Открытый урок литературы в 6 классе по творчеству А.С.Пушкина
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Открытый урок литературы в 6 классе "Свидание с гением" (итоговый урок по творчеству А.С.Пушкина)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 25.11.2024г.
Тема: «Свидание с гением» (итоговый урок по творчеству А.С.Пушкина)
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Форма урока: урок - литературная игра
Цели:
- Образовательные: повторить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина;
- Развивающие: развивать коммуникативные и творческие способности учащихся; стимулировать самореализацию каждого ребёнка.
- Воспитательные: воспитывать интерес к личности и творчеству великого русского поэта; воспитывать художественную культуру, любовь к литературе, создавать предпосылки к самообразованию; формировать культуру читателя с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному;
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина, выставка книг поэта, ИКТ: компьютер, медиапроектор.
Музыкальное оформление: романс на стихи Пушкина «Зимняя дорога»
Ход урока.
I .Этап мотивации.
Вступительное слово учителя.
- Ученые считают, что если бы вдруг погасла Полярная звезда, то на земле об этом узнали бы через 500 лет. Так силен ее свет и так огромно расстояние, разделяющее нас. Многие поколения землян сменили бы друг друга, так и не узнав, что взирают на свет давно угасшей звезды. Жизнь человека, о котором мы будем сегодня говорить, трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня. А человек этот – Александр Сергеевич Пушкин, пророчески сказавший о себе:
Нет, весь я не умру. Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
26 мая ( по новому стилю 6 июня) 1880 года в Москве проходило торжество по случаю открытия первого памятника А.С. Пушкину . Это памятник скульптора Опекушина, что находится сейчас в Москве на Пушкинской площади (тогда Тверской).
В этот знаменательный майский вечер здесь встретились Иван Сергеевич Аксаков и Иван Сергеевич Тургенев. Встретились и заспорили о том, что же такое Пушкин. Аксаков утверждает, что Пушкин – это «Горит восток зарёю новой». Он верит, что всё новое придёт из России. Тургенев же говорит, что не это Пушкин, Пушкин – это «Тиха украинская ночь…»
Это исторический факт, описанный Д. Благим в книге «Мастерство Пушкина». И действительно, Пушкин для каждого человека свой, многоликий и неповторимый: для одних – «Унылая пора! Очей очарованье!», для других - «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…», для третьих что-то ещё…
На уроках по творчеству Пушкина мы знакомились со стихотворением «Зимняя дорога», «Туча», «Узник», с балладой «Песнь о вещем Олеге», с незаконченным романом «Дубровский». Надеюсь, что эти произведения не оставили вас равнодушными, и вы провели немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова. Сегодня на уроке мы подведём итог: проверим, насколько вы были внимательны и наблюдательны во время чтения.
Приглашаю вас принять участие в литературной игре, тема которой «Свидание с гением».
Вы выполняете задания, получаете ордена, баллы, стараетесь завоевать один из почётных титулов:
- «Лучший читатель»
- «Самый активный читатель»
- «Замечательный читатель»
Вперёд! Нас ждёт увлекательное путешествие по страницам бессмертных произведений, встреча с непревзойдённым гением!
II. Ход игры.
I .Актуализация знаний учащихся.
Начинаем I тур.
Ответьте на вопросы о жизни и творчестве Пушкина. (устно) - жетоны
- Назовите годы жизни А.С. Пушкина, место, где родился и где умер поэт. (Родился в 1799 году в Москве, умер в Петербурге в 1837году.) –отметить на карте.
- Какое образование получил будущий поэт? Назовите годы учёбы. (До 12 лет домашнее образование. С 1811 по 1817 г. Учился в Царскосельском Лицее.)
- Назовите самых близких друзей Пушкина по Лицею. (Иван Пущин, Малиновский, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер.)
2 тур. «Экзамен вдвоем» (работа в парах, по карточкам).
- А.С. Пушкин в письме к Бестужеву писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». О каком стихотворении идёт речь в письме? Назовите источник, из которого Пушкин взял сюжет для этого стихотворения. («Песнь о вещем Олеге». Источник – «Повесть временных лет».) -
- У лицеистов были клички: Пущин – Большой Жанно; Данзас – Медведь; Дельвиг – Тося, Султан; Кюхельбекер – Кюхля, Бекеркюхель. А как прозвали Пушкина? Почему? (Француз, т.к. лучше всех знал французский язык, свободно им владел, мог сочинять на французском языке.).
- Лицеисты изучали такие предметы изучали: Закон Божий и Священная история, логика, философия, право, латинская словесность, экономика и финансы, российская и французская словесность, фехтование, история, география, статистика, математика, немецкий язык. Выберите из списка, что еще? Слова для справок: танцы, хорошие манеры, стрельбу из пистолета, езду в седле, ухаживание за дамами.
3 тур. «Лирика». Прослушивание романса на стихи Пушкина «Зимняя дорога».
- Вспомните, чем отличаются друг от друга стихотворные размеры ямб и хорей? (памятка на доске). (Двусложный размер стиха с ударением на первом и последующих нечётных слогах – хорей. Двусложный размер с ударением на втором слоге и последующих чётных слогах – ямб.)
1. Определить стихотворный размер стихотворения «Зимняя дорога» - (индивидуально каждый, по карточке).
2. Восстановить текст по иллюстрациям (презентация). – фронтально, устно
3. Выделить изобразительно-выразительные средства языка в отрывках из стихотворений. (памятки). – индивидуально, по карточке.
1.Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
2.Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
4 тур. «Сыщики».
1. Соотнести героя и его описание.
