Открытый урок литературы в 6 классе по творчеству А.С.Пушкина
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Халикова Рушания Рифхатовна

Открытый урок литературы в 6 классе "Свидание с гением" (итоговый урок по творчеству А.С.Пушкина)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 25.11.2024г.

Тема: «Свидание с гением» (итоговый урок по творчеству А.С.Пушкина)  

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Форма урока:  урок -  литературная игра

 Цели:

  1. Образовательные: повторить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина;
  2. Развивающие: развивать коммуникативные и творческие способности  учащихся; стимулировать самореализацию каждого ребёнка.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к личности и творчеству великого русского поэта; воспитывать художественную культуру, любовь к литературе,  создавать предпосылки к самообразованию;  формировать  культуру читателя с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному;  

Оборудование:

- портрет А.С. Пушкина, выставка книг поэта, ИКТ: компьютер, медиапроектор.

Музыкальное оформление: романс на стихи Пушкина «Зимняя дорога»

                                 Ход урока.

I .Этап мотивации.

Вступительное слово учителя.

- Ученые считают, что если бы вдруг погасла Полярная звезда, то на земле об этом узнали бы через 500 лет. Так силен ее свет и так огромно расстояние, разделяющее нас. Многие поколения землян сменили бы друг друга, так и не узнав, что взирают на свет давно угасшей звезды. Жизнь человека, о котором мы будем сегодня говорить, трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня. А человек этот – Александр Сергеевич Пушкин, пророчески сказавший о себе:

Нет, весь я не умру. Душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…

26 мая ( по новому стилю 6 июня) 1880 года в Москве проходило торжество по случаю открытия первого памятника А.С. Пушкину . Это памятник скульптора Опекушина, что находится сейчас в Москве на Пушкинской площади (тогда Тверской).

    В этот знаменательный майский вечер здесь встретились  Иван Сергеевич Аксаков и Иван Сергеевич Тургенев. Встретились и заспорили о том, что же такое Пушкин. Аксаков утверждает, что Пушкин – это «Горит восток зарёю новой».  Он   верит, что всё новое придёт из России. Тургенев же говорит, что не это Пушкин, Пушкин – это «Тиха украинская ночь…»

  Это исторический факт, описанный Д. Благим в книге «Мастерство  Пушкина». И действительно, Пушкин для каждого человека свой, многоликий и неповторимый: для одних – «Унылая пора! Очей очарованье!», для других -  «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…», для третьих что-то ещё…

  На уроках по творчеству Пушкина мы знакомились со стихотворением «Зимняя дорога», «Туча», «Узник», с балладой «Песнь о вещем Олеге», с незаконченным романом «Дубровский». Надеюсь, что эти произведения не оставили вас равнодушными, и вы провели немало приятных  минут, общаясь с прекрасным мастером слова. Сегодня на уроке мы подведём итог: проверим, насколько вы были внимательны и наблюдательны во время чтения.

     Приглашаю вас принять участие в литературной игре, тема которой «Свидание с гением».

     Вы выполняете задания, получаете ордена, баллы, стараетесь завоевать один из почётных титулов:

  1. «Лучший читатель»
  2. «Самый активный читатель»
  3. «Замечательный читатель»

Вперёд! Нас ждёт увлекательное путешествие по страницам бессмертных произведений, встреча с непревзойдённым гением!

II. Ход игры. 

I .Актуализация знаний учащихся.

Начинаем  I тур.

Ответьте на вопросы о жизни и творчестве Пушкина. (устно) - жетоны

  1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина, место, где  родился и где умер поэт.  (Родился в 1799 году в Москве, умер в Петербурге в 1837году.) –отметить на карте.
  2. Какое образование получил будущий поэт? Назовите годы учёбы.  (До 12 лет домашнее образование.  С 1811 по 1817 г. Учился в Царскосельском Лицее.)
  3. Назовите самых близких друзей Пушкина по Лицею. (Иван Пущин, Малиновский, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер.)

