проект по литературе
проект по литературе (11 класс)

Наталья Викторовна Дудкина

Данная работа представляет собой исследование такого жанра малой литературной формы как притча. В своей работе мы показали, как можно использовать её в современной жизни. В воспитательной беседе или просто беседе  благодаря ситуативной модели какой – либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

            Накопленный материал можно использовать на уроках, классных часах, что позволяет усилить интерес к постижению какого - либо нравственного понятия, помогает в принятии правильного решения, заставляет задуматься над содержанием нравственного опыта человечества.  Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания, ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект.

Практический материал подобранных притч затрагивает проблемы межличностного общения, модели поведения, вопросы эмоционального характера и благополучия человека в обществе, семье, среди других людей. Через подобранный литературный материал можно понять свои проблемы, их причины, постараться решить их приемлемыми для окружающих и безболезненными для самих себя способами, опираясь на опыт предшествующих поколений, описанный в предлагаемых притчах, ибо мораль и нравственные заветы никогда не теряют своей актуальности.

 Подобранные нравственно - философские притчи, проверяющие умение понимать и анализировать содержание предложенных текстов, выявляют общий культурный уровень человека, раскрывают сложные основы человеческой жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt_kopilka_zhiznennyh_tsennostey.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа № 2

«Копилка жизненных рецептов»

Исследовательский проект по литературе

Автор:

Дудкина Наталья Викторовна,

преподаватель русского языка и литературы Голицынской СОШ №2.

2023-2024 учебный год


АННОТАЦИЯ

Данная работа представляет собой исследование такого жанра малой литературной формы как притча. В своей работе мы показали, как можно использовать её в современной жизни. В воспитательной беседе или просто беседе благодаря ситуативной модели какой – либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

Накопленный материал можно использовать на уроках, классных часах, что позволяет усилить интерес к постижению какого - либо нравственного понятия, помогает в принятии правильного решения, заставляет задуматься над содержанием нравственного опыта человечества. Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания, ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект.

Практический материал подобранных притч затрагивает проблемы межличностного общения, модели поведения, вопросы эмоционального характера и благополучия человека в обществе, семье, среди других людей. Через подобранный литературный материал можно понять свои проблемы, их причины, постараться решить их приемлемыми для окружающих и безболезненными для самих себя способами, опираясь на опыт предшествующих поколений, описанный в предлагаемых притчах, ибо мораль и нравственные заветы никогда не теряют своей актуальности.

Подобранные нравственно - философские притчи, проверяющие умение понимать и анализировать содержание предложенных текстов, выявляют общий культурный уровень человека, раскрывают сложные основы человеческой жизни.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………4

§1 Притча как жанр малой литературной формы……………………………………..4

§2 Использование притчи в жизни………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………………………9…

Библиографический список…………………………………………………………………12

Приложение 1………………………………………………………………………………25…

Приложение 2……………………………………………………………………………… 34.

Введение

Сегодняшняя литература, пренебрегая таким жанром, как притча, допускает серьезное упущение. Молодым людям нужны уроки нравственности, высокой морали, изложенные в притчах, художественной особенностью и жанровым своеобразием которых является формирование этих качеств. Поэтому следует почаще обращаться к классической литературе, произведения которой учат нас оставаться Человеком. И такой жанр малой литературной формы, как притча, во многом может поспособствовать этому.

Цель работы: комплексно рассмотреть притчу как жанр малой литературной формы; накопление практического материала для его использования в быту, учебно – воспитательной работе; приобретение опыта решения нравственных задач.

Задачи:

- анализ литературы по данной теме;

- показать значение притчи в жизни современного человека;

- поиск и накопление материала (тексты притчей) для решения нравственных задач, умения выявить в них поучительный (нравственный) смысл;

- подборка притчей для разработки заданий на нравственные темы;

- выделить тематические группы притч, в зависимости от ценностей, которые они утверждают.

Объект исследования – притчи, легенды, авторские сказки.

Предмет исследованиянаучная, публицистическая и методическая литература, тексты художественных произведений.

Методы и приёмы:

изучение научной и методической литературы по данной теме; метод собственного лингвистического осмысления материала (описательный, заключающийся в классификации материала и его системном описании, исходя из задач работы), а также методики сравнения, сопоставления и интерпретации.

Теоретическая значимость работы – использование материалов исследовательской работы изучающими литературу в профильных классах на уроках, что позволяет усилить интерес к предмету и постижению нравственного смысла изучаемого произведения, заставляет задуматься над содержанием нравственного опыта человечества.

Практическая значимость работы - приобретение опыта решения нравственных задач, «подсказки» в решении жизненных проблем.

Практические задачи работы реализовывались в подборке притчей и разработке на их основе заданий на нравственные темы.

§1 Притча как жанр малой литературной формы

Умение рассказывать, мыслить, ставить и задавать вопросы, делать выводы, обобщения – неотъемлемая часть человека мыслящего и образованного. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего сознания. Любая оценочная деятельность развёртывается на основе анализа конкретных жизненных ситуаций, соотнесения действий и поступков их участников с этическими нормами и принципами. Лучшим материалом являются ситуации, взятые из реальной жизни, близкие опыту его участников, а также ситуации, идентичные тем, которые возникают в практической деятельности, межличностном взаимодействии самих людей. Необходима некоторая нейтрализация используемого материала, так как недопустимо обсуждение и анализ ситуаций и поступков людей, задевающих конкретную личность. Важно, чтобы, например, дети выработали отношение к самому действию, поступку, а не к тому, кто его совершил, решили для себя некоторую нравственную проблему. Предлагаемые для обсуждения ситуации должны быть истинно проблемными, неоднозначными, они могут стать толчком к началу беседы, дискуссии по определённой нравственной теме, и в этом велика заслуга такого литературного жанра, как притча.

