Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Русская литература: классика и современность»
рабочая программа по литературе (10 класс)

Кабанова Валентина Петровна

Данный курс, предложенный для параллельного изучения с основной программой,  призван не только вывести на новый уровень знания обучающихся о писателях и поэтах  золотого века, ставших классиками, об их творчестве, но и сформировать у старшеклассников целостное историко-литературное представление о литературном процессе, о его закономерностях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                         

                                                                                 Пояснительная записка 

 

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Русская литература: классика и современность» создана на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089), Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы (базовый уровень) / под ред. В.Я.Коровиной.- М.: «Просвещение», 2011г. (учебник входит в линию учебников, имеющих гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»), учебного плана ГБОУ СОШ с.Шигоны  и ориентирована на учебник В. И. Коровина «Русская литература ΧІΧ века», части 1, 2. – Москва: «Просвещение», 2011 г.

Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

 

Место курса в учебном плане и общая характеристика программы

 

Литература – дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком, имея общий предмет изучения – слово как единицу языка и речи, исследуя его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, воспитывает активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.  

Уровень духовного и  интеллектуального развития обучающихся 10 класса позволяет эффективно приобщать их к литературному наследию 19 века, ставшему сокровищницей не только отечественной, но и мировой культуры и источником непререкаемых нравственных и эстетических ценностей.  

          Цели элективного курса 

– целостное представление знаковых явлений и ключевых фигур отечественной литературы 19 века, углубленное приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической литературы посредством чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историкокультурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;  повышение общей культуры ученика-читателя как эмоционально, интеллектуально и эстетически развитой личности. 

Задачи: 

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном   процессе   и   его основных  закономерностях,   о множественности литературно-художественных стилей;

-совершенствование умений анализа и интерпретации  литературного  произведения   как художественного   целого   в   его   историко-литературной обусловленности   и   культурном   контексте  с   использованием понятийного    языка  литературоведения;    выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.;

 

Данный курс, предложенный для параллельного изучения с основной программой,  призван не только вывести на новый уровень знания обучающихся о писателях и поэтах  золотого века, ставших классиками, об их творчестве, но и сформировать у старшеклассников целостное историко-литературное представление о литературном процессе, о его закономерностях, о связях между развитием русской литературы  и отечественной историей, искусством, а также представить актуальное звучание классического наследия в наше время, его востребованность в современной творческой среде.  В итоге у школьников должна сложиться общая картина формирования национально-самобытной и в то же время «всемирно-отзывчивой», по выражению Ф.М.Достоевского, культуры, тесно связанной с мировой культурной традицией и несущей в себе мощный гуманистический заряд.  

 

  Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в году). Курс желательно вести в соответствии с материалом, изучаемом на уроке, т.к. часть занятий предполагается поводить с опорой на имеющиеся знания. При этом он не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает поисковые и коммуникативные умения и навыки. Это обеспечено практико-ориентированным характером курса. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии, создать творческий проект. Работа с иллюстрациями, ауди-и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы.

 

             Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский, проектный.

 

 Формы и приёмы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.  

             

             Основные виды занятий – урок-аналитическая беседа, лекция с элементами беседы, урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний практикум, семинар, презентация проектов.

 

 

 

Тематическое планирование

 

Содержание

Кол-во часов

Введение

2

Русская литература первой половины XIX века

16

Русская литература второй половины XIX века

48

Повторение

2

ИТОГО:

68

 

Содержание тем учебного курса

 

ВВЕДЕНИЕ (2 Ч.)

Русская литература  и искусство 19 века 

Исторический контекст становления русской культуры 19 века. Хронология классического периода русской литературы, основные художественные направления, ключевые фигуры. Расцвет русского романа. Расцвет драматургии и создание национального театра. Две основные тенденции в лирике: социальная и «чистая поэзия». Нравственные искания русской литературы: темы, герои, образы - и её гуманистические традиции. Связи русской литературы с живописью, музыкой, театром. Место и значение русской литературы  и искусства 19 века в мировой культуре.  

Теория литературы: литературный процесс, художественное направление, сентиментализм, романтизм,  реализм, жанры и роды литературы. 

 

Становление русской критики в 19 веке. Журналы. 

            Литературная критика как область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения), её роль. Литературный процесс 19 века и становление русской критики. Ведущие критики 19 века. «Эстетическая», «органическая» и «реальная» критика, их принципы.

