Особенности использования технологии коллективного обучения на уроках литературы.
статья по литературе
Особенности использования технологии коллективного обучения
на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БАХМУТ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КУЮРГАЗИНСКИЙ РАЙОН»
Особенности использования технологии коллективного обучения
на уроках литературы.
Подготовила: учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ
с. Бахмут Темуршоева С.В.
2018
Аннотация. В статье дается обзор современных компьютерных программ, которые возможно использовать на уроках для повышения мотивации обучающихся. А также описана технология коллективного способа обучения, используемая автором статьи на уроках литературы.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, коллективный способ обучения, приемы и методы, педагогическая технология.
Готовясь к уроку, каждый учитель пытается найти ответ на вопрос «как учить результативно?». Наша задача не только дать знания в чистом виде, но и заинтересовать ученика, увлечь его таким образом, чтобы ученик захотел сам добывать знания, искать ответы на поставленные вопросы, стать на некоторое время «исследователем», «ученым», «учителем». В этом нам помогают различные педагогические технологии, большое количество которых описано в книгах Г. К. Селевко и других педагогов.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т. к. главная задача школы — воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В настоящее время внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся. В распоряжении педагогов имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
На уроках литературы учитель может использовать различные виды компьютерных программ:
1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.
2. Программы-тренажеры — для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен.
3. Контролирующие программы — для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
4. Демонстрационные программы — для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).
5. Информационно — справочные программы — для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
6. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса на уроках литературы, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
В современное время наиболее эффективной технологией, отвечающей всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, на мой взгляд, является коллективный способ обучения (КСО). Коллективная форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.
Приемы и методы КСО:
• взаимные теоретические проверки в парах сменного состава;
• разучивание стихотворений;
• работа в парах сменного состава по карточкам;
• взаимообмен заданиями (ВОЗ);
• методика работы по вопросникам;
• сотрудничество учащихся "по вертикали";
• педагогика сотрудничества и "погружение".
Организация работы по новой педагогической технологии при изучении литературы требует большой предварительной подготовки учителя. Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после этого класс переводится на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом.
У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника. Технология КСО по своей организации учебного процесса обеспечивает с начала до конца коммуникативность в преподавании нашего предмета.
Учебный процесс при КСО организуется с учетом таких моментов:
• каждый учащийся должен систематически излагать другому тему;
• каждому должна представляться возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает;
• каждый учащийся должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно;
• каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.
Сдвоенные уроки позволяют предъявлять учебный материал большими дозами. По опорным конспектам и таблицам учащиеся составляют вопросники и грамматические рассказы, сдают друг другу теорию, приводя свои примеры. Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. В конце блока учащиеся сдают зачет, который имеет теоретическую и практическую часть. При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение, учитель выступает в роли контролера, наставника, помощника.
При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном все делает коллектив. Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
По итогам работы по КСО отмечается:
1. Повышение качества знаний, умений и навыков учащихся по отдельным изучаемым предметам.
2. Повысилась в целом успеваемость учащихся, процент выполнения и качество контрольных работ, техника чтения.
3. Отношение учащихся к учебе изменилось в положительную сторону.
4. Дети стали более общительными, дружными, культурными.
5. Повысились показатели школы на олимпиадах и поступаемость выпускников в ВУЗы.
6. Особое место в работе школы отводится научно-исследовательской работе учащихся.
7. Проведено анкетирование среди родителей, учащихся и учителей с результатом положительного отношения к занятиям по КСО.
Увлечённый новыми технологиями, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Литература
- Педагогические технологии, Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В.,М., 2004
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Энциклопедия образовательных технологий, Том 2, Селевко Г.К.,М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-187569-1359042439.jpg)
Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка
1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-399029-1573905824.jpg)
Урок английского языка на тему "Past Perfect" с использованием технологии коллективного обучения
Урок предназначен для шестого класса...
Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках испанского языка ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/11/picture-1152509-1562846298.jpg)
Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики
реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/19/picture-1200787-1576781295.jpg)
Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы ( из опыта работы учителя).
опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-141803-1360145136.jpg)
Особенности использования технологий дистанционного обучения в дополнительном образовании
Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она п...