Разные авторы в разные времена толковали слово «притча» по – своему, но практически все сходятся в одном, что притча – краткий нравоучительный рассказ, всенародно признанное, художественно совершенное, морально - нравственное произведение, необходимое для анализа нравственного опыта человечества и для передачи его последующему поколению (Лавский В.В., Ахманова О. С., Ожегов С.И.; см. библиографический список).; универсальное явление мирового фольклора и литературного творчества. (Владимирова М. Хрупкая красота совершенства // Читаем, учимся, играем №2/2014. - С.51 – 60).

В Толковом словаре великорусского языка Владимира Даля мы находим, что слово «притча», вероятно, произошло от слова «притеча», «притечь». Словарь В. И. Даля толкует притчу как «поучение в примере» (Даль. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., Русский язык – Медиа, 2006.)

Толковый словарь С.А. Кузнецова повествует: «Притча - и; ж. 1. Краткий иносказательный рассказ назидательного содержания; иносказательное выражение. Евангельские притчи. Притчи Соломона. Притчи о блудном сыне. Рассказать притчу. Говорить притчами» (Кузнецов С.А. Большой Толковый словарь русского языка. - М.: изд. «НоритРипол – классик», 2010).

В Толковом словаре Т.Ф. Ефремовой можно найти значение слова «притча» как «иносказательное повествование с нравоучительным выводом, иносказательное выражение, то же, что басня». [Ефремова 2010:457].

Подобное толкование встречается в энциклопедическом словаре Брокгауза Ф.А. и Ефрона И. А.: «Небольшой рассказ, аллегорический по форме и нравственно-дидактический по цели. К сходной с ней поэтической форме - басне - притча относится так, как аллегория — к поэтическому образу: в то время как применение образов бесконечно разнообразно» (Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь: современная версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — М.: Эксмо, 2002. – 672 с.).

Этимологический словарь Крылова Г.А. рассматривает искомое слово с позиции русского языка, словообразования: «Общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от притъка – "нежданный случай, происшествие", произведенного от «притъкнутися» – «произойти». Древне - русское слово «притъча», означающее «несчастный случай», украинское при́чта - «происшествие, особенный случай», белорусское пры́тча - «неприятный случай; срам», старо - славянское притъча παραβολή, παράδειγμα, болгарское при́тча - «притча», сербохорватское при̑ча - «рассказ, пословица», словенское príča - «момент, настоящее время; свидетельство, свидетель; притча, сказка, рассказ» - являются первоисточником появления современного слова «притча» [Крылов 2017:257].

Иногда притчу называют параболой, что в переводе с греческого означает сравнение [Лавский 2007: 69]. По своей образной иносказательной природе она близка загадке и должна быть разгадана, сопережита и понятна в результате самостоятельных размышлений читателя. Не случайно в древнегреческой риторической школе она входила в число подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение оратора.

Притчи, как и сказки, – плод народного творчества. Зачастую у притчи нет конкретного автора. Это происходит потому, что притчи передаются из уст в уста.

Смысл любой притчи состоит именно в том, чтобы наглядно показать, какой этический выбор сделан человеком. Притча иллюстрирует важную идею, затрагивающую общечеловеческие законы. В этом её отличие от басни, которая даёт суждение по частным поводам бытового характера и преподносит недвусмысленный вывод – мораль. По мнению исследователя В.В. Лавского, отличие притчи от басни заключается:

1) в отсутствии морали и прямого наставления; каждый читатель притчи извлекает мораль сам, самостоятельно трактуя прочитанное, делая выбор в необходимости применении или отсутствия такового для своей жизни;

2) главный герой притчи не животное, наделенное человеческими чертами (как в басне), а некий человек, мужчина или женщина, человек в широком смысле слова;

3) смысл притчи не в том, каким читатель видит человека, а какой морально – нравственный выбор он сделал (Лавский В.В. Притчи человечества. – М.; Ростов н/Д: Март, 2007. - С. 78 - 90).

Притча всегда производит впечатление краткости. С точки зрения художественного воплощения этической идеи для неё характерны простота, лаконичность, афористичность, отсутствие развёрнутых поэтических описаний.

Важные темы притчи - правда и ложь, жизнь и смерть, человек и бог, добро и зло, справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное. Эти вопросы имеют специфический философский статус, но на них нет однозначного ответа. Размышление над притчами – это, прежде всего, сопоставление собственного мнения, парадокса и здравого смысла, это повод к разговору, спору. Читатель волен сам домысливать, достраивать и даже противопоставлять свою собственную версию, давать свой ответ на философскую задачу.

Жанр притчи появился на Востоке в древности, где мудрецы и ученые, а вслед за ними и простые люди, любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Но в самостоятельный жанр притча выделилась в Древней Греции. В это время она попала в число подготовительных риторических упражнений, с которых начиналось обучение ритора. (Слабко Г.Н. Все притчи мира. - М.: изд. «АСТ», 2017. - С. 19). Целью этих упражнений являлась подготовка молодых людей к использованию притчи как одного из средств аргументации в публичной речи. Притча и по сей день является одним из важнейших риторических средств в современной риторике, как и в древнегреческой риторической школе, где она входила в число подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение оратора. [Слабко 2017: 29].

Самые первые притчи, которые были зафиксированы, записаны - это древнееврейские и раннехристианские притчи, записанные в Библии. В русскую литературу они пришла вместе с христианской письменностью, с первыми переводами текстов Священного писания, прежде всего – Евангелия, и сохранили свою жизнь из прошлого в составе самых различных видов древней письменности: в летописных сборниках, прологах, поучениях (). Они представляли собой короткие рассказы - метафоры поучительного характера: например, притча о возвращении блудного сына; (раскаявшемся отступнике)[1]; притча о заблудшей овце (человеке, сбившимся с пути) [2]и др. Ряд библейских образов и символов стали нарицательными, а поучительные афоризмы – крылатыми фразами, именно благодаря притче. Например, Фома неверующий (сомневающийся человек); хлеб насущный (необходимое пропитание); зарывать талант в землю (из Евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей. Употребляется в значении: человек по каким-то причинам не даёт развиться заложенным в нём способностям) и др. (Цитируется по Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». - Екатеринбург, #1057;. 94-100).

