Развитие эмоционального интеллекта как способ формирования читательской грамотности
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Развитие эмоционального интеллекта как способ формирования читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chit._gram-ti_prezentatsiya.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корчагина Е.А., учитель РЯ и литературы МБОУ «СОШ № 25» Развитие эмоционального интеллекта как способ формирования читательской грамотности

Слайд 2

9.3. Напишите сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете, что такое ДОБРОТА. Задание 11. «Почему Людочке стало грустно?» «Нужно ли уметь прощать?», «Почему детский коллектив жесток?» Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Слайд 3

В современном образовании можно выделить следующие ТОП компетенции, необходимые для работы на уроке: « IV . Требования к результатам освоения программы основного общего образования 43.3 Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 3. эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.» Существует более 2000 определений понятия «эмоциональный интеллект»

Слайд 4

ПРИНЦИПЫ Интеграции Выбора эмоций и чувств на примере произведений Непрерывности Технологичности Возрастосообразности Обогащения (расширение представлений о герое, обстановке, в которой он живёт и действует) Словарь эмоций Дневник эмоций Тексты СРЕДСТВА

Слайд 5

Распознавать эмоцию Выдели и опиши эмоцию (при необходимости используй словарик). Аргументируй своё мнение Интерпре -тировать эмоцию Прокомментируй эмоцию (что в этот момент происходит с героем, по каким признакам /словам это можно понять; какие физические ощущения может вызывать эта эмоция, что в этот момент происходит в душе человека, в твоей душе; с какими воспоминаниями связана эта эмоция в твоей жизни и т.д.) Выражать эмоцию Вырази эмоцию (сыграй роль с опорой на текст и свой комментарий; вырази эмоцию вслух; запиши мини-текст для выражения своих эмоций; сформулируй одну из мыслей/идей/проблем текста на основе анализа эмоций и пр.) Схема реализации содержания по развитию эмоционального интеллекта

Слайд 6

СЛОВАРЬ ЭМОЦИЙ № П/П ЭМОЦИЯ / ЧУВСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПРИМЕР ИЗ художественной ЛИТЕРАТУРЫ ПРИМЕЧАНИЕ 1. 2. надежда радость ожидание блага, осуществления желаемого, надежда помогает переждать какие-то неблагоприятные события состояние удовлетворения, удовольствия, весёлого настроения и счастья взгляд поднят наверх (как будто к небу); часто ладони сложены вместе (как при молитве); глаза могут быть закрыты; тихие вздохи; речь «про себя» или шепот блеск глаз, радостная улыбка, состояние блаженства и эйфории А.С. Грин «Алые паруса», М. Горький «На дне» А.И.Куприн «Куст сирени» 1. Ассоль всем сердцем надеялась, что встреча с принцем обязательно случится. 2. Лука вселяет надежду в жителей ночлежки. Верочка улыбалась, и эта улыбка наполняла всё её существо радостью и блаженством

Слайд 7

№ П/П ЭМОЦИЯ / ЧУВСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ МОЁ ОТНОШЕНИЕ зависть неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением или неудовольствием от благополучия и достижений других людей медленная поступь; бледное лицо; косой взгляд; отсутствие улыбки за исключением тех случаев, когда завистник видит страдания других людей Сказка «Царевна-лягушка». Снохи завидуют красоте и рукоделию царевны ДНЕВНИК ЭМОЦИЙ

Слайд 8

Колесо эмоций (Роберт Плутчик )

Слайд 9

РЕШИМ ФОРМУЛЫ ЭМОЦИЙ : РАДОСТЬ + ДОВЕРИЕ = ? СТРАХ + ДОВЕРИЕ = ? ОЖИДАНИЕ + РАДОСТЬ = ?

Слайд 10

Опорный алгоритм работы: Проанализируйте предлагаемую ситуацию (контекст, картину, фрагмент) Назовите чувства/эмоции, проявления которых вы видите Проверьте себя по словарю эмоций ( при необходимости – сформулируйте другие названия и аргументируйте, опираясь на толкование эмоции в словнике) Опишите эмоцию своими словами Расскажите, в каких ситуациях её испытывали вы Продолжите работу далее… Словарь эмоций – средство обучения (для развития эмоционального интеллекта) , словарик с названием и описанием эмоций Используется обучающимися как опорное средство в случае необходимости

Слайд 11

Идея Эмоции и чувства Герои Сюжет Типы Волшебные Социально-бытовые О животных Жанр Народные сказки Рабочее поле урока

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка «Технология литературного салона на уроках немецкого языка как способ формирования читательской грамотности»»

В данной методической разработке представлен опыт работы с технологией литературного салона в виде теоретического обоснования и технологических карт занятий, рассматривается технология на уроках иност...

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....

Приёмы и способы формирования читательской грамотности

Для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной р...