Технология смешанного обучения. Маршрутный лист к уроку литературы в 10 классе "Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»"
рабочие листы по литературе (10 класс)
Маршрутный лист к уроку литературы в 10 классе - Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского - Преступление и наказание -
Скачать:
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист
Урок литературы в 10 классе
Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Знакомство с библейскими мотивами в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Рассмотрение особенностей раскрытия тем гордости и смирения.
3. Определение жанрового своеобразия философско-религиозной направленности.
Тезаурус
Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие, спор.
Контраст – резкая противоположность.
Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
Нравственный идеал – представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.
Образ автора – способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.
Система образов – совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сложный путь исканий Раскольникова приводит его от безбожия к вере. Поиск Бога и нравственное очищение – это главные темы, которые Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание».
В Омском остроге писателю разрешают читать только одну книгу, Евангелие, которую ему дарит жена ссыльного декабриста Фонвизина. Поэтому роман Достоевского буквально пронизан христианскими образами и символикой. Завязка сюжета построена вокруг страшного греха – убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы.
Достоевский показывает нарастание внутреннего напряжения героя, сопротивление этим чувствам. Раскольников ищет поддержки и понимания. Он задаётся вопросом: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». С этого момента в романе появляется мотив нравственного падения героя, преступившего христианскую заповедь.
Писатель вводит в повествование символичные сны, в которых герой предчувствует нравственные и физические страдания. Это своеобразное предзнаменование событий. «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, ещё в их городке» … «в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка» … «Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…». Или ещё один сон: «... Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…».
Основную идею христианства – любовь к ближнему – выражает Соня Мармеладова, которая готова перенести любые страдания ради родных. Её жизнь строится по законам самопожертвования. Но даже встав на путь позора и унижения, она всё-таки сохраняет чистоту души благодаря смирению. В её сострадании к другим заключается огромная сила.
Раскольников, наоборот, в начале романа холоден к окружающим и близким: не отвечает на любовь матери и сестры, на заботу Разумихина. Но после совершения убийства, душевных мук и знакомства с Соней происходит перерождение героя: он начинает более тонко чувствовать мир и людей, а в конце романа и сам влюбляется по-настоящему.
Искренней Соне удаётся вернуть Раскольникову веру, надежду, любовь и укрепить его на пути раскаяния. Дерзкое своеволие переходит в смирение. Неслучайно, что из рук девушки он принимает крестик, символ искупления. Соня, упрашивая Раскольникова взять крестик, говорит: «Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе». Соня как бы приняла жертвенную судьбу Лизаветы. Крест, который она предлагает Раскольникову, символизирует готовность Сони принести себя в жертву: «…вместе и крест понесём!».
Обаяние Сони, как души возвышенной и чуткой, но в то же время сильной и решительной, приводит к тому, что Родион преклоняет перед ней колени, как преклоняют перед святым образом: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
В кульминационной сцене романа, когда Раскольников признаётся в своём преступлении, тоже есть христианские мотивы. За чтением Евангелия сходятся убийца и блудница. Религиозность Сони побеждает неверие Родиона. Она читает притчу о воскрешении Лазаря, чтобы наставить молодого человека на путь истинный.
Но за что же Сонечка Мармеладова любит Раскольникова? Почему заставляет признаться в преступлении, посвящает ему свою жизнь, навещает на каторге? Она чувствует его настоящую, страдающую душу. Христианское сознание выражено и в мотивах страдания и сострадания, раскрытых в отношениях родителей Сони: Мармеладов женился из жалости на несчастной Катерине Ивановне, которая после смерти мужа оказалась в бедственном нищенском состоянии с тремя детьми. Его слова «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» передают нам внутреннюю боль героя, ощущающего собственную греховность и вину за нищенское положение.
Раскольников сильно страдает после убийства. Прозрение героя наступает в эпилоге: «Как это случилось, он и сам не знал... он любит, бесконечно любит её и что настала же наконец эта минута. Их воскресила любовь».
В конце концов, благодаря любви и вере, Родиона, как и Лазаря, ждёт воскрешение. Именно это сам Достоевский прочувствовал за годы своей каторги: «Те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу», а «выход из каторги представлялся как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист
Урок литературы в 10 классе
Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Знакомство с библейскими мотивами в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Рассмотрение особенностей раскрытия тем гордости и смирения.
3. Определение жанрового своеобразия философско-религиозной направленности.
Тезаурус
Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие, спор.
Контраст – резкая противоположность.
Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
Нравственный идеал – представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.
Образ автора – способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.
Система образов – совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сложный путь исканий Раскольникова приводит его от безбожия к вере. Поиск Бога и нравственное очищение – это главные темы, которые Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание».
В Омском остроге писателю разрешают читать только одну книгу, Евангелие, которую ему дарит жена ссыльного декабриста Фонвизина. Поэтому роман Достоевского буквально пронизан христианскими образами и символикой. Завязка сюжета построена вокруг страшного греха – убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы.
Достоевский показывает нарастание внутреннего напряжения героя, сопротивление этим чувствам. Раскольников ищет поддержки и понимания. Он задаётся вопросом: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». С этого момента в романе появляется мотив нравственного падения героя, преступившего христианскую заповедь.
Писатель вводит в повествование символичные сны, в которых герой предчувствует нравственные и физические страдания. Это своеобразное предзнаменование событий. «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, ещё в их городке» … «в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка» … «Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…». Или ещё один сон: «... Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…».