В условиях нового времени роль притчи заметно меняется. Сюжеты знаменитых притч вводятся в литературные произведения. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», например, евангельский рассказ об умершем и воскресшем Лазаре проецируется автором на судьбу Раскольникова как притча о возможности нравственного возрождения героя романа. Жанр притчы использовался писателями XIX века (А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. Н. Майков, Л. И. Толстой). Функцию притчи обретают во многих произведениях современной литературы древние мифы, сказки, народные легенды (сказки о Матери – оленихе в повести Ч. Айтматова «Белый пароход», легенда о манкуртах в его романе «Буранный полустанок»). Для тех писателей, которые стремятся строить свои произведения по законам притчи, она ценна, прежде всего, тем, что позволяет поставить героев в масштабную, общезначимую ситуацию этического выбора, имеющего принципиальное, основополагающее значение. Она говорит о силе человеческого духа («Старик и море» Э. Хемингуэя), о верности человека идее нравственного долга («Сотников» В. В. Быкова, «Пегий пес, бегущий краем моря» Ч. Айтматова и др.) (Владимирова М. Хрупкая красота совершенства // Читаем, учимся, играем №2/2014. - С. 51 – 60).

Исследователи, изучающие притчу, выделяются несколько категорий притч (религиозно-мистические, философско – исторические, метафизические и др.), но наиболее распространенные из них - религиозные - те, которые требуют знания истории и толкования культуры, и светские,– показывающие жизненные ситуации. Следуя исследованиям А. Н. Иоффе, можно выявить несколько функций притч: 1. Функция зеркала. (Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу). #1060;ункция модели. (Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов). 3. Функция опосредования. (Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой – либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании). 4. Функция хранения опыта. (Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, несут альтернативные решения) ().

Таким образом, нами были рассмотрены основные определения притч, её происхождение, дальнейшая судьба, функции, главной из которых является показ возможных способов разрешения конфликтов, указание на последствия тех или иных его вариантов; передача чужого опыта. С основным содержанием рассматриваемых притч можно ознакомиться в Приложении. (См. Приложение №1).

§2 Использование притчи в жизни

Познание своей души – наука необходимая и не всегда достижимая.[3] Трудные обстоятельства в жизни побуждают человека искать выход. А если такой опыт у человека мал? Путь тогда кажется просто трудным, а препятствия непреодолимыми? И здесь на помощь приходит жанр малой литературной формы – притчи. Цель его использования - дать образец поведения, посмотреть последствия поступков героя для него самого, для его близких и для его души. А потом сравнить свои действия с образами, рассказанными в притчи. Не случайно, Л.Д.Короткова[4] называет её «копилкой жизненных рецептов».

Афоризмы, высказывания разных людей, краткие нравоучительные рассказы заключают в себе глубокую мудрость, открытие которых побуждает к размышлению над нравственными проблемами. Вместе с тем они чаще всего используются в этических беседах как иллюстративный материал, подтверждающий проводимую мысль. Следует выбирать неоднозначные поучительные истории, смысл которых не лежит на поверхности, и создавать ситуации размышления, раздумья, проникновения в их внутренний смысл.

Например, в беседе о том, что такое целеустремлённость, воля, упорство в качестве примера можно привести притчу «Блестящий и крапчатый» [5] (См. Приложение №1). К примеру, в разговоре о совести нужна притча «Два волка», «Совесть без муки» [6](См. Приложение № ).

Язык притчи простой, в ней много слов, которые понятны человеку в любом возрасте. Текст содержит простую разговорную лексику; большую роль играет диалог, поэтому текст притчи хорошо запоминается. В притче время точно не определено, территория не названа. Поучительный вывод здесь виден не сразу[7]. В притче «Совесть без муки» не определено конкретное время, не сказано, на какой территории происходит событие, не названы исторические имена. В тексте человек безымянен, то есть это «человек вообще» (на его месте могли быть разные люди).

В качестве примера для доказательства, например, моральной идеи: «Насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор» можно привести следующую притчу: «…Отец, видя, что никакие уговоры не могут заставить сыновей жить дружно, велел принести прутьев и предложил их разом переломить. Как ни силились сыновья, ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок и стал давать им по одному прутику, каждый из которых они без труда переломили..» (цитируется по Елисов А. Жанр притчи и ее нравственный смысл [электронный ресурс] / А.Елисов. http:// )

В беседе о том, что в любой ситуации человек должен помочь другому человеку, несмотря на внутренние убеждения, веру, национальность и тем более настроение в данную минуту, можно привести притча «О добре и зле», «Ведро яблок» и др. (См. Приложение №1).

Заметим, что одна и та же притча может дать основание для нескольких моральных выводов. Кроме того, в зависимости от ситуации одна и та же притча может восприниматься по-разному. Это зависит от внутренней, духовной сущности человека. Например, притча «О сокровенных чувствах»[8] (См. Приложение №1).

Часто люди выбирают профессию не интересную, но высокооплачиваемую и не берут во внимание свои склонности, природные задатки, способности, и поэтому не все оказываются довольными выбранной профессией. Здесь уместна следующая притча «О путешественнике, встретившем рабочего»:[9]

Чем станет работа для вас? (Обсуждение).

Правильный выбор профессии позволит полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарований, оградить себя и свою семью от неуверенности в завтрашнем дне. Данная притча помогает ответить на вопрос: «Как стать лучшим, успешным в своей профессии?»

