Система уроков по роману И.А. Гончарова «Обломов»
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс)

Каткова Ульяна Сергеевна

Система уроков по роману И.А. Гончарова «Обломов» направлена на анализ основных тем и образов произведения. Уроки развивают навыки литературного анализа и критического мышления, помогают учащимся глубже понять характеры персонажей и их связь с обществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov_po_romanu_i_a_goncharova_oblomov.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1 урок. Тема: Образ главного героя в романе «Обломов».

 Цель: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной позиции.

Методические приемы: комментированное чтение, ключевые слова, синквейн, слово учителя, логическая цепочка.

                                                                            Ход урока.

   1.  Орг. момент.

   2. Слово учителя.

Сам писатель определил идейную направленность романа: «Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Эпиграф на доске. «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…Я в восторге от Обломова»

                                                                                                                            Л.Н.Толстой.

Учитель делит класс на 4 группы

Первая группа

Жизнь Обломова(Было опережающее дом. задание - примеры из глав)

1. Цель

2. Принципы

3. Дружба

4. Отношения с окружающими

Задание для второй группы учеников: составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова

Задание для третьей группы учеников: Соотнести реальное положение дел Обломова и его натуры. «Мечта» Обломова - что она для него?

Сделать общий вывод

Домашнее задание: главы 4-5+ спор Обломова и  Штольца


Урок 2.Тема: «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев».

Цель:

  1. Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым.
  2. Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев.
  3. Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики.

Форма урока – аналитическая беседа.

Антитеза жизненных идеалов героев:

Обломов: «…Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...»

Штольц: «Труд – образ, содержание,

стихия, цель жизни».

Чья философия позитивна и конструктивна?

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Беседа

Вопросы:

А) Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

Б) Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)

В) Сопоставить характер Штольца с характером Обломова.

Обломов

Штольц

«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости»

«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием»

«Он беспрестанно в движении…»

«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире»

«Больше всего он боялся воображения…Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей… он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…»

Г) Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается

антитеза между Обломовым и Штольцем.

5. Антагонизм жизненных воззрений героев.

(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).

Проблемные вопросы:

1. А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!

2. Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?

3. Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

Итог: Оцените критически жизненное восприятие Обломова / Штольца.

Домашнее задание: составить таблицу сравнительной характеристики героев.

 Критерии

Илья Обломов

Андрей Штольц

Описание внешности

Происхождение

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Итог жизни

 


Урок 3. Тема: Обломов и Ольга.

     Цель: рассмотреть,  какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой и почему не состоялась любовь двух героев.

     Методические приемы: комментированное чтение, беседа.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Беседа

       Вопросы:

А) Какие перемены  произошли в Обломове? ( Обломов встал с дивана).

Б) Что говорит Штольц о цели знакомства? (Изменить жизнь Обломова)

В) Как повлияла на душевное состояние Обломова музыка? ( музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа; музыка-любовь)

Г) Это любовь? (Да)

3. Комментированное чтение об Ольге.

Учитель:  Что Ольга? Какие надежды связывала Ольга с Ильей? На эти вопросы попытаемся найти ответ по мере дальнейшего чтения  романа.

 ( Ольга испытывала взаимные чувства к Обломову)

    - Обломов женится!?

     Но отягощенный любовью и хозяйственными заботами, которые надо решить безотлагательно и об этом настойчиво требует Ольга, Обломов начинает гаснуть.

Чтение эпизода: «отказ Ольги Обломову» (3ч.гл.11, 12).

            - Что же сгубило человека с золотым сердцем?

           - Достаточно ли не делать зла, чтобы оставить добрый след в людских душах?

           - Можно ли Обломова поднять с дивана?

Домашнее задание: Сравнить жизни Обломов+Пшеницына и Штольц+Ольга


Урок 4. Выборгская и Крымская идиллия

Цель: сравнить Выборгскую идиллию (Обломов и Пшеницына) и Крымскую (Штольц и Ольга)

Методические приемы: комментированное чтение, беседа.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Беседа.

Вопросы:

А) Выборгская сторона – Обломовка в Петербурге. Ч. 4 гл. 9

- Скажите, квартира на Гороховой  улице была ли для Обломова настоящим домашним очагом?

(нет,  там даже не готовился обед в огне, Захар приносил его из трактира)

- Давайте посмотрим, стал ли дом на Выборгской стороне для Обломова истинным домом, о котором он мечтал.  «Мир и тишина покоятся над Выборгской стороной…», «Все тихо в доме Пшеницыной. Войдёшь на дворик и будешь охвачен живой идиллией…», «Всё в доме Пшеницыной дышало таким обилием и полнотой хозяйства….», «Все в доме и всё под рукой, на своём месте, во всём порядок и чистота…». Дом – полная чаша, всё здесь в избытке – и еда, и хозяйство…)

- И хранительницей этого покоя и чистоты была хозяйка дома – Агафья Матвеевна Пшеницына. Обратите внимание, «Агафья Матвеевна…трудилась с любовью, с неутомимым прилежанием, скромно награждая себя мыслью, что халат и одеяла будут облекать, греть, нежить и покоить великолепного Илью Ильича…». Чем становится Илья Ильич для Агафьи Матвеевны ?

