Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Война и дети. Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Лютова Наталья Павловна

Конспект урока литературы в 5 классе "Война и дети. Стихотворение А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_plan_uroka.docx33.62 КБ
Файл moya_prezentatsiya_k_uroku.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

учителя филиала МБОУ СОШ с.Тербуны в с.Покровское Лютовой Натальи Павловны

Тема урока:  Война и дети.  Стихотворение  А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

Тип урока:        урок формирования новых знаний

Цель: познакомиться с текстом произведения, через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности обучающихся.

Задачи:

образовательные:  расширить представление о Великой Отечественной войне,  познакомить со стихотворением А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;  повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;

развивающие: развивать познавательные способности учащихся;  раскрывать творческий потенциал учащихся; развивать навыки анализа поэтического произведения; способствовать развитию связной речи, памяти, внимания.

воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ        

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Планируемые результаты:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формы работы на уроке:        парная, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: презентация, раздаточный материал

УМК:        Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

Ход урока:

I. Организационный этап.

(Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока,  включение учащихся в деловой ритм урока.)

- Добрый день, ребята.  Присаживайтесь на свои места. (СЛАЙД 1)

-С каким настроением вы  пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие. (СЛАЙД 2)

II.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

-Ребята, посмотрите в окно. Вокруг нас – Мир… Огромный, прекрасный, неоднозначный. Синее небо над головой, яркое солнце, шум капели весной, пение птиц. А теперь произнесите слово «война». (СЛАЙД 3)

-Какие смысловые ассоциации у вас возникли?


-Что вы видите, слышите, чувствуете?

-Давайте попробуем составить кластер к слову «война». Называем ваши смысловые ассоциации к этому слову. Что вы слышите? Видите? Чувствуете? (СЛАЙД 4)

 -Молодцы. Я примерно знала, что вы будете мне отвечать и объединила  ваши ответы в вот такой кластер. (СЛАЙД 5)

-Ребята, а захотелось ли вам добавить где-то здесь слово «дети».

- Правильно, ведь слова «война» и «дети» - антонимы. И все же миллионы детей затронула война своим чёрным крылом. (СЛАЙД 6 ) Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. (СЛАЙД 7)

-Сформулируем тему урока. (СЛАЙД 8)

-Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить, что будем слушать и читать, над чем будем размышлять?

- Какие цели  мы сегодня поставим перед собой? (СЛАЙД 9)

III. Актуализация знаний

  1. Слово учителя  

9 мая наша страна отметит 74 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. …Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг. – не было. Речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому в войне участвовали все. И даже дети. (СЛАЙД 10)

   До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Но вот их мирное детство в один миг закончилось. На нашу страну напали немецко-фашистские захватчики. На  хрупкие плечи детей легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Многие ребята становились партизанами. Они принимали вид нищих – попрошаек и ходили по селам, городам, просили милостыню, а глаза их считали фашистов, их машины, танки, цистерны, вагоны и все эти сведения передавали партизанам и подпольщикам. Благодаря этим данным очень много орудий, составов и живой силы не досчитались фашисты на фронте.

     А многие теряли своих родителей и сироты войны бродили по горящей, обугленной земле, пока не встречали военных дядей,  в вещевых мешках которых находились сухарики и забытые на вкус кусочки сахара. А еще им казалось, что глаза этих дядь -  внимательные и понимающие, как у отца. Бывало, так они и роднились. А в списках личного состава полков Красной Армии, кораблей Военно-Морского флота и партизанских отрядов появлялись юные участники, названные впоследствии сыновьями и дочерьми полка, где и проходило их детство. Следовательно, их первой наукой, первой профессией стали – защита Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка, воспитанник. На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело. Красноармейцы и командиры оберегали их, как могли. Хотя на переднем крае безопасных мест не было. И вражеские пули, осколки авиабомб, снарядов, гранат возрастом солдат не интересовались и убивали всех, без разбору. И детей, которым жить и жить - тоже.

Четыре юных партизана получили звание «Герой Советского Союза», к сожалению, посмертно.

 - Ребята, я просила вас дома подготовить небольшие сообщения о детях – героях ВО войны.  (СЛАЙД  11 )

2. Сообщения обучающихся

IV. Усвоение новых знаний

1.Слово о писателе(СЛАЙД 12)

   Родился  Александр Трифонович Твардовский  в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца. У Твардовского был очень начитанный отец, именно он привил любовь к книге своим детям. Поэт вспоминал : «Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, с «Тарасом Бульбой» Гоголя,  популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова <…> произошло таким именно образом. Отец и на память знал много стихов - «Бородино», <…> чуть ли не всего Ершовского «Конька-Горбунка».