Комментарий

Тема поиска смысла жизни издавна была в центре внимания на всех этапах развития философской науки, художественной литературы. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации, видения конкретной ситуации с разных сторон. И это ярко иллюстрирует данная притча. Каждый рабочий по-своему видел смысл выполняемой работы – один просто вез кирпичи, другой - зарабатывал на хлеб, третий – строил кафедральный собор. Одна и та же работа имела разный смысл – все зависело от того, какое значение человек придавал своим действиям, почему и ради чего он их совершал. Смысл жизни тем богаче и многограннее, чем больше человек выходит за пределы своих собственных мелких и корыстных интересов, за пределы повседневной борьбы за выживание, ради самоутверждения. Только последний рабочий видел итог работы в целом – построение кафедрального собора для следующих поколений, а значит, в служении всему живому, высшему благу. Этот человек осознал, что живет не ради себя, не ради утоления своих материальных и физических потребностей, а ради того, чтобы оставить след на земле, приносить людям благо. Это результат глубокого и искреннего внутреннего убеждения и, прежде всего, осознанного выбора своего жизненного пути и предназначения.

В нашей жизни многие жалуются на трудности. Но они необходимы для того, чтобы быть сильным. Именно усилие необходимо в жизни, чтобы окрепнуть и встать на ноги. Усилие надо прилагать в учебе, в работе, в ежедневном преодолении себя. Чтобы иметь какие – то материальные блага, нужно много работать. Преодолевая препятствия, разрешая проблемы, человек становится мудрее, опытнее. Если бы он имел возможность получать все без труда, борьбы, то из него вышла бы личность слабая, духовно бедная, не способная делать добро другим. И здесь, при обсуждении данной проблемы, уместна притча «О бабочке» (См. Приложение №1).

Таким образом, мы видим, как в данных притчах соединяются обобщение и оценка явлений жизни человека с краткостью языка, необычностью повествования. Мораль притч (поучительный вывод) помогает человеку поступать правильно, по законам нравственности. Поэтому в них можно найти ответы на многие жизненные вопросы. В данных поучениях в краткой аллегорической форме рассказывается о тех или иных поступках человека, о добре и зле, о равнодушии и жестокости, о благополучных и несчастных людях, о чувствах, которые одолевают их в сложных ситуациях.

Небольшие по объёму рассказы заключают в себе глубокую мудрость, открытие которых побуждает к размышлению над нравственными проблемами. Их можно использовать в этических беседах как иллюстративный материал, подтверждающий проводимую мысль.

Описанное в притчах создаёт ситуацию раздумья, проникновения в их внутренний смысл. Они будят желание наблюдать, мыслить, понимать, чувствовать и сопереживать! Не случайно, каждая притча - это выражение духовного опыта множества жизней. Она служит способом передачи мудрости и примером для подражания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами был изучен и обобщён жанр такой малой литературной формы как притча, который можно назвать копилкой жизненных рецептов. Подобранные нравственно - философские притчи, проверяющие умение понимать и анализировать содержание предложенных текстов, выявляют общий культурный уровень человека, раскрывают сложные основы человеческой жизни.

Мораль и нравственные заветы никогда не теряют своей актуальности. Такой жанр, как философская притча, расширяет вечные темы, ставит вечные проблемы. Они помогают человеку в соответствии с его возрастом осмыслить мир собственных представлений, своё место в мире и своё отношение к нему. Практический материал подобранных притч затрагивает проблемы межличностного общения, модели поведения, вопросы эмоционального характера и благополучия человека в обществе, семье, среди других людей. Через подобранный литературный материал можно понять свои проблемы, их причины, постараться решить их приемлемыми для окружающих и безболезненными для самих себя способами, опираясь на опыт предшествующих поколений, описанный в предлагаемых притчах.

В воспитательной беседе или просто беседе благодаря ситуативной модели какой – либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

Для удобства использования и быстрого выбора подходящей причты они были разбиты на тематические группы (См. Приложение №2).

Накопленный материал можно использовать на классных часах, уроках, что позволяет усилить интерес к постижению какого - либо нравственного понятия, помогает в принятии правильного решения, заставляет задуматься над содержанием нравственного опыта человечества. Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания, ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Притча «Блестящий и крапчатый»

Человек решил у кузнеца купить топор. Взяв в руки топор, он пожелал, чтобы вся поверхность топора блестела так же, как лезвие. Кузнец согласился, но при условии, что покупатель будет вертеть колесо точила... Покупатель вертел, а кузнец, сильно нажимал лопастью топора на камень, что делало работу человека весьма тяжёлой. Он то и дело отходил от колеса посмотреть, как идут дела, и, наконец, пожелал взять топор таким, какой он есть, без дальнейшей шлифовки.

- Нет, - сказал кузнец, - верти, верти, мы понемножку сделаем его блестящим, а пока он только крапчатый.

- Да, - ответил покупатель, - но, я считаю, что крапчатый топор подходит мне больше всего.

Вопрос: в чём смысл этой притчи?

Резюме: Трудно приобретать хорошие навыки. Если желаешь чего-то, надо преодолевать себя. Многие, желая, отказываются от борьбы и приходят к выводу, что «крапчатый топор - самый лучший».

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Беседа по притче:

- Кто главные герои притчи?

-C чем сравнивает старик внутренний мир человека?

- Что представляет собой каждый волк?

- Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

-В чём нравственный урок притчи?

Притча «Совесть без муки»

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому, что в кошельке визитка хозяина оказалась с адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Беседа по притче:

- Как поступит герой притчи?

- Почему он вернет кошелек хозяину?

- Что помогает человеку отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

Вывод: все люди, даже очень бедные, поступают по совести. Притча учит нас тому, что мы должны быть всегда честными, не поддавались соблазнам, поступать по совести.

Притча «Осколки доброты»

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязная и порванная. Она подбирала какие-то предметы и складывала их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от этой старушки. Когда она проходила мимо, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Задание: какой вывод можно сделать из этого текста? Какова его главная идея?

