Исследовательская работа по теме «Герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал В.Н.Лавров»
проект по литературе (9 класс)

   Орловщина —  край, богатый историческими и культурными традициями, здесь жили и творили писатели и поэты,  составившие литературную славу России: Тургенев, Лесков, Фет, Андреев, Бунин. Здесь в годы Великой Отечественной войны прошло самое большое сражение 20-го века — Орловско-Курская дуга. Наш край — это древние города и современные производства, целеустремленные творческие люди и прекрасная среднерусская природа. В третье тысячелетие Орловская область вступает с новыми перспективными планами и надеждами на лучшее будущее. В третье тысячелетие Орловщина вступает с верой в возвращение незаслуженно забытых имен наших великих земляков.

   Одним их таких славных уроженцев нашего края является участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал Василий Николаевич Лавров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_v.n.lavrov.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

Исследовательская работа по теме

«Герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал В.Н.Лавров»

                                                                       

,

г. Мценск

2024 год

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

Содержание

Введение   ………………………………………………………..       стр. 3-4

1. Исследовательская часть   …………………………………….     стр. 5

   1.1 Происхождение и образование   …………………………...     стр. 5-6

   1.2 Военная деятельность   ……………………………………..    стр. 6-7

   1.3 Участие в походе на Балканы   …………………………….    стр. 7-8

   1.4 Подвиг   ……………………………………………………...    стр. 8-10

   1.5 Захоронение   ……………………………………………….     стр. 10-11

   1.6 Награды   ……………………………………………………    стр. 11-12

   1.7 Семья   ……………………………………………………….   стр. 12-14

Заключение   ………………………………………………………   стр. 15-16

 Приложение 1. Информанты   …………………………………..   стр. 16

                       2. Текст экскурсии в село Кривцово   ……………   стр. 17-27

Список литературы  ………………………………………………   стр. 28

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

Введение

   Орловщина —  край, богатый историческими и культурными традициями, здесь жили и творили писатели и поэты,  составившие литературную славу России: Тургенев, Лесков, Фет, Андреев, Бунин. Здесь в годы Великой Отечественной войны прошло самое большое сражение 20-го века — Орловско-Курская дуга. Наш край — это древние города и современные производства, целеустремленные творческие люди и прекрасная среднерусская природа. В третье тысячелетие Орловская область вступает с новыми перспективными планами и надеждами на лучшее будущее. В третье тысячелетие Орловщина вступает с верой в возвращение незаслуженно забытых имен наших великих земляков.

   Одним их таких славных уроженцев нашего края является участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал Василий Николаевич Лавров. Если спросить у учащихся школ нашей области, кто такой В.Н.Лавров и каково его значение в истории, наверное, мало кто ответит на эти вопросы. А ведь этого человека знает Болгария, где один из национальных парков носит его имя. На его могилу, находящуюся на территории Кривцовского мемориала, приезжают из Болгарии благодарные потомки тех, ради которых отдал свою жизнь генерал Лавров, внося свой вклад в освобождение братского народа от турецкого ига. Василий Николаевич Лавров был знаком со многими известными людьми 19 века. Его ценили и уважали, к его мнению прислушивались. Его жизнь может стать образцом служения Отечеству для нашей молодежи.

   В прошлом году, услышав на классном часе о генерале Лаврове и его подвиге, нам захотелось узнать более подробно об этом удивительном человеке. Эта тема нас так увлекла, что мы решили собрать материал о нем. Оказалось, что в библиотеках города почти нет литературы о нашем земляке.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

В Интернете материала было чуть больше, но он давался обрывочно, нельзя было составить полного представления о Лаврове, его жизни и подвиге. Мы решили собрать сведения из разных источников и представить наиболее полную информацию о герое русско-турецкой войны.

Цель нашей работы – изучить биографию В.Н.Лаврова и определить его роль в истории. В связи с поставленной целью обозначим ряд задач:

  • Изучить материалы о герое русско-турецкой войны В.Н.Лаврове.
  • Составить текст экскурсии в село Кривцово Болховского района Орловской области по местам, связанным с жизнью героя, и к месту его захоронения.
  • Наметить план дальнейшей работы по сбору материала о семье В.Н.Лаврова, его потомках.