  Стихи  Твардовский начал писать очень рано. Первое стихотворение, сочиненное , когда автор еще не знал всех букв алфавита, обвиняло мальчишек-сверстников, разорителей птичьих гнезд. В сельской школе  он учился с удовольствием, продолжая под руководством школьного учителя литературы писать стихи. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи.

  В 1936 была издана первая его крупная поэма «Страна Муравия». Она получила широкую известность.

   В 1939  А.Т.Твардовский был призван в Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовых газетах в качестве военного корреспондента. Он сообщал в газеты о событиях с фронта, писал о подвигах и жизни советских людей. В своих стихах он призывал народ к борьбе с врагами. А.Т. Твардовский хорошо знал советского воина, солдата. Вот почему, когда читаешь стихи и поэмы А.Т.Твардовского о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боёв, подвиги советских людей.

    Самое известное произведение  Твардовского- поэма  «Василий Теркин» (1941-1945). Это произведение стало главным в творчестве поэта.

Долгое время был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивал право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

    2. Чтение учителем стихотворения  «Рассказ танкиста» (СЛАЙД 13)

    3.   Беседа по стихотворению

 -Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

 - О каком событии рассказывается в стихотворении?

  - Что мы узнаем о мальчике?

 -Мальчишку могли убить... Думал ли он об этом? О чём он думал?

-Думал ли мальчик, что совершает подвиг? Какое чувство им двигало?

-Как называют человека смелого, храброго, бесстрашного, не теряющегося в самые трудные моменты жизни?

- Вы считаете этого мальчика героем?

 - Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

  - Найдите и прокомментируйте описание боя.

   - После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

  - Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?

  - О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

 -Ребята, обратите внимание на первую и последнюю строфу стихотворения. Что вы можете о них сказать?

 - Правильно. Стихотворение начинается и заканчивается одинаково. Этот прием в литературе называется повтором или кольцевой композицией.  (СЛАЙД 14)

-Как вы думаете зачем автор использует этот приём?

 V. Физкультминутка  (СЛАЙД 15)

VI. Первичное закрепление

    1.Словарно- лексическая   работа(в парах) (СЛАЙД 16)

1) -Объясните как вы понимаете строки стихотворения: (раздаточный материал)

-Все нынче, как спросонку… - спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.

- Бедовой, из тех, что главарями у детей… - озорной, все время придумывает новое , изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишечьих компаниях.

- А он гвоздит – не выглянуть из башен… - он немец (т.е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

...за каким домишкой он примостился... — где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.

- Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. – танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.

2) Проверка выполненной работы  (СЛАЙД 17)

3) – Определите средства художественной выразительности: (СЛАЙД 18)

-  «пули свищут», «шел большой пожар» (олицетворения);

- «а он гвоздит», «душила гарь и копоть»  (метафоры); 

- «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем» (сравнения)

   3. Работа над выразительностью чтения

Ребята, сколько строф в стихотворении? Работая в парах, разделите произведение на 3 части.

  • Сколько строф в 1 части? (3)
  • Сколько строф во 2 части? (5)
  • Сколько строф в 3 части? (2)
  • С какой интонацией будете читать 1, 2, 3 части стихотворения?

(1 – спокойно (идут воспоминания), 2 – тревожно (идет бой), 3 – спокойно (бой закончен, усталость)

  4. Чтение стихотворения обучающимися

VII. Творческое применение знаний

-Кому рассказал танкист эту историю о мальчике?

-И поэт Твардовский пронес её через годы и поведал нам историю о мальчике, неизвестном, безымянном герое.  Для чего?

 - Действительно, ребята, война, развязанная Германией, принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей: отняла жизни, превратила в руины города и сёла. Весь народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях солдаты проявляли чудеса героизма; их матери, жёны и дети, заменив мужчин, ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Страна жила одной мыслью: «Всё для фронта! Всё для победы!»   Тема «Дети и война» особенная в литературе того периода. В книгах В.Катаева «Сын полка», К.Симонова «Сын артиллериста», А.Твардовского «Рассказ танкиста» и др. показано, как дети наравне со взрослыми выстояли в тяжёлых условиях войны.

    У людей, прошедших жернова войны, никогда не утихнет боль души за тех, кто не вернулся из боя, за тех, кто сгорел в пожарах, расстрелянных, сожжённых в печах фашистских концлагерей.

   Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым и всегда быть благодарными участникам этих событий за нашу мирную жизнь.

Вот как об этом сказал Роберт Рождественский.

Люди! Покуда сердца стучатся,  помните,

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста,  помните!

