Эссе на тему: "Женский разговор" по произведению В. Распутина
статья по литературе (9 класс)

Черкашина Юлия Николаевна

Автор эссе анализирует, как разговоры между героинями раскрывают их внутренний мир, эмоции и жизненные прблемы. Особое внимание уделяется тому, как эти беседы помогают женщинам справляться с трудностями, находить поддержку и сохранить свои культурные и семейные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_zhenskiy_razgovor_2.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

                   В. Г. РАСПУТИН «ЖЕНСКИЙ РАЗГОВОР»

            Тематика «отцов» и «детей» является одной из самых драматических и актуальных в русской классической литературе, поэтому она нашла отражение во множестве значимых произведений писателей первой половины XIX века. Эта тема стала действительно центральной для своего времени.

             Каждый автор по-своему рассматривал проблематику поколений в своем творчестве. Конфликты между детьми и родителями проявляются по-разному в разных семьях, поскольку ни одно поколение не может полностью совпадать в своих взглядах.

             Молодежь стремится к самостоятельности, отвергает традиции предков и ставит под сомнение устоявшиеся ценности. У них есть свои идеалы и убеждения, которые они отстаивают как новые и независимые. Но существует и другая часть молодежи, продолжающая следовать заветам родителей. В современном мире многие пытаются внедрять инновации во всех аспектах жизни. Однако, увы, связь между поколениями оказалась сильно ослабленной. Пересмотрены многие культурные нормы, утрачены нравственные ориентиры и снижены образовательные стандарты, что ведет к равнодушию и даже жестокости в обществе.

            Эту истину писатель вновь доказывает в произведении «Женский разговор», в котором центральное место занимают: целомудрие, чистота, тайна любви и счастья, о которых рассказывает бабушка Наталья.

           В рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Женский разговор» происходит своеобразное столкновение двух миров, двух мнений и разного опыта. Мудрая бабушка, многое повидавшая в своей жизни, решила откровенно поговорить со своей внучкой, которую отправили к ней «на перевоспитание». Вика, ранее связавшись дома с какой - то компанией, начала прогуливать школу и попала в один из водоворотов жизни, из которого ее «выхватили…уже наживленную». «В шестнадцать годочков пришлось делать аборт», - сообщает автор. Так девушка оказалась в доме своей бабушки в деревне, об этом и разговор: о любви, о целомудрии, об умении ценить и хранить себя.

Вика в рассказе представляет пример того, как может время, словно ветром, перевернуть все представления людей. Женщина, в ее понимании, должна быть, прежде всего, «целеустремленной» и сильной, «лидером». И совсем «не обязательно», чтобы у нее был один мужчина, «родной», «суженый». Это удивляет бабушку, которой сама жизнь показала, что на самом деле «Да не надо сильнее. Надо любее. Любее любой». Знает бабушка и что целомудрие – это мудрость, недаром даже сам Распутин говорит через Вику: «Какое там мудрие?» На что Наталья отвечает: «Это не про вас».

Автор не показывает здесь чувств старшей женщины, точнее, не описывает их. Но на размышление наводит фраза, встречающаяся чуть раньше: «Порушили вековечный порядок». Внуки, которые совсем не знают бабушку, родители, приезжающие к собственной дочери «с досмотром», смена ценностей, попытка сделать все по - другому, неуважение к прошлому – это выдает последствия погони за удобствами, независимостью и успехом…

Ценность семейного счастья изменила свое значение. Поэтому женщины уже не рассматриваются как хранительницы домашнего уюта, матери и домохозяйки. Важнейшие аспекты жизни все чаще теряют свою значимость, уступая место тем, что на самом деле не является приоритетом. Еще один пример – взаимоотношения между родителями и детьми.

           Живя в современном мире, я часто задаю себе волнующие меня вопросы: «Как часто современные отцы обсуждают с сыновьями жизненные реалии и предстоящие события? А сколько женщин делятся своими переживаниями, радостью и неудачами с дочерьми? Такие разговоры очень важны как для девочек, так и для мальчиков, ведь именно от родителей они могут получить истинный опыт и поддержку. От кого, если не от них, им взять нужные жизненные уроки? Понять, как преодолевать трудности. И если вдруг вы встретите человека, который не боится ошибиться в словах и все же говорит открыто, это много значит». Вот пример Натальи: «Кто, если не я, расскажет ей об этом?» Она продолжает разговор, хотя чувствует, что больше некому.

В композиционном построении диалога четко обозначено кольцевое обрамление: предваряет и заканчивает его описание природы, которое оттеняет развертывающееся действие: «За Ангарой, после заката, долго горело растекающееся зарево и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним пологом, лежала по белому полю нежная синева». Точно так же долго длится разговор старой, умудренной жизнью женщины, не растерявшей веру в силу нравственных ценностей и ещё не знающей жизни внучки. Пейзажи даны через восприятие Натальи и окрашены её настроением, природа как бы для неё своеобразный камертон поступков. В начале беседы этот мир полон жизни звуков: - «звенькало из первых сосулек»; запахов - «загорчил воздух» и красок – «солнечный яркий день», «искристо играли тугие снега». Автор подчеркивает красоту и богатство мира, в котором живет Наталья. Он словно посылает ей импульсы, прилив энергии; общение сопряжено с познанием себя - с постижением сущности мироздания.

