Говорящие фамилии
проект по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Новобурейская средняя общеобразовательная школа № 3»
П Р О Е К Т
по литературе
Тема: «Говорящие» фамилии в произведениях
Д.И. Фонвизина «Недоросль» и
А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Выполнил: Халицкая Елизавета,
ученица 9б класса
Руководитель: Сачук Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы
2021 г
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………….......2
1. «Говорящие» фамилии в литературе
1.1 Определение понятия «говорящие» фамилии………………………………………….....3
1.2 История появления «говорящих» фамилий в XVIII-XIX вв……………………………..4
1.3 Фамилии в литературе………………………………………………………………………4
1.4 Писатели, использовавшие художественный приём «говорящих» фамилий……………5
2. Материалы и методы исследования
2.1 «Говорящие» фамилии в классицизме…………………………………………………......7
2.2 «Говорящие» фамилии в произведении «Недоросль» Д.И. Фонвизина…………………8
2.3 Фамилии положительных героев в произведении "Недоросль" Д. И. Фонвизина……...9
2.4 «Говорящие» фамилии в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова……………..10
2.5 Мои методы исследования: опрос и листы опроса обучающихся 8-9 классов МБОУ «Новобурейской СОШ№ 3»…………………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………………….11
Приложение……………………………………………………………………………………..13
Введение
Литература – это письменная форма искусства, совокупность художественных произведений. Она играет большую роль в развитии культуры человечества. Она является культурным стержнем многих народов.
Существуют несколько литературных направлений. Основные – это классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм. Одной из черт классицизма является такая особенность, как «говорящие фамилии». Главным понятием, на котором будет основано моё исследование, является термин «говорящие» фамилии».
Актуальность. Данная тема становится особо актуальной в 8-9 классах, так как изучение классики 19 века невозможно без использования данного термина.
Выбранная мной тема актуальна, так как помогает современному школьнику через "говорящие" фамилии увидеть сущность героя, понять его характер.
Проблема. Как с помощью "говорящих" фамилий автор в своих произведениях выражает субъективное отношение к созданным персонажам? Как герои с "говорящими " фамилиями помогают автору раскрыть идейный замысел своего произведения. Рассмотрим данную проблему на примере творчества Д.И. Фонвизина „Недоросль” и А.С. Грибоедова „Горе от ума”.
Гипотеза. Я считаю, что "говорящие" фамилии — это отличительный приём для выражения как положительных, так и отрицательных образов персонажей, которые помогают увидеть сущность и характер героя с первых страниц произведения.
Объект - произведения Д.И. Фонвизина „Недоросль” и А.С. Грибоедова „Горе от ума”.
Предмет - "говорящие" фамилии в произведениях Д.И. Фонвизина „Недоросль”,
А. С. Грибоедова „Горе от ума”.
Цель: Исследовать использование "говорящих" фамилий в произведениях русских писателей конца XVIII – начала XIX вв., на примере текстов Д.И. Фонвизина „Недоросль” и А.С. Грибоедова „Горе от ума”.
Задачи:
- Изучить литературу по данному вопросу и дать краткое историческое описание появлению «говорящих» фамилий.
- Выявить и отобрать писателей, которые использовали "говорящие" имена и фамилии.
- Проанализировать использование и роль "говорящих" фамилий и имён в произведениях Фонвизина „Недоросль” и Грибоедова „Горе от ума”.
- Сделать вывод, составить классификацию "говорящих" фамилий.
- Провести опрос среди обучающихся 8-9 классов Новобурейской школы на тему "говорящих" фамилий и проанализировать результаты опроса, предоставив их в виде диаграммы.
- Доказать или опровергнуть гипотезу.
- Представить конечный продукт в виде презентации.
Практическая значимость: Практическая значимость этого проекта заключается в том, что конечный продукт (презентацию) можно использовать на уроках литературы в 8-9 классе или на внеурочной деятельности.
