Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Русская литература: классика и современность»
рабочая программа по литературе (10 класс)
Данный курс, предложенный для параллельного изучения с основной программой, призван не только вывести на новый уровень знания обучающихся о писателях и поэтах золотого века, ставших классиками, об их творчестве, но и сформировать у старшеклассников целостное историко-литературное представление о литературном процессе, о его закономерностях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Русская литература: классика и современность» создана на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089), Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы (базовый уровень) / под ред. В.Я.Коровиной.- М.: «Просвещение», 2011г. (учебник входит в линию учебников, имеющих гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»), учебного плана ГБОУ СОШ с.Шигоны и ориентирована на учебник В. И. Коровина «Русская литература ΧІΧ века», части 1, 2. – Москва: «Просвещение», 2011 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.
Место курса в учебном плане и общая характеристика программы
Литература – дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком, имея общий предмет изучения – слово как единицу языка и речи, исследуя его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, воспитывает активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Уровень духовного и интеллектуального развития обучающихся 10 класса позволяет эффективно приобщать их к литературному наследию 19 века, ставшему сокровищницей не только отечественной, но и мировой культуры и источником непререкаемых нравственных и эстетических ценностей.
Цели элективного курса
– целостное представление знаковых явлений и ключевых фигур отечественной литературы 19 века, углубленное приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической литературы посредством чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историкокультурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений; повышение общей культуры ученика-читателя как эмоционально, интеллектуально и эстетически развитой личности.
Задачи:
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.;
Данный курс, предложенный для параллельного изучения с основной программой, призван не только вывести на новый уровень знания обучающихся о писателях и поэтах золотого века, ставших классиками, об их творчестве, но и сформировать у старшеклассников целостное историко-литературное представление о литературном процессе, о его закономерностях, о связях между развитием русской литературы и отечественной историей, искусством, а также представить актуальное звучание классического наследия в наше время, его востребованность в современной творческой среде. В итоге у школьников должна сложиться общая картина формирования национально-самобытной и в то же время «всемирно-отзывчивой», по выражению Ф.М.Достоевского, культуры, тесно связанной с мировой культурной традицией и несущей в себе мощный гуманистический заряд.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в году). Курс желательно вести в соответствии с материалом, изучаемом на уроке, т.к. часть занятий предполагается поводить с опорой на имеющиеся знания. При этом он не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает поисковые и коммуникативные умения и навыки. Это обеспечено практико-ориентированным характером курса. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии, создать творческий проект. Работа с иллюстрациями, ауди-и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский, проектный.
Формы и приёмы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Основные виды занятий – урок-аналитическая беседа, лекция с элементами беседы, урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний практикум, семинар, презентация проектов.
Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов |
Введение | 2 |
Русская литература первой половины XIX века | 16 |
Русская литература второй половины XIX века | 48 |
Повторение | 2 |
ИТОГО: | 68 |
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (2 Ч.)
Русская литература и искусство 19 века
Исторический контекст становления русской культуры 19 века. Хронология классического периода русской литературы, основные художественные направления, ключевые фигуры. Расцвет русского романа. Расцвет драматургии и создание национального театра. Две основные тенденции в лирике: социальная и «чистая поэзия». Нравственные искания русской литературы: темы, герои, образы - и её гуманистические традиции. Связи русской литературы с живописью, музыкой, театром. Место и значение русской литературы и искусства 19 века в мировой культуре.
Теория литературы: литературный процесс, художественное направление, сентиментализм, романтизм, реализм, жанры и роды литературы.
Становление русской критики в 19 веке. Журналы.
Литературная критика как область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения), её роль. Литературный процесс 19 века и становление русской критики. Ведущие критики 19 века. «Эстетическая», «органическая» и «реальная» критика, их принципы.
Ведущие журналы («Колокол», «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин» и др.), их место в общественной жизни и значение в творческой судьбе ключевых фигур отечественной литературы.
Теория литературы. Формирование понятия о литературной критике
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (16 Ч.)