Резюме: Я думаю, вы согласитесь, что не всегда внешний вид человека или его видимое поведение отражают его истинную сущность.

Притча «Музыка»

Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодец, в чём истина, и он поведает тебе об этом». Юноша нашёл колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришёл ответ: «Иди на площадь в своём посёлке. Там ты найдёшь то, что ищешь». Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой - кусочки дерева, а в третьей - тонкую проволоку. Казалось, ничего из этого не имеет отношения к раскрытию истины. Но однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на скрипке. Юноша приблизился к играющему и начал рассматривать скрипку. И тогда его неожиданно поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек-струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И наконец, он понял послание колодца: нам уже дано всё, в чём мы нуждаемся. Наша задача - собрать это всё воедино и использовать по назначению.

Вопрос: определите нравственный смысл притчи?

Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем отдельные фрагменты. Когда они соединяются, возникнет целостное понимание.

Притча «О бабочке»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Чему учит эта притча нас? «Усилие» необходимо и нам, и нашим детям. Мы должны дать им право на полет, на преодоление трудностей. И иногда этому нужно учиться. А трудностей в процессе воспитания будет немало. Но чтобы их преодолеть, необходимо усилие.

Притча «Небеса и ад»

Один молодой воин пришёл к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом? Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал и достал меч из рожон, чтобы покарать мудреца. В этот момент мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», - заметил старик.

Задание: какой вывод можно сделать из этой причты? Какова её главная идея?

Притча «Вера в себя»

Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу. Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками. Соревнования начались. Правда то, что никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. Слышны были такие реплики: «Это слишком сложно!». «Они никогда не заберутся на вершину». «Нет шансов! Башня слишком высокая!» Маленькие лягушата начали падать. Один за другим. За исключением тех, у которых открылось второе дыхание; они прыгали всё выше и выше. Толпа всё равно кричала: «Слишком тяжело! Ни один не сможет это сделать!» Ещё больше лягушата устали и упали. Только один поднимался всё выше и выше

Тот единственный не поддался! В конце концов, все поддались. За исключением того одного лягушонка, который, приложив все усилия, забрался на вершину! Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось? Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы? Оказывается — победитель был глухой!

Мораль: никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение. Они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и желания, которые ты лелеешь в своём сердце! Не забывай о силе слов. Верь в себя и в свои силы! Ты можешь!

Притча «О камнях»

Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде. И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики.
— Здравствуй, — сказали они, — это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения. Человек ответил:

— Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце.

Вопрос: определите нравственный смысл притчи?

Притча «Чёрная точка»

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их: – Что вы видите? Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: – А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка!

Резюме: Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Притча «Ведро яблок»

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: – Кто чем богат, тот тем и делится!

Резюме:
Притча «Всё в твоих руках»

В одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили к нему люди со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За это любили и уважали его. Только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!» Однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал:

– Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдёмте к вашему мудрецу, я поймаю бабочку, и когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», – ведь всё равно кто-нибудь из вас проговорится. И тогда я спрошу: «А живая или мёртвая?» Если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мёртвая, то я выпущу бабочку на свободу. В любом случае, ваш мудрец окажется в дураках! Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой первый вопрос…

– Бабочка, – ответил мудрец.

– А живая или мёртвая? Старик, улыбнувшись, сказал:

– Всё в твоих руках, человек»

Вопрос: определите нравственный смысл притчи?

Притча «О сокровенных чувствах»

Устрица была по уши влюблена в луну. Она ночами глядела влюблёнными глазами на ночное светило. Сидевший в засаде прожорливый краб заметил, что всякий раз, как из - за туч выплывает луна, раззява – устрица раскрывает свои створки раковин. Позабыв обо всём на свете. О он решил её съесть.

Однажды ночью, едва взошла луна, и устрица уставилась на неё, раскрыв рот, краб бросил камешек внутрь раковины. Устрица постаралась захлопнуть створки, но было поздно, камешек помешал бедняжке.

Резюме: Подобная участь ждёт каждого, кто не умеет в тайне хранить свои сокровенные чувства. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся.

Притча «Цветок радости»

Старик со старухой жили бедно. Поужинали они сухой лепёшкой и загоревали.

— Ох, горе, старые мы стали, сил не хватает, чтобы работать, — сказал старик.

— Дети весточек не шлют, — заплакала старуха.

— Крыша прохудилась, а починить некому, — добавил старик.

— Никакой живности у нас нет, кроме хромой курицы, — вздохнула

старуха.

— Одни горести. Хоть бы одну маленькую радость нам небеса послали, — всхлипнул старик.

Услышала слова старика богиня счастья и сбросила с небес маленькое семечко. Подхватил ветер семечко и опустил во дворе стариков. Легло семечко в ямку, вырытую хромой курицей, и тут же пустило росток. Всю ночь росток тянулся вверх. На рассвете появился на нём большой бутон. С первыми лучами солнца он превратился в прекрасный цветок .Старуха вышла утром во двор, чтобы выпустить из сарая курицу, и радостно закричала:

— Старик, посмотри, какой чудесный цветок нам небеса послали!

— Да, красивый цветок, — согласился старик, выглянув в окошко. Весь день старики хлопотали возле цветка. Старуха его поливала и землю рыхлила. Старик огородил цветок, чтобы курица не потоптала его.

Вечером поужинали старик со старухой сухой лепёшкой с яичком и сидят радуются.

— Ничего, силы у нас ещё есть, чтобы себя прокормить, — сказал старик.

— Наша курица сегодня яичко снесла, — добавила старуха.

— Сейчас лето тёплое, и дыра в крыше нам не страшна, — заметил старик.

— А сын писал нам год назад, что у него всё хорошо, — вспомнила старуха.

Тут засмеялся старик и говорит:

— Это цветок нам помог. Недаром говорят: «Одна радость может разогнать сотню горестей».

