Самоподготовка по чтению. Рассказ А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Самоподготовка проводится в 8классе по чтению по одноименному рассказу А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А.П.Чехов "Лошадиная фамилия" | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.П.Чехов «Лошадиная фамилия».
Цель: учить работать с текстом и словом писателя.
Задачи: обеспечить осмысление текста, умение читать по ролям, учить анализировать эпизоды, раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», учить анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, продолжить развитие коммуникативных компетенции обучающихся; воспитывать в детях чувство юмора, продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.
Оборудование: учебник по чтению, портрет писателя, компьютер, мультимедийная презентация.
Ход самоподготовки
- Организационный момент.
1.Физминутка
-Ребята, встали все красиво и сейчас сядет тот, кто скажет какое сегодня число, кто назовет четвертый день недели, 2-ой месяц зимы, завтра какой день недели, перечислит все зимние месяцы, скажет мне какой праздник отмечаем в феврале, познакомились с творчеством какого писателя, изучили его какой рассказ, ещё какие произведения знаете Чехова, какое было дом.задание.
II. Слово воспитателя.
Слайд 2-Сегодня на самоподготовке мы продолжаем изучение юмористического рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».
Слайд 3- Ребята, давайте поиграем с вами. Я задаю вам вопрос , а вы послушаете внимательно и ответите о ком идет речь.
- Ребята, как зовут генерала у которого разболелся зуб?
- Послушайте эти предложения и скажете о ком идет речь?. А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тёщи живет. Теперь только зубами и кормится. О ком идет речь?
-Ой, батюшки! Ой, матушки! Ох, света белого не вижу! Ребята, это чьи слова?
- Ребята, что произошло в 1 части рассказа?
-Ребята, поднимите руки, у кого болели зубы?
- Ребята, а у вас когда-нибудь болел зуб? Как вы останавливаете зубную боль?
- Что делают люди, если у них болят зубы? (идут в больницу, к врачу)
Слайд 4- А как называется зубной врач? (стоматолог) Давайте произнесем хором сто-ма-то-лог.
Слайд 5- Ребята, чтобы ваши зубы не болели, что мы должны делать? (2раза чистить зубы, не есть много сладкого и тд.)
-Ребята у генерала зубная боль. Он мучается, какое чувство он вызывает у нас?
-Как помогает жена генералу?
- Кто из слуг наиболее близок к барину?
-Ребята напомните мне фамилии знахаря из 1 части рассказа.
3. Подготовка к восприятию произведения
Мы не раз уже произнесли с вами слово «юмор». Про какого человека можно сказать, что он обладает чувством юмора?
Слайд- 6. Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
- Почему рассказ юмористический? Как создается комическая ситуация?
1) смешной сюжет - вся семья занята поиском лошадиной фамилии; 2) смешно суеверие образованного человека; 3) смешны способы, которыми пытается генерал утихомирить зубную боль; 4) смешны лошадиные фамилии, которые придумывают обитатели дома;
5) смешна развязка рассказа
Слайд 7- Каким можно назвать смех в рассказе добродушным, злым, снисходительным? Почему?
Слайд 8-Физкультминутка
4. Чтение произведения Словарная работа:
Слайд 9- Уезд – округ, часть губернии
Слайд 10- Акцизный – служащий учреждения по сбору налогов.
Слайд 11- Хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье.
5. Анализ произведения
Слайд 12- Почему рассказ мы считаем юмористическим?
- Что именно показалось вам смешным (То, как вся усадьба в угоду генералу подбирала «лошадиную» фамилию).
- Скажите, почему генерал – и вдруг поверил, что можно заговорить боль по телеграфу?
Слайд 13- А какие именно способы лечения испробовал генерал? Найдите и прочитайте это из книжки (Он полоскал рот водкой, коньяком прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, керосин, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, или вызывало тошноту.)
Слайд 14- Почему генерал не сразу соглашается лечит зуб заговором? (Потому что считает это шарлатанством, боится сам показаться смешным).
- Кто предлагает такой способ «лечения»? (Приказчик Булдеева Иван Евсеич).
