Открытый урок
учебно-методический материал по литературе

Наталья Сергеевна Цой

Открытый урок 

Тема: "Лирика 60-х годов 20 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта17.36 КБ
Файл Ход урока16.27 КБ
Файл Поэты17.92 КБ
Файл песни16.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Технологическая карта занятия по литературе

Предмет

Литература

Группа, количество человек

1 курс, группа Р-15, 25 чел

Тема

Лирика 60-х годов 20 века

Автор занятия  (ФИО)

Цой Наталья Сергеевна

Должность

Преподаватель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

ГБПОУ РО БТИТиР

Регион

Ростовская область

Город

Батайск

Тип занятия

Урок изучения нового - традиционный (комбинированный)

Время реализации занятия

40 минут

Цели занятия:

1 образовательные

2 развивающие

3 воспитательные

Образовательные: 

1. Изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Совершенствование навыка поиска информации в предложенных отрывках художественных произведений.

3. Обучение оформления результатов работы в таблицу.

4.Совершенствование навыка монологической речи.

Развивающие: 

1. Развитие умения выделить главные особенности творчества изучаемых поэтов.

2. Развития умения составлять план и пользоваться им;

3. Развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать;

4. Развитие умения сопоставлять факты и события; 

Воспитательные: 

Обучение сотрудничеству, воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, умения управлять эмоциями.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки, которые приобретут и закрепят другие студенты в ходе занятия.

Предметные:

 1.Освоить материал, характеризующий творчество поэтов.

2. Уметь анализировать отрывки из стихотворений, определять их темы, основную мысль.

Личностные:

 1. Реализовать навык монологического выступления;

 2. Закрепить навык работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки;

 3. Формирование навыка работать индивидуально и самостоятельно.

Метапредметные:

1 умение понимать текст, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях;

2 самостоятельный анализ текста, оценка своей работы;

3 умение работать с разными источниками информации, использовать ее для доказательства собственной позиции.

УУД,

которые закрепят студенты в ходе занятия

Личностные УУД:

Когнитивный компонент:

 Ориентация в системе моральных норм и ценностей (на основе понимания содержания художественных текстов).

 Доброжелательное отношение друг к другу.

Деятельностный компонент:

 Умение вести диалог на основе дружелюбного отношения и взаимного уважения.

 Регулятивные УУД:

Выделение усвоенного материала и осознание того, что подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Четкое и последовательное понятие требований познавательных целей и задач при выполнении учебных действий.

  Коммуникативные УУД:

Общение и взаимодействие в коллективе при совместной деятельности или в паре. Обучение

планированию сотрудничества со сверстниками.

  Познавательные УУД:

Умение  отделять  основную информацию от второстепенной.

 Данный урок изучения поэзии представляет собой комбинированный тип изучения нового. С помощью преподавателя, который продумал задания для занятия, учащиеся самостоятельно совершают разнообразные учебные действия: 

1 Изучают данный учителем текст дома.

2 Выбирают информацию, необходимую для ответа на поставленный учителем вопрос.

3 Обсуждают выступления в группе.

4 Готовят монологическое выступление.

5 Помогают учащимся, которые испытывают затруднения.

6 Совместно записывают результаты изучения в таблицу.

На каждом занятии учащиеся должны приобретать не только личностные навыки, но и коммуникативные компетенции. Данное занятие предусматривает работу в группе. Это развивает очень важное качество взаимопомощи. Такой урок не исключает приобретения устойчивых познавательных навыков, так как знания получены самостоятельным исследованием материала.

Важное условие реализации ФГОС – разнообразие уроков, их динамичность. Анализ текстов произведений по предложенной модели обеспечивает приоритет деятельности студента над деятельностью преподавателя, который корректирует короткими рекомендациями: на что обратить внимание в тексте.

Деятельностный подход – обязательное условие реализации ФГОС. Важно, когда каждый обучащийся не пассивно воспринимает материал, а осваивает его на основе универсальных способов: самостоятельного изучения, систематизации материала, выбора важнейшей информации, сжатия текста для короткого выступления.