               Ведущие         журналы         («Колокол»,         «Современник»,         «Отечественные         записки», «Москвитянин» и др.), их место в общественной жизни и значение в творческой судьбе ключевых фигур отечественной литературы.

Теория литературы. Формирование понятия о литературной критике

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19  ВЕКА (16 Ч.)

Второстепенные поэты пушкинской поры  

            Понятие о поэтах пушкинской поры. Личности и судьбы (3-4 автора на выбор). Разнообразие тем и образов поэзии, воплощение вечных ценностей. Богатство поэтических интонаций. Своеобразие поэтических голосов.  

             К. Н. Батюшков. «Опыты» постижения судьбы. Раздумья о высоком предназначении человека. Мечты о героическом и прекрасном. Ясность и полнота чувств в лирике. Стихотворения «Есть наслажденье в дикости лесов», «Тот вечно молод, кто поёт», «Скальд», «К Дашкову», «Мечта», «Мой гений», «Умирающий Тасс», «Гнедичу».

              В. К. Кюхельбекер. Рыцарь революционной мечты. «Живая к Родине любовь» в поэзии В.Кюхельбекера.  Тема творчества и творца в лирике. Стихотворения «К Пушкину», «Поэты», «К Ахатесу», «Участь русских поэтов».  

                П. А. Вяземский. «Язвительный поэт, остряк замысловатый». Слияние личной и гражданской тем в лирике. Создание скорбного образа уединившегося романтика.

Стихотворения «Первый снег», «Уныние», «Предопределение», «Жизнь коротка», «Хандра», «Русский бог».

                    Е. А. Баратынский – поэт мысли. Стихотворения «Разлука», «Разуверение», «Уверение», «Признание», «Мой дар убог», «Муза». Муза поэта-романтика. Личность и общество в представлении поэта. Размышления о поэте и поэзии.

                     Д. В. Веневитинов. Чистый и проникновенный голос поэта-романтика Д.Веневитинова. Философский характер лирики. Высокие нравственные идеалы поэта. Судьба поэта в творчестве романтика-философа. Стихотворения «К друзьям», «К моей богине», «Поэт», «Элегия».  

                    «Пламенный порыв души прекрасной и свободной» в жизни и поэзии К.Ф.Рылеева. Оды «Видение», «Гражданское мужество». Стихотворения «К временщику», «Гражданин».  Идеал поэта-гражданина в лирике. Тема жертвы во имя Родины и свободы.                 Теория литературы. Развитие понятия об авторском стиле. Лирика как род литературы. Лирические жанры. 

           

         А.С.Пушкин. «Моя родословная»  

Интерес А.П.Пушкина к истории своего рода, отражение исследования генеалогического древа в статье «Родословная Пушкиных и Ганнибалов», его поэтическая интерпретация в стихотворении «Моя родословная». Образы предков. Гордость лирического героя за предков, выражение его достоинства.

 

            Темы и образы, стиль лицейской лирики А.С.Пушкина. 

              Лицей         в         жизни         А.С.Пушкина.         Литературно-творческая         атмосфера царскосельского лицея. Поэтический триумф Пушкина-лицеиста. Тематика, образы, жанры, стилистика стихов Пушкина лицейской поры. «Лицинию», «Городок»,

«Элегия», «Певец» и др.     

               Теория литературы. Лирические жанры. Стихотворные размеры.

 

М.Ю.Лермонтов. Образы Кавказа в поэзии и прозе. 

Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова. Образы кавказской природы, горцев в поэзии и прозе поэта, осмысление «восточного миросозерцания» ("Тамара", «Казачья колыбельная песня», «Спор», «Дары Терека», поэмы «Беглец», «Измаил-бей», «Аул Бастунжи» и др.). Романтические мотивы и реализм в произведениях о Кавказе. Кавказские акварели Лермонтова. 

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме. 

 

Драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад».

Сюжет и система образов, трагический конфликт драмы «Маскарад». Картины жизни петербургского общества 30-х годов XIX века. Нравственная проблематика пьесы. Смысл названия драмы.

Теория литературы. Форма художественного произведения, роды и жанры литературы

 

Пушкин и Лермонтов. В.Белинский о поэтах.

Оценка творчества А.Пушкина и М.Лермонтова В.Г.Белинским в статьях «Сочинения А.Пушкина», «Стихотворения М. Лермонтова» (истоки поэзии, её характер, темы и образы; разбор стихотворений и др.)