Поучительна история «Бедность и богатство»

Почему рухнул дом?

Один богатый человек решил построить новый каменный дом. Он нанял рабочих, купил кирпичи и все нужное для стройки. В первый день строительства хозяин торжественно положил в основание дома монетку, а сверху первый кирпич со словами:

- Пусть в доме всегда будет достаток. Тут к стройке подошла нищенка и попросила:

- Дай и мне монетку. Я помолюсь, чтобы твой дом прочно стоял.

- На всех нищих у меня монет не хватит. Уходи отсюда! - грубо закричал хозяин.

- За твою грубость я заколдую один твой кирпич, и он станет кривой, - пообещала нищенка.

- Я тысячи кирпичей для дома купил, и один кривой кирпич мне не помеха, - усмехнулся хозяин.

Нищенка исчезла, а стройка пошла своим чередом. Через год дом был построен. Хозяин объявил, что по поводу окончания строительства на следующий день будет пир. К сожалению, пира не получилось, потому что ночью дом обрушился. Хозяин обвинял мастера и строительную бригаду. Он хотел подать на них жалобу в суд. Когда рабочие разобрали завал, мастер достал из-под завала самый первый кирпич и показал его хозяину.

- Этот кирпич вы сами положили в основание дома, а под него монетку. Но посмотрите, какой он кривой,- объяснил мастер.

- Не может из-за одного кривого кирпича весь дом рухнуть! закричал хозяин.

- Малая течь и большой корабль ко дну пустит, - сказал кто-то неподалёку. Богач оглянулся и увидел, что это произнесла та самая нищенка.

Притча «Нельзя спасти всех»

Однажды во время прилива принесло очень много морских звезд. Наступил прилив и огромное количество их стало высыхать на солнце. Мальчик, гуляющий по берегу, стал бросать звезды в море, чтобы они смогли продолжить путь. К нему подошел человек и сказал:

- Но это просто глупо! Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Задание: какой вывод можно сделать из этого текста? Какова его главная идея?

Притча «О любви»

Ученик пришел к мудрецу и спросил у него: «Что такое любовь?». Он сказал: «Ничего». «Но я знаю, написано множество книг: вечность – пишут одни, а другие – сто миг. То опалит огнем, то расплавит как снег. Что такое любовь? – спросил ученик. «Это все человек!» - ответил мудрец.

И тогда ученик взглянул ему прямо в лицо: «Как тебе мне понять? Ничего или все?» И он сказал улыбнувшись: «Ты сам дал ответ! Ничего или все! - середины здесь нет!»

Притча «О счастье и бедности»

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать ему, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

- Как тебе понравилось путешествие?

- Это было замечательно, папа!

- Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? - спросил отец.

- Да.

- И чему ты научился из этого? Сын ответил:

- Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них - бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:

- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Притча «О дружбе»

Умер человек. Его пес лег и тоже умер. И вот душа человека стоит перед вратами с надписью "рай" и рядом душа собаки. На вратах надпись: "С собаками вход воспрещен! ". Не вошел человек в эти врата, прошел мимо. Идут они по дороге, вторые врата, на которых ничего не написано, только рядом старец сидит.

- Простите, уважаемый! А что за этими воротами?

- Рай.

- А с собакой можно?

- Конечно!

- А там, раньше, что за врата?

- В «ад». До «рая» доходят только те, кто не бросают друзей.

Притча «Страх неизвестности»

Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, чёрную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу. Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?
Король рассмеялся:
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор - и все выбирают виселицу.
- А за дверью-то что? - допытывается преступник. - Я всё равно уже никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.
Помолчав, король ответил:

- Там большая черная страшная дверь.

- А за ней что? – не унимался человек.

- За ней…Ничего за ней нет. Свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку.

Притча «О добре и зле»

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль.

Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало:

- Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю.

Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром за зло.

Резюме: не всегда на зло надо отвечать злом.

Притча «О добре и вежливости»

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.

- Зачем тебе это? – спросил мастер.

- Хочу стать сильным и непобедимым.

- Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

- Почему?

- Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.

- Что тебе нужно? – спросил старый мастер.

- Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…

И тогда Учитель взял его в ученики.

Притча «О гвоздях»

У одного мальчика был очень плохой характер. Его отец дал ему мешок с гвоздями и сказал, что всякий раз, как он будет кого-то обижать, должен забить один гвоздь в забор.

В первый день мальчик забил тридцать семь гвоздей. В последующие дни, когда он начал учиться контролировать свой гнев, стал забивать все меньшее количество гвоздей. Он сделал открытие, что легче сдержать себя, чем потом забивать гвоздь. Наступил день, когда он смог полностью контролировать свой характер в течение этого дня. Его отец сказал, что теперь за каждый день, который он сумел сдержаться, пусть вытаскивает из забора по одному гвоздю.

Проходили дни, и вот однажды в двери не осталось ни одного гвоздя. Отец взял за руку сына, подвел к забору и сказал: «Видно, сынок, что ты здорово потрудился, но посмотри, сколько дырок осталось в дереве. Никогда больше оно не будет таким, как раньше».

Мораль:

Каждый раз, когда ты обижаешь кого-то, после этого остаются шрамы. Ты можешь кому-то сказать что-то плохое, потом забрать свои слова назад, но шрамы останутся навсегда. Будем же осторожными, когда говорим что-либо.

Притча «О моральном выборе»

Однажды к царю Соломону за советом пришел человек, спрашивая, что ему делать, если перед каждым жизненно важным решением его одолевают сомнения, как поступить было бы правильнее. Он страдал от бессонницы и беспокойства из-за постоянного страха поступить неправильно. Тогда Соломон обратился к нему с таким вопросом – что бы он сделал, видя тонущего ребенка? Тот сразу же ответил, что, не раздумывая, бросился бы за ним в реку. И тогда Соломон спросил – поступил ли бы этот человек по-другому, если бы это событие произошло вчера или завтра. И человек отвечал, что нет – и в прошлом, и в будущем он спас бы тонущего ребёнка. Царь разъяснил ему, что поступать надо ситуативно, главное – чтоб поступки не шли в разрез с моралью и совестью человека.