Современный урок предпочитает продуктивные задания, которые и учат, и воспитывают. На уроке литературы предложенного типа важнейшим становится собственное действие студента, превращая его из объекта знаний в самостоятельную личность. Безусловно, это содействует реализации ФГОС.

Ресурсы, оборудование и материалы.

Расстановка парт для работы в группах. Тетради для записей, ручки.

Список учебной и дополнительной литературы.

Тексты стихотворений   поэтов, распечатанные отрывки из стихотворений.

Дидактическое обеспечение занятия.

Каждая группа получает подготовленное преподавателем задание с таблицами, которые заполняется в ходе работы коллективно.



Предварительный просмотр:

1 Название на доске с записью о названии.

2 Вступительное слово о целях занятия

3 Сообщение об эпохе, в которой первое место заняла поэзия, доказательство – эпиграф E. Евтушенко «Шестидесятники».

4 Чтобы хорошо узнать обстановку, в которой рождалась и развивалась литература, мы обратимся к истории. На прошлом занятии мы начали говорить о периоде, который получил название оттепели. Что это за период? Что мы о нем узнали?

ПОСЛЕ ОТВЕТОВ СТУДЕНТОВ ВЫВОДЫ О ПЕРИОДЕ ОТТЕПЕЛИ, ОТКРЫВАЕМ СЛАЙД «Хрущёвская оттепель» — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов, время правления Н. С. Хрущёва). Замечено, что новая историко-литературная фаза начинается с активизации лирики. Лирика становится «формой времени», улавливая перемены и сдвиги в жизни человека и общества. Подобную ситуацию мы видим в литературе рубежа ХIХ-ХХ вв., и в годы революции, и в период Отечественной войны, особенно 1941-1942 гг., и в 60-е годы ХХ века. Для литературы - это уникальное время, это фантастический всплеск поэзии, когда Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина собирали стадионы, их книги издавались огромными тиражами. Люди стремились побывать на вечере-выступлении поэта, нежели посетить кинотеатр или футбольный матч.  Повеяло свободой, а поэты- это «дыхание» перенесли в свои стихи.  Наступил «Бронзовый век» русской литературы. Его основные характеристики: подъем литературы, публикация некоторых ранее запрещенных авторов; возникают новые литературные объединения, поэтические школы; появляются новые молодые и талантливые поэты; В 1950-е ещё создают свои произведения поэты старшего поколения, связанные с периодом Серебряного века, например, А. Ахматова и Б. Пастернак, но одновременно в литературу входит и новое поколение поэтов. Тогда, в начале «оттепели», люди хотели слушать их «новые» стихи, не всегда совершенные, но эти поэты говорили что-то такое, в чем остро нуждались их современники. И говорили так, что сказанное ложилось на сердце слушателям и читателям. Кто были эти поэты? Слайды и чтение. Обратите внимание: почему две фотографии? Что объединяет поэтов в фотографиях второй группы? Чтение слайдов: личное и внеличное, общественное.

Первый момент: поэты были эстрадниками, представители громкой поэзии.

Второй момент: все поэты стали песенниками. Какие песни они написали?

Слайд ПЕСНИ.ПРОСЛУШАЙТЕ ОТРЫВКИ ИЗ ПЕСЕН, ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКИЕ ВЫ СЛЫШИТЕ. КАКУЮ ПЕСНЮ ВЫ НЕ НАШЛИ В НАЗВАНИЯХ? ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ, КОТОРЫЙ ВЫ ВЫУЧИЛИ

РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ.

ВЫВОД: ЭПОХА БЫЛА ПРОТИВОРЕЧИВОЙ- 1 ЛИЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ. 2 СТАРЫЕ И НОВЫЕ ПОЭТЫ. 3 ГРОМКАЯ ПОЭЗИЯ И ТИХАЯ ПОЭЗИЯ 4 СВОБОДА И ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ЗА ПОЭТАМИ,

домашнее задание: особенности творчества Б. Окуджавы.

Оценки

Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010).  В первых произведениях поэта - светлое и радостное восприятие жизни. Воспевается творческое начало в человеке, радость работы, оптимизм человека-творца. Тема взаимоотношений человека и природы занимает важное место, она раскрывается в трагедийном ключе: «Мы растаем и снова станем, И неважно, в каком бору, Важно жить, как леса хрустальны. После заморозков поутру». Природа - живое существо, нуждающееся в защите человека.

