И.С.Тургенев. "Образ Герасима"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Галанская Людмила Елисеевна

Фрагмент урока по литературе в 5 классе на тему "И.С.Тургенев. "Образ Герасима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature_5_klass_i.s_turgenev_mumu_.doc145 КБ
Файл urok_5_klass.pptx184.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.С. Тургенев. «Муму»: Образ Герасима

Класс: 5

Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;

расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов

Задачи урока:

Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мышление, внимание; развивать самостоятельную и личную ответственность за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать художественный текст, высказывать своё мнение, оценивать поступки героев, делать выводы; развитие устной монологической речи, навыка анализа образа литературного героя, сравнения героев произведения; воспитание милосердия, гуманного отношения к человеку.

Личностные: уважительное отношение к чужому мнению, развитие личной ответственности за результаты своей деятельности, развитие доброжелательности.

Метапредметные: самостоятельное формулирование темы и цели урока, формирование умения осознавать значимость чтения, понимания цели чтения, формирование умения аргументировать свой ответ, умения договариваться, слушать и слышать других.

Межпредметные связи: русский язык, история.

Ресурсы: учебник, карточки

Основные понятия: «сравнение».

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод.

Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа по развитию речи.

Оборудование: компьютер, учебник, презентация

ХОД УРОКА

  1. Приветствие. Упражнение «Улыбнитесь».

- Доброе утро всем!

- Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

- Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо. Теперь вы готовы к работе.

II. Актуализация знаний. Игра «Крестики-нолики». Слайд 1

- Ранее вы познакомились с биографией великого русского писателя И.С.Тургенева и историей создания его рассказа «Муму». Какие основные факты биографии вам запомнились, сейчас проверим.

 - Для этого делимся на 2 команды «Крестики» и «Нолики». Каждая группа выбирает номер клеточки и получает вопрос с этим номером. Если ответ верный, группа ставит в эту клетку крестик или нолик. Если ответ неверный, право хода передается второй команде. Побеждает команда, которая первой поставит три крестика или нолика по горизонтали, вертикали или диагонали.

1) Тургенева зовут Александр Сергеевич (нет) (Иван Сергеевич)

2) Имение, где провёл детство Тургенев называется Ясная Поляна (нет) (Спасское-Лутовиново)

3) Тургенев не писал произведение «Муму» (нет)

4) Варвара Петровна и немой дворник Андрей – прототипы героев барыни и Герасима. (да)

5) Родился в Орле в старинной дворянской семье. (да) 

6) Рассказ "Муму" Тургенева направлен против существования крепостного права и бесправия людей. (да)

7) Тургенев родился в 1918 году. (нет) 1818 году

8) Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. (да) 

9) В рассказе «Муму» Герасим утопил своего котенка. (нет) собачку

-  Молодцы. А теперь я вам раздам карточки с заданием. Вам необходимо восстановить последовательность эпизодов в рассказе «Муму». 3 минуты

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9

1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

9

2.Жизнь Герасима в доме барыни.

1

3.Герасим находит щенка.

5

4.Любовь Герасима к Татьяне.

2

5.Расставание с Татьяной.

4

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

3

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

8

9. Встреча Муму и барыни

6

- Проверим. (Ответы появляются на слайде)  9, 1, 5, 2, 4, 7, 3, 8, 6. Слайд 2

IIIПостановка учебной задачи.

1. Ребус. Решите ребус и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке. Слайд 3

ГЛУХОНЕМОЙ

- Что обозначает это слово? (Лишённый способности говорить из-за врождённой или приобретённой глухоты)

- Значит, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму)

- А чему мы сегодня научимся? Какова будет наша цель? (Будем оценивать поступки Герасима, анализировать его образ.)

2. Составление схемы (кластера). Слайд 4

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда, прическа, походка…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Выстраивается схема.

Герасим

Портрет,  поступки, отношение к окружающим

- На слайде у нас получился кластер (схема), который поможет нам при знакомстве с Герасимом.

IV. Открытие нового знания. 

1.Портрет Герасима.

- А сейчас открываем учебники, находим 2 абзац рассказа на с.189 и ответим на вопрос: «Чем выделяется Герасим среди окружающих?  Читаю Я.

«Из числа всей ее чЕляди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых «…» Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.»

- А как автор характеризует своего героя?» Найдите слова из текста. (замечательный, славный)

- Как работал Герасим?

-Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?

(«…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…»)

- Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?

(Старуха - помещица, а Герасим – крепостной).

  1. Работа с термином «сравнение» ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР.190-191

- Переворачиваем страничку, находим фрагмент текста… Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье.

- В этом фрагменте автор характеризует Герасима через сравнение.

- Сейчас я вам раздам карточки. Ваша задача найти в тексте эти сравнения и вписать в пропущенные строчки.        5 минут

КАРТОЧКА

«вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)»

«скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»

«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как…… (пойманный зверь)»

«дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………( стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)»

-  Эти сравнения помогают подчеркнуть его любовь к ….. чему? ( к свободной жизни.)

3. Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.

- И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. В переводе от греческого имени Герасимос, означает «уважаемый», «почтенный». Соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста. СТР.191 последний абзац «Со всей остальной челядью…)

«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих.»….«даже петухи при нем не смели драться»

- А как сложились отношения Герасима с дворовыми? Прочтите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов…

«…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его

- А как он относился к Татьяне? («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!») Он полюбил ее, заботился о ней.

- Как Герасим воспринял известие о том, что барыня решила ее выдать замуж? (тяжело, это был удар для него. Он сам хотел жениться.)

- Он стал сражаться за Татьяну? Почему? (у него было чувство собственного достоинства, он не терпел когда его обманывали)

- Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с ТатьянойСТР.202 - 203

Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом.

Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчИть минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек.

V. Рефлексия деятельности . Слайд 5, 6

А теперь предлагаю подытожить наш  урок и  составить небольшую характеристику Герасима в виде синквейна. На группу один.

Герасим. Могучий. Сильный. Работает, пашет, молотит. Трудиться ему в радость. Мужик. 

Герасим. Закрытый. Скромный. Служит, метёт, разгребает. Попал в чужую стихию.   Бедняга. 

Герасим. Одинокий. Печальный. Уезжает, прощается, расстаётся. Остаётся со своей грустью. Одиночество. 

VI. Подведение итогов.

- Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. Давайте об этом никогда не забывать и научимся правильно распоряжаться ею.


Подобно Герасиму за вашу работу хочу вам преподнести…угадайте что? Петушок, не пряничный, конечно, а сладкий. Спасибо, вы молодцы
.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе « Муму ». 1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2.Жизнь Герасима в доме барыни. 3.Герасим находит щенка. 4.Любовь Герасима к Татьяне. 5.Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 3

Решите ребус ГЛУХОНЕМОЙ

Слайд 4

Герасим портрет поступки Отношение с окружающими 12 вершков роста Сложенный богатырем глухонемой свободолюбивый Побаивались ег о уважали Полюбил Татьяну заботливый С чувством собственного достоинства великодушный

Слайд 5

Синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 6

Герасим. Могучий . Сильный. Работает , пашет, молотит . Трудиться ему в радость. Мужик . Герасим. Одинокий . Печальный. Уезжает , прощается, расстаётся. Остаётся со своей грустью . Одиночество .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "Поступок немого Герасима: вызов или смирение?"с описанием УУД

Данный урок завершает изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму" и нацелен на обучение критическому мышлению и развитие творческих способностей учащихся....

Презентация М.М. Герасимов. Из глубины веков.

Материалы можно иср\ползовать на классном часе  об известном антропологе.Можно использовать на уроках " Религии России"....

Нравственное превосходство Герасима над барыней и челядью

Моя задача как учителя - показать художественное мастерство писателя через лингвостилисичкский анализ текста, углубить знание по теме:" Художественный стиль",, развивать формирование навыков культуры ...

Герасимов Александр Михайлович

Описание биографии и творчества русского художника А. М. Герасимова...

ЕГЭ по литературе: И.С. Тургенев. Образ Базарова

Данный материал можно использовать для подготовки к ЕГЭ по литературе при изучении романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". В сжатой форме представляет анализ образа Базарова....

Урок литературы в 5 классе "И.С.Тургенев "Образ Муму в произведении".

Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя                              ...

Практическое занятие по ОБД.02 Литература. Тема «И.С.Тургенев». Образ Базарова. «Что дало человечеству развитие науки? Важность выбранной специальности для общества».

Практическое занятие по ОБД.02 Литература. Тема «И.С.Тургенев». Образ Базарова. «Что дало человечеству развитие науки? Важность выбранной специальности для общества».На основан...