урок литературы в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Тема любви в рассказах А.П.Чехова"О любви",И.А.Бунина "Кавказ", А.И.Куприна "Куст сирени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литература,8 класс52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - семинар по литературе в 8 классе.

Тема: Тема любви в рассказах А.П.Чехова « О любви», И. А. Бунина « Кавказ», А. И. Куприна « Куст сирени».

…Всё начинается с любви…

Р.Рождественский

Цель. Осмысление такой духовно- нравственной категории, как любовь, через восприятие и понимание художественного текста.

Задачи.

Обучение художественному анализу текста и сопоставительному анализу произведений.

Развитие познавательной активности учащихся в использовании смежных с литературой наук.

Воспитание любви к высокой литературе, поэзии, искусству.

Оборудование :

презентация к уроку, слайды к рассказам, аудиозаписи с музыкальными произведениями, тексты стихов о любви.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Объявление темы семинара.

« Всё начинается с любви» - так звучит эпиграф к урока, на котором мы проведём сопоставительный анализ трёх прочитанных произведений и подготовимся к письменной работе.

Чтение подготовленным учеником стихотворения Р. Рождественского « Всё начинается с любви» на фоне звучащей музыки.

Всё начинается с любви…

Твердят:

« Вначале

было

слово…»

А я провозглашаю снова:

« Всё начинается

С любви!»

Всё начинается с любви:

И озаренье,

И работа,

Глаза цветов,

Глаза ребёнка-

Всё начинается с любви.

Все начинается с любви,

С любви!

Я это точно знаю.

Все,

Даже ненависть-

родная

и вечная

сестра любви.

Все начинается с любви:

Мечта и страх,

вино и порох,

Трагедия,

Тоска

И подвиг-

Все начинается с любви…

Весна шепнет тебе:

«Живи…»

И ты от шёпота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается с любви!

- Мы прочитали три произведения о любви, произведения разные, писатели разные. Тема одна - любовь. Мы уже давали характеристику этому слову. По словарю Ожегова, любовь - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

- А теперь попробуйте написать сами написать словарную статью на тему «Любовь» .(Л.- полная самоотдача во имя другого человека. Л.- это невозможность существования без того, кого любишь. Л.- это самое высокое человеческое чувство…

  1. Обратимся к рассказу А.П.Чехова «О любви» 1898 год .( Просмотр слайдов)

- Мы понимаем, что это реалистическое произведение, оно повествует о случае, который мог быть в жизни…К слову сказать, А.П.Чехов остается классиком литературы. Вот что написал обычный агент японской страховой компании Асахи Суэхико:

Ноябрьская ночь.

Антона Чехова читаю.

От изумления немею.

- Ребята, как вы думаете, от чего можно онеметь, читая Чехова?(Все время думаешь…Что человеку нужно для счастья?.. Можно ли жить без любви?.. Можно ли привыкнуть к нелюбимому человеку?..

- К какой мысли подводит нас писатель? (Тяжело жить без любви. Любящие не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены приличия…)

- Как вы думаете, это правдивая история или литературный вымысел?

- Оказывается, когда появился рассказ «О любви», Лидия Алексеевна Авилова узнала в героях себя и Чехова, и она написала ему письмо, тогда уже женатому Чехову, и подписалась « Луганович.»

- Давайте послушаем под музыку П.И. Чайковского «Сладкая грёза» строки этого письма:

Была ли наша любовь настоящая любовь? Но какая бы она ни была, настоящая или воображаемая, как я благодарю Вас за неё! Из-за неё вся моя молодость точно обрызгана сверкающей, душистой росой. Если бы я умела молиться, я молилась бы за Вас… Я молилась бы так: «Господи, пусть он поймет, как он хорош, высок, нужен и любим. Если поймет, то он не может не быть счастлив».

И Анна Алексеевна получила от Алехина - Чехова ответ с пожеланием счастья.

Итог.

- Как бы мы назвали такую любовь? (Неразделенная, несостоявшаяся, погибшая…)

- А какой мы назовем любовь в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»? (Любовь-страсть; любовь, граничащая со смертью; любовь – искушение.)

- Еще раз посмотрим на таблицу, которая характеризует героев, их отношение к чувству любви.

Он

Она

Муж

Воровские, незаметно, все замирало от тревоги.

Поспешно вошла, спешила.

Жестокий, самолюбивый характер.

Пробежал, надвинув шляпу, уткнув лицо в воротник.

Лучше смерть, чем муки.

«Ни перед чем не остановлюсь, защищая честь мужа и офицера».

Замер, смотрел все напряженнее.

Жалостно улыбнулась.

Высокая фигура, широкие шаги.

Похолодел от напряжения.

Голос срывался.

Хозяйственно вошел, крестя ее и целуя.

Отшатнулся. Оцепенел.

Страшная роль.

Белоснежный китель.

Был нетерпелив.

Плакала.

Купался в море.

План был дерзок.

Опять Москва.

Брился.

Она потрясала его жалостью и восторгом.

Завтракал.

Выпил шампанское.

Выкурил сигареты.

Выстрелил из двух револьверов.

- Трагическая история. И пейзаж психологический. Во всем тревога и неоправданные надежды.

-Зачитайте пейзажные зарисовки. (Холодная Москва , беспросветность ;тревожные южные ночи. )

- В чем несчастье и счастье героев? ( Им дарована любовь, но каждый думает лишь о своих чувствах. Одни ее воруют, другой пытается спасти, но, поняв, что мосты сожжены, уходит со сцены.)

-Кто же герой рассказа «Кавказ» ? (Оказывается, муж, который так глубоко понимает чувство любви, что не может жить без любимой женщины.)

- Бывает ли так драматично в жизни?( К сожалению, да.)

- Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени».

- Как бы вы назвали любовь Веры Алмазовой и ее мужа ? (Любовь –дружба; духовная общность; гармония чувств; поражает мудрость любящей женщины…)

- Какая любовь из этих трех рассказов вам кажется наиболее жизнеспособной?

- Давайте прочитаем слова Бунина и подведем итоги урока:

«Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена.»

  1. Домашнее задание. Просмотр презентации и объявление тем письменных работ:

-Любовь в жизни человека: награда или наказание?

-Возможна ли человеческая жизнь без любви?

  1. Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...