Рабочая программа курса "Основы смыслового чтения"
рабочая программа по литературе (7 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения» (далее – программа) для обучающихся 7-8 классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_osnovy_smyslovogo_chteniya.docx | 56.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное образование "Чамзинский муниципальный район"
МБОУ "Чамзинская СОШ №2"
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО МБОУ "Чамзинская СОШ №2" ________________________ Преснякова И.Н. Протокол №1 от «30» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ "Чамзинская СОШ №2" ________________________ Белкина А.А. Приказ № 46/2 от «30» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ "Чамзинская СОШ №2" ________________________ Криулькин И.М. Приказ №46/2 от «30» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы смыслового чтения»
для обучающихся 7 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения» (далее – программа) для обучающихся 7-8 классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО), а также с учетом положений федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания русского языка и литературы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.04.2016 г. № 637-р). Программа ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО) с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов по внеурочной деятельности. Значимость реализации программы обусловлена необходимостью подготовки обучающихся 7-8 классов к профессиональному самоопределению. Внеурочная деятельность – важная часть федеральной образовательной программы среднего общего образования, в рамках которой педагогический коллектив образовательной организации обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов за счет использования потенциала разнообразия форм образовательной деятельности, организации содержательного взаимодействия с предметной развивающей средой. Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является профориентация обучающихся 7–8 классов, позволяющая сконцентрироваться на достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно подойти к решению проблемы выбора индивидуальной образовательной траектории и направления получения профессионального образования. Программа будет востребована в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес к предметам гуманитарного цикла – культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т. п. Для таких обучающихся она окажется значимым инструментом для реализации их профессиональных интересов и потребностей. Программа нацелена на помощь обучающимся в углублении знаний по литературе, развитию исследовательской, творческой, читательской, дискуссионной деятельности, а также приобретении соответствующего практического опыта работы. Полученные знания и опыт будут необходимы обучающимся в будущей профессиональной деятельности. Школьники приобретут навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских, творческих, читательских задач, включающий умения видеть и анализировать проблемы, детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату. Содержание программы позволит генерировать собственные идеи, представлять их в удобной форме, востребованной людьми многих творческих профессий; уважительно относиться к чужим взглядам и идеям; практиковать публичные выступления, аргументировать собственную точку зрения, отвечать на вопросы и т. д.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения»
Цель: достижение обучающимися 7-8 классов планируемых результатов освоения ФОП СОО и формирование готовности к профессиональному самоопределению.
Задачи:
∙ воспитывать ценностное отношение к литературе как неотъемлемой части культуры, систематическому приобщению обучающихся к наследию отечественной и зарубежной классики и лучшим образцам современной литературы; воспитанию уважения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену; освоению в ходе ее изучения духовного опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и ценностей; воспитанию личности, способной к созидательной гуманитарной деятельности в современном мире и осознанию культурной и профессиональной самоидентификации на основе изучения литературных произведений;
∙ формировать устойчивый интерес к чтению художественной литературы, сознательному включению чтения в собственную досуговую деятельность;
∙ планировать и корректировать свою программу чтения;
∙ знать содержание и осмысливать ключевые проблемы произведений художественной литературы;
∙ участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному самоопределению, содействующих повышению интереса к литературе, чтению, книжной культуре, творчеству, вовлекать в этот процесс своих сверстников;
∙ овладеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов;
Место и роль курса внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения» в учебном плане
Программа курса рассчитана на 34 часа(1 раз в неделю). Программа курса внеурочной деятельности «» разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, что позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать его не только на интеллектуальное, но и на нравственное развитие школьника. Такой подход поддерживается личностной направленностью программы внеурочной деятельности, высокой степенью самостоятельности школьников в творческой, исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина; ориентацией школьников на указанную в федеральной рабочей программе воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и исследований; интерактивными формами занятий, обеспечивающими вовлеченность школьников в совместную с педагогом и другими детьми учебно-воспитательную деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:
∙ сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
∙ принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей на основе анализа жизненных ситуаций из литературных произведений;
∙ готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
∙ готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
В сфере патриотического воспитания:
∙ сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
∙ ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отраженным в художественных произведениях;
∙ идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
∙ осознание духовных ценностей российского народа;
∙ сформированность нравственного сознания, этического поведения;
∙ способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;
∙ осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
∙ ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения.
В сфере эстетического воспитания:
∙ эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
∙ способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы; ∙ убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций;
∙ готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе. В сфере трудового воспитания:
∙ готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев литературных произведений;
∙ готовность к активной деятельности социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
∙ интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
∙ готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни.
