«У войны не женское лицо». Устный журнал (с использованием краеведческого материала)
план-конспект по литературе

Ходкова Татьяна Александровна

«У войны не женское лицо»

Устный журнал (с использованием краеведческого материала)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_voyny_ne_zhenskoe_litso.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«У войны не женское лицо»

Устный журнал (с использованием краеведческого материала)

Подготовка: I группа отобирает материал, который бы соответствовал теме «Уходил девочки на войну». Это воспоминания участниц войны о том, как они добровольцами уходили на фронт.

II группа подбирает материал, связанный с теми трудностями, с которыми девушки встретились в военной жизни. О первых днях на фронте, когда участницам войны пришлось впервые убить, увидеть смерть, потерять близкого человека, тема называется «Путь-дорожка фронтовая».

III группа подбирает материал о тех женщинах, которые оставались в тылу, работали на заводах, рыли окопы, пахали землю, писали письма на фронт и ждали. Тема называется «Да разве об этом расскажешь».

Главная цель – воспитать у учащихся чувство глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.

Задачи Урока Мужества:

- обогащать  знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;

- вызвать у них интерес к прошлому и настоящему своего родного края;

- показать, какой вклад вносили дети и женщины в победу над врагом;

- показать массовый героизм народа;

- вызвать у школьников чувство гордости за свой народ, своих односельчан;

- воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;

- развивать  у учащихся навыки и умения работы с краеведческим  материалом, навыки исследовательской деятельности.

Оборудование: карта «Великая Отечественная война», выставка книг о войне и работ учащихся, мультимедиа «От Рейхстага до Кремля», компьютерная презентация.

Ход мероприятия

Учитель: Какое это чудо быть матерью, рожать на свет человека, похожего на тебя и в тоже время не похожего, заново повторить в нем себя, свою любовь... Вот если бы только не было войны... Стремителен бег истории. Время как могучая конница мчится вперед, сметая все на своем пути, но вычеркнуть из людской памяти 1941—1945 гг. мы не сможем никогда. Сегодня на уроке мы еще раз вспомним эти трагические страницы из истории нашего государства. И особое внимание уделим роли женщин на войне. Есть такое выражение «У войны не женское лицо», оно и будет темой нашего сегодняшнего урока. Наша задача систематизировать, обобщить и углубить свои знания о том вкладе, который внесли женщины в Великую Победу.

65 лет минуло со дня окончания Великой Отечественной войны. Много разных событий свершилось в то тревожное время. Мир помнит несгибаемое мужество Брестской крепости, Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Смоленска, Мурманска, Сталинграда. Но города становились героями лишь тогда, когда героями становятся их защитники.

Май 1945 года. Победа... И что же может быть проще, сильнее, человечнее этого слова? Победа... Она пришла к нам не в лавровом венке, торжественная и спокойная. Она пришла в образе солдатской матери, вдовы, склоненной под тяжестью горечи утрат. Радость вошла в дом за руку с печалью. И впервые за 1418 дней над Россией воцарилась тишина. Победа. Народ ждал ее четыре года. Он шел к ней дымными полями сражений, хоронил своих сыновей, недоедал и недосыпал, тянулся из последних сил, но все же выстоял и победил.

Звучит музыка из песни «Вставай страна огромная» (в это время демонстрируются кадры военных лет.

Учитель: Война... Война, смерть, самое страшное зло, которое пока испытали люди. Мы знаем войну по рассказам фронтовиков, по книгам и фильмам. Героями многих произведений о войне были мужчины, но наш разговор о женщине. Женщина и война. Оба эти слова женского рода, но как же они не совместимы. Им довелось спасти мир, они защищали родину.

Демонстрируется фрагмент из документального фильма о женщинах на войне.

Страничка 1

(Инсценировка). Звучит мелодия школьного вальса.

Ученик: Уходили девочки на войну, уходили добровольцами. Как было не пойти. Все шли... Только на фронт. Другой мысли и не было. Так уж они были воспитаны, что Родина и они — это одно целое. И когда Родина оказалась в опасности, не было и не могло быть другой судьбы: только встать на ее защиту.

Ученица читает стихотворение Ю. Друниной.

Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрыва

Слушал и не слушал

Ко всему привычный

Сорок первый год.

Я пришла из школы

В блиндажи сырые,

От «Прекрасной Дамы» —

В «мать» и «перемать»,

Потому что имя

Ближе чем Россия,

Не могла сыскать.

Из воспоминаний Евгении Сергеевны Сапроновой, гвардии сержанта, авиамеханика участница боев под Минском. Тот день прощальный запомнился ей на всю жизнь: «Я просила маму: только не надо плакать. Это было ночью, но было темно, и стоял сплошной вой. Они не плакали, наши мамы, они выли. Моя мама стояла как каменная. Они с отцом меня не пускали, а я только одним жила: на фронт, на фронт! Я решила, что здесь, в тылу могут остаться женщины постарше, а все-таки должна пойти на фронт».