«Говорящие» фамилии в литературе
1.1 Определение понятия «говорящие» фамилии
Для начала работы над исследованием «говорящих» фамилий в произведениях Фонвизина «Недоросль» и Грибоедова «Горе от ума», мне следовало определиться с часто фигурирующими понятиями, и дать им определение. Главными понятиями, на которых будет основано исследование в теоретической части, являются: « говорящие» фамилии и ономастика.
Для лучшего понятия определения «говорящих» фамилий, я обратилась к интернету за требуемой информацией.
Сайт «Мой конспект.ру» предлагает следующую формулировку понятия «говорящих» фамилий: «говорящая» фамилия — художественный прием, при котором фамилия (иногда также имя) персонажа передает важнейшую черту его характера.
По словарю Ожегова, фамилия —
- Наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени.
- То же, что и род.
- То же, что и семья.
Статья Величко Елены Николаевны гласит, что «говорящие» фамилии – это выдуманные имена, прозвища, названия титулов в качестве средств типизации оказывают неоценимую помощь писателям, которые используют их как самые значительные средства типизации.
Например, мастера сатиры, стремясь заклеймить отрицательные образы, подбирают такие имена, которые с самого начала изобличают низменную сущность, низкий общественный «рейтинг» этих персонажей. Все это играет значительную роль в создании обобщенного образа сатирического типа.
На основании трёх определений с разных дополнительных источников стоит сделать вывод, что «говорящие» фамилии – это художественный прием, для него характерны выдуманные фамилии, целью которых служит передать всю сущность персонажа и его обобщённый образ.
В России вплоть до XVII-XVIII вв. бытовали имена, которые служили одновременно характеристикой человека, но так же и основными качествами его характера. Художественный приём «говорящие» фамилии принято относить к ономастике. Как сообщает сайт «wikipedia » :
Ономастика - раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков.
- ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов.
- является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.
- ономастика, в определённом языке, не только сохраняется после революционных сдвигов в истории, но даже и при полной смене языковой системы.
- служит простым индивидуализирующим указанием на определенный предмет.
На основе дополнительных источников, я пришла к следующему мнению: ономастика – это раздел языкознания, который изучает историю возникновения собственных имен, а также географию расположения былых культур, владевших уже забытыми и ныне неизвестными языками.
Изучая данный материал, я пришла к выводу, что ономастика и художественный прием «говорящие» фамилии непрерывно между собой взаимосвязаны.
1.2 История появления «говорящих» фамилий в XVIII-XIX вв
Ещё за 14 лет до выхода в свет «Недоросля» Д.И. Фонвизина В. И. Лукин написал комедию «Мот, любовию исправленный», именно тогда на русской сцене впервые появились имена-характеристики.
Вообще фамилии в России появились довольно поздно. Большинство из них произошло по крестильному или мирскому имени предков, по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности поколения. Сначала на Руси были только одни имена, например - Ненаша, Ждан, Петух и другие.
Фамилии-прозвища бытовали в новгородских владениях с13-14 веков, но долгое время не были общеупотребительными. Обязательные фамилии были введены законом лишь в 16 веке сначала для князей и бояр, затем для дворян и именитых купцов.
Среди крестьянства фамилии стали широко употребляться лишь после отмены крепостного права. При этом очень часто крестьяне записывались под фамилией своих бывших владельцев.
Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода, которые переняли этот обычай из Западной Европы. В XIV—XV вв. приобретали фамилии московские удельные князья и бояре. До середины XIX века большинство населения центральной России фамилий не имело.
Как правило, русские фамилии передавались только по мужской линии. После отмены крепостного права в 1861 г., появляются фамилии у большинства крестьян. К 1930-ым годам окончательно все имели фамилию.
Прозвища и имена собственные занимают важное место в лексическом составе языка. Раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения, и трансформацию в результате их длительного употребления, называется ономастика.
