Развитие эмоционального интеллекта как способ формирования читательской грамотности
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Развитие эмоционального интеллекта как способ формирования читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chg_korchagina_e.a._2.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Корчагина Евгения Авельевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №25» города Ангарска,

eugeniyacorchagina@yandex.ru

Развитие эмоционального интеллекта как способ формирования читательской грамотности

Аннотация: В данной работе представлен опыт работы по развитию эмоционального интеллекта школьников, определена связь между уровнем читательской грамотности и эмоциональным интеллектом, а также описаны методические разработки, которые помогают в работе при анализе текста,- «Словарь эмоций» и «Дневник эмоций».

В ходе исследования разработаны принципы формирования эмоционального интеллекта. Автор приходит к выводу, что развитие эмоционального интеллекта школьников на уроках гуманитарного цикла позволит повысить уровень читательской грамотности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, читательская грамотность, дневник эмоций, словарь эмоций, анализ художественного текста.

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Согласно данным Международного исследования PISA, российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста. В 2018 году Россия занимала 31 место среди стран, участвующих в исследовании.

На современном этапе развития общества интерес к чтению снижается. Этому способствует информационная загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом. Качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Низкий уровень культуры чтения определяет ключевую проблему в образовании. Таким образом, формирование читательской грамотности приобретает огромное значение как для образования, так и для государства.

По нашему мнению, развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) на уроках литературы позволит повысить уровень читательской грамотности, так будет способствовать лучшему пониманию и запоминанию текста, его глубокому анализу.

Эксперты Всемирного экономического форума внесли эмоциональный интеллект в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году.  В новом ФГОС 2021 года развитие эмоционального интеллекта определено как один из формируемых метапредметных результатов, над которым должны работать все учителя-предметники.

6 принципов работы по развитию ЭИ    

  1. Интеграция эмоций и чувств
  2. Выбор эмоций и чувств на примере произведений
  3. Непрерывность
  4. Технологичность
  5. Возрастосообразность
  6. Обогащение (расширение представлений)
  1. Во время уроков анализируются не только чувства героев (дружба, любовь и др.), но и эмоции, которые более ситуативны и кратковременны (бодрость, веселье, волнение);
  2. При выборе предмета обсуждения нужно руководствоваться  содержанием изучаемых произведений;
  3. Работа по развитию эмоционального интеллекта является непрерывной, осуществляется  на уроках и русского языка, и литературы, и во внеурочной деятельности;
  4. В качестве технологии разработаны алгоритмы действий для обучающихся при использовании определенных средств. В них можно выделить 3 составляющие: распознавать – интерпретировать – выражать эмоцию;    
  5. Изучаемые эмоции и чувства героев произведений соответствуют возрастным особенностям детей, являются частью их личностного опыта или основой для его расширения. Проведя анализ текстов в 5 классе, можно рассмотреть базовые  понятия радости, грусти, страха, жалости, любопытства и др. В 6 классе содержание программных произведений позволяет проанализировать гордость, надежду, ненависть, интерес. В старших классах содержание изучаемых текстов позволяет раскрыть азарт, алчность, боль, безразличие, сочувствие, сострадание и т.д.;
  6. Научить работать с эмоциями можно, начиная с простых (базовых), а затем усложняя путем добавления их производных.

Для работы учителя создан «Словарь эмоций», а для ученика - «Дневник эмоций». В «Словаре эмоций» собраны описания 50 эмоций и чувств. Каждому понятию дано определение. Толкования составлены  на основе определений из словарей психологических терминов и  толковых словарей. Описаны возможные проявления данного чувства или эмоции.  Включено описание глаз, бровей, рта, положения туловища человека, испытывающего определённую эмоцию или чувство. В словарь вошли  примеры произведений, в которых герои испытывают такие эмоции или чувства. Примечание конкретизирует, какой персонаж подходит для обсуждения, или конкретную ситуацию, в которой эти эмоции или чувства проявляются. В словаре также есть еще строчки, которые могут быть дополнены списком новых произведений.

«Дневник эмоций» для ученика выглядит по-другому. Первые столбцы такие же, как в словаре эмоций, но самыми важными  являются последние два – это пример из жизни и отношение ребенка к тому или иному чувству. Данные столбцы ребенок заполняет самостоятельно (соединение читательского опыта и жизненного). Так школьник понимает, что любая ситуация, описанная в литературном произведении, это не выдумка, а эпизод из жизни.

2

надежда

ожидание блага, осуществления желаемого, надежда помогает переждать какие-то неблагоприятные события

взгляд поднят наверх (как будто к небу); часто ладони сложены вместе (как при молитве); глаза могут быть закрыты; тихие вздохи; речь «про себя» или шепот

А.С. Грин «Алые паруса»,

М. Горький «На дне»

1. Ассоль всем сердцем надеялась, что  встреча с принцем обязательно случится.

2. Лука вселяет надежду в жителей ночлежки.

Нейробиологи утверждают, что человеку очень сложно управлять своими эмоциями и тем более чужими, если в его словарном запасе мало слов для обозначения чувств и эмоций. Если он не может их правильно распознать и назвать, то и не справится с пониманием и выражением эмоций. Используя на уроках «Дневник эмоций», дети научатся понимать разницу, например, не только между понятиями «злость», «гнев» и «ярость», но и между чувствами и эмоциями, обозначаемыми этими словами. Можно разобраться в том, являются ли синонимами слова «печаль» и «грусть», «гордость» и «высокомерие», а каковы же различия в оттенках данных чувств? Это и работа с лексическим значением слов, и расширение словарного запаса, и анализ художественного текста, и соединение с личностным опытом ученика, и развитие эмоционального отношения к происходящему на уроке. Таким образом, учителю удастся повысить уровень смыслового чтения, а, значит, и уровень читательской грамотности в целом.

Данную разработку можно считать уникальным соединением читательского дневника и личного. Ее могут использовать выпускники 9 и 11 классов для подготовки к экзаменам, вспоминая основных героев произведений, их идеи.

        Также создана схема изучения произведения «От жанра к идее». Пройти этот путь можно, только проанализировав эмоции и чувства. Данная схема становится рабочим полем урока при развитии эмоционального интеллекта. Схема универсальна, ее может использовать учитель  и в 5 классе, и в 11.

Идея

Эмоции и чувства

 

 

 

Герои

 

 

 

Сюжет

 

 

 

Типы

Жанр

Скачать «Словарь эмоций» и «Дневник эмоций» можно на сайте учителя по ссылке:  https://filologtk.blogspot.com/  (в разделе «Навыки 21 века»)

Список использованной литературы

  1. Абрамовская, Л.Н. Системность читательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве / Л.Н. Абрамовская // Человеческий капитал, 2013. №11 – 185 с.
  2. Дети и подростки в мире книжной культуры: сборник научных трудов / под ред. Н.Е. Добрынина; сост. А.И. Лебедева. – Москва: РГБ, 1993. – 127 с. 53 10. Добрынина Н.Е. Изучение читателей – детей и подростков в России XIX– XX вв.: учеб. пособие для вузов. – Москва: Школьная библиотека, 2006. – 144 с.
  3. Ковалева, Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000. / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский // Русский язык – Москва: Логос, 2004. – 28 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка «Технология литературного салона на уроках немецкого языка как способ формирования читательской грамотности»»

В данной методической разработке представлен опыт работы с технологией литературного салона в виде теоретического обоснования и технологических карт занятий, рассматривается технология на уроках иност...

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....

Приёмы и способы формирования читательской грамотности

Для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной р...