Из воспоминаний Марии Ивановны Морозовой, ефрейтора, снайпера, участницы боев под Смоленском: «Не только я, все девчонки изъявили желание идти на фронт. Нам долго отказывали, и только после того, как мы обратились в ЦК комсомола на нас надели гимнастерки, пилотки, дали вещмешки и в товарный состав погрузили...»

Санинструктор стрелковой роты Нина Владимировна Ковеленова, воевавшая под Псковом в своих воспоминаниях говорит о том, что на фронт ее долго не брали, ей ведь 16 было. И мама ей твердила, что может война скоро закончится. Мама есть мама. А кто же Родину защищать будет?

(Звучит мелодия песни Булата Окуджава «Ах, война, что ты, подлая, сделала».) Приложение 3.

Учитель: Да, девушки были готовы к подвигам, но не были готовы к армии. Не легко не сразу давалась девушкам солдатская наука. Потребовалось обуть кирзовые сапоги сорокового размера, надеть шинель, обрезать косу. Нужно было научиться различать звания, ползать по-пластунски, в считанные секунды надевать противогаз, копать окоп.

Страничка 2. «Путь-дорожка фронтовая»

Учитель: На основе постановления ГКО от 25 марта, 13 и 23 апреля 1942 начались массовые мобилизации среди женщин. Свыше 300 тысяч женщин было призвано в войска ПВО (более % всех бойцов), сотни тысяч пришли на службу в военно-медицинские учреждения санитарной службы Советской армии, войска связи, в дорожные части. В мае 1942 было принято постановление ГКО о мобилизации 25 тысяч женщин в Военно-морской флот. По линии Красного Креста 300 тысяч женщин получили специальности медицинских сестер, 300 тысяч — санитарок, свыше 300 тысяч - сандружиниц МПВО. В молодежных подразделениях Всеобуча подготовлено 222 тысячи девушек-снайперов, связисток. Из женщин было сформировано 3 авиаполка, одним из которых командовала Герой Советского Союза М.М. Раскова. Герой Советского Союза B.C. Гризобудова командовала 101-м авиаполком дальнего действия. Были созданы 1-я отдельная женская добровольческая стрелковая бригада, 1-й отдельный женский запасной стрелковый полк, Центральная женская школа снайперской подготовки. Женщины участвовали в решающих операциях Советской армии, в подполье сражались свыше 100 тысяч. Имена З.А. Космодемьянской, В.З. Хоружей, Е.И. Чайкиной, Н.В. Ковшовой, М.С. Поливановой и других навеки останутся в памяти народа.

Прочитав произведение Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», мы восхищались ими, теми девочками, которые готовились к отправке на фронт. Они учились не спать по несколько суток, поражать цель, наматывать портянки, идти в атаку, брать «языка». Молодые романтики 40-х годов, они быстро поняли какая она война не книжная.

Мы не очень способны на «ахи» да «охи».

Нас на прочность не зря испытала война,

Мы суровые дети суровой эпохи:

Обожгла наши души она.

Так написала в дальнейшем Юлия Друнина.

Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Эти стоки принадлежат тоже Юлии Друниной, участнице войны, ушедшей добровольцем на фронт в 18 лет. До конца 1944 года она служила санитаркой в стрелковом, а потом артиллерийском полку. Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В боях была ранена и контужена.

Далее идет рассказ о женщинах земляках. (Сообщение ученика).

Женщина и война… Женщинам грозных сороковых довелось спасти мир. У каждой из них была своя дорога на фронт, но цель одна – защищать Родину! Такой женщиной является Боброва Александра Ивановна, бывшая учительница нашей школы. После окончания  войны в 1952 г. пришла работать в школу и проработала 36 лет учителем географии, химии, биологии. Награждена знаком «Отличный артиллерист», медалью «За победу  над Германией в Великой Отечественной войне  1941 – 1945 г.», имеет все юбилейные медали, награждена почетной грамотой Меленковского РОНО «За  безупречную работу по обучению и воспитанию учащихся и за активную общественную работу», почётной грамотой совхоза «Чапаевский» «За активное участие в общественной жизни и за большой вклад в совместное производство», грамотой «Ветеран труда» и медалью «Ветеран труда» - приложение 4.

Война их научила ненавидеть, сдерживать слезы, провожать в последний путь близких и дорогих людей, смотреть на изуродованных осколками снарядов молодых ребят, не падать в обморок при виде крови.