Источниками нашей работы стали специальная  литература и ресурсы Интернет, беседы с земляками генерала.

   Мы считаем нашу работу актуальной, так как сохранение исторического наследия нашей страны – дело каждого россиянина. Без прошлого нет настоящего, нет будущего. В наше время, когда утрачиваются нравственные ценности, жизнь и подвиг генерала Лаврова могут стать для наших сверстников образцом для подражания и позволят понять цель человеческой жизни. Составленный нами материал для проведения экскурсии по местам, связанным с жизнью Василия Николаевича, может быть использован в школах для воспитания подрастающего поколения, а также для проведения экскурсий, как виртуальных, так и с выездом в село Кривцово Болховского района, на родину героя.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

  1. Исследовательская часть.

   Для того чтобы изучить биографии В.Н.Лаврова и определить его место в истории, мы познакомились со всеми имеющимися источниками информации и составили «историческую» звездочку обдумывания.

  1. Происхождение и образование

   Василий Николаевич Лавров, выходец из дворян Епифановского уезда Тульской губернии, родился 27 апреля 1837 года. Василий рано осознал, что в этой жизни ему придется рассчитывать только на самого себя. Он привил себе такие качества, как трудолюбие, усидчивость, честность и благородство

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

по отношению к окружающим. С детства Василий решил посвятить себя военной службе и твердо шел к намеченной цели. Проживал юноша со своей матерью, Любовью Ивановной Лавровой. Сведения о его отце отсутствуют. В 1855 году Василий Николаевич с отличием заканчивает школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Это то самое училище, которое  окончил М.Ю.Лермонтов. Имя его как лучшего выпускника согласно традиции было занесено на мраморную доску. На службу он поступил 11 июня 1855 года прапорщиком в лейб-гвардии конно-гренадерский полк. Решив продолжить военное образование, Лавров в 1857 году определился в Николаевскую академию Генерального штаба. За успехи в учебе его произвели в поручики, а 12 января 1863 года в чине штабс-капитана его командировали в Северо-Западный край в распоряжение генерала Галецкого.

  1. Военная деятельность

   В 1863 году начинались волнения в русской Польше, вскоре переросшие в серьезное восстание с целью возвращения независимости. Однако повстанцы не имели возможности создать регулярную армию, и поэтому конечный исход борьбы не мог вызывать сомнений. Состоя при штабе 2-й гвардейской пехотной дивизии, Лавров с лейб-гвардии Финляндским полком принимал непосредственное участие в боях у деревни Гудишки (26 апреля 1863 г.) и деревни Шкуркишки (27 апреля того же года), где был ранен в шею ружейной пулей и контужен. Уже в то время он проявлял отменную храбрость. За отличие в тех боях Василий Николаевич был награжден. По окончании польской кампании Лавров продолжал службу в штабе войск гвардии Петербургского военного округа в качестве старшего адъютанта для особых поручений. После производства в полковники (1866 год) его назначают начальником штаба 2-й гвардейской пехотной дивизии. 30 августа 1875 года Василий Николаевич был произведен в генерал-майоры и до

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

особого распоряжения оставлен в прежней должности начальника штаба 2-й гвардейской пехотной дивизии. Через год, 24 сентября 1876 года, повелением императора Александра II Лавров назначается командиром лейб-гвардии Финляндского полка и вступает в командование в канун 90-летия этой воинской части.