              Лишь одна бабушка испытывает глубокую боль за свою внучку, для неё причинить вред ребёнку или быть причастной к его утрате – это величайший грех. Тяжело видеть, что девка, с «несозревшим умишком», «тихоомутная», без «устою», на жизнь смотрит «распахнутыми глазами без прищура», задает вопросы там, где пора бы с ответами жить. Не принимает Наталья позиции женщина - лидер, для неё «нарушился вековой порядок», когда хранительница очага «стала самой разнесчастной - гончей породы». «Теперь всё изменилось. Человек выброшен на открытое пространство, его гонит какая-то неведомая сила, не оставляя шанса остановиться. Только в этой погоне кажется, что он живёт», - углубляется автор в размышления вместе с главной героиней.

Женщина - «как Божий сосуд для суженого». Любовь - святое чувство, она «другая, куски, как побирушка, не собирает. Взгляда хватало, прикасанья. Я его до каждой чутельки знала», - исповедуется бабушка. «Что это ты в рифму-то?! Как заучила!» - перебивает Вика. Она полна раздражения и нетерпения, не испытывая ни капли раскаяния, не терзается, в отличие от Натальи. Она смотрит на себя с абсолютной уверенностью и, конечно же, без самокритики.

Господи, помилуй, - просит Наталья, ей страшно за Вику, не может она растопить «леденистую» душу.

Разговор в комнате продолжается. Это происходит потому, что язык неграмотной старушки содержит глубокую мудрость и отражает все богатство ее внутреннего мира: эмоциональный накал, человеческое достоинство, нравственную чистоту и правдивость природы. Ее разговорный язык насыщен разговорными диалектами и словесными искажениями, но основное лексическое значение слов точно определено бабушкой.

Вика понимает все поверхностно, а Наталья, основываясь на жизненном опыте, называет всё своими именами: «целеустремленная» - «стреленая». Пожилая женщина - очень жизнестойкий человек, перенесший много горя: «Источилась вся от жизни...». В диалоге Вики слышны только вопросительные фразы — это свидетельствует о её отсутствии жизненного опыта, тогда как бабушка отвечает лаконичными высказываниями с многоточием. Каждое взвешенное её слово - кусочек прожитой жизни; паузы отражают душевное состояние, волнение. В композиции «Женского разговора» имеет большое значение народно-разговорный и просторечный словесные ряды, которые служат и для изображения среды, местности и для языковой характеристики главной героини.

Я погрузилась в эту историю и испытала эмоциональные переживания вместе с её героями. Она, на мой взгляд, затрагивает сердца людей разных возрастов и побуждает их размышлять о смысле жизни. Эта повесть не только для молодежи, но и для представителей более старших поколений, чтобы помочь молодым людям подготовиться к взрослой жизни.

         Заключение остается неопределенным. В современном мире традиционные ценности подрываются: исчезает понятие семьи, доброты, жизнь становится бедной, а духовность уходит в сторону. Мудрость соседствует с легкомыслием, теряются нравственные ориентиры, разврат становится нормой — вот центральные темы рассказа «Женский разговор». Изменится ли благодаря этому диалогу восприятие внучки о реальности? Существует ли шанс восстановить душу Виктории? Если прервать ту духовную связь с нашими предками, это приведет к утрате жизненной энергии.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный конкурс по произведениям Валентина Распутина

Предлагаемая викторина была проведена в рамках литературного тура школьного конкурса "Кольцо знаний" посвещенного 75-летию Валентина Распутина...

Урок доброты по произведению В.Распутина «Уроки французского»

Презентация в 6-ом классе. Анализ рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Нравственные проблемы произведения. Мастерство писателя....

Конспект урока по произведению В.Распутина "Прощание с Матёрой"

- на материале повести В. Распутина "Прощание с Матерой" содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности (на образе бабки Дарьи);- продолжить работу над развитием...

Тема дома и семьи в произведении В Распутина "Прощание с Матёрой"

Работа написана к 80-летию со дня рождения В.Г.Распутина...

Урок внеклассного чтения."Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась..."(Проблема нравственности в произведениях В. Распутина и В. Астафьева).

Тема урока раскрывается на материале повести В.Распутина "Нежданно-негаданно" и рассказа В.Астафьева " Людочка". Урок может быть проведён в 7-9 классах, или его материал может быть...

Нравственные проблемы в произведениях В. Распутина

Усиление публицистических тенденций в творчестве Валентина Распутина, который пишет об опасности беспамятства, «архаровщины...