Теория литературы. Углубление понятия о литературной критике.

Конспект критической статьи.

 

Особенности стиля Н.В.Гоголя. Роль гротеска в повести «Нос». 

Сочетание трагедийности и комизма, реальности и фантастики как особенности стиля

Н.В.Гоголя. Оригинальный сюжет повести «Нос». «Раздор мечты с существенностью». Роль гротеска в развенчании бессодержательной внешней благопристойности, имиджа в обществе, в котором высокое положение и чин ценятся гораздо больше самой личности, ими обладающей.

Теория литературы. Сатира, приёмы сатиры. Гротеск.

 

Проект «Классики о вечном»

Творческое осмысление наследия классиков отечественной литературы, представление актуальности проблем, поднимаемых поэтами и писателями 19 века

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (48 Ч.)

Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Эволюция нравственных ценностей героев и картины русской жизни в нём.

Сюжет и система образов романа в раскрытии проблемы столкновения юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром. Антагонизм двух Адуевых как репетиция отношений Обломова и Штольца в романе «Обломов». Мастерство автора в изображении картин жизни и нравов русской провинции и столицы. Авторская позиция и способы ее выражения и романе.

Роман И.А.Гончарова  «Обрыв», отражение в нём актуальных проблем времени.

«Обрыв» - роман И.А.Гончарова как заключительная часть своеобразной трилогии «о переходе от одной эпохи русской жизни… к другой». Мастерство автора в изображении картин жизни и нравов русской провинции. Сюжет и система образов романа в раскрытии актуальных проблем времени (пути преобразования России, зарождение нигилизма, эмансипация и др.)

Теория литературы. Обобщение в литературе, типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное.  

 

Драма А.Н.Островского «Бесприданница» и её экранизация.

Экранизация драмы А.Островского «Бесприданница» - фильм Э.Рязанова «Жестокий романс». Авторская и режиссёрская интерпретация героев художественного произведения. Музыкально-поэтическое сопровождение фильма.  

Теория литературы. Экранизация. Рецензия как жанр критики

 

Судьба творческого человека в пьесе А.Н.Островского «Таланты и поклонники» 

Сюжет и система действующих лиц в пьесе в связи с раскрытием судьбы творческого человека. Мастерство автора в изображении общественных нравов, создании речевых характеристик персонажей. Пьесы жизни Осторовского.    

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы и  её жанрах. Драматургический конфликт (развитие понятия). 

 

Герой-правдоискатель в рассказе Н.С.Лескова «Однодум». 

Самобытный характер и  судьба главного героя. Любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. Исторический фон рассказа, его язык. 

Теория литературы. Формы повествования. Язык художественного произведения. 

 

Отражение русского национального характера в цикле И.С.Тургенева «Записки охотника» 

     «Записки охотника» как этап в развитии русской прозы и веха в творчестве Тургенева. Многообразие типов русского национального характера, мастерство автора в создании образов.  Очерк «Хорь и Калиныч», рассказы «Живые мощи», «Пётр Петрович Каратаев», «Бурмистр», «Однодворец Овсяников»,  «Контора» (3-4 рассказа по выбору)

Теория литературы. Очерк как жанр. Портрет литературного героя.  

Отражение эпохи в романах И.С.Тургенева «Дворянское гнездо», «Рудин»,

«Накануне»

Сюжеты и система образов романов И.Тургенева. Мастерство автора  в создании образа эпохи и раскрытии социальных и нравственных проблем своего времени. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романах. Размышления о путях развития Росси и герое своего времени. Судьба дворянства во второй половине 19 века.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Герой-идеолог.  

 

Нравственные и философские проблемы «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева

Нравственно-философская проблематика и образы «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева («Природа», «Старуха», «Сфинск», «Христос», «Когда меня не будет» и др.). Выражение авторской позиции.

Теория литературы. Стихотворение в прозе, специфика жанра 

 

Философская лирика Ф.И.Тютчева. 

Тайны мирозданья и человеческая душа. Точность психологического анализа  и глубина философского осмысления  мира и человеческих  чувств в лирике  поэта. Единство мира, обеспеченное единством противоположностей (внутреннего и внешнего, прошлого и настоящего, сна и бодрствования, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Стихотворения «Как океан объемлет шар земной…», «От жизни той, что бушевала здесь...», «Бессонница», «Видение», «Последний катаклизм», «Поэзия», «Фонтан», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.