1.3 Участие в походе на Балканы

      В 1877 году грянула большая война. В апреле Россия подняла оружие в защиту единоверного болгарского народа, которому угрожал геноцид со стороны турок-османов. Первоначальные удачи сменились поражениями под Плевной, и правительство было вынуждено направить на фронт в далекую Болгарию гвардейские полки. 21 августа Василий Николаевич первым эшелоном прибыл в Киев. Находясь чуть позже в Жмеринке, он уже отметил признаки войны: пути оказались забитыми встречными поездами с больными и ранеными, воинские эшелоны подолгу стояли или ползали черепашьим шагом. Находясь в Кишиневе, Лавров прежде всего посетил находившегося там на лечении известного генерала М. И. Драгомирова, с которым находился в дружеских отношениях, и услышал от очевидца событий рассказ о Шипкинской эпопее. В Яссы эшелоны с гвардейцами Финляндского полка прибыли 26—28 августа. Здесь собралась и вся 2-я гвардейская пехотная дивизия. Вскоре последовал приказ: из-за перегруженности железной дороги далее следовать пешком. Таким образом, дивизии предстоял сорокадвухдневный марш на протяжении 600 верст от Ясс до позиций у Горного Дубняка. Путь шел через земли Молдавии, Румынии и Болгарии. Началом испытаний явился уже первый переход в сильную жару по гористой местности. Однако воины Финляндского полка укрепились и духом, и телом. «Вчера мы шли с 6 часов утра до 6 часов вечера и все-таки, несмотря на невероятную усталость, вошли в город с музыкой...» (из письма В. Н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

Лаврова). Он описывает также сильнейший ливень — такие стремительные потоки воды, что солдаты едва могли стоять на ногах. После 10 сентября погода резко переменилась: «Пришли дожди и холода, люди становятся на биваке на сырую землю, и появились лихорадки... Московский полк вошел в Яссы, имея 1000 человек отсталыми, люди валялись на улице от изнеможения...» (из письма В. Н. Лаврова). Тогда Василий Николаевич, ободряя бойцов, пошел во главе своего полка пешком, пренебрегая своим командирским правом ехать на лошади. Мягкий и добрый к солдатам, Лавров хотел на своем опыте познать трудную долю солдата, и совсем скоро этот путь привел его к мгновенному решению лично возглавить атаку на турок, для него уже последнюю.

1.4 Подвиг

   На Балканах продолжались военные действия. В августе 1877 года героические защитники перевала у Шипки (36-й Орловский и 35-й Брянский пехотные полки с болгарскими ополченцами) сорвали план широкомасштабного контрнаступления османов с целью отбросить «неверных» обратно за Дунай. И это несмотря на огромное численное превосходство противника.   30 августа последовал неудачный, уже третий по счету, штурм турецкой твердыни — крепости Плевна, после чего, по совету специально прибывшего из Петербурга героя Севастопольской обороны в Крымскую войну генерала Э. И. Тотлебена, русское командование пришло к выводу, что единственный способ взятия Плевны состоит в ее блокаде. Ближайшей целью становилось овладение Горным Дубняком и Телишем, чтобы сомкнуть кольцо блокады. 10 октября лейб-гвардии Финляндский полк был спешно переброшен к селению Еки-Баркас, где концентрировались полки и батареи гвардейской пехоты, а также кавалерийские части под общим командованием генерала И. В. Гурко, для

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

штурма важного турецкого укрепления у селения Горный Дубняк. 11 октября полком было приготовлено 500 больших фашин, предназначенных для забрасывания рвов и глубоких канав, препятствовавших проезду артиллерии. В тот же день генерал Лавров с некоторыми своими офицерами и представителями других полков участвовал в поездке для обзора участка между Плевной и Горным Дубняком — в 23 километрах от этой крепости.    Укрепление у Горного Дубняка представляло собой возвышенность на ровной площадке, поросшей кустарником, который впереди на 1000 шагов был вырублен турками, но кое-где остались одинокие кустики, до которых они в точности измерили расстояние, чтобы бить наступающих наверняка. Самая невыгодная и опасная позиция оказалась у Финляндского полка. В 9 часов утра 12 октября генерал И. В. Гурко, под командой которого находилось 22000 человек при 64-х орудиях, приказал начать штурм. Османы, вооруженные стрелковым оружием иностранных образцов и четырьмя дальнобойными крупповскими пушками, вели прицельный огонь огромной силы и плотности, наносивший нашим войскам большие потери. По свидетельству участника штурма А. Пузыревского, это был «адский, потрясающий огонь... что-то чудовищное, уничтожающее...» Ему вторит полковник Г. П. Шмидт, наблюдавший бой с близкого расстояния: «Бойня...резня... ад огня...» Перелеты русских гранат наносили потери русским же войскам, особенно батальонам Финляндского полка, находившимся на исходных рубежах. Около 11 часов в «мертвом пространстве» лощины собрались 1-й и 4-й батальоны полка во главе с генералом Лавровым. До укрепления оставалось 300—400 шагов совершенно открытого пространства. Василий Николаевич убедился, что штурм оказался плохо подготовленным. В 14 часов офицер-ординарец доставил приказ генерала И. В. Гурко провести общую атаку, опять-таки имевшую мало шансов на успех, но Лавров уже принял окончательное решение. «Молодцы!

