Методы и приемы изучения лирических произведений на уроках литературы в 5 классах
методическая разработка по литературе (5 класс)
Данный материал содержит информацию о методах и приемах, которые может использовать учитель на уроках литературы при изучении лирики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы и методы изучения лирических произведений на уроках литературы в 5 классе.
Литература является одной из школьных дисциплин, призванных зарождать и развивать в учащихся чувство осознания сопричастности к мировой цивилизации, приобщать их к духовной культуре, общечеловеческим ценностям, прививать чувство прекрасного, способствующее нравственно-эстетическому формированию личности.
Особое место в литературном образовании учащихся отводится изучению лирики, которая, в силу специфики этого литературного рода, имеет существенное значение в обогащении эмоционально-чувственной сферы детей. Поэзия при эмоционально-целостном восприятии дает учащимся возможность познать и прочувствовать богатство внутреннего мира другого человека, что и создает благоприятные условия для формирования нравственной среды. Раскрывая перед школьником глубокие душевные волнения и переживания, лирическое стихотворение способствует эстетическому познанию мира, особенно у подростка, который, в силу своего возраста, находится на стадии познания окружающего мира.
Лирика отличается от эпоса и драмы, как своей художественной природой, так и характером эмоционального воздействия на читателя. Отсутствие у подростков дара сопереживания, эмоциональная глухота и невнимание к чужому внутреннему миру становится препятствием при работе с поэтическими произведениями. Следовательно, важнейшая задача здесь - стремиться развить у школьников способность к сопереживанию. Если ученик привыкнет с доверием относиться к тем незнакомым душевным состояниям, которые открываются в лирических произведениях, то поэзия сначала расширит его эмоциональный личный опыт, а затем приобщить к миру высоких эстетических чувств. Все это будет способствовать выработке нравственных идеалов, развитию духовности. Как же привить ученикам потребность сопереживать, сочувствовать, эстетически наслаждаться при чтении стихов? Это достигается постепенно. От учителя требуется терпение и душевный такт, чтобы сделать изучение лирики школьниками процессом деятельного, творческого, активного познания самой поэзии в жизни, отразившейся в ней.
Главные задачи изучения лирики как особого литературного рода:
- воссоздание читателем картин, нарисованных автором;
- организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;
- формирование представлений о способах создания и развития образа переживания в лирике;
- выразительное чтение как способ проверки личного восприятия учениками текста. Основными методическими приемами работы над лирикой являются:
- медленное, филологическое чтение с остановками перед непонятными словами;
- выразительное чтение (учителем и учениками);
- рисунок как способ проявить зрительный образ, формирующийся в сознании читателя;
- системно-образная схема как основа анализа текста
В 5 классах школьники встречаются с поэтическими произведениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и других поэтов. В центре здесь - отдельные стихотворения, которые рассматриваются вне контекста общего творческого автора, хотя, конечно, образ автора, его личность неизбежно присутствует в любом анализе. На данном этапе важно помочь школьникам с возможной для их возраста полнотой воспринять богатство переживаний и мыслей, характерных для каждого стихотворения. Научить их выразительно читать поэтический текст и понимать особенности стихотворной речи. Обычно чтению и разбору стихотворения принято предпосылать эмоциональную «настройку», чтобы подготовить учеников к восприятию текста. В одних случаях это может быть слово учителя об образе поэта или фактах его жизни, связанных с созданием произведения (например, «Тучи» Лермонтова). В других - обращение к непосредственным впечатлением учащихся, оживляющим их представления и эмоциональную память (например, перед чтением пушкинского «Зимнего утра»). Нередко восприятие поэзии подготавливается слушанием музыки (романсов, инструментальных произведений), создающей эмоциональный фон для текста или рассматриванием репродукций живописных произведений (к «пейзажным» стихотворениям, лермонтовскому «Бородино» и т.п.). Такими вступительными моментами стихотворение как бы «вводится» в урок. А его живое звучание в классе - это важнейший момент «вхождения» в лирический текст, и лучше всего, если первым чтецом выступит сам учитель: в его чтении и интерпретации осуществляется непосредственно общение с классом, тогда как прослушивание записи чтецов-актеров содержит момент отчужденности, отстраненности при первой встречи с произведением. Запись лучше прослушать в конце, чтобы сравнить свое понимание с трактовкой чтеца. После чтения нужна пауза - та «минута молчания», после которой ученик находится во власти неосознанной эмоции. И лишь после этого можно приступать к анализу. В сущности, процесс разбора стихотворения в классе можно назвать анализом лишь условно; во всяком случае, нереально требовать его полноты, поскольку даже в литературоведении «полный и всесторонний анализ поэтического текста невозможен из-за неописуемого количества элементов художественной системы и их сочетания даже в пределах небольшого стихотворения».
Обучение работе с текстом - один из самых важных и в то же время трудных видов деятельности на уроках. Особенно сложно организовать работу с лирическими текстами. Вот некоторые приемы.
Приём "Слышу, вижу, ощущаю"
При чтении и анализе лирического стихотворения обращаем внимание на созданные поэтом образы (предметы, явления), звуки и краски и, конечно, на чувства и настроение лирического героя (ведь в лирике это самое главное). Просим учеников представить на своем "мысленном экране" то, что изобразил автор. Организовать подобную работу помогут таблицы.
Таблица по стихотворению И.Бунина "Вечер".