          Теория литературы. Углубление понятия о лирике, элегии в русской поэзии. Жанр поэтического фрагмента, миниатюры 

 

Философская лирика А.А.Фета 

            Упоение природой, красотой, искусством, воспоминаниями в лирике Фета. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолётное», «неуловимое» в поэзии А.Фета. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике.

Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.  

Стихотворения: «Среди звезд», «Даль», «Летний вечер тих и ясен...», «Заря прощается с землею...», «Облаком волнистым...», «Сосны», «Еще одно забывчивое слово...», «Как беден наш язык!..» и др.

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.  

 

Исповедальная лирика Н.А.Некрасова. 

Покаянные мотивы в стихотворениях Н.Некрасова («Ликует враг...», «Зачем меня на части рвёте...» и др.), их истоки. Образ лирического героя, выражение его внутреннего мира. Интонация плача, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний.  Теория литературы. Углубление понятия о лирике.

 

Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина 

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина и иносказательное отображение проблем современного общества («Орёл-меценат», «Либерал» и др.). Конкретно-историческое и общечеловеческое в них. Особенности художественного мира и стиля писателясатирика. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Тема правдоискательства («Христова ночь»). Фольклорные традиции. 

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык, сарказм, аллегория (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. 

 

Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».

Жизненная основа романа М.Е.Салтыкова Щедрина «Господа Головлёвы», проблемы духовного вырождения дворянства, распада семьи  и личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности. Сюжет и система образов произведения, их трагичность. Мастерство автора в создании образа Иудушки.  Теория литературы. Роман-хроника 

 

Л.Н.Толстой. Дневники писателя. 

Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Взгляды  Толстого на человека, смысл жизни, ценности. Духовные искания, их отражение в дневниках писателя. Личность писателя - просвещённого правдоискателя, ищущего совершенства. Теория литературы. Литературный дневник.

 

Философские и нравственные проблемы в малой прозе Л.Н.Толстого

Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. Философские и нравственные проблемы в рассказах  Л.Н.Толстого («Алёша Горшок», «Чем люди живы», «Два старика», «Молитва», др.). Притчевость произведений писателя. 

 

Роман Ф.М.Достоевского «Идиот» 

Замысел и история создания романа «Идиот». Сюжет и система образов произведения, его нравственно-философская проблематика.  Образ положительнопрекрасного человека, постижение автором глубины человеческого духа.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственнопсихологический). Психологизм и способы его выражения 

 

Размышления о человеке в прозе А.П.Чехова 

           Разнообразие философско-психологической проблематики в рассказах Чехова, выражение взгляда на человека, смысл его жизни («Скучная история», «Попрыгунья»,

«Студент», «Случай из практики», «Чёрный монах» и др.) 

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чеховарассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Пейзаж, его роль в художественном произведении. 

 

Театр А.П.Чехова. «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка». 

 Открытия А.П.Чехова в области драматургии. Идейно-тематическое содержание пьес «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка», система действующих лиц. Лирическое и трагическое начала в пьесах, роль форсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. 

Теория литературы. Углубление понятия о драматургии. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комиз А. Подтекст (начальные представления). Новаторство и традиционализм. 

 

            Развитие речи. Сочинение «Вечные вопросы в русской классической литературе второй половины 19 века» 

 

ПОВТОРЕНИЕ (2 Ч.)

Нравственные уроки русской литературы 19 века. 

Нравственные ценности, заложенные в произведениях отечественных классиков. Гуманизм русских классиков. Созвучность классики нашему времени.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование электива по литературе «Русская литература: классика и современность»  в 10 классе (68 ч.) 

 

Раздел, тема

Количество часов

 

ВВЕДЕНИЕ (2 Ч.)

 2ч

1

Русская литература  и искусство 19 в.

 1

2

Становление русской критики в 19 веке. Журналы.

 1

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19  ВЕКА (16 Ч.)

 

3

Второстепенные поэты пушкинской поры

2

4

А.С.Пушкин. «Моя родословная»

2

5

Темы и образы, стиль лицейской лирики А.С.Пушкина.

2

6

М.Ю.Лермонтов. Образы Кавказа в поэзии и прозе.  

2

7

Поэма М.Ю.Лермонтова «Маскарад».