Учитель: Много отняла у них война: счастливую юность, близких друзей, разорила и сожгла их дома. Но женщина, оставалась женщиной. Как могла она, хрупкая и вместе с тем сильная духом вынести все трудности и горести войны, держать на своих плечах тыл, сохранять детишек и защищать страну вместе с мужчинами, сберечь любовь и нежность в изуродованном войной сердце.

Страничка 3. «Да разве об этом расскажешь!»

В условиях войны от работы миллионов женщин во многом зависели успехи советского народа на фронте и в тылу. На промышленные предприятия, заменив мужчин, пришли 500 тысяч домохозяек. Они составляли 52% от общего числа работающих. В сельском хозяйстве было занято 75% всех тружеников. В 1944 году на руководящей работе в колхозах женщин было занято свыше 300 тысяч. В годы войны в органах здравоохранения женщин насчитывалось 82% от всех занятых в этой сфере. Большой вклад внесли женщины в развитие науки, культуры и искусства. Они участвовали в сборе денежных средств, облигаций и драгоценностей в Фонд обороны. Они заботились о семьях фронтовиков, о детях, эвакуированных в тыл и потерявших родителей, отправляли на фронт письма и посылки. Подвиг тружениц тыла был равен подвигу воинов на фронте.

Мы преклоняемся перед их мужеством, так и хочется назвать их сильным полом.

Она поседела в разлуке

За годы великой войны.

Ее терпеливые руки

Огнем и трудом крещены.

В те годы пришлось ей не сладко:

Ушла вся семья воевать,

А дома она —

И солдатка,

И наша солдатская мать.

Но беды она выносила,

Не хмуря бровей.

Пахала она и косила

За мужа,

За старшего сына.

За младших своих сыновей.

И верил я снова и снова.

                               Что в каждом  конверте найду

Ее материнское слово,

Ее сокровенное  «жду»!

 (Звучит мелодия песни «Поклонимся великим тем годам».)

«Матерь человеческая» Виталия Закруткина — одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы войны. В основе повести лежат реальные события, военные действия 43 года под Ростовом. Закруткин написал повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю.

Взгляните на репродукции белорусского художника М.А. Савицкого. Все они соотносимы с произведением Закруткина, а особое внимание обратите на картину «Мать партизана» - приложение 5. Молодая женщина сидит на земле. Из глубины полотна красного пространства фона, бежит к ней смеющийся мальчик. Он — лишь воспоминание. А наяву — строй черных виселиц, символ убитого счастья, символ истребления жизни и попрания материнского чувства. Но женщина пересиливает свою боль, поднимается над горем и остается жить. Обратите внимание и на картину С.В. Герасимова, Б. Неменского «Мать».

Наиболее близкой героиней Закруткина, мы считаем, можно назвать картину М.А. Врубеля «Богоматерь с младенцем» - приложение 6-7. Любящая женщина — мать, она крепко обнимает младенца, но в глазах ее чувствуется затаенная печаль, предчувствие будущего страдания и готовность принять его ради жизни на Земле.

С древнейших времен сложился у человечества культ матери и материнства. Именно от нее, Великой праматери, рождается, по многим мифам, Свет, а затем все сущее на Земле. На местах первобытных поселений людей до сих пор находят женские фигурки, символизирующие Прародительниц, Великих Матерей. Этот культ Матери как родоначальницы племени, кормилицы, хранительницы памяти и житейской мудрости, берегини, поддерживающей огонь жизни, стал потом основой поклонения христианской Деве Марии, Богородицы, Царице Небесной — матери спасителя человечества, принявшего на себя смертную муку грехи и тем самым открывшего людям путь к спасению. Неудивительно, что в Матери Иисуса Христа люди видели теплую заступницу, молитвенницу перед Богом за нас грешных. Поэтому именно у Нее миллионы людей ищут помощи и защиты, как ищет их ребенок у своей матери.

И мы теперь понимаем, что женщина на войне выполняла еще роль спасительницы и чудотворицы.

В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина, чтоб очаг сберечь.

В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.

В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.

     В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

Учитель: В зале Памяти на Поклонной Горе в Москве высечены золотом в мраморе фамилии героев Советского Союза и России, 87 из них принадлежат женщине. Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно - благодарной памяти народной, в цветах, в весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

И как итогом сегодняшнего нашего разговора я предлагаю вам составить синквейн с ключевым словом нашего урока «Женщина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....

Забытая война 1914-1918 годов... "У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО"

   Прошло 100 лет после начала Первой мировой войны...Много это или мало? О ком и что нужно помнить человечеству для того, чтобы война не была забыта? Наш хрупкую планету постоянно бе...

Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....

Сценарий конкурса чтецов на тему «У войны - не женское лицо, у войны - не детское начало!»

Женщина и война. Дети отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в перв...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо".

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо"....