Второстепенные поэты пушкинской поры
Понятие о поэтах пушкинской поры. Личности и судьбы (3-4 автора на выбор). Разнообразие тем и образов поэзии, воплощение вечных ценностей. Богатство поэтических интонаций. Своеобразие поэтических голосов.
К. Н. Батюшков. «Опыты» постижения судьбы. Раздумья о высоком предназначении человека. Мечты о героическом и прекрасном. Ясность и полнота чувств в лирике. Стихотворения «Есть наслажденье в дикости лесов», «Тот вечно молод, кто поёт», «Скальд», «К Дашкову», «Мечта», «Мой гений», «Умирающий Тасс», «Гнедичу».
В. К. Кюхельбекер. Рыцарь революционной мечты. «Живая к Родине любовь» в поэзии В.Кюхельбекера. Тема творчества и творца в лирике. Стихотворения «К Пушкину», «Поэты», «К Ахатесу», «Участь русских поэтов».
П. А. Вяземский. «Язвительный поэт, остряк замысловатый». Слияние личной и гражданской тем в лирике. Создание скорбного образа уединившегося романтика.
Стихотворения «Первый снег», «Уныние», «Предопределение», «Жизнь коротка», «Хандра», «Русский бог».
Е. А. Баратынский – поэт мысли. Стихотворения «Разлука», «Разуверение», «Уверение», «Признание», «Мой дар убог», «Муза». Муза поэта-романтика. Личность и общество в представлении поэта. Размышления о поэте и поэзии.
Д. В. Веневитинов. Чистый и проникновенный голос поэта-романтика Д.Веневитинова. Философский характер лирики. Высокие нравственные идеалы поэта. Судьба поэта в творчестве романтика-философа. Стихотворения «К друзьям», «К моей богине», «Поэт», «Элегия».
«Пламенный порыв души прекрасной и свободной» в жизни и поэзии К.Ф.Рылеева. Оды «Видение», «Гражданское мужество». Стихотворения «К временщику», «Гражданин». Идеал поэта-гражданина в лирике. Тема жертвы во имя Родины и свободы. Теория литературы. Развитие понятия об авторском стиле. Лирика как род литературы. Лирические жанры.
А.С.Пушкин. «Моя родословная»
Интерес А.П.Пушкина к истории своего рода, отражение исследования генеалогического древа в статье «Родословная Пушкиных и Ганнибалов», его поэтическая интерпретация в стихотворении «Моя родословная». Образы предков. Гордость лирического героя за предков, выражение его достоинства.
Темы и образы, стиль лицейской лирики А.С.Пушкина.
Лицей в жизни А.С.Пушкина. Литературно-творческая атмосфера царскосельского лицея. Поэтический триумф Пушкина-лицеиста. Тематика, образы, жанры, стилистика стихов Пушкина лицейской поры. «Лицинию», «Городок»,
«Элегия», «Певец» и др.
Теория литературы. Лирические жанры. Стихотворные размеры.
М.Ю.Лермонтов. Образы Кавказа в поэзии и прозе.
Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова. Образы кавказской природы, горцев в поэзии и прозе поэта, осмысление «восточного миросозерцания» ("Тамара", «Казачья колыбельная песня», «Спор», «Дары Терека», поэмы «Беглец», «Измаил-бей», «Аул Бастунжи» и др.). Романтические мотивы и реализм в произведениях о Кавказе. Кавказские акварели Лермонтова.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме.
Драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад».
Сюжет и система образов, трагический конфликт драмы «Маскарад». Картины жизни петербургского общества 30-х годов XIX века. Нравственная проблематика пьесы. Смысл названия драмы.
Теория литературы. Форма художественного произведения, роды и жанры литературы
Пушкин и Лермонтов. В.Белинский о поэтах.
Оценка творчества А.Пушкина и М.Лермонтова В.Г.Белинским в статьях «Сочинения А.Пушкина», «Стихотворения М. Лермонтова» (истоки поэзии, её характер, темы и образы; разбор стихотворений и др.)
Теория литературы. Углубление понятия о литературной критике.
