Главные вкладки
Открытый урок
учебно-методический материал по литературе
Открытый урок
Тема: "Лирика 60-х годов 20 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 17.36 КБ |
Ход урока | 16.27 КБ |
Поэты | 17.92 КБ |
песни | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по литературе
Предмет | Литература | ||
Группа, количество человек | 1 курс, группа Р-15, 25 чел | ||
Тема | Лирика 60-х годов 20 века | ||
Автор занятия (ФИО) | Цой Наталья Сергеевна | ||
Должность | Преподаватель русского языка и литературы | ||
Образовательное учреждение | ГБПОУ РО БТИТиР | ||
Регион | Ростовская область | ||
Город | Батайск | ||
Тип занятия | Урок изучения нового - традиционный (комбинированный) | ||
Время реализации занятия | 40 минут | ||
Цели занятия: 1 образовательные 2 развивающие 3 воспитательные | Образовательные: 1. Изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Совершенствование навыка поиска информации в предложенных отрывках художественных произведений. 3. Обучение оформления результатов работы в таблицу. 4.Совершенствование навыка монологической речи. Развивающие: 1. Развитие умения выделить главные особенности творчества изучаемых поэтов. 2. Развития умения составлять план и пользоваться им; 3. Развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать; 4. Развитие умения сопоставлять факты и события; Воспитательные: Обучение сотрудничеству, воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, умения управлять эмоциями. | ||
Планируемые результаты Знания, умения, навыки, которые приобретут и закрепят другие студенты в ходе занятия. | Предметные: 1.Освоить материал, характеризующий творчество поэтов. 2. Уметь анализировать отрывки из стихотворений, определять их темы, основную мысль. Личностные: 1. Реализовать навык монологического выступления; 2. Закрепить навык работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки; 3. Формирование навыка работать индивидуально и самостоятельно. Метапредметные: 1 умение понимать текст, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях; 2 самостоятельный анализ текста, оценка своей работы; 3 умение работать с разными источниками информации, использовать ее для доказательства собственной позиции. | ||
УУД, которые закрепят студенты в ходе занятия | Личностные УУД: Когнитивный компонент: Ориентация в системе моральных норм и ценностей (на основе понимания содержания художественных текстов). Доброжелательное отношение друг к другу. Деятельностный компонент: Умение вести диалог на основе дружелюбного отношения и взаимного уважения. Регулятивные УУД: Выделение усвоенного материала и осознание того, что подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Четкое и последовательное понятие требований познавательных целей и задач при выполнении учебных действий. Коммуникативные УУД: Общение и взаимодействие в коллективе при совместной деятельности или в паре. Обучение планированию сотрудничества со сверстниками. Познавательные УУД: Умение отделять основную информацию от второстепенной. | ||
Данный урок изучения поэзии представляет собой комбинированный тип изучения нового. С помощью преподавателя, который продумал задания для занятия, учащиеся самостоятельно совершают разнообразные учебные действия: 1 Изучают данный учителем текст дома. 2 Выбирают информацию, необходимую для ответа на поставленный учителем вопрос. 3 Обсуждают выступления в группе. 4 Готовят монологическое выступление. 5 Помогают учащимся, которые испытывают затруднения. 6 Совместно записывают результаты изучения в таблицу. На каждом занятии учащиеся должны приобретать не только личностные навыки, но и коммуникативные компетенции. Данное занятие предусматривает работу в группе. Это развивает очень важное качество взаимопомощи. Такой урок не исключает приобретения устойчивых познавательных навыков, так как знания получены самостоятельным исследованием материала. Важное условие реализации ФГОС – разнообразие уроков, их динамичность. Анализ текстов произведений по предложенной модели обеспечивает приоритет деятельности студента над деятельностью преподавателя, который корректирует короткими рекомендациями: на что обратить внимание в тексте. Деятельностный подход – обязательное условие реализации ФГОС. Важно, когда каждый обучащийся не пассивно воспринимает материал, а осваивает его на основе универсальных способов: самостоятельного изучения, систематизации материала, выбора важнейшей информации, сжатия текста для короткого выступления. Современный урок предпочитает продуктивные задания, которые и учат, и воспитывают. На уроке литературы предложенного типа важнейшим становится собственное действие студента, превращая его из объекта знаний в самостоятельную личность. Безусловно, это содействует реализации ФГОС. | |||
Ресурсы, оборудование и материалы. | Расстановка парт для работы в группах. Тетради для записей, ручки. | ||
Список учебной и дополнительной литературы. | Тексты стихотворений поэтов, распечатанные отрывки из стихотворений. | ||
Дидактическое обеспечение занятия. | Каждая группа получает подготовленное преподавателем задание с таблицами, которые заполняется в ходе работы коллективно. |
Предварительный просмотр:
1 Название на доске с записью о названии.