Данный художественный приём, как «говорящие» фамилии часто использовался до середины XX века. Имя персонажа, данное ему автором, предполагало рассказать о характере героя, предопределяло отношение читателя к этому персонажу у, на основе его прозвища, имени или фамилии.
Классицисты 18-19 веков придумывали выразительные, яркие имена/прозвища/ фамилии, прочтение списка действующих лиц комедии Грибоедова «Горе от ума» и Фонвизина «Недоросль», прозвища которых дают полное представление о склонностях, привычках и основных качествах персонажей, полностью подтверждают выше сказанное.
«Говорящие» фамилии так же предусматривали ясное деление на положительных и отрицательных героев. Положительные герои (на примере А.С. Грибоедова «Горе от ума»): Правдин, Софья, Милон, Стародум. Отрицательные герои: Простакова, Простаков, Скотинин, Митрофан.
1.3 Фамилии в литературе
Порой одной из сложных задач перед писателем стоит выбрать фамилию для своего героя. В отличие от реальной жизни, где она просто передаётся «по наследству», здесь автор выступает в роли «судьбы», определяющей всю жизнь персонажа, а вместе с тем и то, как его зовут.
Наряду с назывной функцией собственные имена персонажей нередко отражают характер своих носителей, т. е. подчеркивают какие-то свойства личности. Такую функцию в жизни в прошлом часто выполняли прозвища: Плакса, Змея; впоследствии они перерастали в фамилии: Плаксин, Змиев.
В художественном произведении собственные имена выполняют не только опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску. Писателю необходимо как-то обозначить персонажа, и это легко сделать, наделив его именем.
Например, мастера сатиры, стремясь заклеймить отрицательные образы, подбирают такие имена, которые с самого начала изобличают низменную сущность, низкий общественный «рейтинг» этих персонажей. Все это играет значительную роль в создании обобщенного образа сатирического типа.
1.4 Писатели, использовавшие художественный приём «говорящих» фамилий
А.С. Грибоедов считается писателем, который чаще других использовал прием «говорящих» фамилий в своих произведениях. Многие критики полагают, что он умел обращаться со скрытым смыслом, который таится в именах людей более ловко, чем кто-либо другой из авторов, использовавших этот принцип в своих произведениях.
В ту эпоху жил интереснейший человек: Петр Яковлевич Чаадаев. Именно на эту фамилию имеет зарифмованный намек фамилия главного героя «Чацкий». Недаром в черновиках Грибоедова писал имя героя иначе, чем в окончательном. Изначально звучало оно как «Чадский».
Саму фамилию же Чаадаева нередко писали и говорили с одной буквой «а»: «Чадаев». В 1830-х годах Чаадаев отдал в издательство свой историко-философский трактат «Философические письма».
К сожалению, все мысли философа и его мировоззрение оказалось не понятна общественности, более того, критики посчитали произведение «Философские письма» настолько неприемлемым для России, что лично императорским указом его объявили сумасшедшим. Для человека, который хотел поделиться своими размышлениями с миром, это оказалось страшным наказанием.
«Горе от ума» – это действительно новаторское произведение, поскольку это первая русская реалистическая пьеса, автор получает возможность сделать ее более глубокой по содержанию, по охватываемым вопросам, чем могли себе позволить авторы традиционных классицистических комедий.
В «Горе от ума» соединяются классицизм, реализм и романтизм, обогащая друг друга, раскрывая друг друга по-новому. Новое звучание приобретают и "говорящие" фамилии в «Горе от ума».
Павел Афанасьевич Фамусов –владелец дома, где происходят все события, уважаемый в Москве человек. Он является представителем «века минувшего» – дворянства, которое привыкло оценивать людей по материальному благосостоянию, наличию выгодных связей в свете. Личность человека не интересна для Фамусовского общества, если этот человек не имеет высокого чина.