Конспект критической статьи.
Особенности стиля Н.В.Гоголя. Роль гротеска в повести «Нос».
Сочетание трагедийности и комизма, реальности и фантастики как особенности стиля
Н.В.Гоголя. Оригинальный сюжет повести «Нос». «Раздор мечты с существенностью». Роль гротеска в развенчании бессодержательной внешней благопристойности, имиджа в обществе, в котором высокое положение и чин ценятся гораздо больше самой личности, ими обладающей.
Теория литературы. Сатира, приёмы сатиры. Гротеск.
Проект «Классики о вечном»
Творческое осмысление наследия классиков отечественной литературы, представление актуальности проблем, поднимаемых поэтами и писателями 19 века
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (48 Ч.)
Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Эволюция нравственных ценностей героев и картины русской жизни в нём.
Сюжет и система образов романа в раскрытии проблемы столкновения юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром. Антагонизм двух Адуевых как репетиция отношений Обломова и Штольца в романе «Обломов». Мастерство автора в изображении картин жизни и нравов русской провинции и столицы. Авторская позиция и способы ее выражения и романе.
Роман И.А.Гончарова «Обрыв», отражение в нём актуальных проблем времени.
«Обрыв» - роман И.А.Гончарова как заключительная часть своеобразной трилогии «о переходе от одной эпохи русской жизни… к другой». Мастерство автора в изображении картин жизни и нравов русской провинции. Сюжет и система образов романа в раскрытии актуальных проблем времени (пути преобразования России, зарождение нигилизма, эмансипация и др.)
Теория литературы. Обобщение в литературе, типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное.
Драма А.Н.Островского «Бесприданница» и её экранизация.
Экранизация драмы А.Островского «Бесприданница» - фильм Э.Рязанова «Жестокий романс». Авторская и режиссёрская интерпретация героев художественного произведения. Музыкально-поэтическое сопровождение фильма.
Теория литературы. Экранизация. Рецензия как жанр критики
Судьба творческого человека в пьесе А.Н.Островского «Таланты и поклонники»
Сюжет и система действующих лиц в пьесе в связи с раскрытием судьбы творческого человека. Мастерство автора в изображении общественных нравов, создании речевых характеристик персонажей. Пьесы жизни Осторовского.
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы и её жанрах. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Герой-правдоискатель в рассказе Н.С.Лескова «Однодум».
Самобытный характер и судьба главного героя. Любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. Исторический фон рассказа, его язык.
Теория литературы. Формы повествования. Язык художественного произведения.
Отражение русского национального характера в цикле И.С.Тургенева «Записки охотника»
«Записки охотника» как этап в развитии русской прозы и веха в творчестве Тургенева. Многообразие типов русского национального характера, мастерство автора в создании образов. Очерк «Хорь и Калиныч», рассказы «Живые мощи», «Пётр Петрович Каратаев», «Бурмистр», «Однодворец Овсяников», «Контора» (3-4 рассказа по выбору)
Теория литературы. Очерк как жанр. Портрет литературного героя.
Отражение эпохи в романах И.С.Тургенева «Дворянское гнездо», «Рудин»,
«Накануне»
Сюжеты и система образов романов И.Тургенева. Мастерство автора в создании образа эпохи и раскрытии социальных и нравственных проблем своего времени. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романах. Размышления о путях развития Росси и герое своего времени. Судьба дворянства во второй половине 19 века.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Герой-идеолог.
Нравственные и философские проблемы «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева
Нравственно-философская проблематика и образы «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева («Природа», «Старуха», «Сфинск», «Христос», «Когда меня не будет» и др.). Выражение авторской позиции.
Теория литературы. Стихотворение в прозе, специфика жанра
Философская лирика Ф.И.Тютчева.
Тайны мирозданья и человеческая душа. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления мира и человеческих чувств в лирике поэта. Единство мира, обеспеченное единством противоположностей (внутреннего и внешнего, прошлого и настоящего, сна и бодрствования, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Стихотворения «Как океан объемлет шар земной…», «От жизни той, что бушевала здесь...», «Бессонница», «Видение», «Последний катаклизм», «Поэзия», «Фонтан», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.
