Оценка и отметка урочной деятельности в старшей школе.
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Урок литературы в 10 классе в соответствии с требованиями ФГОС, 2017

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе в соответствии с требованиями ФГОС, 2017

Оценка и отметка урочной деятельности в старшей  школе.

Корчагина Евгения Авельевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ  №25» города Ангарска,

eugeniyacorchagina@yandex.ru

Тема: А.А. Фет-поэт-музыкант, поэт – художник.

Цели

Обучающие:

  1. Рассмотреть особенности поэтического таланта А.А. Фета.
  2. Выявить выразительные средства, придающие мелодичность стихотворениям поэта, метафоричность поэзии.

Развивающие:

  1. Развивать умения и навыки монологической устной речи, выразительной речи.
  2. Развивать умение анализировать стихотворный текст.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любовь к природе, искусству, музыке, поэзии.
  2. Воспитывать способность к самооценке и оценивать ответ товарища.

Формировать УУД

Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивацию к учебной деятельности; гордость за культурное наследие страны; любовь к природе, к искусству, музыке, поэзии.
Регулятивные:
Оценивать результаты своей и чужой деятельности; анализировать собственную работу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:

Умение слушать собеседника; владеть выразительной речью; формулировать собственное мнение; согласовывать свои действия с одноклассниками; точно и конкретно выражать свои мысли.
Познавательные:
Умение находить нужную информацию; работать с разными по уровню заданиями; проводить сравнение по заданным критериям; выполнять анализ стихотворений.

Планируемый результат.

Предметные умения.

1.Уметь находить изобразительно-выразительные средства;
2. Анализировать приемы, связанные с созданием импрессионистического образа природы в лирике;
3. Выявлять приемы музыкальности в поэзии А.А. Фета;
4. Понимать значение звукописи художественной речи, фоники и синтаксиса;
5. Познакомить с художниками-импрессионистами.

Метапредметные умения:
1. Анализировать тест и собственную работу;
2. Формулировать и обосновывать выводы на основе проведенного анализа;
3. Иметь навыки работы с компьютером;
4. Умение строить рассуждение;
5. Выразительное чтение.

Межпредметные связи

Литература и искусство
Литература и МХК.

Ресурсы

Поэтический сборник А.А. Фета
Рабочая тетрадь
Портрет А.А. Фета
Распечатанные задания
Компьютер, проектор

Формы работы

Индивидуальная
Групповая
В парах
Фронтальная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

                   УУД

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
Цель этапа: включение обучающихся в деятельности на личностно-значимом уровне.

Нацеливание уч-ся  на  ОЦЕНКУ/САМООЦЕНКУ.

Приветствие акцентирует внимание на настроение, доброжелательность, уважение друг к другу.

Умение слушать и слышать, понимать требования учителя.

Осознавать себя частью коллектива, привитие доброжелательности.


  1. Актуализация знаний
    Цель этапа: повторение изученного материала,  необходимого для «открытия нового знания».


Учитель читает стихотворение А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»под аккомпанемент музыки Глинки.
-Как вы поняли стихотворение?
-Какие чувства оно вызывает?
-Каким себя представляет здесь Фет как художник? Какие образы вы представили себе?
- Каковы особенности  поэзии Фета?
-В чем заключается своеобразие его лирики?
- Обратите внимание на эпиграф «Преображение духом музыки…» А.А. Фет.
-Как вы его понимаете?
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Коррекция целей урока.

Умение слушать / слышать, монологическая  речь  при  ответе, диалог  УЧИТЕЛЬ/УЧЕНИК- ОЦЕНКА( словесная), но аргументированная учителем. Татже  допустима  ВЗАИМООЦЕНКА ( ученики , слушая ответы, ОЦЕНИВАЮТ друг друга.

Фронтальная работа (повторяют черты творчества поэта  - художника Фета, мелодичность его поэзии, особенности стихи).

Фронтальный опрос предполагает максимальное кол-во опрошенных ребят, следовательно , на этом этапе урока за каждый ответ, комментарий или дополнение по теме учитель ставит ОЦЕНКУ( нацеливает уч-ся на накапливаемость оценок, чтобы получить итоговую ОТМЕТКУ).

Ученик, давший развёрнутый ответ, может сразу  получить ОТМЕТКУ.( на усмотрение учителя).

Формулируют  тему и цели  урока.

ОТМЕТКА: ученик(и) самостоятельно  сформулировали тему  и  обозначили цели урока.( логическое умозаключение, вывод).

Формулировать собственное мнение и позицию. Проявлять познавательную активность в учебном сотрудничестве. Развитие мышления. Целеполагание, проявлять самостоятельность.

3. Проблемное объяснение материала о Фете как поэте – музыканте.
Цель: выявить приемы музыкальности поэзии поэта.        

        

Сообщение учителя о приемах музыкальности в поэзии.

Индивидуальная работа ( проверка домашнего задания).
1. Сообщение о роли и месте музыки в жизни А. Фета.

Беседа с уч-ся  по вопросам- СЛОВЕСНАЯ  ОЦЕНКА.

Умение работать с дополнительной литературой и компьютером.

Исследовательская работа.
Найти приемы музыкальности в прочитанных стихотворениях.
Обобщение выводов обучающихся ( через проектор).
Звучит романс Метнер Н.К.

Исследование, обобщения, выводы, коммуникативная деят-ть- ОТМЕТКА.Рефлексия- САМООЦЕНКА/ВЗАИМООЦЕНКА( уч-ся, слушая друг друга, ОЦЕНИВАЮТ  себя и товарищей).

