Итоговый урок по роману И.С.Гончарова "Обломов"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Савельева Елена Олеговна

презентация+ игра "Умники и Умницы"+тест

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация1.87 МБ
Файл викторина1.62 МБ
Microsoft Office document icon тест29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Докладчик Савельева Елена Олеговна ГБОУ СОШ № 137 12.02.2018 Заключительный урок по роману И.А.Гончарова «Обломов» 10 класс

Слайд 2

Оглавление И.А.Гончаров «Обломов» Замысел романа Главная тема романа Идейная направленность Вопросы, поставленные в романе Идейный стержень романа Понятие «обломовщина» Значение «Сна Обломова» в композиции романа Композиция романа Место действия романа Экспозиция романа Завязка романа Развитие действия Кульминация Развязка романа 16. Постпозиция романа 17. Эпилог романа 18.Сюжет романа 1 19. Сюжет романа 2 20. Язык романа 1 21. Язык романа 2 22. Язык героев романа 23. Критические отклики 1 24. Критические отклики 2 25. Викторина «Умники и Умницы» 26. Контрольный тест 27. Итоговый слайд 28. Ссылки

Слайд 3

И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев

Слайд 4

Замысел романа Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Слайд 5

Главная тема романа Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Слайд 6

Идейная направленность «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». И.А.Гончаров

Слайд 7

В романе поставлены вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

Слайд 8

Идейный стержень романа «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .

Слайд 9

Понятие «обломовщина» Обломовка – созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство. Обломов – «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». «обломовщина» - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Слайд 10

Значение «Сна Обломова» в композиции романа Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.

Слайд 11

Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Слайд 12

Место действия романа Петербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Слайд 13

Экспозиция романа Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

Слайд 14

Завязка романа В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

Слайд 15

Развитие действия VI - XI главы этой части - развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.

Слайд 16

Кульминация романа Кульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертво­вать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.

Слайд 17

Развязка романа Этому посвящены XI - XII главы третьей части, которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

Слайд 18

Постпозиция романа В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция . Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.

Слайд 19

Эпилог романа В эпилоге ( XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

Слайд 20

Сюжет романа По поводу сюжета существуют две точки зрения.

Слайд 21

Сюжет романа Первая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается. Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

Слайд 22

Язык романа Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг.

Слайд 23

Язык романа Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Слайд 24

Язык героев романа Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.

Слайд 25

Критические отклики В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В.Г. Белинский

Слайд 26

Критические отклики «Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения». А.Ф.Кони

Слайд 27

Умники и умницы

Слайд 28

Контрольный тест по роману Гончарова «Обломов»

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 30

Ссылки 1. http://www.hereisfree.com/content1//pic/zip/201122421113324977801.jpg идея кнопки «домик» 2.http://gatet.files.wordpress.com/2010/06/me.jpg знак вопроса с человечком


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 Особые приметы Конкурс капитанов Азартные игры Мир литературных вещей Кто это сказал?

Слайд 3

Захар Необъятно широкие и густые русые с проседью бакенбарды, из которых каждой стало бы на три бороды НОМИНАЦИЯ 10

Слайд 4

Агафья Матвеевна Пшеницына Чиновница, а локти хоть бы графине какой-нибудь, еще с ямочками НОМИНАЦИЯ 20

Слайд 5

Ольга Ильинская … брови придавали особую красоту глазам…это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одно на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. НОМИНАЦИЯ 30

Слайд 6

Захар Этот рыцарь был и со страхом, и с упреком. Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращенность нравов. НОМИНАЦИЯ 40

Слайд 7

Илья Обломов На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает… НОМИНАЦИЯ 50

Слайд 8

НОМИНАЦИЯ 10 Чернильница XIX века в кабинете Обломова Если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха.

Слайд 9

НОМИНАЦИЯ 20 Пиво Какой напиток «особенно хорошо варили в Обломовке » ?

Слайд 10

НОМИНАЦИЯ 30 Халат …имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: но мягок, гибок… но как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. Что это за вещь?

Слайд 11

НОМИНАЦИЯ 40 Крыльцо господского дома в Обломовке Славный плотник Лука возвел своими руками сооружение, которое, хотя и шаталось, все же простояло шестнадцать лет без поправки. Что это?

Слайд 12

НОМИНАЦИЯ 50 Введите ответ Введите вопрос

Слайд 13

НОМИНАЦИЯ 10 Илья Обломов Трогает жизнь, везде достает.

Слайд 14

НОМИНАЦИЯ 20 Отец Обломова Ученье-то не свой брат! Хоть кого в бараний рог свернет!

Слайд 15

НОМИНАЦИЯ 30 Ольга Ильинская …ты нежен… голубь, ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей

Слайд 16

НОМИНАЦИЯ 40 Штольц Мудрено и трудно жить просто.

Слайд 17

НОМИНАЦИЯ 50 Илья Обломов Человека, человека давайте мне, любите его.

Слайд 18

НОМИНАЦИЯ 10 Андрей, в честь Андрея Штольца Как звали сына Обломова?

Слайд 19

НОМИНАЦИЯ 20 Письмо, предназначенное в Астрахань, Обломов отправил в Архангельск Какая оплошность послужила Обломову предлогом для того, чтобы подать в отставку?