Теория литературы. Углубление понятия о лирике, элегии в русской поэзии. Жанр поэтического фрагмента, миниатюры
Философская лирика А.А.Фета
Упоение природой, красотой, искусством, воспоминаниями в лирике Фета. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолётное», «неуловимое» в поэзии А.Фета. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике.
Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.
Стихотворения: «Среди звезд», «Даль», «Летний вечер тих и ясен...», «Заря прощается с землею...», «Облаком волнистым...», «Сосны», «Еще одно забывчивое слово...», «Как беден наш язык!..» и др.
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Исповедальная лирика Н.А.Некрасова.
Покаянные мотивы в стихотворениях Н.Некрасова («Ликует враг...», «Зачем меня на части рвёте...» и др.), их истоки. Образ лирического героя, выражение его внутреннего мира. Интонация плача, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Теория литературы. Углубление понятия о лирике.
Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина и иносказательное отображение проблем современного общества («Орёл-меценат», «Либерал» и др.). Конкретно-историческое и общечеловеческое в них. Особенности художественного мира и стиля писателясатирика. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Тема правдоискательства («Христова ночь»). Фольклорные традиции.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык, сарказм, аллегория (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя.
Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».
Жизненная основа романа М.Е.Салтыкова Щедрина «Господа Головлёвы», проблемы духовного вырождения дворянства, распада семьи и личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности. Сюжет и система образов произведения, их трагичность. Мастерство автора в создании образа Иудушки. Теория литературы. Роман-хроника
Л.Н.Толстой. Дневники писателя.
Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на человека, смысл жизни, ценности. Духовные искания, их отражение в дневниках писателя. Личность писателя - просвещённого правдоискателя, ищущего совершенства. Теория литературы. Литературный дневник.
Философские и нравственные проблемы в малой прозе Л.Н.Толстого
Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. Философские и нравственные проблемы в рассказах Л.Н.Толстого («Алёша Горшок», «Чем люди живы», «Два старика», «Молитва», др.). Притчевость произведений писателя.
Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»
Замысел и история создания романа «Идиот». Сюжет и система образов произведения, его нравственно-философская проблематика. Образ положительнопрекрасного человека, постижение автором глубины человеческого духа.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственнопсихологический). Психологизм и способы его выражения
Размышления о человеке в прозе А.П.Чехова
Разнообразие философско-психологической проблематики в рассказах Чехова, выражение взгляда на человека, смысл его жизни («Скучная история», «Попрыгунья»,
«Студент», «Случай из практики», «Чёрный монах» и др.)
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чеховарассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Пейзаж, его роль в художественном произведении.
Театр А.П.Чехова. «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка».
Открытия А.П.Чехова в области драматургии. Идейно-тематическое содержание пьес «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка», система действующих лиц. Лирическое и трагическое начала в пьесах, роль форсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о драматургии. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комиз А. Подтекст (начальные представления). Новаторство и традиционализм.
Развитие речи. Сочинение «Вечные вопросы в русской классической литературе второй половины 19 века»
ПОВТОРЕНИЕ (2 Ч.)
Нравственные уроки русской литературы 19 века.
Нравственные ценности, заложенные в произведениях отечественных классиков. Гуманизм русских классиков. Созвучность классики нашему времени.
Календарно-тематическое планирование электива по литературе «Русская литература: классика и современность» в 10 классе (68 ч.)
