Литература 10 класс
олимпиадные задания по литературе (10 класс)

Татьяна Павловна Яровая

Литература 10класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_10_klass_literatura_shkolnyy_etap.docx450.28 КБ

Предварительный просмотр:

1

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2024–2025 уч. г.

Школьный этап. 10 класс.

Дорогие участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей литературной эрудиции и культурный кругозор.

Задание№6 предполагает целостный анализ предложенного фрагмента произведения. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. Часть заданий предполагает теоретико-литературные и историко-культурные знания. Задания выполняются на отдельных листах, в любой последовательности.Переписывать формулировки заданий не нужно, достаточно указать их номер.

На выполнение работы отводится: 200 минут.

Желаем успешной работы!

1)Узнайте русского писателя по его портрету. (3 балла)

1 2 3

2). Рассмотрите фотографию сцены из театрального спектакля, напишите автора и название произведения, по которому был поставлен спектакль. (1 балл)

2

3). Как называется приём характеристики персонажа, основанный на описании его внешности (1балл)

4)Назовите имя русского писателя первой половины ХIX века:

«Русский писатель, современник Пушкина, прозаик, статский советник. драматург, дипломат, лингвист, историк, востоковед, пианист и композитор, известен как создатель одного произведения». (2 балла)

5). Выберите название статьи о комедии «Горе от ума» и назовите фамилию автора (1 балл).

1) «Великий сатирик»

2) «Тёмное царство»

3) «Мильон терзаний»

4) «Мотивы русской драмы»

6) Комплексный анализ прозаического текста.

(30 баллов)

Дайте комплексный анализ фрагмента текста. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите свое отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей. При анализе постарайтесь использовать литературные термины.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Явление пятое

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.

3

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-⁠то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-⁠то! Хоть бы то-⁠то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька...

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-⁠то к вам бывают, от любви вас и бранят-⁠то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-⁠то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-⁠нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-⁠то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

4

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-⁠то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-⁠то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.

Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось. Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Экая важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!

А. Н. Островский «Гроза»

7)Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений: «Какова роль второстепенных героев в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....