 Роберт Иванович Рождественский (1932-1994) - один из самых энергичных поэтов, автор      более 30 лирических сборников. В них врывается публицистика, а вместе с ней и неутихающая память о военном детстве: история и личность впервые драматически соединились, определив судьбу лирического героя. Поначалу его творчество наполнялось гражданской патетикой, но спустя время любовной лирикой. Все стихи о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта —  это, по существу, поиск смысла жизни и счастья, путь к себе. Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, проблема освоения космоса, красота человеческих отношений), Рождественский со своей энергией выступил продолжателем традиций В. В. Маяковского. Он также быстро приобрел славу поэта-песенника, его стихи - шлягеры советской публики.

Евгений Александрович Евтушенко (1933-2017). Патриотичность - отличительная черта поэзии Евтушенко. Многие его стихотворения публицистичны, он откликается на политические, «социальные», нравственные проблемы и на волнующие людей животрепещущие вопросы. Для Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт». Он говорит о его особой роли - роли глашатая и пророка, связывающего своим творчеством прошлое, настоящее и будущее: «И голосом ломавшимся моим ломавшееся время закричало. И время было мной, и я был им, и что за важность, кто кем был сначала». Евтушенко всегда чутко относился к человеку, его душевному миру, его судьбе. Поэта интересовала повседневная жизнь людей, занятых обычным делом. Эта мысль звучит в стихотворении «Людей неинтересных в мире нет». Немало проникновенных стихов мы находим в любовной лирике поэта: любовь осознаётся поэтом как светлое чувство. Десятки произведений поэта стимулировали создание музыкальных произведений.

Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010). Ее поэзию называют интеллектуальной и исповедальной. Отличительной особенностью поэтического языка является изящество, музыкальность, изысканность метафор и выразительность сравнений. Особое место отведено теме поэта и поэзии. Творчество Ахмадулиной побуждает читателей помнить о своих корнях, о своем следе в истории. Основные темы творчества: дружба, природа. Для Ахмадулиной дружба - воплощение благородства и жертвенности, спасение от всех зол. Стихи, посвященные друзьям, вошли в сборник «Друзей моих прекрасные черты», некоторые стали песнями, которые звучали в советских фильмах.



Предварительный просмотр:

 

                Песни на стихи

      Роберта Рождественского:

1. «Город детства».

2. «Эхо любви».

3. «Позвони мне, позвони».

4. «Песня о далёкой Родине».

5. «Мои года - моё богатство».

6. «Любовь настала».

7. «Притяжение земли».

8. «Вся жизнь впереди».

                Песни на стихи

                   Беллы Ахмадулиной:

1.«С любимыми не расставайтесь»

2.«А напоследок я скажу»

3.«По улице моей который год»

                Песни на стихи

          Андрея Вознесенского:

1. «Ты меня на

   рассвете    разбудишь»

2.«Миллион алых роз»

3.«Верни мне музыку»

4. «Плачет девушка в  автомате»

              Песни на стихи

         Евгения Евтушенко:

1.«А снег идет»  

2.«Бежит река»

3.«Со мною вот что происходит…»

4Хотят ли русские войны?»                                 

                                     Песни на стихи Роберта Рождественского:

1. «Город детства».

2. «Эхо любви».

3. «Позвони мне, позвони».

4. «Песня о далёкой Родине».

5. «Мои года - моё богатство».

6. «Любовь настала».

7. «Притяжение земли».

8. «Вся жизнь впереди».

                                        Песни на стихи Беллы Ахмадулиной:

1.«С любимыми не расставайтесь»

2.«А напоследок я скажу»

3.«По улице моей который год»

                                         Песни на стихи Андрея Вознесенского:

1. «Ты меня на рассвете разбудишь»

2.«Миллион алых роз»

3.«Верни мне музыку»

4. «Плачет девушка в автомате»

                                         Песни на стихи Евгения Евтушенко:

1.«А снег идет»  

2.«Бежит река»

3.«Со мною вот что происходит…»

4.«Хотят ли русские войны?»                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...