№ | Раздел, тема | Количество часов |
| ВВЕДЕНИЕ (2 Ч.) | 2ч |
1 | Русская литература и искусство 19 в. | 1 |
2 | Становление русской критики в 19 веке. Журналы. | 1 |
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (16 Ч.) |
|
3 | Второстепенные поэты пушкинской поры | 2 |
4 | А.С.Пушкин. «Моя родословная» | 2 |
5 | Темы и образы, стиль лицейской лирики А.С.Пушкина. | 2 |
6 | М.Ю.Лермонтов. Образы Кавказа в поэзии и прозе. | 2 |
7 | Поэма М.Ю.Лермонтова «Маскарад». | 2 |
8 | Пушкин и Лермонтов. В.Белинский о поэтах. | 2 |
9 | Особенности стиля Н.В.Гоголя. Роль гротеска в повести «Нос». | 2 |
10 | Защита проектов «Классики о вечном» | 2 |
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (48 Ч.) |
|
11 | Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Эволюция нравственных ценностей героев и картины русской жизни в нём. | 2 |
12 | Роман И.А.Гончарова «Обрыв», отражение в нём актуальных проблем времени. | 2 |
13 | Драма А.Н.Островского «Бесприданница» и её экранизация. | 2 |
14 | Судьба творческого человека в драме А.Н.Островского «Таланты и поклонники» | 2 |
15 | Герой-правдоискатель в повести Н.С.Лескова «Однодум». | 3 |
16 | Семинар «Отражение русского национального характера в цикле И.С.Тургенева «Записки охотника» | 2 |
17 | Отражение эпохи в романах И.С.Тургенева «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне» | 2 |
18 | Нравственные и философские проблемы «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева | 2 |
19 | Философская лирика Ф.И.Тютчева. | 2 |
20 | Философская лирика А.А.Фета | 2 |
21 | Исповедальная лирика Н.А.Некрасова. | 2 |
22 | Защита проектов «Темы и образы поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова» | 2 |
23 | Проблематика и поэтика сказок М.Е.СалтыковаЩедрина | 2 |
24 | Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». | 2 |
25 | Л.Н.Толстой. Дневники писателя. | 2 |
26 | Философские и нравственные проблемы в малой прозе Л.Н.Толстого | 2 |
27 | Роман-эпопея «Война и мир» и её экранизации. | 2 |
28 | Философские и нравственные проблемы малой прозы Ф.М.Достоевского | 3 |
29 | Роман Ф.М.Достоевского «Идиот» | 2 |
30 | Размышления о человеке в прозе А.П.Чехова | 3 |
31 | Театр А.П.Чехова. «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка». | 3 |
32,33 | Р.р. Сочинение «Вечные вопросы в русской классической литературе второй половины 19 века» | 2 |
| ПОВТОРЕНИЕ (1 Ч.) |
|
34 | Нравственные уроки русской литературы 19 века. | 2 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- понимание ключевых проблем изученных произведений;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- знание основных теоретических понятий;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- понимание авторской позиции и выражение своего отношение к ней;
- умение сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; творческие работы; рецензии; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- формирование коммуникативной компетентности, навыков учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
- умение самостоятельно определять цели и задачи обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Основные виды устных и письменных работ
УСТНО:
- выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение;
- устный пересказ всех видов – подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный – главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т.д.;
- подготовка характеристики героя или героев крупных художественных произведений; - рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного;
- рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм, спектакль или работу актера;
- подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы; - свободное владение монологической и диалогической речью;
- использование словарей различных типов.
ПИСЬМЕННО:
- составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
- создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев;
- создание оригинальных произведений;
- подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух;
- создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль и др.
В ходе обучения осуществляется система проверки, которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Оценка результатов осуществляется в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений и письменных работ учащихся.
Промежуточный контроль:
-оценка устных высказываний;
-анализ таблиц, опорных схем, цитатных планов;
- оценка письменных работ;
- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов.
Итоговый контроль:
-сочинение;
-проверка рефератов и проектно-исследовательских работ;
-оценка докладов, сообщений, рефератов на итоговом занятии
Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью; отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью; однако допускается одна-две неточности в ответе; отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов; допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса; отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретиколитературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объём сочинений в 10 классе - примерно 4—5 страниц.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. Первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача
фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейнотематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами
языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее
содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета. Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее
содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в
последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых
недочетов; сочинение носит несамостоятельный характер (установлен факт списывания с
интернет-ресурсов, печатных пособий – до 60 плагиата).
