Два урока по роману И.А.Гончарова "Обломов"
план-конспект урока (литература, 10 класс) на тему

Дехтяренко Вадим Вячеславович

Спаренные уроки литературы в 10 классе, использовались на заочной форме обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sparennye_uroki_po_goncharovu.doc32 КБ
Microsoft Office document icon reprizy.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon zadanie_dlya_analiza_otryvka.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 54-55                                                                                                                      дата_________

Место романа "Обломов" в трилогии "Обыкновенная история"  -

 "Обломов"  - "Обрыв".

Тип урока: систематизация и обобщение нового материала (по Ю.А.Конаржевскому)

Вид урока: обзорная лекция с элементами дискуссии

Цель: систематизация основных произведений И.А.Гончарова; осмысление ситуации, сложившейся в России в середине XIX века; изучение особенностей русского характера.

Методы обучения (по Е.Я.Голанту): словесные (лекция, дискуссия, чтение), наглядные (слайд-шоу), практические.

Методы обучения (по И.Я.Лернеру): объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Формы обучения: коллективно- индивидуальные (лекция, дискуссия, тестирование).

Средства и приёмы обучения: лектор, мультимедийный проектор, компьютерные тесты по творчеству Гончарова, учебники, звуковое сопровождение, карточки

ХОД УРОКА:

1. Оргмомент (приветствие, объяснение обстановки, сообщение темы) -1мин

2. Целеполагание (включение мультимедиа), постановка задач через проблемы. Конспект -2мин

3. Реприза 3 -1мин30с

4. Слайд №2. Знакомство с высказываниями литературных критиков. После каждого высказывания учащиеся кратким предложением определяют позицию критика. Конспект. Переход к слайду №3 -10мин

5. Вопросы к классу, подводящие к высказыванию Пришвина, определению черты русского национального характера – внутреннему покою:

  1. В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
  2. В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке "злой и коварной сатирой на наших прадедов". Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
  3. В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основания для сопоставления?
  4.           Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
  5.           Почему слово "другой" и соотнесение себя с "другими" оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: "Наше имя  - легион!" 
  6.  Какое слово более точно называет состояние Обломова  - лень или покой? Докажите свои суждения текстом.
  7. Прокомментируйте мысль Обломова "Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!"? Доволен ли Обломов своим способом существования?
  8. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет "делать деньги"? Какой смысл выявляется в том, что Штольц  - немец?
  9.   Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему).
  10. "Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так". Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
  11. Что значит  - "цель жизни"? Что значит  - "жить просто так", "жить, чтобы жить"?  Конспект -15мин

6. Реприза 1 -1мин

7. Переход к схеме: 1глава-2глава-3глава-4глава (круг замкнулся). Схема на доске. Конспект. 5мин

8. Реприза 2 -4мин

9. Сообщение о плане на вторую полупару -30с

10. Реприза 5 -30с. Начало второго урока

11. Изложение материала о романах «Обыкновенная история» и «Обрыв». Общий дифтонг, логическая линия, новые черты национального русского характера – мечтательность и склонность к бунту. Продолжение схемы, разрыв круга. Аналогия с романом И.С.Тургенева. переход к слайду №4. Конспект -15мин

12. Работа в двух группах: тестирование на компьютере, анализ отрывка из текста. Сопровождается музыкой. Через 10мин учащиеся меняются местами -22мин

13. Реприза 4 -2мин Вывод. Оценивание. Домашнее задание – роман «Отцы и дети».

     

        



Предварительный просмотр:

ОТСТУПЛЕНИЯ:

1. На Новой сцене МХАТ им. Чехова - премьера пьесы М. Угарова "Обломов", режиссер - А. Галибин. Роман Гончарова "Обломов" становится знаковым в самые переломные моменты нашей общественной жизни, да и написан он был в такой момент. Кто лучше: деятельный Штольц или Обломов - ответ диктовало время и его потребности. Как только речь шла о том, что пора вывести Россию на европейский путь, - находили, что Штольц - молодец. Но в какой-то момент выпирало, что он - немец, что слишком много суетится, что он все-таки не чета настоящему природному барину Илье Ильичу Обломову, который работать не любит не только по лени, а по более тонким и глубоким причинам.

2. Оказывается, в Интернете существует несколько тысяч (!) сайтов, где так или иначе упоминаются роман Гончарова или его герой. Особую любовь к русскому лодырю испытывают в немецкой стороне. Там существует несколько экранизаций по "Обломову". Причем первая была сделана еще до известного михалковского фильма. Создана даже опера "Обломов", музыку к которой сочинил Андрэас Айгмюллер. Это все - помимо французского интерактивного видеосюжета "Обломов" (его автора зритель с помощью "мыши" может разбудить, поднять, заставить подойти к письменному столу и так далее), голландского мультфильма "Кот Обломова" и многого другого, включая театральные постановки и даже мягкие удобные кровати, названные в честь нашего литературного соотечественника. Не менее активно европейцы познают сущность Ильи Ильича через... желудок. Рестораны и кафе "Обломов" - давным-давно раскрученный в Европе бренд. Они благополучно существуют в Австрии, Голландии, Шотландии, Италии. Более других немецким чревоугодникам любы пищеточки с фамилией русского лентяя на вывеске. В Германии целый десяток таких ресторанов.

Россия не осталась в стороне от этой тенденции. В Москве три ресторана "Обломов". Интерьеры ресторана "Обломовъ на Пресне", созданные художником Александром Адабашьяном, который, помимо прочих, работал с Никитой Михалковым и над этим фильмом, погружают в атмосферу дворянского гнезда начала XIX века: антикварная мебель, колонны, портьеры... Изюминкой ресторана "Обломов" на Пятницкой, разместившегося в старинном трехэтажном особняке, является разделение одного из этажей на две части - обломовскую и штольцевскую. В первой отдается дань русскому стилю и русской кухне, а во второй - западноевропейским.