(центром жизни, она старается для него, она не заставляет его двигаться, а всё делает для того, чтобы ему было хорошо жить так, как он хочет жить)

-И чем занимается герой на Выборгской стороне?

(«Он целые дни лёжа на диване, любовался, как обнажённые локти её (Агафьи Матвеевны) двигались взад и вперёд, вслед за иглой и ниткой. Он не раз дремал под шипенье продеваемой и треск откушенной нитки, как бывало в Обломовке…»)

- «Как бывало в Обломовке…». Сам автор говорит нам, что Выборгская сторона напоминает Обломову  место, где прошло его детство, место, которое он так часто вспоминает с грустью… И Выборгская сторона становится Обломовкой в Петербурге для Ильи Ильича. И та семейная идиллия, о которой воображал Обломов воплощается с помощью Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Б) Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына.

- Если Штольц, как мы говорили, антипод Обломова, то антиподом Ольги в романе выступает какой женский образ? (Агафья Матвеевна Пшеницына)

- Действительно, А.М. полная противоположность Ольге ( в романе контрастный образ). Давайте вспомним, как Обломов признаётся в любви Ольге?

(в парке, сопровождается восхищением и красотой любимой, трепетом сердца, в котором то вспыхивает надежда, то отчаяние)

- А каково признание в любви Агафье Матвеевне?

(«Что у Вас на халате опять пятно», - обращается хозяйка к Илье Ильичу, пытавшемуся сказать ей о своём чувстве. Агафья Матвеевна толкла курицу, и «ему…хотелось сесть на диван и не спускать глаз с её локтей»)

- Агафья Матвеевна выступает перед Обломовым сразу как хозяйка. Пшеницына вся в быте, вся при вещах. Когда-то Обломов мечтал найти в друге своей жизни «неизменную физиономию покоя, вечное и ровное течение чувства». Он всегда страшился страсти с её внезапными слезами, томлениями. И пережив такую страсть, убедился, что это действительно «болезнь, подобная оспе, кори или горячке». А с Агафьей Матвеевной испытывал ли Обломов такие чувства?

(нет, «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слёз – ничего не испытывал он… Никаких понуканий, никаких требований не предъявляла Агафья Матвеевна. И у него не рождается никаких самолюбивых желаний, позывов, стремлений к подвигу, мучительных терзаний о том. Что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что… он не живёт, а прозябает»)

- А как Агафья Матвеевна относится к Илье Ильичу?

(«Агафья Матвеевна была в зените своей жизни, она жила и чувствовала, что жила полно, как прежде никогда не жила, но только высказать этого, как и прежде , никогда не могла… Она только молила бога, чтоб продлил веку Илье Ильичу и чтоб избавил его от всякой «скорби, гнева и нужды»… Агафья Матвеевна счастлива этой жизнью, счастлива, что в её жизни появился Илья Ильич, такой, какой есть, она не пытается его изменить, ни к чему не принуждает, не толкает к движению, она любит его таким, каким создал его бог. Во время его болезни «не надеясь на Захара и Анисью, она просиживала у его постели, не спуская с него глаз…». В доме отмечали два больших праздника – Иванов день – именины брата Агафьи Матвеевны, и Ильин день – именины Обломова)

- Воплощена ли любовь Ильи Ильича и Агафьи Матвеевны в слова, слышим ли мы из их уст пылкие признания, клятвы, сомнения?

(нет, Агафья Матвеевна не умела выражать свои чувства в слова, а для Обломова было счастьем просто наблюдать за её движущимися локтями)

В) Ольга и Штольц. Ч. 4 гл. 4 и далее

- Ольга болезнью переживала разрыв с Обломовым (подробнее, Швецария и т.д.). Выйти из этого состояния ей помог Штольц. Штольц становится для Ольги тем, чем она не смогла стать для Обломова – «из наблюдателя он нечувственно перешёл в роль истолкователя явлений, её руководителя. Он невидимо стал её разумом и совестью». Изменилась ли Ольга со Штольцем? Похожа ли она на прежнюю Ольгу, которая была с Обломовым?

(Она становится слабее на фоне Штольца, вернее, позволяет себе быть слабее. Ольга, «приняв нравственную опеку над своим умом и сердцем», потускнела: «перед этим опасным противником у ней уж не было той силы и характера, ни проницательности, ни уменья владеть собой, с каким она постоянно  являлась Обломову»)

- Забыла ли Ольга Обломова? Не вспоминает ли о нём?

(вспоминает. Сам Штольц по приезду на Выборгскую сторону говорит: «Обломов – Она ещё не забыла меня! Да стою ли я?

Штольц: - Нет, не забыла, и, кажется, никогда не забудет, это не такая женщина»)

-Любила ли Ольга Штольца? «Боже мой! – думала Ольга. – Если б она могла быть его сестрой! Какое счастье иметь вечные права на этого человека…, не платя за это никакими тяжёлыми жертвами».