2

8

Пушкин и Лермонтов. В.Белинский о поэтах.

2

9

Особенности стиля Н.В.Гоголя. Роль гротеска в повести «Нос».

2

10

Защита проектов «Классики о вечном»

2

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (48 Ч.)

 

11

Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Эволюция нравственных ценностей героев и картины русской жизни в нём.

2

12

Роман И.А.Гончарова  «Обрыв», отражение в нём актуальных проблем времени.

2

13

Драма А.Н.Островского «Бесприданница» и её экранизация.

2

14

Судьба творческого человека в драме

А.Н.Островского «Таланты и поклонники»

2

15

Герой-правдоискатель в повести Н.С.Лескова «Однодум».

3

16

Семинар «Отражение русского национального характера в цикле И.С.Тургенева «Записки охотника»  

2

17

Отражение эпохи в романах И.С.Тургенева

«Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне»

2

18

Нравственные и философские проблемы «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева

2

19

Философская лирика Ф.И.Тютчева.

2

20

Философская лирика А.А.Фета

2

21

Исповедальная лирика Н.А.Некрасова.

2

22

Защита проектов «Темы и образы поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова»

2

23

Проблематика и поэтика сказок М.Е.СалтыковаЩедрина

2

24

Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».

2

25

Л.Н.Толстой. Дневники писателя.

2

26

Философские и нравственные проблемы в малой прозе Л.Н.Толстого

2

27

Роман-эпопея «Война и мир» и её экранизации.  

2

28

Философские и нравственные проблемы малой прозы Ф.М.Достоевского

3

29

Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»

2

30

Размышления о человеке в прозе А.П.Чехова

3

31

Театр А.П.Чехова. «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка».

3

32,33 

Р.р. Сочинение «Вечные вопросы в русской классической литературе второй половины 19 века»

2

 

ПОВТОРЕНИЕ (1 Ч.)

 

34

Нравственные уроки русской литературы 19 века.

 2

 

Требования к уровню подготовки обучающихся  

 

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;  
  • понимание ключевых проблем изученных произведений;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;  
  • знание основных теоретических понятий;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;  
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;  
  • понимание авторской позиции и выражение своего отношение к ней;  
  • умение сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;
  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; творческие работы; рецензии; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • формирование коммуникативной компетентности, навыков учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
  • умение самостоятельно определять цели  и задачи обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;  
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  
  • смысловое чтение;  
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.

 

Основные виды устных и письменных работ 

 

УСТНО:

  • выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение;
  • устный пересказ всех видов – подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный – главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т.д.;
  • подготовка характеристики героя или героев крупных художественных произведений; - рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения,         устный комментарий прочитанного;
  • рецензия         на         самостоятельно         прочитанное         произведение         большого         объема, просмотренный фильм, спектакль или работу актера;
  • подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы; - свободное владение монологической и диалогической речью;
  • использование словарей различных типов. 

 

ПИСЬМЕННО:

  • составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
  • создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев;
  • создание оригинальных произведений;
  • подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух;
  • создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль и др.

 

В ходе обучения осуществляется система проверки, которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Оценка результатов осуществляется в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений и письменных работ учащихся.

Промежуточный контроль:  

-оценка устных высказываний;

-анализ таблиц, опорных схем, цитатных планов;

  • оценка письменных работ;
  • проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов.

Итоговый контроль:

-сочинение;

-проверка рефератов и проектно-исследовательских работ;

-оценка докладов, сообщений, рефератов на итоговом занятии

 

 

 

Нормы  оценки знаний умений  и навыков  учащихся по литературе

 

Оценка устных ответов

 

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим: 

отметкой «5» оценивается ответ,  обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,  свободное владение монологической литературной речью; отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью; однако допускается одна-две неточности в ответе; отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст  произведения для подтверждения своих выводов; допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса; отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретиколитературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. 

 

 

Оценка сочинений

 

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объём сочинений в 10 классе - примерно 4—5 страниц.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. Первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача

фактов, правильное объяснение событий и поведения героев,  исходя из идейнотематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами

языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». 

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее

содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета. Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее

содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в

последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых

недочетов; сочинение носит несамостоятельный характер (установлен факт списывания с

интернет-ресурсов, печатных пособий – до 60 плагиата).

