Особенности использования технологий дистанционного обучения в дополнительном образовании
методическая разработка
Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры учащихся, развивать их творческий потенциал.
Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности.
Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого ребёнка.
Сегодня время диктует свои условия и нам, педагогам и ребятам детских общественных объединений, в рамках дополнительного образования для которых активные, очные коммуникативные методы и очные формы работы ближе для самовыражения, приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_distantsionnogo_obrazovaniya_v_sisteme_do_gornostaeva.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского(юношеского) научно-технического творчества»
«Особенности использования технологий дистанционного обучения в дополнительном образовании»
Автор: Горностаева Анна Владимировна
2021 г.
Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры учащихся, развивать их творческий потенциал.
Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности.
Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого ребёнка.
Сегодня время диктует свои условия и нам, педагогам и ребятам детских общественных объединений, в рамках дополнительного образования для которых активные, очные коммуникативные методы и очные формы работы ближе для самовыражения, приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий.
Как организовать дистанционное обучение в условиях дополнительного образования?
Во-первых, определить цели, задачи и содержание курса дистанционного обучения.
Вряд ли, какие- либо учреждения дополнительного образования преследовали цели внедрения дистанционного обучения. Уверена каждый педагог предпочел бы очную деятельность дистанционной, но в связи с возникшими обстоятельствами (карантинные условия) мы вынуждены научиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования.
Изучив различные информационные источники , обобщенно можно выделить следующие цели дистанционного образования:
- Сделать работу преподавателя творческой, более свободной, предоставить возможность самому решать, как выстроить систему преподавания предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс. У преподавателя высвобождается больше времени для создания методических пособий, повышения уровня профессиональной подготовки, появляется возможность работы по совместительству.
- Также цель дистанционного образования это процесс внедрения в процесс обучения новейших современных информационных технологий, приобщение обучающихся к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности.
Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано».
Но, к сожалению, какими бы благородными не были эти цели в реальной жизни следовать эти целям очень сложно, так как дистанционное образование имеет свои преимущества и недостатки:
Достоинства дистанционного обучения:
- Отсутствие географических ограничений
- Доступность, открытость и гибкость взаимодействие участников учебных программ
- Индивидуальный график обучения
- Экономия времени и материальных затрат
- Социальное равноправие в отношении всех категорий учащихся,
- Технологичность
- Снижение стоимости обучения
- Возможность доступа к различным источникам информации
- Возможность получения информации разнообразной по объему и содержанию
Недостатки дистанционного образования:
- Недостаточно тесное общение преподавателя с обучающимися
- Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования
- Языковой барьер и неудовлетворительное взаимодействие между обучающимися
- Разница во времени на больших территориях
- Отсутствие должного внимания к вопросам информационной безопасности
- Субъективное ощущение обучающимися перегруженностью информацией
- Высокие требования к постановке задачи
- Высокая трудоемкость разработки курсов
- Необходимость наличия целого ряда индивидуально- психологических условий
- Недостаток практических знаний
- Неполнота и противоречивость нормативной базы
- Отсутствие системы подготовки специалистов дистанционного образования
- Проблема нормирования ставки и оплаты труда в системе дистанционного образования.
И тем не менее исходя из выше перечисленного, учреждения дополнительного образования, заинтересованные в том, чтобы успешно функционировать на рынке дополнительного образования необходимо адаптироваться в тех условиях, в которых оно оказывается, и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования.
Таким образом основные цели педагога дополнительного образования – это научиться обучать в системе дистанционного образования, а основная задача любого педагога не просто занять ребенка или группу, а выдавать материал последовательно, реализуя образовательную программу, не нарушая никаких педагогических компетенций и выполняя требования ФГОС.
Анализируя свои образовательные программы необходимо точно определить содержание курса. Выделите темы, которые необходимо изучить, оцените насколько реально выдать материал по этой теме не только в теоретической, но и практической форме.
Во-вторых, выбрать программное обеспечение для организации дистанционного обучения.
Арсенал обучения напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения используются следующие инструменты компьютерных и интернет технологий:
- Вебинары.
- Хранилище или банк знаний (целая площадка- для создания, папок с информацией, материалом, содержанием курса.)
- Формы урока и программы для их создания.
Вебинары – это семинар или лекция, урок в онлайн-режиме посредством видео. (WhatsApp, Viber, Zoom и др.)
Хранилище или банк знаний - ваша личная база с материалом, который вы будете давать обучающимся дистанционно, назначать курсы, тесты, отслеживать успеваемость и анализировать результаты.
Единой универсальной системы дистанционного обучения нет. Каждое решение подходит для определенных задач.
Формы урока и программы для их создания.
Чтобы создать электронный курс, не обязательно быть программистом или дизайнером:
- Задания в формате презентации.
- Задания в формате видео ролика. Скаченный по теме, созданный вами.
- Тест
- Кроссворд
- Анкета
- Лекция
- Игра
- Практика
- Чат – занятия
- Телеконференции
Итог шага 2: вы определили, какие инструменты и формы работ больше подходят для учреждения и педагога.
В третьих, подготовить обучающий контент.
Определив программное обеспечение, нужно наполнить его контентом, содержанием. Пустая система дистанционного обучения — как ракета, в которую не погрузили инструменты и припасы, не залили топливо — на такой рано в космос.
Загрузите презентации, книги, инструкции, видеоролики, электронные курсы — все, что нужно изучить детям.
В идеале на этом этапе у вас должен быть план развития на определенный период вперед и список материалов, необходимых для изучения. Но на старте достаточно выпустить один электронный курс, чтобы провести пилотный запуск и «обкатать» систему.
Итоги шага 3: Вы наполнили свой курс содержанием.
В-четвертых, необходимо оценить эффективность дистанционного обучения
После запуска дистанционного обучения, убедитесь, в его эффективности:
- собирайте отзывы детей и родителей
- сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно;
- регулярно проводите срезы знаний;
- отслеживайте, как меняются успехи обучающихся, улучшаются ли показатели работы.
Список использованной литературы:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 года от 24 октября 2017 г. № Д18–20/пр https://минобрнауки.рф/документы/11704 Иванова Е. О.
2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р https://минобрнауки.рф/документы/4429
3.Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» http://минобрнауки.рф/проекты/современная-образовательная-цифровая-среда.
5. Дополнительное образование. Сборник нормативных документов по состоянию на 1 сентября 2015 года. Изд. «Национальное образование»
6. Статья по теме: «Дистанционное обучение в условиях УДО» Федорова Татьяна Васильевна, методист, педагог дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...
Родительское собрание"Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения"
Ознакомление родителей с организацией дистанционного обучения детей-инвалидов в Ставропольском крае, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009...
«Использование технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе на уроках информатики»
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Методическая разработка на тему:"Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса с использованием технологии дистанционного обучения."
Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса. Темы: "Биография А.П.Чехова" и "Рассказ "Хирургия" с использованием технологии дистанционного обучения. Использование технологии дистанц...
Расписание занятий для дистанционного обучения в дополнительном образовании
Небольшие изменения в расписании с 6.04 -11.04.2020...
Программа внеурочной деятельности «Православный Петербург» для 5-6 классов с использованием технологий дистанционного обучения»
Программа научно-методической работыпо теме «Разработка программы внеурочной деятельности «Православный Петербург» для 5-6 классов с использованием технологий дистанционного обучения...
Возможности использования технологии дистанционного обучения для повышения эффективности образовательного процесса
В статье представлены результаты использования авторского дистанционного курса по биологии для 6 класса и электронных ресурсов, необходимых для работы в период дистанционного обучения. Ана...