Мнение света – единственное, что волнует Фамусова. Эта черта и заложена в основу создания фамилии героя, ведь Фамусов – производное от латинского «fama» – молва. Поэтому финальной фразой героя стало полное горечи восклицание: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».
Второстепенный герой стихотворной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», секретарь Фамусова, живущий у него дома – Молчалин, принимает значительное участие в развитии сюжета произведения.
Этот человек — карьерист, умеет подслужиться, приспособиться. У него два таланта — «умеренность» и «аккуратность». Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина.
Имя Молчалина стало нарицательным, обозначающим льстецов, подхалимов, послушных исполнителей всех распоряжений руководства, скрывающих своё собственное мнение, также фамилия героя выражает его основную черту – «бессловесность». Впрочем, несмотря на всю свою мелочность и безвольность, он всё-таки очень хитёр.
Молчалин следует жалкому и ничтожному наказу отца: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья - хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежания зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была". Более сложным представляется анализ фамилии главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого.
Можно предположить ее появление от слова «чад» - нездоровая, разлагающаяся обстановка. Спустя три года, побывав за границей, герой оказывается в доме, где он воспитывался, и понимает, что здесь ему не рады. Его удивляет холодность и равнодушие, с которыми его встречает Софья, его возлюбленная.
Не может принять законы, по которым живет дворянское общество, потому что они расходятся с его нравственными установками. Его побаивается свет, ведь Чацкий – сторонник просвещения, обладатель большого ума, который может устыдить привычный уклад жизни дворянства. Поэтому высший свет объявляет своего противника сумасшедшим, ведь речей безумного не стоит опасаться.
В отличие от других главных героев произведения он единственный, кто честно и верно живёт по правилу "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Герой вынужден находиться в «чаду» собственных переживаний, нападок общества, непонимания. Скалозуб – второстепенный персонаж комедии, также наделён говорящей фамилией – "скалит зубы", остряк.
На вечере в доме Фамусова нам встретятся Тугоуховские, то есть тугие на ухо, Хлёстовы - от"хлесткий", Хрюмины - от "хрюшки", "свиньи". Даже фамилия Репетилова, появляющегося лишь в четвертом действии, несет высокую смысловую нагрузку.
Она произошла от французского слова «repeto» – повторяю. Репетилов – отражение Чацкого в кривом зеркале, его карикатурный двойник. Он не имеет собственного мнения, а лишь повторяет слова и Чацкого.
Подобным образом характеризовали своих героев и фамилии героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль». Отличительной особенностью можно выделить, не всех персонажей «Недоросля», исходя из их имён, можно отнести к положительным или отрицательным героям.
Например, Цыфиркин и Кутейкин являются лексически нейтральными и говорят лишь о роде занятий наставников Митрофана. В произведениях Д.И. Фонвизина читателю не надо размышлять о том, плохой персонаж или хороший, по его фамилии становится все понятно. У отрицательных персонажей отличительной чертой является их лексика, они общаются на простонародном разговорном языке.
К примеру, лексика Скотининых в основном содержит слова, которые используется на скотном дворе. Это хорошо прослеживается в том, что чаще говорит сам Скотинин: поросята, хлев, свинья и т.д. Скотный двор-это вся его жизнь, представление о мире у этого человека начинается и заканчивается свиньями. Герой крайне завистлив и глуповат, но при этом весьма открыт и честен.
Что касается имени Митрофан (в буквальном переводе с греческого языка означает «являющий свою мать», т. е. похожий на свою мать), то с ним, благодаря фонвизинской комедии, произошла весьма любопытное изменение. Данное имя собственное уже больше двух веков считается едва ли не ругательством. Так, Митрофанами у нас в России принято называть ленивых и невежд.
Простаков – один из главных героев произведения простак и глупец, на это нам и указывает его фамилия. Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он «глава семьи». Во всём слушается супругу и боится её. Он меркнет и теряется на фоне своей жены – госпожи Простаковой, выглядит более пассивным.