Слайд 20

НОМИНАЦИЯ 30 Письмо распечатали через четыре дня, просьба: сообщить рецепт пива Через сколько дней в Обломовке распечатали письмо, полученное из уездного города, и какая просьба содержалась в этом письме?

Слайд 21

НОМИНАЦИЯ 40 Шуберт Над музыкой какого композитора Базаров хохотал, а Ольга Ильинская рыдала от счастья?

Слайд 22

НОМИНАЦИЯ 50 Ширма для камина, которая в прошлом веке имела еще одно название - транспарант Какой транспарант стоял в комнате Обломова?

Слайд 23

НОМИНАЦИЯ 10 Дом Штольцев в Крыму Любитель комфорта, может быть, пожал бы плечами, взглянув на всю наружную разнорядицу мебели, ветхих картин, статуй с отломанными руками и ногами; иногда плохих, но дорогих во воспоминанию гравюр, мелочей. Разве глаза знатока загорелись бы не раз огнем жадности при взгляде на ту или другую картину, на какую-нибудь пожелтевшую от времени книгу, на старый фарфор или камни и монеты.

Слайд 24

НОМИНАЦИЯ 20 Гордый Как переводится с немецкого языка фамилия Штольц ?

Слайд 25

НОМИНАЦИЯ 30 И.Гончаров Кто не разрешил публиковать свою переписку после смерти, считая это неэтичным?

Слайд 26

НОМИНАЦИЯ 40 Диван. Халат Какая художественная деталь служит для символического выражения духовного мира Обломова?

Слайд 27

НОМИНАЦИЯ 50 М.Е. Салтыков-Щедрин « Прочел Обломова и, по правде сказать, обломал об него все умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только один день и что таким образом можно проспать 365 дней…» Чьи это слова?

Слайд 28

http://www.hereisfree.com/content1//pic/zip/201122421113324977801.jpg идея кнопки «домик» http://gatet.files.wordpress.com/2010/06/me.jpg знак вопроса с человечком



Предварительный просмотр:

Тест по роману И.А. Гончарова « Обломов»

  1. Узнайте персонажа по описанию:

  1.  «Пожилой человек в сером сюртуке, с прорехою под мышкой… с голым, как колено, черепом

       и с необъятно широкими бакенбардами, из которых каждой стало ба на три бороды»:

       а) Илья Ильич

       б) Тарантьев

       в) Захар

      2)  «Вошел молодой человек лет 25, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами.

      Зависть брала смотреть на него»:

      а) Волков

      б) Штольц

      в) Панкин

      3) «(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита

      щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту…»

      а) Акулина

      б) Ольга

      в) Агафья;

      г) нет правильного ответа.

      4) «… Она без чувств. Голова у ней склонилась на сторону, из-за посиневших губ видны были зубы.

      (она) побледнела и не слыхала заключения его фразы»:

      а) Акулина

      б) Ольга

      в) Агафья

      г) нет правильного ответа.

      5) « Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью, ото лба до подбородка. Нос был, сверх

      того , подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые

      и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по комку снега»:

      а) Терентьев;

      б) Мухояров;

      в) Субьбинский;

      г) Захар.

      2. Вставьте пропущенное слово: «…Он (Штольц) не предвидел, что он вносит…»( в жизнь                  Обломова):

      а) свет;

      б) лампу;

      в) фейерверк;

      г) свечку.

      3. Глаза И.И. Обломова были:

      а) светло-голубые;

      б) темно-серые;

      в) темно-карие.

      4. В какой город Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке нужную бумагу ?

      а) в Архангельск;

      б) Астрахань;

      в) Арзамас.

      5. Перечислите эпизоды, в которых присутствует комическое описание лежания на диване    главного

      героя.

      6. Что автор противопоставил «обломовской лени»? Есть ли среди всего противопоставленного    что-то

      достойное, чтобы прекратить лежание на диване?

      7. «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я неверю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…»(А.П.Чехов).

      а) В чем вы можете согласиться с А.П. Чеховым, а в чем нет?

      б) Каково ваше мнение о Штольце?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый семинар по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».9 класс

Вопросы итогового семинара по роману А.С.Пушкина ориентированы на закрепление содержания изученного романа. Семинар выполняется письменно в течение урока. Дети работают с текстом и критическими матери...

Итоговый практикум по роману А.С.Пушкина «Дубровский». 6 класс

Практикум выполняется на итоговом занятии по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Этот вид работы готовит детей к домашнему сочинению по роману....

Шаблон для итогового сочинения по роману "Война и мир" на тему "Женский идеал в романе"

Признайтесь, коллеги, многие из нас устали от неграмотных и откровенно слабых сочинений по литературе. А ещё больше мы устали от тех, что подчистую "содраны" с интеренет-просторов (такое сразу видно, ...

Итоговый тест по роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Тест представлен в двух вариантах и является одним из способов итоговой работы над романом М. А. Булгакова. Структура теста соответствует структуре материалов ЕГЭ: задание с выбором ответа, задания с ...

Итоговый урок по роману Е. Замятина "Мы"

Урок по роману Е. Замятина "Мы". Маршрутный лист для рабочих групп....

Итоговый урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Итоговый урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)         Литературная игра проводится после изучения романа М.Ю. Лермонто...