Конспект урока литературы для 5 класса по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Образы Жилина и Костылина"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Образы Жилина и Костылина" является завершающим по данному произведению. В ходе урока производится аналитическая работа с системой персонажей и образами главных героев в частности, составляется их сравнительная характеристика в табличной форме. На основе этой работы делаются выводы об идеях, заложенных в произведение автором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.22 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: образы Жилина и Костылина
Предшествующий урок/предварительное домашнее задние – чтение рассказа «Кавказский пленник».
1) Актуализация знаний
На прошлом уроке мы читали рассказ «Кавказский пленник». Назовите имена главного героя и его спутника [Жилин и Костылин]
В чем завязка событий рассказа? [Жилин и Костылин попадают в плен к татарам]
Исходя из завязки, на какой вопрос будут отвечать остальные события рассказа? [удастся ли героям выбраться из плена и как именно]
Обратитесь к учебнику. Кто является автором произведения? [Лев Николаевич Толстой]
Сам Толстой определял жанр «Кавказского пленника» как «быль». Что такое быль? [то, что было на самом деле]
Обратимся к биографии писателя, чтобы выяснить, почему он приписал своему рассказу именно такой жанр.
2) Биография автора + история создания произведения
*стр. 205-206 – чтение биографии и рубрики «Из истории создания»
Из самого рассказа мы знаем, что противостояние между русскими и татарами было связано с тем, что «На Кавказе тогда война была». Есть ли в биографии писателя факты, которые доказывают, что о войнах он знает не понаслышке? [служил на Кавказе и в Крыму, в Крымской войне участвовал в обороне Севастополя + рассказы отца о войне с Наполеоном]
Какие источники материала для рассказа «Кавказский пленник» указаны в учебнике? [жизнь писателя + печатные источники, с которыми он знакомился]
Сюжет рассказа отчасти связан с реальными событиями, которые произошли с писателем. Во время службы на Кавказе Толстой чуть не попал в плен. Выручил его спутник и друг чеченец Садо.
Позже Л. Н. Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник Фёдор Торнау. Автор сообщил, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось освободиться из плена. Толстой сложил эти воспоминания с собственными и написал рассказ.
3) Система персонажей, сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Сопровождающие вопросы:
- Как разные представители татарского народа относились к Жилину (подписать над стрелками в схеме)? [красный татарин недолюбливал, но открытой агрессии не проявлял; чёрный татарин уважал за смелость; Дина симпатизировала Жилину из-за его доброты и умений; старик ненавидел всех русских из-за своего прошлого]
- Почему у Костылина так мало связей с другими героями? [он пассивен, в плену практически не предпринимает никаких действий, смиренно ждет выкупа]
Основной приём рассказа — антитеза. Противопоставляются характеры и отношение к жизни Жилина и Костылина. Это противопоставление прослеживается не только в поступках, но и в говорящих фамилиях героев.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина | ||
Жилин | Костылин | |
Значение фамилии | Жилин — от «жи́ла» (прочное окончание мышц). Прилагательные жилистый, двужильный ассоциируются с силой и мощью. Именно такие черты присущи герою. | Костылин — от «костыль» (палка для хромых, бессильных). И сам герой несамостоятелен, слаб телом и духом, нуждается в помощи. |
Внешность | Невелик ростом, но удал. Крепкий, физически сильный. | Грузный и неповоротливый, слабый физически. |
Материальное состояние | Бедный дворянин, знает, что выкуп за него дать не смогут. | Богатый дворянин, без пререканий пишет письмо с просьбой о выкупе. |
Поведение в плену | Требует к себе уважения, спорит с хозяином, выкупившим его, учит местный язык, мастерит всякие вещицы, общается с местными, заводит дружбу с девочкой Диной. | Не сопротивляется, не конфликтует и почти никак не взаимодействует с татарами. |
Характер | Стойкий, смелый, жизнелюбивый, уважает себя, борется за свободу. | Безвольный, трусливый, быстро сдается. |
Личность Жилина располагает к нему и других татар (за исключением старика). Они уважают его смелость, называют «джигитом». Т.е. изначально личной неприязни к нему как к врагу нет, только желание заработать денег. А за время плена появляется симпатия к его личности.
Через образ Дины автор показывает, что люди гораздо ближе другу к другу, чем кажется. Именно ребёнок способен видеть человеческую душу, быть милосердным, невзирая на культурные и национальные различия. Она видит в Жилине не врага своего народа (идет война), а простого человека. Доброго, интересного ей, умелого.
С Костылиным такого нет, ибо из-за слабости характера он практически никак не взаимодействует с окружающими и смиренно ждет спасения.
4) Итоги
Рефлексия:
- Что больше всего запомнилось из событий рассказа?
- Кто из героев больше всего понравился, почему?
- Какие второстепенные персонажи заинтересовали, почему?
- Чему мы можем научиться, прочитав этот рассказ?
В рассказе основной конфликт завязан на разном подходе персонажей к жизни: деятельному, смелому человеку противопоставлен человек слабый, безвольный. Только сильный и отважный человек, по мнению Л. Н. Толстого, заслуживает право на свободу и может добиться ее.
Главная идея рассказа — всегда оставаться человеком. Сохранять в себе мужество и смелость, чувство собственного достоинства, даже когда очень тяжело и страшно. Умение трудиться, любить жизнь, людей — то, что поможет человеку выбраться из самой трудной ситуации.
Очень важна в рассказе идея любви к ближнему. Несмотря на все различия и разногласия, когда люди оказываются рядом, они способны договориться. Это делает любую войну бессмысленной и даёт понимание того, что человеческая жизнь бесценна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...