2 тур.  «Экзамен вдвоем» (работа в парах, по карточкам).

  1. А.С. Пушкин в письме к Бестужеву писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». О каком стихотворении идёт речь в письме? Назовите источник, из которого Пушкин взял сюжет для этого стихотворения. («Песнь о вещем Олеге». Источник – «Повесть временных лет».) -
  2. У лицеистов были клички: Пущин – Большой Жанно;  Данзас – Медведь; Дельвиг – Тося, Султан; Кюхельбекер – Кюхля, Бекеркюхель. А как прозвали Пушкина? Почему? (Француз, т.к. лучше всех знал французский язык, свободно им владел, мог сочинять на французском языке.).
  3. Лицеисты изучали такие предметы изучали: Закон Божий и Священная история, логика, философия, право, латинская словесность, экономика и финансы, российская и французская словесность, фехтование, история, география, статистика, математика, немецкий язык. Выберите из списка, что еще?  Слова для справок: танцы, хорошие манеры, стрельбу из пистолета, езду в седле, ухаживание за дамами.

3 тур. «Лирика». Прослушивание романса на стихи Пушкина «Зимняя дорога».

- Вспомните, чем отличаются друг от друга стихотворные размеры ямб и хорей? (памятка на доске). (Двусложный размер стиха с ударением на первом и последующих нечётных слогах – хорей. Двусложный размер с ударением на втором слоге и последующих чётных слогах – ямб.)

1. Определить стихотворный размер стихотворения «Зимняя дорога» - (индивидуально каждый, по карточке).

2. Восстановить текст по иллюстрациям (презентация). – фронтально, устно

3. Выделить изобразительно-выразительные средства языка в отрывках из стихотворений. (памятки). – индивидуально, по карточке.

1.Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

2.Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

4 тур. «Сыщики».

1. Соотнести героя и его описание.

А

Кирила Петрович Троекуров

1

Пожилой аристократ, всю жизнь проживший за границей, образованный и обходительный человек

Б

Андрей Гаврилович Дубровский

2

23-летний гвардейский офицер. добрый, смелый, честный человек, становится разбойником. 

В

Владимир Андреевич Дубровский

3

Богатый, знатный помещик, отставной генерал-аншеф, участник военных походов, гордый, властолюбивый, высокомерный, капризный человек.

Г

Марья Кириловна Троекурова

4

Отставной офицер, бедный помещик, гордый, нетерпеливый и решительный человек

Д

Князь Верейский

5

Обычная провинциальная барышня, красивая и милая, любит читать романы, играет на фортепиано. 

А

Б

В

Г

Д

3

4

2

5

1

2. Перед вами несколько предметов. Выберите тот из них, которому отведена важная роль в романе. Объясните значение этого предмета. Предметы: кольцо, брошь, шкатулка, зеркальце, ожерелье.  (Кольцо. Владимир дал его Маше и сказал, что если понадобится помощь, то кольцо надо положить в дупло дуба – тогда Дубровский придёт на помощь.)

5 тур. «Ода гению». Проверка домашнего задания: написать ответ на вопрос «Чем мне понравился роман А.С.Пушкина «Дубровский»?

6 тур. Путешествие в мир искусства.

Просмотр презентации. Определить события в романе.

III. Итог игры. Подведение итогов.

Подошла к концу наша игра. Настало время подвести итоги.

Оценку «5» и титул «Исключительный читатель» получает ….

Оценку «5» и титул «Замечательный читатель» получает …

Оценку «5» и титул «Внимательный читатель» получает…

Оценки без титулов за активную работу на уроке получают….

IV. Домашнее задание.

Семейный читательский клуб. Прочитайте всей семьёй роман «Дубровский». После этого поделитесь впечатлениями: расспросите своих родственников о том, что их зацепило в романе, о чём они задумались, читая его. Расскажите им о том, что вы обсуждали в связи с романом на уроках и в письменных заданиях. Не бойтесь непосредственных живых впечатлениях, разговора о том, что «задело» (в любом смысле) каждого из вас в книге, особенно будет интересно, если вы соберёте впечатления разных поколений семьи. Общее количество участников обсуждения – не менее 4. Снимите своё обсуждение на видео (можно на веб-камеру компьютера).