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

Сейчас пойдем в атаку. Когда я взмахну саблей и крикну «ура!» — смотрите все за мной», — обратился он к солдатам. Резким взмахом генерал оторвал себя от земли, выхватил саблю и с криком «ура!» бросился вперед. В едином порыве офицеры и солдаты устремились за своим любимым командиром с одной целью — взять вражеский вал. Вдруг в пятидесяти шагах от укрепления Василий Николаевич упал, пораженный двумя пулями в грудь, и потерял сознание. Финляндцы продолжали бежать вперед. Некоторые добежали до вала на 20—30 шагов, но под градом пуль вынуждены были отойти и залечь. Русская артиллерия прекратила огонь, и с 16 до 18 часов воцарилось грозное гробовое молчание. Рядовой Е. И. Колпаков вынес смертельно раненного генерала с поля боя и за это был награжден знаком отличия Военного ордена 4-й степени (Св. Георгия). Умирая 14 октября на Главном эвакопункте, Василий Николаевич просил Колпакова не покидать его жену и детей. Геройская смерть генерала Лаврова подала пример храбрости, и отдельные смельчаки смогли перебраться в ров укрепления османов и постепенно его заполнили. Тогда генерал Гурко, собравшийся уже отвести войска назад и окопаться, передумал, и около 19 часов внезапно раздалось победное «ура» — гвардейские полки стремительным броском овладели, наконец, редутом османов. В эту последнюю в бою у Горного Дубняка атаку лейб-гвардии Финляндский полк вел уже новый командир — полковник Георгий Петрович Шмидт. Русские взяли в плен 2289 турок при 4 орудиях, но сами потеряли 3533 бойца — цена победы оказалась высокой.

1.5 Захоронение

   Получив известие о гибели мужа, Мария Александровна Лаврова обратилась с просьбой разрешить ей перевезти его  тело  в Россию, чтобы похоронить его в родном селе Кривцово Болховского уезда.

   

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

Разрешение было получено. Подпоручик Зараковский сопровождал цинковый гроб. В конце октября 1877 года траурная процессия миновала Мценск.

   Кривцовцы собрались проводить в последний путь своего Василия Николаевича. Дорогу перед гробом генерала усыпали поздними осенними цветами.

   В кривцовской церкви, что стояла на возвышенности посреди поля, окруженная березовыми перелесками, в склепе был похоронен герой освободительной войны. На надгробной плите горели золотом слова: «Командир лейб-гвардии Финляндского полка В.Н.Лавров родился в 1837 году, погиб под Горным Дубняком в 1877».

   В 1932 году гроб с его прахом кощунственно вытащили из склепа в надежде забрать золотые и серебряные награды и когда их не оказалось, закопали метрах в 70 от церкви. Третье перезахоронение праха генерала состоялось 7 сентября 1978 года на Кривцовском мемориале, где был установлен его бюст.  

1.6 Награды

   О наградах В.Н.Лаврова нам удалось выяснить мало. На его портрете мы видим много наград, из исследуемого материала мы узнали только о двух.