«Шепот, робкое дыханье…»

Любая исследовательская работа- это продукт осмысленных действий, логических  умозаключений, т.е. фиксация результатов обучения. ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА.

Чтение стихов наизусть: « Романс», « Шопену», «Певице».
Работа в группах (каждой группе по одному стихотворению).
Эксперты оценивают работы групп.

САМООЦЕНКА/ВЗАИМООЦЕНКА.

Ученики совместно с учителем дают ОЦЕНКУ  читающим стихи наизусть. Эксперты подводят общий итог, ОЦЕНИВАЯ работу каждой группы.(продолжает действовать накопительная система ОЦЕНОК для выведения итоговой ОТМЕТКИ.

Выразительное чтение.
Поиск и выделение информации, учет разных мнений, разделение обязанностей в группе.

4. Фет- поэт-художник.
Цель: познакомить с художниками-импрессионистами и их картинами (И. Грабарь,  Н. Ге, К. Писсарро). Импрессионистическими пейзажами в творчестве Фета.

Фет- художник-импрессионист. Побуждает обучающихся определить вторую особенность творческой палитры Фета- умение видеть импрессионистические картины бытия, знакомит с понятием «импрессионизм» , проверяет индивидуальную работу (домашнее задание обучающихся).

Индивидуальная д/р-ОЦЕНКА.

Если ученик дома приготовил развёрнутый ответ, презентацию и.т.д. по данному вопросу, показывая при этом глубокие знания доп.материала, можно поставить итоговую ОТМЕТКУ.

Уч-ки при этом могут высказать своё мнение( ОЦЕНИТЬ товарища).ВЗАИМООЦЕНКА.

Работа со словарем (импрессионизм).

Ученики ищут определение импрессионизма( поисковая работа  по готовому материалу). ОЦЕНКА.
Индивидуальная работа (домашнее задание):
1. Сообщение об импрессионизме как художественном направлении 19-20 веков.
2. Сообщение о художниках- импрессионистах и их картинах (компьютер).
3.Рассказ об импрессионистических пейзажах Фета.


Умение работать со словарем, научной литературой, умение слушать и видеть, приобщение к прекрасному, развитие эрудиции.

Обобщение сообщений учащихся. Выводы о Фете как о художнике- импрессионисте( проектор).
Внимание на стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер».
Предлагает выполнить анализ стихотворения по вопросам:
1. Назовите темы стихотворного текста.
2.Найдите изобразительные средства и их роль в стихотворении.
3. Звукозапись, синтаксис стихотворения.
4. Черты импрессионизма в стихотворении.
5. Что роднит данное стихотворение Фета и картины художников-импрессионистов. ( вопросы в раздаточном материале).
6. В чем заключается мелодичность этого стихотворения?
Выводы (проектор).

Выводы, умозаключения, осмысленные действия, т.е. фиксация результатов работы на уроке- ОТМЕТКА.

Выразительное чтение стихотворения.

СЛОВЕСНАЯ ОЦЕНКА( комментарий , пояснение учителя – аргументация ОЦЕНКИ).





Работа в парах над данными вопросами (разноуровневые задания).

ВЗАИМООЦЕНКА. Наиболее  сложные задания, требующие глубокого анализа, умозаключений- ОТМЕТКА( подытоживание и комментирование работ уч-ся учителем).





Анализировать стихотворение; Аргументация своего мнения;
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Полный анализ с указанием всех изобразительно-выразительных средств+комментарии+ компетентные аргументы-ОТМЕТКА. Любые дополнения уч-ся- ОЦЕНКА. Если незначительные дополнения-СЛОВЕСНАЯ ОЦЕНКА.

  1. Рефлексия.
    Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своих результатов и всего класса.САМООЦЕНКА/ВЗАИМООЦЕНКА.

5.-Что нового узнали о А.А.Фете?
- Почему Фета называют поэтом-музыкантом, поэтом-художником?
-Какие фрагменты урока вам понравились и почему?
- Оцените свою работу и класса на уроке?
-Чьё чтение больше всего понравилось?

Фронтальная работа.





Оценивают свою работу.САМОКОРРЕКЦИЯ/САМООЦЕНКА.

Подводится ИТОГ работы класса, отдельных( наиболее активных уч-ся), которым учитель(обязательно комментируя) выставляет итоговый балл-ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА. Остальные(малоактивные) в зависимости от «ВКЛАДА в урок» получают словесную ОЦЕНКУ.( это может быть накопительный балл к след. уроку).

Рефлексия способов и условий действия: контроль и оценка, самооценка.
Адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

6. Домашнее задание.
Выучить стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер».

-Найти, в каких стихотворениях выражены черты импрессионизма.

Записываю домашнее задание.

Я постаралась в своей работе выделить основные этапы ОЦЕНИВАНИЯ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценки и отметки.

Оценки и отметки За время своей деятельности учитель  дает более 25 тысяч уроков. Эти уроки должны быть хорошо подготовлены. Они должны способствовать развитию учащихся , но в то же вр...

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА современной школе...

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ презентация к докладу

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ презентация к докладу...

Мастер – класс учителя иностранного языка Шидловской Д.В. «Родительское собрание «Оценка и отметка в современной школе» (31.10.2014г.)

Как сделать так, чтобы отметки детей всегда были хорошими, и какую роль в этом играет подготовка к урокам? И мне хотелось бы, чтобы вы правильно оценивали старания и возможности детей и помогли себе о...

Оценка и отметка на уроке русского языка по ФГОС

Разработка урока представлена с выставлением отметки и оценки на каждом этапе урока....

"Оценка и отметка в современных образовательных системах"

Знания, которые даются всем одинаково....

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...