Предпочитает не иметь своего мнения— сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный и ведомый в своей сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин.
Простакова - в отличие от мужа не является такой уж и простой. Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность. Изображена в комедии необразованной, хитрой и злобной, которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: «Без науки люди живут и жили».
Является всё же двуличной особой: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, или имеют высокий чин, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье.
Единственный человек, внушающий ей добрые чувства, - сын Митрофанушка, которого она называла «другом сердешным», «душенькой». В финале и Митрофан отворачивается от неё, отчего становится жаль Простакову.
В комедии вышеперечисленным отрицательным героям противопоставляются следующие положительные герои:
Стародум - "старые думы", придерживается старины, старинных дворянских добродетелей, что указывает на его мудрость. Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не любезничая перед «сильными мира сего».
И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей.
Правдин - "Стоит за правду". Это государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания.
Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. «Из подвига сердца моего не оставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьми своими власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».
Милон - милый молодой человек, красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил, но он достаточно скромен. «Молодой человек больших достоинств», «вся публика считает его честным и достойным человеком», по словам Стародума.
Итак, «говорящие» фамилии имеют большое значение для понимания проблематики комедий. Фамилии героев в произведении «Горе от ума» и «Недоросль» несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, нежели говорящие фамилии в традиционной комедии классицизма.
На примерах этих говорящих фамилий, данных автором действующим лицам, можно сделать вывод, что они, безусловно, помогают понять личность героя как положительного, так и отрицательного.
2. Материалы и методы исследования
2.1"Говорящие" фамилии в классицизме
За 14 лет до появления фонвизинского «Недоросля», в 1764 году, В.И. Лукин написал комедию «Мот, любовию исправленный», в которой вывел на русскую сцену персонажей с весьма характерными именами. Один, светлый, полюс этого произведения составляют Добросердов и Правдолюбов. Другой, резко противопоставленный этим персонажам, – Злорадов, Докукин, Безотвязный, Пролазин, который, кстати, является стряпчим.
Так что два полюса в «Недоросле» с Милоном, Правдиным, Стародумом и Софьей, имя которой, к слову, с греческого языка переводится как «премудрость», и Скотининым, Простаковыми и Вральманом не являлись для современников Фонвизина чем-то новым.
Но стоит заметить, что не всех персонажей можно категорично отнести к положительным или отрицательным героям. Например, Цыфиркина и Кутейкина, Еремеевну можно назвать нейтральными персонажами, а фамилии учителей могут говорить только о роде их занятий.
Тем не менее, только прочитав имена действующих лиц пьесы, мы сразу делаем выводы, у нас создаются образы героев. Это особо необходимо в драматических произведениях. Например, Простаков никогда не представится нам сильным и мужественным человеком, Вральман - честным и благородным.
А имя самого недоросля было подобрано так метко, что закрепилось в языке как нарицательное существительное. Митрофанами (в переводе с греческого языка означает «являющий свою мать», т.е. подобный своей матери) у нас в России принято называть лентяев, недоучек и невежд.
Александр Сергеевич Грибоедов интересен тем, что написал множество произведений, но стал известен только благодаря своей комедии «Горе от ума». Интересно также использование им говорящих имен.
- собственно говорящие, «которые сообщают об одной важной черте героя» (Фамусов, Репетилов, Молчалин);
- оценивающие фамилии: Скалозуб, Загорецкий;
- ассоциативные – Чацкий, указывающая на прототипа главного героя драмы.
И действительно, мы понимаем, что Тугоуховский на самом деле глух, старуха Хлёстова постоянно все критикует, а Чацкий напоминает Чаадаева, русского публициста, который был лично знаком с Грибоедовым, и уже через 5 лет после выхода «Горя от ума» в печать был тоже объявлен сумасшедшим.
