Особенности использования технологии коллективного обучения на уроках литературы.
статья по литературе
Особенности использования технологии коллективного обучения
на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_ispolzovniya_tehnologii_kollektivnogo_obucheniya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БАХМУТ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КУЮРГАЗИНСКИЙ РАЙОН»
Особенности использования технологии коллективного обучения
на уроках литературы.
Подготовила: учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ
с. Бахмут Темуршоева С.В.
2018
Аннотация. В статье дается обзор современных компьютерных программ, которые возможно использовать на уроках для повышения мотивации обучающихся. А также описана технология коллективного способа обучения, используемая автором статьи на уроках литературы.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, коллективный способ обучения, приемы и методы, педагогическая технология.
Готовясь к уроку, каждый учитель пытается найти ответ на вопрос «как учить результативно?». Наша задача не только дать знания в чистом виде, но и заинтересовать ученика, увлечь его таким образом, чтобы ученик захотел сам добывать знания, искать ответы на поставленные вопросы, стать на некоторое время «исследователем», «ученым», «учителем». В этом нам помогают различные педагогические технологии, большое количество которых описано в книгах Г. К. Селевко и других педагогов.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т. к. главная задача школы — воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В настоящее время внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся. В распоряжении педагогов имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
На уроках литературы учитель может использовать различные виды компьютерных программ:
1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.
2. Программы-тренажеры — для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен.
3. Контролирующие программы — для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
4. Демонстрационные программы — для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).
5. Информационно — справочные программы — для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
6. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса на уроках литературы, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
В современное время наиболее эффективной технологией, отвечающей всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, на мой взгляд, является коллективный способ обучения (КСО). Коллективная форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.
Приемы и методы КСО:
• взаимные теоретические проверки в парах сменного состава;
• разучивание стихотворений;
• работа в парах сменного состава по карточкам;
• взаимообмен заданиями (ВОЗ);
• методика работы по вопросникам;
• сотрудничество учащихся "по вертикали";
• педагогика сотрудничества и "погружение".
Организация работы по новой педагогической технологии при изучении литературы требует большой предварительной подготовки учителя. Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после этого класс переводится на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом.
У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника. Технология КСО по своей организации учебного процесса обеспечивает с начала до конца коммуникативность в преподавании нашего предмета.
Учебный процесс при КСО организуется с учетом таких моментов:
• каждый учащийся должен систематически излагать другому тему;
• каждому должна представляться возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает;
• каждый учащийся должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно;
• каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.
Сдвоенные уроки позволяют предъявлять учебный материал большими дозами. По опорным конспектам и таблицам учащиеся составляют вопросники и грамматические рассказы, сдают друг другу теорию, приводя свои примеры. Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. В конце блока учащиеся сдают зачет, который имеет теоретическую и практическую часть. При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение, учитель выступает в роли контролера, наставника, помощника.
При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном все делает коллектив. Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
По итогам работы по КСО отмечается:
1. Повышение качества знаний, умений и навыков учащихся по отдельным изучаемым предметам.
2. Повысилась в целом успеваемость учащихся, процент выполнения и качество контрольных работ, техника чтения.
3. Отношение учащихся к учебе изменилось в положительную сторону.
4. Дети стали более общительными, дружными, культурными.
5. Повысились показатели школы на олимпиадах и поступаемость выпускников в ВУЗы.
6. Особое место в работе школы отводится научно-исследовательской работе учащихся.
7. Проведено анкетирование среди родителей, учащихся и учителей с результатом положительного отношения к занятиям по КСО.
Увлечённый новыми технологиями, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Литература
- Педагогические технологии, Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В.,М., 2004
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Энциклопедия образовательных технологий, Том 2, Селевко Г.К.,М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка
1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...
Урок английского языка на тему "Past Perfect" с использованием технологии коллективного обучения
Урок предназначен для шестого класса...
Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках испанского языка ....
Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики
реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),...
Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы ( из опыта работы учителя).
опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников....
Особенности использования технологий дистанционного обучения в дополнительном образовании
Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она п...