Основную идею христианства – любовь к ближнему – выражает Соня Мармеладова, которая готова перенести любые страдания ради родных. Её жизнь строится по законам самопожертвования. Но даже встав на путь позора и унижения, она всё-таки сохраняет чистоту души благодаря смирению. В её сострадании к другим заключается огромная сила.
Раскольников, наоборот, в начале романа холоден к окружающим и близким: не отвечает на любовь матери и сестры, на заботу Разумихина. Но после совершения убийства, душевных мук и знакомства с Соней происходит перерождение героя: он начинает более тонко чувствовать мир и людей, а в конце романа и сам влюбляется по-настоящему.
Искренней Соне удаётся вернуть Раскольникову веру, надежду, любовь и укрепить его на пути раскаяния. Дерзкое своеволие переходит в смирение. Неслучайно, что из рук девушки он принимает крестик, символ искупления. Соня, упрашивая Раскольникова взять крестик, говорит: «Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе». Соня как бы приняла жертвенную судьбу Лизаветы. Крест, который она предлагает Раскольникову, символизирует готовность Сони принести себя в жертву: «…вместе и крест понесём!».
Обаяние Сони, как души возвышенной и чуткой, но в то же время сильной и решительной, приводит к тому, что Родион преклоняет перед ней колени, как преклоняют перед святым образом: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
В кульминационной сцене романа, когда Раскольников признаётся в своём преступлении, тоже есть христианские мотивы. За чтением Евангелия сходятся убийца и блудница. Религиозность Сони побеждает неверие Родиона. Она читает притчу о воскрешении Лазаря, чтобы наставить молодого человека на путь истинный.
Но за что же Сонечка Мармеладова любит Раскольникова? Почему заставляет признаться в преступлении, посвящает ему свою жизнь, навещает на каторге? Она чувствует его настоящую, страдающую душу. Христианское сознание выражено и в мотивах страдания и сострадания, раскрытых в отношениях родителей Сони: Мармеладов женился из жалости на несчастной Катерине Ивановне, которая после смерти мужа оказалась в бедственном нищенском состоянии с тремя детьми. Его слова «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» передают нам внутреннюю боль героя, ощущающего собственную греховность и вину за нищенское положение.
Раскольников сильно страдает после убийства. Прозрение героя наступает в эпилоге: «Как это случилось, он и сам не знал... он любит, бесконечно любит её и что настала же наконец эта минута. Их воскресила любовь».
В конце концов, благодаря любви и вере, Родиона, как и Лазаря, ждёт воскрешение. Именно это сам Достоевский прочувствовал за годы своей каторги: «Те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу», а «выход из каторги представлялся как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».
Рабочий лист
Урок литературы в 10 классе
Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
- Единичный выбор.
Какой смысл заключён в названии романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
а) преступление и наказание противопоставлены;
б) несоответствие наказания совершённому преступлению;
в) не всякое преступление влечёт за собой наказание;
г) неотвратимость наказания за совершённое преступление.
Разбор решения: на протяжении всего романа автор пытается показать нам страдания героя за содеянное зло. Раскольников, увлечённый теорией деления людей на «высших» и «низших», хотел проверить её. Но его душа страдает, он понимает, что нужно нести ответственность, признаться. Поэтому из всех предложенных вариантов, верным будет «неотвратимость наказания за совершённое преступление».
- Единичный выбор.
Выберете верное утверждение:
а) Жёлтый цвет в романе «Преступление и наказание» – символ болезни, увядания, бедности, страдания, это символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности;
б) Автор развенчивает теорию Раскольникова в том, что доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления;
в) Психологический (Раскольников – Порфирий Петрович) конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».
Разбор задания: в первом случает ответ будет неверным, так как автор заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории. Во втором случае тоже неверный. Так как автор показывает нам главный конфликт – внутренний (происходящий в душе героя). В третьем случае жёлтый цвет, чаще других цветов, встречается в тексте романа. В романе Достоевский использует жёлтый цвет для описания: внешности героев обоев и мебели в жилище героев. Чаще остальных «говорящих» символов Достоевский использует жёлтые обои. Мы видим жёлтые обои в каморке Раскольникова, в квартире старухи, в комнате Сони, в кабинете Порфирия Петровича.
Правильный ответ:
Жёлтый цвет в романе «Преступление и наказание» – символ болезни, увядания, бедности, страдания, это символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности.
- Выполнить тренировочное задание (тест) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4635/train/ предварительно посмотрев видеоматериал по теме урока https://resh.edu.ru/subject/lesson/4635/main/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Тема : Образ Раскольникова. Его теория. Преступление и наказание героя. Цели :1. дать характеристику героя;2. раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;3. пок...
Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Анализ библейских мотивов может заинтересовать учащихся...
Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"
Конспект урока литературы с презентацией по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" для 10 класса...
Урок литературы. Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1866-2016 К 150-летию написания романа
К 150-летию написания романа. Евагельские мотивы в осмыслении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»....
"Две правды". Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Урок строится на сопоставлении «правды» Раскольникова и «правды» Сони. Указанное сопоставление предполагает активное использование знаний, полученных ранее, мобилизует внимание...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
В разработке раскрывается суть теории Раскольникова; ведется разбор ведущих мотивов преступления.Показано, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен чел...
Технология смешанного обучения. Рабочий лист к уроку литературы в 10 классе "Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»"
Рабочий лист к уроку литературы в 10 классе - Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского - Преступление и наказание -...