В этой пьесе снова можно столкнуться с таким моментом, когда фамилия героя становится именем нарицательным. Но ей называют не конкретного человека, а группу, или даже совокупность большинства людей того времени. Фамусовское общество (fama – молва, слух) - это все те люди, не имеющие своего мнения. Конформисты, угождающие тем, у кого высокие чины и много богатства. Все, против одного Чацкого.
Имена героев в пьесе Грибоедова «Горе от ума» значимы не только по отдельности - в совокупности они составляют важный символический ключ к пониманию проблематики «Горя от ума»: ведь в этой комедии чётко выслеживается общественная линия (именно поэтому проявляются сквозные мотивы – глухота и непонимание). Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме.
Включить
2.2 «Говорящие» фамилии в произведении "Недоросль" Д. И. Фонвизина
Фамилии действующих лиц – это, пожалуй, первое, что привлекает внимание читателя комедии Фонвизина “Недоросль”. Фамилии эти “говорящие”, их значение формирует у читателя отношение к героям, которые их носят. У нас складывается определенное мнение по поводу того или иного героя.
Комедия Фонвизина «Недоросль» написана в лучших традициях российского классицизма. Соответственно действующие лица в произведении четко разделены на положительных и отрицательных, а их имена и фамилии емко характеризуют и обнажают основные черты персонажей.
К положительным действующим лицам относятся Правдин, Софья, Стародум и Милон. Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью являются отрицательные герои – Простаковы, Скотинин и Митрофан.
Они представители «старого» дворянства, которое всеми силами хватается за устаревшие идеи крепостного и феодального устройства. Их основными ценностями являются деньги, положение в общественной иерархии и физическая сила. И именно фамилии намекают читателю на принадлежность героя либо к положительным, либо к отрицательным действующим лицам с первого его появления.
Простаков - простак и глупец, на это нам и указывает его фамилия. Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он «глава семьи». Во всём подчиняется супруге и боится её. Простаков совершенно меркнет и теряется на фоне своей жены, выглядит более пассивным.
Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный и бесхребетный, в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин.
Простакова в отличие от мужа не является такой простой. Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность. Изображена необразованной, хитрой и злобной "бабой", которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься.
Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства, - сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё.
Скотинин - скотиноподобный, скотолюбивый. Довольно ироничной фамилия кажется тогда, когда читатель узнаёт о его единственной страсти — свиньях и всё, что с ними связано. «Люблю свиней…», «В деревеньках ваших водятся ли свинки?», « Я и своих поросят завести хочу», «…как черта изломаю… будь я свиной сын…» Это придаёт его образу некое подобие животного.
В комедии присутствуют не только говорящие фамилии, но и имена, которые не хуже раскрывают сущность героя.
Например, Митрофан - в переводе с греческого имя "Митрофан" означает "похожий на свою мать". Недоросль, избалованный и глупый юноша шестнадцати лет, за которого все всегда делала мать, няня или слуги. Переняв от матери любовь к деньгам, грубость и неуважение к родным (Простакова готова обмануть родного брата, лишь бы уладить выгодный для нее брак), а от отца полную безвольность, он ведет себя как маленький ребенок – не хочет учиться, тогда как женитьбу находит веселой забавой.
Полной противоположностью Митрофана явяется Софья - по-гречески означает "мудрость". Она действительно является разумной, умной, приличной и доброй девушкой. Честная и образованная. «Бог дал тебе все приятности твоего пола,… сердце честного человека», — говорит ей Стародум.
2.3 Фамилии положительных героев в произведении "Недоросль" Д. И. Фонвизина
Стародум - "старые думы", придерживается старины, старинных дворянских добродетялей, что указывает на его мудрость. Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора.
Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед «сильными мира сего». И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе.
Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей.
Правдин - "Стоит за правду". Это государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания.
Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. «Из подвига сердца моего не оставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьми своими власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».
Милон - милый молодой человек, красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил, но он достаточно скромен. «Молодой человек больших достоинств», «вся публика считает его честным и достойным человеком», по словам Стародума.