- Ребята, найдите и прочитайте в рассказе слова Приказчика о настоящей фамилии знахаря. Вы обратили внимание, что самое смешное в рассказе строится на несоответствие ( ищут лошадиную фамилию, а оказалось Овсов, вместо того, чтобы доктора позвать, вся семья фамилии отгадывает)
Слайд 15-Чтение по ролям
- А сейчас открыли стр. 138 и читаем рассказ по ролям.
- Обратите внимание на фразу: «И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую...» Как вы думаете, какие именно фамилии еще были изобретены? (Гнедов, Копытин, Сбруев, Загривков и т.д.).
- Как же получается, что эта «лошадиная» фамилия оказалась генералу всего дороже?
- Как освободился генерал от боли? (Ему все-таки пришлось выдрать зуб корнем, и сделал это доктор).
- Кто напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию приказчику? (Тот же доктор, он попросил продать овса для своей лошади, и слово «овес» напомнило что-то Ивану Евсеичу).
- Как повел себя приказчик после слов доктора? Найдите в тексте и прочитайте это из рассказа («Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака»).
- Как же звучала настоящая фамилия чудодейственного знахаря из Саратова?(Овсов).
- Что можете сказать об отношении этой фамилии к лошадям?
- Сколько времени прошло между тем, как был выдернут зуб, а приказчик вспомнил фамилию
Слайд 16-Работа в тетрадях
- Ребята, у вас ещё дом.задание было Найти из 2 части фамилию знахаря?
Сейчас вы говорите свою фамилию и выходите к доске и приклеиваете, все фамилии записываете у себя на тетрадях.
(Табунов, Копытин, Жеребовский, Коненко, Конченко, Жеребеев, Кобылеев, Тройкин, Уздечкин, Гнедов,Рысистый, Лошадицкий, Меринов, Буланов, Чересседельников, Засупонин, Лошадский)
Работа по иллюстрации рассказа стр.139.
- Ребята, кого вы видите на картинке?
Найдите строчки, характеризующие этот рисунок.
Слайд 17-Следующее задание: отгадывание с кроссвордом.
- Подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию. (Псевдоним.)
- Псевдонимов писателя А.П. Чехова в юности.(Чехонте.)
- Мягкий, добродушный смех в произведении. (Юмор.)
- Главный секрет юмора — именно на этом строится смешное в юмористических рассказах.(Несоответствие.)
- Какая была фамилия знахаря. (Овсов.)
- Именно с этим животным ассоциировалась у героя одного из рассказов фамилия акцизного, умеющего по телеграфу заговаривать зубную боль. (Лошадь.)
- Фамилия генерала, который в этом рассказе страдал от зубной боли. (Булдеев.)
- Кто же посоветовал генералу обратиться за помощью к акцизному с лошадиной фамилией? (Приказчик.)
- Первая лошадиная фамилия, которую вспомнил приказчик. (Кобылин.)
Слайд 18
III. Итог самоподготовки
- Ребята, что хотел этим рассказом нам сказать Чехов? Чему учит этот рассказ? Встречаются ли сегодня забавные случаи?
-Ребята, ещё одно дом.задание какое было? ( нужно было выучить слова Чехова.)
«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» - Как вы понимаете смысл этих слов? К чему призывает нас Чехов ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное чтение. Рассказ О\'Генри "Коловращение жизни" , сокращенный и адаптированный.
Рассказ О\'Генри "Коловращение жизни", для внеклассного чтения в 7 классе, сокращенный и адаптированный, с кратким словарём и послетекстовыми упражнениями....
Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"
Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя разнообразные виды работ. Рас...
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Чтение рассказа «Зимняя ночь» По И. Соколову-Микитову
урок чтение, школа I-II вида...
Разработка занятия по внеклассному чтению рассказа Л.Н.Толстого "Лев и собачка"
прививать любовь к чтению, увлечь детей чтением, отрабатывать технику чтения, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение. Прививать любовь к животным....
Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Дины Рубиной "Двойная фамилия"
Урок по современой прозе (ХХ1 век) с использованием ИКТ...
Конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы «Чтение рассказа «Лягушонок» По М. Пришвину.»
Конспект урока предназначен для обучающихся 2 класса коррекционных школ.Комбинированный урок....