    В 1863 г. в чине штабс-капитана командирован в северо-западный край в распоряжение генерала Н. С. Ганецкого. Состоя при штабе 2-й гвардейской пехотной дивизии,  Лавров участвовал с лейб-гвардии Финляндским полком  в делах с польскими инсургентами  при Гудишках и Шнуркишках (в последнем был ранен, контужен) и за отличие в них был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

1.7 Гражданская деятельность

      Значительна была гражданская деятельность Василия Николаевича Лаврова. Подробно о ней пока не удалось узнать. Известны только отдельные факты. С 1873 года Лавров состоял гласным Орловской Думы. Был членом комиссии по постройке Литейного моста, под его руководством был составлен обширный доклад об устройстве конно-железных дорог в столице. Главным же делом Лаврова являлись вопросы отбывания воинской повинности. Его внимательное, ласковое обращение с просителями, теплое сочувствие к их требованиям заслужили благодарность, как сословных старшин, так и населения.

1.7 Семья

В 1864 году Василий Николаевич познакомился с Марией Погребовой — дочерью известного купца-коммерсанта, почетного гражданина и влиятельного деятеля городской Думы. На предложение руки и сердца

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

гордая красавица ответила отказом, но просила дать срок подумать, и полковнику ничего не оставалось, как ждать.

   Вскоре, однако, когда в доме ее родителей появился молодой, стройный, элегантный полковник с орденом на мундире и золотой саблей и повторил свою просьбу, Мария Александровна дала согласие. Медовый месяц после свадьбы молодые провели в Кривцово — имении Василия Николаевича (ныне Болховский район Орловской области), а потом поехали во Францию.

   Двадцатидевятилетний полковник был сильно влюблен в свою восемнадцатилетнюю жену, отличавшуюся какой-то особенной статью. Его особенно забавляло, когда парижские уличные мальчишки кричали вслед высокой статной русской даме: «Эйфелева башня!».

   В 1867 году у Лавровых родился сын, а через четыре года — дочь Елизавета. В Санкт-Петербурге, в Русском музее, вы можете увидеть ее портрет работы художника И.Е.Репина. О ней сохранилось мало сведений. Известно, что она была образованной и красивой, была замужем, имела сына. О сыне неизвестно почти ничего. Старожилы рассказывали, что он был умственно неполноценен.

   Мария Александровна постоянно жила в селе Кривцово, занималась воспитанием детей и была полной хозяйкой имения. Василий Николаевич приезжал сюда при всяком удобном случае и, конечно, во время отпусков. Иногда он увозил жену и детей к себе в столицу «погостить», ненадолго погрузиться в столичную жизнь. Это была счастливая пора у Лавровых.

      Мария Александровна Лаврова, богатая землевладелица Болховского уезда,  много энергии и сил отдала для развития просвещения. После смерти мужа она поселилась в селе Кривцово и, занявшись просветительской и

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

благотворительной деятельностью, открыла там школу. Субсидируя ее, Мария Александровна одновременно в одном из флигелей своей усадьбы открыла вторую одноклассную земскую школу. Затем в 1900 г. в селе Фатнево была открыта третья школа, прекрасно организованная и обеспеченная необходимыми учебными пособиями.

   Не довольствуясь этим, Мария Александровна ежегодно содержала на свои средства несколько стипендиатов в различных школах, ремесленных училищах, школах садоводства и учительских семинариях.

   В 1879 году началась ее плодотворная деятельность в области народной медицины. Сначала в селе Кривцово был открыт фельдшерский пункт, преобразованный в 1885 году в медицинский. 12 тысяч больных ежегодно посещали больницу, а попасть в больничный покой, содержащийся всецело на средства покровительницы, считалось счастьем для больных.

   Крестьяне деревень и сел, принадлежащих Лавровой,  отмечали ее ум, заботу о людях. Она на свои деньги вновь построила дома жителям деревни Хмелевой, сгоревшие во время пожара.