А | Кирила Петрович Троекуров | 1 | Пожилой аристократ, всю жизнь проживший за границей, образованный и обходительный человек |
Б | Андрей Гаврилович Дубровский | 2 | 23-летний гвардейский офицер. добрый, смелый, честный человек, становится разбойником. |
В | Владимир Андреевич Дубровский | 3 | Богатый, знатный помещик, отставной генерал-аншеф, участник военных походов, гордый, властолюбивый, высокомерный, капризный человек. |
Г | Марья Кириловна Троекурова | 4 | Отставной офицер, бедный помещик, гордый, нетерпеливый и решительный человек |
Д | Князь Верейский | 5 | Обычная провинциальная барышня, красивая и милая, любит читать романы, играет на фортепиано. |
А | Б | В | Г | Д |
3 | 4 | 2 | 5 | 1 |
2. Перед вами несколько предметов. Выберите тот из них, которому отведена важная роль в романе. Объясните значение этого предмета. Предметы: кольцо, брошь, шкатулка, зеркальце, ожерелье. (Кольцо. Владимир дал его Маше и сказал, что если понадобится помощь, то кольцо надо положить в дупло дуба – тогда Дубровский придёт на помощь.)
5 тур. «Ода гению». Проверка домашнего задания: написать ответ на вопрос «Чем мне понравился роман А.С.Пушкина «Дубровский»?
6 тур. Путешествие в мир искусства.
Просмотр презентации. Определить события в романе.
III. Итог игры. Подведение итогов.
Подошла к концу наша игра. Настало время подвести итоги.
Оценку «5» и титул «Исключительный читатель» получает ….
Оценку «5» и титул «Замечательный читатель» получает …
Оценку «5» и титул «Внимательный читатель» получает…
Оценки без титулов за активную работу на уроке получают….
IV. Домашнее задание.
Семейный читательский клуб. Прочитайте всей семьёй роман «Дубровский». После этого поделитесь впечатлениями: расспросите своих родственников о том, что их зацепило в романе, о чём они задумались, читая его. Расскажите им о том, что вы обсуждали в связи с романом на уроках и в письменных заданиях. Не бойтесь непосредственных живых впечатлениях, разговора о том, что «задело» (в любом смысле) каждого из вас в книге, особенно будет интересно, если вы соберёте впечатления разных поколений семьи. Общее количество участников обсуждения – не менее 4. Снимите своё обсуждение на видео (можно на веб-камеру компьютера). |
|
V.Рефлексия.
VI. Заключение.
Один мудрец сказал:
«Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем».
И творчество Пушкина помогает нам всем именно вот в этом: прикасаться к красоте, искусству сердцем.
Спасибо за урок!
1.А.С. Пушкин в письме к Бестужеву писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». О каком стихотворении идёт речь в письме? Назовите источник, из которого Пушкин взял сюжет для этого стихотворения. («Песнь о вещем Олеге». Источник – «Повесть временных лет».)
2.У лицеистов были клички: Пущин – Большой Жанно; Данзас – Медведь; Дельвиг – Тося, Султан; Кюхельбекер – Кюхля, Бекеркюхель. А как прозвали Пушкина? Почему? (Француз, т.к. лучше всех знал французский язык, свободно им владел, мог сочинять на французском языке.).
3.Лицеисты изучали такие предметы изучали: Закон Божий и Священная история, логика, философия, право, латинская словесность, экономика и финансы, российская и французская словесность, фехтование, история, география, статистика, математика, немецкий язык. Выберите из списка, что еще? Слова для справок: танцы, хорошие манеры, стрельбу из пистолета, езду в седле, ухаживание за дамами.
Определить стихотворный размер стихотворения «Зимняя дорога» - (индивидуально каждый).
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Выделить изобразительно-выразительные средства языка в отрывках из стихотворений. (памятки). – индивидуально.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Выделить изобразительно-выразительные средства языка в отрывках из стихотворений. (памятки). – индивидуально.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Выделить изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Выделить изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
4 тур. «Сыщики».
1. Соотнести героя и его описание.
А | Кирила Петрович Троекуров | 1 | Пожилой аристократ, всю жизнь проживший за границей, образованный и обходительный человек |
Б | Андрей Гаврилович Дубровский | 2 | 23-летний гвардейский офицер. добрый, смелый, честный человек, становится разбойником. |
В | Владимир Андреевич Дубровский | 3 | Богатый, знатный помещик, отставной генерал-аншеф, участник военных походов, гордый, властолюбивый, высокомерный, капризный человек. |
Г | Марья Кириловна Троекурова | 4 | Отставной офицер, бедный помещик, гордый, нетерпеливый и решительный человек |
Д | Князь Верейский | 5 | Обычная провинциальная барышня, красивая и милая, любит читать романы, играет на фортепиано. |
А | Б | В | Г | Д |
Домашнее задание.
Семейный читательский клуб. Прочитайте всей семьёй роман «Дубровский». После этого поделитесь впечатлениями: расспросите своих родственников о том, что их зацепило в романе, о чём они задумались, читая его. Расскажите им о том, что вы обсуждали в связи с романом на уроках и в письменных заданиях. Не бойтесь непосредственных живых впечатлениях, разговора о том, что «задело» (в любом смысле) каждого из вас в книге, особенно будет интересно, если вы соберёте впечатления разных поколений семьи. Общее количество участников обсуждения – не менее 4. Снимите своё обсуждение на видео (можно на веб-камеру компьютера). |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 7 классе по творчеству Платонова.
Конспект урока и презентация на тему: "Платонов - писатель будущего" (по рассказу "В прекрасном и яростном мире"). Технология развития критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/26/picture-133722-1453825982.jpg)
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.
Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/15/picture-329315-1392473839.jpg)
Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)
Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/29/picture-72188.jpg)
Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"
Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/01/picture-499129-1464789455.jpg)
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/04/picture-461682-1438711027.jpg)
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...