  • Полнота обсуждения, в котором должны быть затронуты разные эпизоды, разные герои романа
  • Активное участие в разговоре не менее 4-х членов семьи
  • Соответствие жанру (живой разговор на читательском клубе)

V.Рефлексия.

VI. Заключение.

Один мудрец сказал:
«Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем».
И творчество Пушкина помогает нам всем именно вот в этом: прикасаться к красоте, искусству сердцем.

Спасибо за урок!

1.А.С. Пушкин в письме к Бестужеву писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». О каком стихотворении идёт речь в письме? Назовите источник, из которого Пушкин взял сюжет для этого стихотворения. («Песнь о вещем Олеге». Источник – «Повесть временных лет».)

2.У лицеистов были клички: Пущин – Большой Жанно;  Данзас – Медведь; Дельвиг – Тося, Султан; Кюхельбекер – Кюхля, Бекеркюхель. А как прозвали Пушкина? Почему? (Француз, т.к. лучше всех знал французский язык, свободно им владел, мог сочинять на французском языке.).

3.Лицеисты изучали такие предметы изучали: Закон Божий и Священная история, логика, философия, право, латинская словесность, экономика и финансы, российская и французская словесность, фехтование, история, география, статистика, математика, немецкий язык. Выберите из списка, что еще?  Слова для справок: танцы, хорошие манеры, стрельбу из пистолета, езду в седле, ухаживание за дамами.

Определить стихотворный размер стихотворения «Зимняя дорога» - (индивидуально каждый).

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

Выделить изобразительно-выразительные средства языка в отрывках из стихотворений. (памятки). – индивидуально.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Выделить изобразительно-выразительные средства языка в отрывках из стихотворений. (памятки). – индивидуально.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Выделить изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Выделить изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

4 тур. «Сыщики».

1. Соотнести героя и его описание.

А

Кирила Петрович Троекуров

1

Пожилой аристократ, всю жизнь проживший за границей, образованный и обходительный человек

Б

Андрей Гаврилович Дубровский

2

23-летний гвардейский офицер. добрый, смелый, честный человек, становится разбойником. 

В

Владимир Андреевич Дубровский

3

Богатый, знатный помещик, отставной генерал-аншеф, участник военных походов, гордый, властолюбивый, высокомерный, капризный человек.

Г

Марья Кириловна Троекурова

4

Отставной офицер, бедный помещик, гордый, нетерпеливый и решительный человек

Д

Князь Верейский

5

Обычная провинциальная барышня, красивая и милая, любит читать романы, играет на фортепиано. 

А

Б

В

Г

Д

Домашнее задание.

Семейный читательский клуб. Прочитайте всей семьёй роман «Дубровский». После этого поделитесь впечатлениями: расспросите своих родственников о том, что их зацепило в романе, о чём они задумались, читая его. Расскажите им о том, что вы обсуждали в связи с романом на уроках и в письменных заданиях. Не бойтесь непосредственных живых впечатлениях, разговора о том, что «задело» (в любом смысле) каждого из вас в книге, особенно будет интересно, если вы соберёте впечатления разных поколений семьи. Общее количество участников обсуждения – не менее 4. Снимите своё обсуждение на видео (можно на веб-камеру компьютера).

  • Полнота обсуждения, в котором должны быть затронуты разные эпизоды, разные герои романа
  • Активное участие в разговоре не менее 4-х членов семьи
  • Соответствие жанру (живой разговор на читательском клубе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе по творчеству Платонова.

Конспект урока и презентация на тему: "Платонов - писатель будущего" (по рассказу "В прекрасном и яростном мире"). Технология развития критического мышления....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...