму, тревожные шорохи, бездну – всё то, что чуждо человеку, что несёт в себе тайну и угрозу).
= Ф.И.Тютчев - мыслитель и мистик. Можно ли любить Зло? Как мог Ф.И.Тютчев жить с этой вечной тягой к потустороннему и враждебному?
= У Ф.И.Тютчева не было того противоречия между личностью автора и лирическим героем, которое так поражает у А.А.Фета. Роковое стремление к запретному, проклятому, вечное бегство от гармонии в мир хаоса – это не только мотивы тютчевской поэзии. Это и страницы его жизни.
- Прочитайте отрывок 4 «О, как убийственно мы любим…»
- Расскажите историю его любви к Елене Денисьевой ( Ф.И.Тютчев был старше её на 20 лет; она служила в Институте, где учились его дочери; он остался верен семье; она так никогда и не вступила в законный брак: для неё семьёй были он и их незаконнорожденные дети; эта любовь продолжалась 14 лет; она умерла в 1864 году, совсем ещё молодой, от чахотки – болезнь была связана с нескончаемыми страданиями, которые пришлось пережить женщине: её все презирали, она была одинока и отвержена; Ф.И.Тютчев же сохранил положение в свете и благосклонность царственных особ. Но после смерти Денисьевой он всегда нёс в душе чувство вины.)
- Прочитайте отрывок 5 «Любила ты, и так, как ты, любить…»
4.Сравнение Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
? Почему в 20 и 21 веках Ф.И. Тютчева чтят больше А.А. Фета? Что отличает эти века? (Мировые войны; растущий страх вселенской катастрофы; понятнее надрыв!, вопль!, а не вздох) .
= Ф.М. Достоевский и Ф.И. Тютчев живут в страшном мире, их гнетёт неослабевающая тревога; а вот Л.Н. Толстой и А.А. Фет здравы, просветлённы, прочно стоят на земле; поэтому противоречат настроению нашей эпохи.
? Когда вышла первая книга Ф.И. Тютчева? ( В 1854 году, во время кипения умов, время поэзии)
= Не кто иной, как Ф.И.Тютчев, пустил в обиход словечко «ОТТЕПЕЛЬ», неотделимое от десятилетия ?
? Можно ли назвать Ф.И.Тютчева поэтом «чистого искусства», как А.А. Фета, Майкова, Полонского? (Нет, он не был чужд политики)
- Прочитайте отрывок 6 «Умом Россию не понять…» 1866 года
? Как называют человека, который утверждает, что у России особое место в истории? (славянофил)
- Прочитайте отрывок 7 из стихотворения «Русская география» 1848 или 1849 года «Москва, и град Петров, и Константинов град…»
? Видна ли тут мистика? Как можно назвать поэта, написавшего такие строки? (поэт-мыслитель, философский поэт)
= Патриотические стихи у Ф.И.Тютчева ясные по мысли, публицистически острые, как у Н.А.Некрасова.
- Прочитайте отрывок 9 «Эти бедные селенья…» и отрывок 8 из стихотворения «Осенний вечер» 1830 года.
= Стихи торжественны, немного похожи на пушкинские.
= Если бы Ф.И.Тютчев всегда писал так, он всё равно попал бы в число значительных русских поэтов 19 века. Но, вероятно, не в первый ряд. Он не стал бы тем ведуном, пророком, чьи страшные предсказания сбылись в жестоком и кризисном 20 веке. Тютчев стал популярен на рубеже 19 и 20 столетий, в так называемом «серебряном веке русской поэзии». Именно тогда он вышел из «второстепенных» ! поэтов в великие. Его заново прочитали, заново открыли и назвали предшественником символистов, которые видели назначение поэзии в том, чтобы проникнуть в иной, высший мир; слова у них превращались в символы – знаки смутных образов, философских идей.
- Прочитайте отрывок 10 из стихотворения «День и ночь» 1839 года «Но меркнет день – настала ночь».
? Вспомните, чем была ночь у А.А.Фета? (время суток)
? Чем является ночь у Ф.И. Тютчева? ( воплощением тайны, первобытного страха оти близости иного мира)
= Ф.И.Тютчев не писал пейзажи, он создавал в образах свою философскую систему.
= Кроме того, Ф.И. Тютчев был скептиком.
(Скептицизм – недоверчивое отношение ко всему, умонастроение, при котором любая ценность, любой авторитет подвергается сомнению)
= 19 век верил в прогресс, т.е. в движение к свету знаний и социальной гармонии. 20 век разуверился в поступательности движения к лучшему устройству мира. Тут-то и оказался кстати скептик Тютчев, ухитрявшийся даже само существование вечных проблем подвергать сомнению.
- Прочитайте отрывок 11 «Природа – сфинкс. И тем она верней…» 1869 г.
(Сфинкс – в греческой мифологии – чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Расположившись около города Фивы, Сфинкс задавала каждому прохожему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Тех, кто не мог ответить, чудовище убивало. Сумел решить эту загадку Эдип: человек. Сфинкс от горя бросилась в пропасть и погибла.)
5. Запись вывода6
Ф.И. Тютчев – трагический по мироощущению и философский поэт.
А.А.Фет – гармонический, «природный» поэт, поэт «чистого искусства», которому свойственно чувство природы.
6. Задание на дом:
1) Написать краткое (!), примерно 1 страницу, сообщение на темы:
а) Эпоха поэзии 50-х годов 19 века: направления
б) Характеристика творчества А.А. Фета
в) Характеристика творчества Ф.И. Тютчева
г) Различия в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
2) Выучить наизусть выбранные стихи Ф.И.Тютчева и А.А. Фета
УРОК 6
Тема: Подведение итогов в изучении творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
Цели: Оценить понимание творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета учащимися
Оценить понимание стихов этих же поэтов, выученых наизусть
Ход урока:
- Заслушивание сообщений – выводов (8-10 человек).
- Заслушивание стихов наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по творчеству А.А. Фета
Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...
Урок по творчеству А. А. Фета в 5 классе
Урок литературы по творчеству А. А. Фета в 5 классе создан с учетом новых ФГОС. Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника. В разработке урока учтены разные формы обуче...
презентация к уроку по творчеству А.А.Фета
К уроку в литературы в 6 классе по изучению творчества А.А.Фета...
Интегрированный урок по творчеству А.А. Фета
Интегрированный урок (литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А.А. Фета "А.А. Фет - поэт, художник, музыкант"...
разработка уроков по творчеству Фета
разработка по творчеству Фета...
Творчество Тютчева и Фета
Выбор аргументов определяет тема рассуждения. В этом году будут предложены темы по пяти тематическим направлениям:•Время•Путь•Дом•Любовь•Год литературы в России.Творчество Тютчева и фета...Опираясь на...
Проверка знаний по творчеству Тютчева и Фета
Данная презентация позволит проверить у обучающихся уровень полученных знаний по творчеству поэтов Тютчева и Фета....