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между
частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок;
сочинение носит несамостоятельный характер (установлен факт списывания с интернет-ресурсов, печатных пособий – 70-100 % плагиата).
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 70 – 89 %;
«3» - 50 – 69 %;
«2»- менее 50%.
Темы рефератов, докладов, сообщений, творческих проектов
- «Любовь - претрудная школа жизни» (по романам И.А.Гончарова)
- Темы и образы поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова
- Уроки для детей изрядного возраста ( На материале сатирического творчества Салтыкова - Щедрина)
- Сказки нашего времени (Написание сатирической сказки на современную тему в стилистике М.Е. Салтыкова-Щедрина)
- История одного романса (по творческому наследию Ф.И.Тютчева)
- А.А.Фет в музыке.
- Колорит поэзии Ф.И.Тютчева
- Категория страдания (по одному из романов Ф.Достоевского)
- Литература и история (на примере любого произведения)
- Образы произведений Ф.М. Достоевского в иллюстрациях художников
- Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы 19 века.
- Роль пейзажа в рассказах А.Чехова
- Своеобразие прозы А.П.Чехова (на примере двух-трёх рассказов Чехова)
- Особенности чеховского диалога (на примере одной- двух пьес А.П.Чехова)
- Реалист-слуховик (по пьесам А.Н.Островского)
- «Маскарад» М. Лермонтова на сцене
- Литературный и экранный образ (на примере любого произведения и его экранизации)
- Классика на современной сцене
- Классики о вечном
- Особенность языка лирических произведений А.С.Пушкина.
- Размышления о красоте в творчестве Л.Н.Толстого
- Испытание любовью героев И.Тургенева (по одному- двум произведениям).
Перечень учебно-методического обеспечения
- Коровин В.И. Литература, 10 класс. Русская литература ΧІΧ века. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень. В 2-х частях. – Москва: Просвещение, 2011 г.
- Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе, 8-11 классы. - Москва: «Дрофа», 2007 г.
- Архангельский А.Н., Безносов Э.Л., Воропаев В.А. и др. Русские писатели, 19 век: Биографии. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Сост. Чертов В.Ф. - Москва: «Дрофа», 2007 г.
- Литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. - Москва: «Дрофа», 2007 г.
- Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь справочник.- Москва: «Дрофа», 2007 г.
Для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы (базовый уровень) / под ред. В.Я.Коровиной.- М.: «Просвещение», 2011г.
- Коровин В.И. Литература, 10 класс. Русская литература ΧІΧ века. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень. В 2-х частях. – Москва: Просвещение, 2011 г.
- Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку.10 класс.- М: Вако, 2003 г.
- Литература.5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции. / Авт.сост. Попова Е.Н., Зинченко Н.В., Урывская Н.П. и др.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Миронова Н.А., Самойлова Е.А. Анализ стихотворения. –М: Экзамен, 2008 г. 6. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь справочник.- Москва: «Дрофа», 2007 г.
7. Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе, 10 класс.
- М.осква: «Дрофа», 2007.
Мультимедийные пособия
Авторские презентации Power Point учителя по темам уроков
Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции - http://www.bibliotekar.ru
Библиотека Гумер – гуманитарные науки (например, литературоведение) - http://www.gumer.info
http://litera.edu.ru Коллекция: русская и зарубежная литература для школы - http://www.litwomen.ru
Электронная библиотека современных литературных журналов России - http://www.russianplanet.ru Электронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ - http://www.bibliotekar.ru/index.htm
Русская литература 18-20 вв. - http://www.a4formt.ru/ Большая художественная галерея - http://gallerix.ru/ http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы.
Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии. http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму. http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс Автор: Сапунова Т.В.
Рабочая программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса в 10 - 11 классах «Деловой русский язык»
Элективный курс «Деловой русский язык» нацелен также на формирование и развитие комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» на 2017 – 2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»на 2017 – 2018 учебный год...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» (11 класс)
Элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе, используется в качестве обобщ...
Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....