Прием "Чтение через ощущения" Этот прием способствует творческому осмыслению художественного текста, его анализу, интерпретации. В лирических произведениях автор передает свои мысли, чувства, переживания, настроения посредством различных изобразительно-выразительных средств (ИВС). Задача учителя – научить видеть лирические образы, улавливать настроение лирического героя, слышать звуки, которые передает автор, находить и понимать ИВС, размышлять о прочитанном. Вот конкретный пример урока литературы в 5 классе на тему: "Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева". Подбираются стихотворения поэта о временах года. Класс делится на группы, каждой группе даются тексты со стихам и задания. Задания для групп:
1 группа – зрительные образы.
Прочитайте стихотворения Ф.И.Тютчева. Какие цвета вы увидели? Какие образы создает поэт? Нарисуйте времена года такими, какими их изображает Тютчев. При защите работ обосновывайте свое мнение цитатами.
2 группа – слуховые образы.
Прочитайте стихотворения Тютчева. Какие звуки природы в разное время года передает поэт. Найдите как лексические средства (слова, передающие звуки), так и фонетические (звукопись). При ответе обосновывайте свое мнение цитатами.
3 группа – динамика и статика.
Прочитайте стихотворения Тютчева. Проанализируйте преобладание частей речи, которые использует Тютчев при изображении разных времен года. Сделайте вывод. При ответе используйте цитирование.
4 группа – словесные образы.
Прочитайте стихотворения Тютчева. Какие образы рисует поэт? Какие тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) он использует? Для чего? При ответе используйте цитирование.
5 группа – чувства и эмоции.
Прочитайте стихотворения Тютчева. Проанализируйте пунктуацию. Как при помощи различных знаков препинания поэт передает чувства и эмоции? Определите эмоциональный фон (настроение) каждого стихотворения. В результате работы не только получается комплексный анализ стихотворений, но и складывается общее представление о том, как Тютчев изображает и воспринимает каждое время года.
Прием «Ассоциация» развивает образное мышление, память, логику, речь. В словаре Ожегова это слово разъясняется так: «Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое» Пример: стихотворение «Туча» А.С.Пушкина. Какие ассоциации вызывает слово «туча». Составим кластер на доске и в тетради.
Приём «Стилистический эксперимент».
Это искусственная замена авторского слова другим, близким по смыслу с целью уяснения особой выразительности, прелести поэтического текста. Сначала нужно прочитать отрывок из стихотворения, например, ― «Пороша» С. Есенина: Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку.
Затем предложить детям заменить стихотворные строки реальным описанием событий, убрав метафоры и сравнения. Получается примерно такой текст: Лес стоит тихо. Сосна покрыта снегом. Согнулась под его тяжестью до земли. Дети замечают, что пропадает красота стихотворения, его яркость и образность. Роль метафор и сравнений становится более ясной, и ребята стараются использовать их в своих сочинениях и творческих работах.
Приём «Составление диафильма». Работа в группе. 1. Прочитайте выразительно стихотворение; представьте те картины и образы, которые возникнут у вас в голове; 2. Разделитесь на пары и нарисуйте к каждому четверостишию картинку; 3. Расскажите стихотворение по цепочке; 4. Выставьте картинки по порядку и попробуйте рассказать стихотворение наизусть, глядя на иллюстрации.
Приём «Карусель». Алгоритм работы: 1. Каждому члену микрогруппы (по 3-4 человека) раздается чистый лист бумаги со своим заданием к стихотворению (О чѐм это стихотворение? Выпишите примеры эпитетов из стихотворения. Какое настроение создаѐт стихотворение? и т.п.) Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги свои ответы на него. 2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющихся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются. #1042; микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов и выделение в итоговый список самых важных, значимых, верных, по мнению всех членов группы. 4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка, дополняя общую картину восприятия лирического текста.
Такие приемы можно использовать при чтении и изучении любых лирических произведений. Они помогут ученикам лучше понять и прочувствовать текст, научат основам анализа лирического стихотворения. Освоение знаний, развитие художественного мышления, идейно-нравственное и эстетическое воспитание школьников при изучении лирики успешнее осуществляется в тех случаях, когда та или иная концепция, тот или иной вывод не даются им в готовом виде, а приобретаются в процессе поиска, когда ученики сами ищут истину, выраженную поэтом. Атмосфера поиска не только оживляет и делает интересной работу, но и усиливает воздействие лирики на личность школьников любого возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ лирического произведения на уроках литературы
"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....
Использование приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературы в 5-6 классах
Одним из актуальных вопросов методики преподавания литературы в школе является интерпретация художественных произведений. Это связано с процессами восприятия и осмысливания ...
Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.
Сидорова Ольга Юрьевна МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение мотивации школьников к предмету «ли...
Изучение прозаических произведений на уроках литературы в старших классах. Опытная программа по анализу прозы И.А. Бунина
Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы, изучаются на протяжении всех лет обучения. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возм...
"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации
Формирование коммуникативных УУД является социально значимой составляющей воспитания современного школьника. Коммуникативные УУД обеспечивают соц...
Сопоставительный анализ лирических произведений на уроках литературы
В статье представлены тезисы учителя и творческие работы учеников 10 и 11 классов по произведениям русских поэтов...
Особенности изучения лирических произведений на занятиях литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Особенности изучения лирических произведений на занятиях литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...