2 Вступительное слово о целях занятия
3 Сообщение об эпохе, в которой первое место заняла поэзия, доказательство – эпиграф E. Евтушенко «Шестидесятники».
4 Чтобы хорошо узнать обстановку, в которой рождалась и развивалась литература, мы обратимся к истории. На прошлом занятии мы начали говорить о периоде, который получил название оттепели. Что это за период? Что мы о нем узнали?
ПОСЛЕ ОТВЕТОВ СТУДЕНТОВ ВЫВОДЫ О ПЕРИОДЕ ОТТЕПЕЛИ, ОТКРЫВАЕМ СЛАЙД «Хрущёвская оттепель» — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов, время правления Н. С. Хрущёва). Замечено, что новая историко-литературная фаза начинается с активизации лирики. Лирика становится «формой времени», улавливая перемены и сдвиги в жизни человека и общества. Подобную ситуацию мы видим в литературе рубежа ХIХ-ХХ вв., и в годы революции, и в период Отечественной войны, особенно 1941-1942 гг., и в 60-е годы ХХ века. Для литературы - это уникальное время, это фантастический всплеск поэзии, когда Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина собирали стадионы, их книги издавались огромными тиражами. Люди стремились побывать на вечере-выступлении поэта, нежели посетить кинотеатр или футбольный матч. Повеяло свободой, а поэты- это «дыхание» перенесли в свои стихи. Наступил «Бронзовый век» русской литературы. Его основные характеристики: подъем литературы, публикация некоторых ранее запрещенных авторов; возникают новые литературные объединения, поэтические школы; появляются новые молодые и талантливые поэты; В 1950-е ещё создают свои произведения поэты старшего поколения, связанные с периодом Серебряного века, например, А. Ахматова и Б. Пастернак, но одновременно в литературу входит и новое поколение поэтов. Тогда, в начале «оттепели», люди хотели слушать их «новые» стихи, не всегда совершенные, но эти поэты говорили что-то такое, в чем остро нуждались их современники. И говорили так, что сказанное ложилось на сердце слушателям и читателям. Кто были эти поэты? Слайды и чтение. Обратите внимание: почему две фотографии? Что объединяет поэтов в фотографиях второй группы? Чтение слайдов: личное и внеличное, общественное.
Первый момент: поэты были эстрадниками, представители громкой поэзии.
Второй момент: все поэты стали песенниками. Какие песни они написали?
Слайд ПЕСНИ.ПРОСЛУШАЙТЕ ОТРЫВКИ ИЗ ПЕСЕН, ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКИЕ ВЫ СЛЫШИТЕ. КАКУЮ ПЕСНЮ ВЫ НЕ НАШЛИ В НАЗВАНИЯХ? ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ, КОТОРЫЙ ВЫ ВЫУЧИЛИ
РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ.
ВЫВОД: ЭПОХА БЫЛА ПРОТИВОРЕЧИВОЙ- 1 ЛИЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ. 2 СТАРЫЕ И НОВЫЕ ПОЭТЫ. 3 ГРОМКАЯ ПОЭЗИЯ И ТИХАЯ ПОЭЗИЯ 4 СВОБОДА И ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ЗА ПОЭТАМИ,
домашнее задание: особенности творчества Б. Окуджавы.