Таким образом, вся наша жизнь строится не на выборе, а на составляющих нашей души. Внутренне состояние определяет и внешние поступки человека в мире.

Притча «Про чашки с кофе»

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:

- Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас - хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди - это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Притча «О Счастье»

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из братьев подошел к яме и попросил у Счастья
денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушел счастливый.
Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья. Третий брат наклонился над ямой:
- Что тебе нужно? – спросило Счастье
- А тебе что нужно? – спросил он.
- Вытащи меня отсюда, - попросило Счастье. Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошел прочь. А Счастье пошло за ним следом.

Мораль: счастье приходит тогда, когда ты его не ждёшь.

Притча «Про мудрого фермера»

Репортёр как - то раз спросил фермера, может ли тот поделиться секретом своей кукурузы, которая год за годом выигрывала все конкурсы по качеству. Фермер ответил, что весь секрет состоит в том, что он раздаёт лучшие початки для засева всем своим соседям.

- Зачем же раздавать лучшие зёрна соседям, если они постоянно, наряду свами, участвуют во всех конкурсах и являются конкурентами?

- Видите ли, - улыбнулся фермер, ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседей, и наоборот. Если у соседей будут сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. Если я сею хорошую кукурузу, я должен позаботиться о соседях и помочь им посеять такую же. А как уж каждый из нас будет ухаживать за посевами – это другой вопрос.

Похожее происходит и в жизни людей. Тот, кто хочет быть успешным, должен заботиться о ближних и помогать им добиваться успеха.

Резюме: Кто хочет хорошо и спокойно жить, должен помогать другим. Мы все зависимы и связаны в этом мире.

Притча «Что есть сила?»

Один человек стремился к совершенству, упорно тренировался день за днём. И познал он силу тела. Не склоняясь перед трудностями, он шёл только вперёд. Победил самого себя. И познал он силу духа. Постигая мысли великих людей, он обрёл своё мнение. И познал он силу знаний. Полюбил, преклонился перед земной богиней своего сердца. И познал он силу чувства. Обретя дом, семью, взяв на руки своё дитя, он познал силу жизни. С умиротворением встречая неизвестность, он не сожалел о прошедшей жизни. И познал он силу смерти.

Вопрос: определите нравственный смысл притчи?

Притча «О добрых и дурных поступках»

Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его:

- Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нём?

- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.

- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод, - ответили ученики.

- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем самым губят. А свои грехи и недостатки, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце. Вы же – будьте мудры и не делайте так!

Задание: какой нравственный вывод можно сделать из данной притчи?

Притча «Что есть сила?»

Один человек стремился к совершенству, упорно тренировался день за днём. И познал он силу тела. Не склоняясь перед трудностями, он шёл только вперёд. Победил самого себя. И познал он силу духа. Постигая мысли великих, он обрёл своё мнение. И познал он силу знаний. Полюбил, преклонился перед земной богиней своего сердца. И познал он силу чувства. Обретя дом, семью, взяв на руки своё дитя, он познал силу жизни. С умиротворением встречая неизвестность, он не сожалел о прошедшей жизни. И познал он силу смерти.

Притча «О человеке, который всем раздавал сердечки»

В одном городе жил добрый человек. Он хотел подарить каждому хорошее настроение. Для этого он делал цветные сердечки и дарил их своим близким, а они улыбались ему в ответ. Каждый день он делал много таких сердечек и раздаривал их друзьям и знакомым. «Неужели тебе не лень тратить столько времени на эту ерунду?», - спрашивали его. «Это не ерунда! Каждое маленькое сердечко приносит людям большую радость!» - отвечал человек.

- Брось, они радуются и улыбаются потому, что давно любят и знают тебя, а вовсе не из – за твоих безделушек.

- Да, мы давно знакомы, но разве даже старому знакомому не приятно что – то подарить от души?

- Подари что - нибудь дорогое, такой подарок точно обрадует, а цветочное сердечко – это пустяк.

Человек перестал делать сердечки и раздаривать своим знакомым. Но однажды, когда на улице был сильный ливень, он увидел в окне грустного человека под зонтом. Это был совсем чужой печальный прохожий. И тогда человек выбежал на улицу под самый дождь и протянул прохожему цветное сердечко, и совсем незнакомый человек улыбнулся ему в ответ. Долго потом на мокрых улицах города человек с цветными сердечками дарил незнакомым людям хорошее настроение.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Тематическая классификация притчей, в зависимости от ценностей, которые они утверждают.

I. Взаимодействие человека и общества

Притча «Ведро яблок»

Притча «Добро и зло»

Притча «Нельзя спасти всех»

Притча «Про мудрого фермера»

Притча «О гвоздях»

Притча «Совесть без муки»

II. Моральный выбор человека

Притча «Небеса и ад»

Притча «Два волка»

Притча «Страх неизвестности»

Притча «Всё в твоих руках»

Притча «Про чашки с кофе»

Притча «О моральном выборе»

Притча «О добрых и дурных поступках»

III. Целеустремлённость. Упорство. Воля.

Притча «Вера в себя»

Притча «Блестящий и крапчатый»

Притча «О бабочке»

Притча «Что есть сила?»

