Два урока по роману И.А.Гончарова "Обломов"
план-конспект урока (литература, 10 класс) на тему
Спаренные уроки литературы в 10 классе, использовались на заочной форме обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sparennye_uroki_po_goncharovu.doc | 32 КБ |
reprizy.doc | 34.5 КБ |
zadanie_dlya_analiza_otryvka.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 54-55 дата_________
Место романа "Обломов" в трилогии "Обыкновенная история" -
"Обломов" - "Обрыв".
Тип урока: систематизация и обобщение нового материала (по Ю.А.Конаржевскому)
Вид урока: обзорная лекция с элементами дискуссии
Цель: систематизация основных произведений И.А.Гончарова; осмысление ситуации, сложившейся в России в середине XIX века; изучение особенностей русского характера.
Методы обучения (по Е.Я.Голанту): словесные (лекция, дискуссия, чтение), наглядные (слайд-шоу), практические.
Методы обучения (по И.Я.Лернеру): объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Формы обучения: коллективно- индивидуальные (лекция, дискуссия, тестирование).
Средства и приёмы обучения: лектор, мультимедийный проектор, компьютерные тесты по творчеству Гончарова, учебники, звуковое сопровождение, карточки
ХОД УРОКА:
1. Оргмомент (приветствие, объяснение обстановки, сообщение темы) -1мин
2. Целеполагание (включение мультимедиа), постановка задач через проблемы. Конспект -2мин
3. Реприза 3 -1мин30с
4. Слайд №2. Знакомство с высказываниями литературных критиков. После каждого высказывания учащиеся кратким предложением определяют позицию критика. Конспект. Переход к слайду №3 -10мин
5. Вопросы к классу, подводящие к высказыванию Пришвина, определению черты русского национального характера – внутреннему покою:
- В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
- В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке "злой и коварной сатирой на наших прадедов". Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
- В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основания для сопоставления?
- Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
- Почему слово "другой" и соотнесение себя с "другими" оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: "Наше имя - легион!"
- Какое слово более точно называет состояние Обломова - лень или покой? Докажите свои суждения текстом.
- Прокомментируйте мысль Обломова "Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!"? Доволен ли Обломов своим способом существования?
- Счастлив ли Штольц оттого, что умеет "делать деньги"? Какой смысл выявляется в том, что Штольц - немец?
- Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему).
- "Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так". Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
- Что значит - "цель жизни"? Что значит - "жить просто так", "жить, чтобы жить"? Конспект -15мин
6. Реприза 1 -1мин
7. Переход к схеме: 1глава-2глава-3глава-4глава (круг замкнулся). Схема на доске. Конспект. 5мин
8. Реприза 2 -4мин
9. Сообщение о плане на вторую полупару -30с
10. Реприза 5 -30с. Начало второго урока
11. Изложение материала о романах «Обыкновенная история» и «Обрыв». Общий дифтонг, логическая линия, новые черты национального русского характера – мечтательность и склонность к бунту. Продолжение схемы, разрыв круга. Аналогия с романом И.С.Тургенева. переход к слайду №4. Конспект -15мин
12. Работа в двух группах: тестирование на компьютере, анализ отрывка из текста. Сопровождается музыкой. Через 10мин учащиеся меняются местами -22мин
13. Реприза 4 -2мин Вывод. Оценивание. Домашнее задание – роман «Отцы и дети».
Предварительный просмотр:
ОТСТУПЛЕНИЯ:
1. На Новой сцене МХАТ им. Чехова - премьера пьесы М. Угарова "Обломов", режиссер - А. Галибин. Роман Гончарова "Обломов" становится знаковым в самые переломные моменты нашей общественной жизни, да и написан он был в такой момент. Кто лучше: деятельный Штольц или Обломов - ответ диктовало время и его потребности. Как только речь шла о том, что пора вывести Россию на европейский путь, - находили, что Штольц - молодец. Но в какой-то момент выпирало, что он - немец, что слишком много суетится, что он все-таки не чета настоящему природному барину Илье Ильичу Обломову, который работать не любит не только по лени, а по более тонким и глубоким причинам.
Предварительный просмотр:
- Нет, не все! - вдруг воспламенившись, сказал Обломов. - Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! - почти шипел Обломов. - Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову... - сказал он, улегшись опять покойно на диване. - Изображают они вора, падшую женщину, - говорил он, - а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию.
- Что же, природу прикажете изображать: розы, соловья или морозное утро, между тем как все кипит, движется вокруг? Нам нужна одна голая физиология общества; не до песен нам теперь...
- Человека, человека давайте мне! - говорил Обломов. - Любите его...
- Любить ростовщика, ханжу, ворующего или тупоумного чиновника - слышите? Что вы это? И видно, что вы не занимаетесь литературой! – горячился Пенкин. - Нет, их надо карать, извергнуть из гражданской среды, из общества...
- Извергнуть из гражданской среды! - вдруг заговорил вдохновенно Обломов, встав перед Пенкиным. - Это значит забыть, что в этом негодном сосуде присутствовало высшее начало; что он испорченный человек, но все человек же, то есть вы сами. Извергнуть! А как вы извергнете из круга человечества, из лона природы, из милосердия божия? - почти крикнул он с пылающими глазами.
- Вон куда хватили! - в свою очередь, с изумлением сказал Пенкин.
Обломов увидел, что и он далеко хватил. Он вдруг смолк, постоял с минуту, зевнул и медленно лег на диван.
Оба погрузились в молчание.
1. Прочитав отрывок, определите, что в окружающей жизни не устраивает Обломова. Выясните его отношение к современному ему искусству.
2. Объясните значение слов: ГЛУМИТЬСЯ, ХАНЖА, ЛОНО, РОСТОВЩИК. Какие из них вы отнесли бы к архаизмам?
3. Сколько раз за эту краткую беседу Обломов спасается бегством на диван? О чём это говорит?
4. Кто, по вашему мнению, более заботится о человечестве, Обломов или Пенкин? Ответ обоснуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова "Обломов"
Презентация к уроку литературы в 10 классе...
Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.
Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...
Урок по роману Е.И.Замятина "Мы". Тема "Проблема личности и государства в романе"
Данный урок завершает изучение романа в 11 классе....
Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста
В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...
Один день из жизни Онегина (Вводный урок по роману А.С. Пушкина) урок в 9 классе
Презентация помогает начать изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", определить идею произведения, познакомиться с нравами и бытом дворян 19 века....