 

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между

частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок;

            сочинение носит несамостоятельный характер (установлен факт списывания с интернет-ресурсов, печатных пособий – 70-100 % плагиата). 

 

Оценка тестовых работ 

 

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: 

«5» - 90 – 100 %; 

«4» - 70 – 89 %; 

«3» - 50 – 69 %; 

«2»- менее  50%. 

 

Темы рефератов, докладов, сообщений, творческих проектов 

 

  1. «Любовь - претрудная школа жизни» (по романам И.А.Гончарова)
  2. Темы и образы поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова  
  3. Уроки для детей изрядного возраста ( На материале сатирического творчества Салтыкова - Щедрина)
  4. Сказки нашего времени (Написание сатирической сказки на современную тему в стилистике М.Е. Салтыкова-Щедрина)
  5. История одного романса (по творческому наследию Ф.И.Тютчева)
  6. А.А.Фет в музыке.
  7. Колорит поэзии Ф.И.Тютчева
  8. Категория страдания (по одному из романов Ф.Достоевского)
  9. Литература и история (на примере любого произведения)
  10. Образы произведений Ф.М. Достоевского в иллюстрациях художников
  11. Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы 19           века.  
  12. Роль пейзажа в рассказах А.Чехова
  13. Своеобразие прозы А.П.Чехова (на примере двух-трёх рассказов Чехова)
  14. Особенности чеховского диалога (на примере одной- двух пьес А.П.Чехова)
  15. Реалист-слуховик (по пьесам А.Н.Островского)
  16. «Маскарад» М. Лермонтова на сцене
  17. Литературный и экранный образ (на примере любого произведения и его экранизации)
  18. Классика на современной сцене
  19. Классики о вечном
  20. Особенность языка лирических произведений А.С.Пушкина.
  21. Размышления о красоте в творчестве Л.Н.Толстого
  22. Испытание любовью героев И.Тургенева (по одному- двум   произведениям).

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Коровин В.И. Литература, 10 класс. Русская литература ΧІΧ века. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень. В 2-х частях. – Москва: Просвещение, 2011 г.
  2. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе, 8-11 классы. - Москва: «Дрофа», 2007 г.
  3. Архангельский А.Н., Безносов Э.Л., Воропаев В.А. и др. Русские писатели, 19 век: Биографии. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Сост. Чертов В.Ф. - Москва: «Дрофа», 2007 г.
  4. Литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. - Москва: «Дрофа», 2007 г.
  5. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь справочник.- Москва: «Дрофа», 2007 г.

 

Для учителя: 

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы (базовый уровень) / под ред. В.Я.Коровиной.- М.: «Просвещение», 2011г.
  2. Коровин В.И. Литература, 10 класс. Русская литература ΧІΧ века. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень. В 2-х частях. – Москва: Просвещение, 2011 г.  
  3. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку.10 класс.- М: Вако, 2003 г.
  4. Литература.5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции. / Авт.сост. Попова Е.Н., Зинченко Н.В., Урывская Н.П. и др.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
  5. Миронова Н.А., Самойлова Е.А. Анализ стихотворения. –М: Экзамен, 2008 г. 6. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь справочник.- Москва: «Дрофа», 2007 г.

7. Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе, 10 класс.

- М.осква: «Дрофа», 2007.

 

Мультимедийные пособия 

 

Авторские презентации Power Point учителя по темам уроков

 

Интернет-ресурсы: 

Библиотеки: 

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции - http://www.bibliotekar.ru 

Библиотека         Гумер         –         гуманитарные         науки         (например,         литературоведение)         - http://www.gumer.info 

http://www.Lib.ru 

 

http://litera.edu.ru         Коллекция:         русская         и         зарубежная         литература         для         школы         - http://www.litwomen.ru 

Электронная библиотека современных литературных журналов России - http://www.russianplanet.ru Электронные наглядные пособия: 

Библиотекарь. РУ - http://www.bibliotekar.ru/index.htm  

Русская литература 18-20 вв. - http://www.a4formt.ru/  Большая художественная галерея - http://gallerix.ru/  http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы.

Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии. http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму. http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса в 10 - 11 классах «Деловой русский язык»

Элективный курс «Деловой русский язык» нацелен также на формирование и развитие  комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» на 2017 – 2018 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по русскому языку»на 2017 – 2018 учебный год...

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» (11 класс)

Элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе, используется в качестве обобщ...