  И сейчас я предлагаю вам составить четверостишье по рифме, которая находится на ваших листочках   (СЛАЙД 18)

………………..героям,

………………..солдатам,        

………………..подарили,

………………..в сорок пятом!

(Обучающиеся читают получившиеся четверостишия)

VIII. Информация о домашнем задании (СЛАЙД 19)

1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Рассказ танкиста»

По выбору:

2. Создать иллюстрацию к стихотворению А.Т. Твардовского

3. Написать письмо безымянному герою стихотворения «Рассказ танкиста»

IX.Рефлексия (СЛАЙД 20)

А) У меня в душе осталось…

Б) На уроке я понял(а)

В) На уроке мне удалось…

Г) Если бы…, то…  

Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!  (СЛАЙД 21)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы 5 класс

Слайд 2

Вокруг нас – Мир… Огромный, прекрасный, неоднозначный. Синее небо над головой, яркое солнце, шум капели весной, пение птиц

Слайд 3

Произнесите слово «война» Какие смысловые ассоциации у вас возникли? Что вы видите, слышите, чувствуете?

Слайд 4

Вижу Слышу Чувствую

Слайд 5

Вижу Слышу Чувствую Взрыв Грохот Залпы К рики Плач Рев сирен Смерть Разруха Страх Горе Голод Слезы Тревога Беспокойство П ечаль Горечь С традание Единый кластер

Слайд 7

Сформулируем тему урока Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить, что будем слушать и читать, над чем будем размышлять?

Слайд 8

Тема урока: Война и дети. Стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста»

Слайд 9

Цели: расширить знания о Великой Отечественной войне; -познакомить юных читателей с биографией и творчеством выдающегося поэта ХХ века А.Т.Твардовского; - способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову; - совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.

Слайд 11

Пионеры – Герои Советского Союза Валя Котик Марат Казей Лёня Голиков Зина Портнова

Слайд 12

Александр Трифонович Твардовский (1910 - 1971) А.Т.Твардовский- участник войны с первых её дней и до победного завершения. Он был военным корреспондентом, сообщал в газеты о событиях с фронта, писал о подвигах и жизни советских людей. А.Т. Твардовский хорошо знал советского воина, солдата. И в своих стихах призывал народ к борьбе с врагами.

Слайд 13

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

Слайд 14

Кольцевая композиция - это такое построение текста, при котором какой-либо элемент в конце произведения обращается к элементу в начале или повторяет его.

Слайд 16

Работа с лексикой стихотворения 1. Всё нынче, как спросонку 2. Бедовый, из тех, что главарями у детей 3. А он гвоздит - не выглянуть из башен 4. …за каким домишкой он примостился 5. Заходим в тыл и полный газ даём И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём 1. - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях. 2. - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне. 3. - танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её. 4. - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка. 5. - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

Слайд 17

Взаимопроверка 1- Всё нынче, как спросонку – 2 спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне. 2 - Бедовый, из тех, что главарями у детей – 1 озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях. 3 - А он гвоздит - не выглянуть из башен – 4 он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка. 4 - ... за каким домишкой он примостился – 5 где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка. 5 - Заходим в тыл и полный газ даём И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём - 3 танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.

Слайд 18

Определите средства художественной выразительности: - «пули свищут», « шел большой пожар »; - «а он гвоздит», « душила гарь и копоть »; - «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем»

Слайд 20

Домашнее задание 1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Рассказ танкиста» По выбору: 2. Создать иллюстрацию к стихотворению А.Т. Твардовского 3. Написать письмо безымянному герою стихотворения «Рассказ танкиста»

Слайд 21

Продолжите любую из фраз: А ) У меня в душе осталось… Б) На уроке я понял(а) В) На уроке мне удалось… Г) Если бы я оказался( лась ) на войне…, то…

Слайд 22

СПАСИБО ЗА УРОК Его я узнал не из книжки – Жестокое слово – война! Прожектором яростной вспышки К нам в детство врывалась она. В те дни мы в войну не играли – Мы просто дышали войной. А. Иоффе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...

План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото

Фильм ,с сопровождающим рассказом  учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...

План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.

Приступая к  изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....

Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"

Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...

Интегрированный урок (литература + английский) по теме «Война и мир» Льва Толстого в экранизациях на основе художественного фильма «Война и мир» (СССР, 1968 г) и "War and Peace" (США, 1956) 18 апреля 2013г.

Урок по литературе в 10 классе по роману "Война и мир" Л.Толстого позволяет не только проанализировать эпизод из романа, но и провести сравнительный анализ данного эпизода в двух экранизациях  ро...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...