(преклонение перед его силой, перед его умом, сестринские чувства уважения, заинтересованности чувствовала Ольга к Штольцу. Но чувств, которые вызваны были бы спонтанно, изнутри, как это было с Обломовым, не возникали)

-  Штольц, как мы помним, антипод Обломова. Ольга прекрасно понимает, что тем, чем могла она стать для Обломова, она никогда не станет для Штольца. Посмотрите, как Штольц говориЛ! о женщинах и смысле жизни: «Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина: в этом вы ошиблись оба». И понятно становится, что со Штольцем невозможны страсти и пылкие речи, он никогда не отдастся полностью любви. Но…  посвящает всю свою жизнь – Ольге! Думает о ней , советуется с ней, делится всем, даже деловыми проблемами и т.д. И Ольга рядом с ним, как мы сказали уже, тоже меняется. «Шли годы, а они не уставали жить. … Два существования – её и Андрея – слились в одно русло; разгула диким страстям быть не могло: всё было у них гармония и тишина».

- Скажите, была ли их жизнь похожа на идеал жизни Обломова?

(…)

- Послушайте, как об этом говорит Гончаров: «Снаружи у них делалось всё, как у других. Вставали они хотя не с зарёй, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой… как все, как мечтал и Обломов…» Но есть НО в этой жизни в отличие от той, которая была у Обломова с Пшеницыной – «только не было дремоты, уныния у них; без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова…».

Итог: В доме на Выборгской стороне Обломов как будто вернулся в то состояние, в котором застал его читатель на Гороховой улице. Вся разница лишь в том, что теперь Илья Ильич «сияет, он блещет» под неусыпными заботами хозяйки – Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Штольц называет Выборгскую сторону «ямой», но автор спорит с ним. Не образованностью, одарённостью и жизнеспособностью определяется по Гончарову «человеческая стоимость», а такими исконными слагаемыми как гуманность, чистота, бескорыстие, преданность.   Слабый, пассивный, нуждающийся в чужой воле Обломов  - но как на его добрую душу отзываются все вокруг! Агафья Матвеевна только и жила 7 лет в своей жизни – то время, пока был с нею Обломов, Ольга и Штольц постоянно вспоминают Обломова…  

Домашнее задание:  Анализ главы «Сон Обломова». Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.


Урок 5. Тема: «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!»

Цели урока:

  1. Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа.
  2. Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова)
  3. Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни.
    Форма урока – проблемный диалог.

Ход урока

1. Орг.момент

2. Беседа

А)Композиционная роль главы «Сон Обломова».

Б) Сделайте общий вывод о том, как воспитание Обломова и та атмосфера, в которой он рос, повлияли на его дальнейшую жизнь, на жизненную позицию Обломова (внимание ко второму эпиграфу). Соотнесите свою мысль со словами Ольги.

В) Анализ эпизода: «сделка» Тарантьева и брата Агафьи Матвеевны. Как и почему ведет себя в этой ситуации Обломов? Как вы думаете, можно ли оправдать поступок Тарантьева и согласиться с его словами: «Да, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить» Актуальна ли данная ситуация в наши дни? Можно ли искать причины в «отголосках» обломовщины?

Г) Анализ финального эпизода: встреча Штольца с Захаром. Как сложилась дальнейшая судьба Захара? Что, по – вашему, стало причиной такой судьбы? Как вы понимаете слова Штольца: «Пропал…какая причина? Обломовщина?».

Д) Н. А. Добролюбов. Статья «Что такое обломовщина?»
«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины».

3. Таблица

Положительные моменты обломовской жизни

1. Поэзия

2. Созерцательность

3. Мечтательность

4. Поиск смысла жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

1. Лень

2. Паразитизм

3.Неподвижность

Домашнее задание: Сочинение. Возможные темы:

1. «Трагичен ли образ Обломова?»

2. «Две любви в романе Гончарова «Обломов»: Илья Ильич и Ольга, Штольц и Ольга».

3. «Выборгская сторона или «Утраченный рай»»

4. «Верность самому себе. Кто из героев остался верен себе?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Презентация к уроку литературы в 10 классе...

Урок литературы в 10 классе "Система образов в романе И.А.Гончарова "Обломов".

Система образов в романе И.А.Гончарова Обломов.Обломов и Штольц.Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына....

Два урока по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Спаренные уроки литературы в 10 классе, использовались на заочной форме обучения...

Зачетный урок по роману И.А. Гончарова "Обломов" (анализ 9 главы)

Зачетный урок по роману И.А. Гончарова "Обломов" (анализ 9 главы)...

Конспект урока по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Тема урока "Анализ романа  И. А. Гончарова «Обломов». Своеобразие сюжета и жанра. Интерпретация  образа Обломова. Противоречивость  его характера,   типичност...

Итоговый урок по роману И.С.Гончарова "Обломов"

презентация+ игра "Умники и Умницы"+тест...

Система уроков по роману И.А.Гончарова " Обломов"

Система уроков по роману И.А. Гончарова "Обломов"...