В сфере экологического воспитания:
∙ повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
∙ расширение опыта деятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания:
∙ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
∙ совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на прочитанные литературные произведения;
∙ осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В сфере совершенствования эмоционального интеллекта, предполагающего сформированность:
∙ самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; ∙ саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
∙ внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; ∙ эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
∙ социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
∙ самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать ее всесторонне;
∙ устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
∙ определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
∙ выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса;
∙ разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
∙ вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
∙ координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе; ∙ развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт.
Базовые исследовательские действия:
∙ владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
∙ обладать видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
∙ формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
∙ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учетом собственного читательского опыта;
∙ выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
∙ анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
∙ давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт, в том числе читательский;
∙ осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
∙ переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
∙ интегрировать знания из разных предметных областей;
∙ выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
∙ владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе;
∙ создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
∙ использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
∙ владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия: ∙ осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе и во внеурочной деятельности по предмету;
∙ распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на читательский опыт;
∙ владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на внеурочных занятиях;
∙ аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
∙ развернуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
∙ самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и в жизненных ситуациях;
∙ самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учетом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
∙ давать оценку новым ситуациям, в том числе изображенным в художественной литературе;
∙ расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;
∙ делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; ∙ оценивать приобретенный опыт с учетом литературных знаний;
∙ способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты по литературе на уровне среднего общего образования должны обеспечивать:
∙ осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
∙ осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
∙ сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него к традиционным ценностям;
∙ знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, литератур народов России, литературной критики;
∙ сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений с современностью;
∙ способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы;
∙ осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
∙ сформированность умений выразительно читать (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);
∙ владение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе);
∙ владение комплексным филологическим анализом художественного текста;
∙ понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной литературы и литературной критики;
∙ умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями событий и фактов в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
∙ сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы, умение применять их в речевой практике;
∙ сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле;
∙ владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, сочинений различных жанров; владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм русского литературного языка;
∙ владение умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными приемами цитирования и редактирования текстов;
∙ умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Дата |
1 | Введение в курс внеурочной деятельности | 1 | |
2 | Понятие о целостном анализе текста | 1 | |
3 | Роль заглавия | 1 | |
4 | Тема текста | 1 | |
5 | Тема текста | 1 | |
6 | Идея текста | 1 | |
7 | Смысловые части текста | 1 | |
8 | Смысловые части текста | 1 | |
9 | Понятие конфликта в художественном произведении. | 1 | |
10 | Портрет героя | 1 | |
11 | Роль антитезы в художественном произведении | 1 | |
12 | Выделение художественных деталей | 1 | |
13 | Выделение художественных деталей | 1 | |
14 | Эпитет. Роль эпитетов в тексте | 1 | |
15 | Метафора. Роль метафоры в тексте | 1 | |
16 | Олицетворение. Роль олицетворения в тексте | 1 | |
17 | Сравнение. Роль сравнения в тексте | 1 | |
18 | Лексические средства выразительности | 1 | |
19 | Фонетические средства выразительности | 1 | |
20 | Синтаксические средства выразительности | 1 | |
21 | Работа с прозаическим текстом | 1 | |
22 | Работа с прозаическим текстом | 1 | |
23 | Работа с прозаическим текстом | 1 | |
24 | Работа с прозаическим текстом | 1 | |
25 | Анализ лирического произведения. Знакомство с планом | 1 | |
26 | Обучение анализу лирического произведения | 1 | |
27 | Обучение анализу лирического произведения | 1 | |
28 | Обучение анализу лирического произведения | 1 | |
29 | Обучение анализу лирического произведения | 1 | |
30 | Обучение анализу лирического произведения | 1 | |
31 | Работа с текстами. Сравнительный анализ лирических произведений. | 1 | |
32 | Работа с текстами. Сравнительный анализ лирических произведений. | 1 | |
33 | Защита мини – проектов по курсу внеурочной деятельности. | 1 | |
34 | Защита мини – проектов по курсу внеурочной деятельности. | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
2. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2- е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
4. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
5. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
3. Библиотека http://lib.ru
4. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://schoolcollection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по смысловому чтению 6 класс
Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требов...
Рабочая программа по смысловому чтению
Пояснительная записка, учебный план и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Рабочаяя программа "Стратегии смыслового чтения 5-6 класс"
Программа предполагает организацию учебной деятельности по формированию и развитию основ читательской компетенции....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы смыслового чтения»
Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения» 17 часов 7 класс...
Программа "Основы смыслового чтения и работа с текстом"
Система работы по формированию навыков читательской грамоты...
Рабочая программа курса "Смысловое чтение" обновлённым ФГОС 2022 5 класс
Рабочая программа курса "Смысловое чтение" по обновлённым ФГОС 2022 5 класс...