3. Иногда писателю удается выразить родовые свойства своих соотечественников в одном-единственном персонаже. Это редкостные, уникальные случаи. Можно, например, бесконечно распространяться о склонности французов к буржуазному накопительству, а можно сказать: "Типичные Гобсеки" – и тема будет закрыта. Можно долго толковать о неспособности русских к длительному волевому усилию, а можно сказать: "Сплошные Обломовы" – и тоже быть уверенным, что собеседник понимающе кивнет головой. Итак, кто такой Обломов? Во-первых, во-вторых и в-третьих, величайший лентяй. Он рождается в окружении крепостных рабов, проводит жизнь в гедоническом безделье и покидает ее, не возмутив ни единой волны в окружающем пространстве. Единственное событие в его жизни – любовь, но даже ее он проигрывает другому. Перед нами, собственно говоря, персонифицированное воплощение дзэн-буддистской метафоры "жизнь как сон". Под стать Обломову и крестьяне его деревни, едва ли не большие дзэн-буддисты, чем их барин. В собравшей мировые призы киноленте Никиты Михалкова "Несколько дней из жизни Обломова" прекрасно передан образ этой глубинной, почти гомеровской России, "где не пресеклись еще дни Авраамовы и стад его".

Но ни в романе, ни в фильме ирония не перерастает в сарказм. Обломов – бездельник, но почему его смерть наполняет читательское сердце почти слезами? Почему его несостоявшаяся возлюбленная и победительный соперник клянутся сохранить память о нем навсегда? Потому, отвечает автор, что Обломов чист перед человечеством, как слеза. Он награжден тем, что древние звали красотой души, а Стендаль – "мудростью сердца". Из всего богатейшего пантеона персонажей русской литературы мы можем может назвать только одного героя, равного Обломову в нравственной чистоте. Это князь Мышкин из "Идиота" Достоевского. Но Мышкин – проповедник, идеолог, "русский Христос", Обломов же не претендует ни на какое вероучительство. Он, так сказать, самим фактом своего существования учит окружающих человечности и доброте.

4. Обломов проигрывает свою любовь. Он проигрывает ее так же, как в конце концов проигрывает Штольцу и штольцам саму Россию. Такова высшая, иносказательная логика романа. Но автор не заламывает по этому поводу рук. "Разве русский немец Андрей Штольц – худшая альтернатива для России?" – вот вопрос, который русский писатель и патриот Иван Гончаров впервые задал своим соотечественникам и самому себе.

5. Немцы вообще его обожают, одна из фирм по производству мебели сотворила роскошный диван и ничего лучше не придумала, как назвать его "Обломов". Обеспечили мебель лозунгом: "Кто спит, тот не грешит". Диван даже для обеспеченных немцев стоит безумно дорого - три тысячи евро.

 



Предварительный просмотр:

     -  Нет,  не все! -  вдруг  воспламенившись, сказал Обломов. -  Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и  человека тут же  не забудь. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! - почти шипел Обломов. - Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку,  чтоб поднять его, или горько  плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его,  помните  в  нем самого себя и обращайтесь с  ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и  склоню перед  вами  голову... -  сказал он, улегшись  опять  покойно  на диване.  - Изображают они вора, падшую женщину, - говорил  он, - а человека-то забывают или не умеют  изобразить. Какое же  тут искусство, какие  поэтические краски нашли  вы? Обличайте разврат,  грязь, только, пожалуйста, без  претензии  на поэзию.

     - Что  же, природу прикажете изображать:  розы,  соловья  или  морозное утро,  между  тем  как все  кипит,  движется  вокруг?  Нам нужна  одна голая физиология общества; не до песен нам теперь...

     - Человека, человека давайте мне! - говорил Обломов. - Любите его...

     -  Любить ростовщика,  ханжу,  ворующего  или  тупоумного  чиновника  - слышите? Что  вы это? И  видно, что вы  не занимаетесь  литературой! – горячился Пенкин. - Нет, их надо карать, извергнуть из гражданской среды, из общества...

     -  Извергнуть  из  гражданской  среды! -  вдруг  заговорил  вдохновенно Обломов,  встав перед  Пенкиным.  - Это  значит забыть, что в  этом негодном сосуде присутствовало  высшее начало; что  он испорченный  человек, но  все человек  же,  то  есть вы сами.  Извергнуть! А  как  вы извергнете  из круга человечества,  из  лона  природы, из милосердия божия? - почти  крикнул он с пылающими глазами.

     - Вон куда хватили! - в свою очередь, с изумлением сказал Пенкин.

     Обломов  увидел,  что и  он далеко  хватил. Он  вдруг  смолк, постоял с минуту, зевнул и медленно лег на диван.

     Оба погрузились в молчание.

1. Прочитав отрывок, определите, что в окружающей жизни не устраивает Обломова. Выясните его отношение к современному ему искусству.

2. Объясните значение слов: ГЛУМИТЬСЯ, ХАНЖА, ЛОНО, РОСТОВЩИК. Какие из них вы отнесли бы к архаизмам?

3. Сколько раз за эту краткую беседу Обломов спасается бегством на диван? О чём это говорит?

4. Кто, по вашему мнению, более заботится о человечестве, Обломов или Пенкин? Ответ обоснуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Презентация к уроку литературы в 10 классе...

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.

Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...

Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста

В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...

Один день из жизни Онегина (Вводный урок по роману А.С. Пушкина) урок в 9 классе

Презентация помогает начать изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", определить идею произведения, познакомиться с нравами и бытом дворян 19 века....