   После революции вдова генерала переехала в Петроград, где у нее был дом, и продолжала помогать людям. Мария Александровна и Василий Николаевич Лавров были счастливы в браке, потому что оба жили не только для себя, но и для других.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

Заключение

   Собрав материал о нашем земляке  генерале В.Н.Лаврове, мы узнали, что Василий Николаевич был необыкновенный человек: внимательный, заботливый в отношении солдат командир; умный, критически мыслящий  полководец; внимательный к просителям чиновник; бесконечно любящий и нежный муж, отец и сын; уважаемый дворянами и крестьянами помещик. Вся его жизнь была посвящена служению Отечеству. Значительна была его гражданская деятельность. Василий Николаевич, участвуя в боях, неоднократно проявлял героизм, за что был награжден.  Он геройски погиб при штурме турецкой крепости у селения Горный Дубняк: подавая пример храбрости, повел за собой солдат, и гвардейские полки стремительным броском овладели, наконец, редутом османов. Он внес огромный вклад в защиту болгарского народа от геноцида турок. Болгария приобрела свою свободу после пятивекового османского владычества. Мы считаем, что  собранный нами материал будет востребован и принесет большую пользу всем, с ним соприкоснувшимся. Надеемся, что в наше время денег и власти жизнь Лаврова даст понять, что смысл жизни не в этом, а в любви и служении людям и Отечеству.

   Опираясь на собранный материал о генерале Лаврове, мы составили текст экскурсии  по местам, связанным с его именем в селе Кривцово. Мы решили не останавливаться на имеющемся и наметили план дальнейшей исследовательской  работы:

  • Собрать материал о жене и детях В.Н.Лаврова.
  • Найти потомков Лавровых и подробнее узнать о генерале В.Н.Лаврове и его роде.

   

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

В далекой Болгарии, на высоком берегу реки Вид, шумит листвой парк генерала Лаврова, названный в честь нашего славного земляка. Склонились белоствольные березы над могилой генерала в России, в селе Кривцово. Почти 130 лет прошло со дня его гибели, но помнят русские и болгары о подвиге этого необыкновенного человека, несут цветы на его могилу, поминают добрым словом. А это говорит о том, что жизнь была прожита не зря, о том, что Василий Николаевич продолжает жить в наших сердцах. Его имя зажглось яркой звездой, погаснуть которой не суждено.

Приложение1.

Информанты

   Калинина Мария Николаевна, 1924 года рождения. Родилась в селе Фатнево Болховского района Орловской области. Получила начальное образование (4 класса). В годы войны работала в медсанбате. В 1948 году вышла замуж и переехала в деревню Хмелевую, где живет до сих пор. С 1949 года работала в колхозе дояркой. В этом году ей исполнилось 82 года.

   Пеняев Николай Иванович, 1937 года рождения. Родился в деревне Хмелевая Болховского района Орловской области в многодетной семье.  Окончил семь классов Кривцовской школы. Всю жизнь проработал шофером в колхозе. Женат. Имеет трех детей и трех внуков. Сейчас находится на пенсии.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 города Мценска

Список литературы

  • А.Венедиктов «Болховские куранты», Тула, Приокское книжное       издательство, 1982 год
  • Историко-литературный альманах «Болховские были», Орел, издательство «Вешние воды», 1994 год
  • А.Зверев,  еженедельник «Красная строка», 9 июля 2008 год

Ресурсы Интернет

  •   http://ru.wikipedia.oqr/wiki/
  • http:// dic.akaedimic.ru/dic.nst/ruwiki/
  • http://www.osvas.ru/PAPKI/army/marshal/

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.Цели урока: - используя субъектный опыт учащихся, подвести их к...

Урок по теме "Русско-турецкая война 1877-1878 гг."

Данная работа предполагает комплексное рассмотрение причин, хода  и итогов войны, позволяет сосредоточить учащихся на последствиях, к которым привела война...

Самоанализ урока по теме "Русско-турецкая война 1877-1878 гг."

Самоанализ урока по теме "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." для 8 класса....

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Исследовательская работа по теме: "Башкиры в Отечественной войне 1812 года

Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Ей посвящено наибольшее число исследований по сравнению с любым другим событием 1000-летней истории дорево...

Исследовательская работа по теме: Герой специальной военной операции на Украине подполковник Ренат Равилович Гайсин

Есть ли сегодня у нас примеры для подражания, люди, на которых хочется быть похожим? Такой вопрос я задал   сначала себе, а затем своим одноклассникам.  Ответить на этот вопрос...