IV. Хорошие манеры человека

Притча «О камнях»

Притча «Добро и зло»

Притча «О человеке, который всем раздавал сердечки»

Притча «О гвоздях»

Притча «Чёрная точка»

Притча «Про мудрого фермера»

Притча «О доброте и вежливости»

Притча «Осколки доброты»

Притча «Совесть без муки»

V. Бедность и богатство

Поучительная история «Бедность и богатство»

Притча «О Счастье»

Притча «Совесть без муки»

VI. Чувства человека (радость, горе, любовь, дружба, взаимопомощь и др.)

Притча «О счастье»

Поучительная история «Цветок радости»

Притча «О дружбе»

Притча «О любви»

Притча «Сокровенные чувства»

Притча «Про мудрого фермера»

Притча «О человеке, который всем раздавал сердечки»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Амбушева Т.М. Русский язык. 10- 11 классы: исследовательские работы, - Волгоград, 2009.

Владимирова М. Хрупкая красота совершенства // Читаем, учимся, играем №2/2014. - С.51 - 60.

Елисов А. Жанр притчи и ее нравственный смысл. [Электронный ресурс] / А.Елисов. www.

Емельянова, Т.В, Савченко К.В. Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ. [Электронный ресурс] / Т.В.Емельянова.

Иоффе А.Н. Методика и технология преподавания. Консультационный текст. Электронный режим доступа: .

Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи, мифа (на материале европейской литературы XX века). - М.: МГУ, 1999.

Короткова Л.Д. Духовно – нравственное воспитание средствами авторских сказок. – М., 2006. – С.10.

Лавский В.В. Притчи человечества. – М.; Ростов н/Д: Март, 2007. - С.78-90).

Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». - Екатеринбург, 2011.

Мишаненкова Е. Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи.- М.: изд. «Астрель», 2012

Ромодановская Е.К.«Специфика жанра притчи в древнерусской литературе. – М.:, 2005

Слабко Г.Н. Все притчи мира. – М.: изд. «АСТ», 2017.

Тумина Л. Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи)// «Русский язык в школе»№ 6/1997. – С. 9 – 15.

Словари и справочники:

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1996

Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь: современная версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.- М.: Эксмо, 2002. – 672 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: изд. «Русский язык – Медиа», 2006.

Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - М.: изд. «Норит/ Рипол – классик», 2010.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь. - М.: изд. «АСТ», 2010.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: изд. «Мир и Образование», 2011.

Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. – Спб.: «Виктория плюс», 2017

Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1988. – с. 232 – 234.

Интернет ресурсы:

7

8625

http://


[1] Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушел из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил все наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощен.

[2] Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу.

[3] Юнг. К.Г. Понятие коллективного бессознательного. Анатомическая психология: прошлое и настоящее. – М.,1995. С.- 8.

[4] Короткова Л.Д. Духовно – нравственное воспитание средствами авторских сказок. – М., 2006. – С.10.

[5] Каждый день – это еще один шанс сделать себя лучше, добыть новые знания, не изменяя своим принципам, но для этого нужно прикладывать усилия. Именно об этом говорит нам притча «Блестящий и крапчатый», главные герои которой кузнец и человек, решивший купить у кузнеца топор. Покупатель хотел иметь топор с блестящей поверхностью, но для этого надо было помочь кузнецу и вертеть колесо точила, а это сложная, однообразная работа. Покупатель отказался от блестящего топора, сказав, что крапчатый топор подходит ему больше.

У каждого человека есть свои цели, мечты. Кто-то стремиться достичь высот в профессии, кто-то - реализовать свои таланты, а кто-то - развиваться духовно. Цели - это то, что освещает наш жизненный путь, позволяет постоянно шагать вперед и достигать чего-то нового и неизведанного. Цели ведут человека по жизни. Человек останавливается в развитии, когда ему не к чему стремиться. Каждая новая цель – это способ изучить что-то неизвестное, освоить новые навыки, развить свои способности и таланты. Только своим трудом мы можем достигнуть многого, но часто нам мешает лень, нежелание. Необходимость переступать через себя, через свои привычки и желания ради достижения цели, поставленной перед собой, заставляет человека много трудиться, прикладывать немалые усилия. Без усердной работы над собой, без постоянного труда человек не сможет ничего достичь.

Притча «Блестящий и крапчатый» учит нас не останавливаться на полпути, несмотря на трудности идти вперед, к своей цели, не довольствоваться «крапчатым топором», а добиваться высоких результатов в своем труде.

[6] Все люди, даже очень бедные, поступают по совести. Притча учит нас тому, что мы должны быть всегда честными, не поддавались соблазнам, поступать по совести.

[7] Только поразмыслив, мы понимаем, что в притче «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле. И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать выбор между добром и злом.

[8] Вывод 1: Подобная участь ждёт каждого, кто не умеет в тайне хранить свои сокровенные чувства.

Вывод 2: Сильный человек сможет всё преодолеть на своём пути.

[9] Путешественник, встретил рабочего с тачкой, доверху нагруженной тяжёлыми кирпичами.

— Что ты делаешь? – спросил его путешественник.

— А ты разве не видишь? Везу кирпичи, — ответил тот.

Пройдя какое-то расстояние, путешественник увидел другого рабочего, который катил такую же тачку, и повторил свой вопрос. В ответ он услышал:

— Зарабатываю себе на хлеб.

Через некоторое время путешественник повстречал еще одного рабочего с тачкой и снова поинтересовался, что тот делает.

— Строю кафедральный собор, — был ответ.

Одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого — обузой, непосильной ношей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...

Визитная карточка проекта по литературе. Отчёт по реализации проекта

В материале представлена визитная карточка проекта по литературе "Моя малая родина в годы Великой Отечественной войны (литературные опыты) и отчёт учителя по реализации проекта...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...

Урок-проект по литературе "Путешествие в литературию. Страна Сказок"

В данном методическом материале показана работа по проектной технологии    на уроках литературы в 5 классе. Приведенный пример урока  рассматривается как реализация проектного об...

Проект по литературе на тему: «Телевидение и литература: что окажется сильней?»

Проектная работа посвящена сложной проблеме взаимодействия или противостояния телевидения и литературы....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литературы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литератуы»...