Оценки
Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010). В первых произведениях поэта - светлое и радостное восприятие жизни. Воспевается творческое начало в человеке, радость работы, оптимизм человека-творца. Тема взаимоотношений человека и природы занимает важное место, она раскрывается в трагедийном ключе: «Мы растаем и снова станем, И неважно, в каком бору, Важно жить, как леса хрустальны. После заморозков поутру». Природа - живое существо, нуждающееся в защите человека.
Роберт Иванович Рождественский (1932-1994) - один из самых энергичных поэтов, автор более 30 лирических сборников. В них врывается публицистика, а вместе с ней и неутихающая память о военном детстве: история и личность впервые драматически соединились, определив судьбу лирического героя. Поначалу его творчество наполнялось гражданской патетикой, но спустя время любовной лирикой. Все стихи о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта — это, по существу, поиск смысла жизни и счастья, путь к себе. Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, проблема освоения космоса, красота человеческих отношений), Рождественский со своей энергией выступил продолжателем традиций В. В. Маяковского. Он также быстро приобрел славу поэта-песенника, его стихи - шлягеры советской публики.
Евгений Александрович Евтушенко (1933-2017). Патриотичность - отличительная черта поэзии Евтушенко. Многие его стихотворения публицистичны, он откликается на политические, «социальные», нравственные проблемы и на волнующие людей животрепещущие вопросы. Для Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт». Он говорит о его особой роли - роли глашатая и пророка, связывающего своим творчеством прошлое, настоящее и будущее: «И голосом ломавшимся моим ломавшееся время закричало. И время было мной, и я был им, и что за важность, кто кем был сначала». Евтушенко всегда чутко относился к человеку, его душевному миру, его судьбе. Поэта интересовала повседневная жизнь людей, занятых обычным делом. Эта мысль звучит в стихотворении «Людей неинтересных в мире нет». Немало проникновенных стихов мы находим в любовной лирике поэта: любовь осознаётся поэтом как светлое чувство. Десятки произведений поэта стимулировали создание музыкальных произведений.
Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010). Ее поэзию называют интеллектуальной и исповедальной. Отличительной особенностью поэтического языка является изящество, музыкальность, изысканность метафор и выразительность сравнений. Особое место отведено теме поэта и поэзии. Творчество Ахмадулиной побуждает читателей помнить о своих корнях, о своем следе в истории. Основные темы творчества: дружба, природа. Для Ахмадулиной дружба - воплощение благородства и жертвенности, спасение от всех зол. Стихи, посвященные друзьям, вошли в сборник «Друзей моих прекрасные черты», некоторые стали песнями, которые звучали в советских фильмах.
Предварительный просмотр:
Песни на стихи Роберта Рождественского: 1. «Город детства». 2. «Эхо любви». 3. «Позвони мне, позвони». 4. «Песня о далёкой Родине». 5. «Мои года - моё богатство». 6. «Любовь настала». 7. «Притяжение земли». 8. «Вся жизнь впереди». Песни на стихи Беллы Ахмадулиной: 1.«С любимыми не расставайтесь» 2.«А напоследок я скажу» 3.«По улице моей который год» Песни на стихи Андрея Вознесенского: 1. «Ты меня на рассвете разбудишь» 2.«Миллион алых роз» 3.«Верни мне музыку» 4. «Плачет девушка в автомате» Песни на стихи Евгения Евтушенко: 1.«А снег идет» 2.«Бежит река» 3.«Со мною вот что происходит…» 4.«Хотят ли русские войны?» Песни на стихи Роберта Рождественского: 1. «Город детства». 2. «Эхо любви». 3. «Позвони мне, позвони». 4. «Песня о далёкой Родине». 5. «Мои года - моё богатство». 6. «Любовь настала». 7. «Притяжение земли». 8. «Вся жизнь впереди». Песни на стихи Беллы Ахмадулиной: 1.«С любимыми не расставайтесь» 2.«А напоследок я скажу» 3.«По улице моей который год» Песни на стихи Андрея Вознесенского: 1. «Ты меня на рассвете разбудишь» 2.«Миллион алых роз» 3.«Верни мне музыку» 4. «Плачет девушка в автомате» Песни на стихи Евгения Евтушенко: 1.«А снег идет» 2.«Бежит река» 3.«Со мною вот что происходит…» 4.«Хотят ли русские войны?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...