Итак, на примерах этих говорящих фамилий, данных автором действующим лицам, можно сделать вывод, что они, безусловно, помогают понять личность героя как положительного, так и отрицательного.
2.4 «Говорящие» фамилии в произведении А. С. Грибоедова "Горе от ума"
«Горе от ума» – это действительно новаторское произведение, поскольку это первая русская реалистическая пьеса, автор получает возможность сделать ее более глубокой по содержанию, по охватываемым вопросам, чем могли себе позволить авторы традиционных классицистических комедий.
В «Горе от ума» соединяются классицизм, реализм и романтизм, обогащая друг друга, раскрывая друг друга по-новому. Новое звучание приобретают и говорящие фамилии в «Горе от ума».
Проанализируем фамилию героя, в доме которого разворачиваются все действия комедии – Фамусова, главного оппонента Чацкого.
Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном доме, уважаемый в Москве человек. Он представитель «века минувшего» – консервативного дворянства, которое привыкло оценивать людей по их материальному благосостоянию, по наличию полезных связей в свете. Личность человека не представляет для фамусовского общества никакого интереса, если этот человек не имеет высокого чина.
Мнение света – единственное, о чем печется Павел Афанасьевич. Эта черта и вынесена в фамилию героя, ведь Фамусов – производное от латинского «fama» – молва. Недаром финальной фразой этого героя стало полное горечи восклицание: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Фамилия Алексея Молчалина является одной из самых простых для понимания фамилий в произведении «Горе от ума». Она подчеркивает склонность этого героя поступать согласно примеру старшего поколения: прислушиваться к мнению света, выслуживаться перед вышестоящими людьми.
Фамилия Молчалин отражает главный жизненный принцип этого героя: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», "Ведь надобно зависть от других (...) В чинах мы небольших". "А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных", - говорит о Молчалине Чацкий. Несмотря на всю свою мелочность и безвольность, он всё-таки очень хитёр.
Также Молчалин существует по жалкому и ничтожному наказу отца: "Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была". Более сложным представляется анализ фамилии главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Известно, что первоначально его фамилия звучала несколько иначе – Чадский.
Можно предположить ее восхождение к слову «чад» - нездоровая, разлагающаяся обстановка. Побывав за границей, спустя три года герой оказывается в доме, где он воспитывался, но понимает, что здесь ему не рады. Его удивляет холодность и равнодушие, с которыми его встречает Софья, его возлюбленная. Он не может принять законы, по которым живет дворянское общество, потому что они расходятся с его нравственными установками.
Его побаивается свет, ведь Чацкий – сторонник Просвещения, обладатель незаурядного ума, который может нарушить привычный уклад жизни консервативного дворянства. Именно поэтому свет объявляет своего противника сумасшедшим, ведь обличительных речей безумного Чацкого не стоит опасаться.
В отличие от других главных героев произведения он единственный, кто честно и верно живёт по правилу "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Герой вынужден находиться в «чаду» собственных переживаний, нападок общества, непонимания.Говорящими фамилиями наделены и второстепенные персонажи пьесы. Скалозуб - "скалить зубы", остряк.
На вечере в доме Фамусова нам встретятся Тугоуховские - тугие на ухо, Хлёстовы - от "хлесткий", Хрюмины - от "хрюшки", "свиньи". Даже фамилия Репетилова, появляющегося лишь в четвертом действии, несет высокую смысловую нагрузку. Она произошла от французского слова «repeto» – повторяю. Репетилов – отражение Чацкого в кривом зеркале, его карикатурный двойник. Он не имеет собственного мнения, а лишь повторяет слова и мысли, услышанные в обществе, в том числе и мысли Чацкого.
Таким образом, значение фамилий в «Горе от ума» велико для понимания проблематики комедии. Фамилии героев в пьесе «Горе от ума» несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, нежели говорящие фамилии в традиционной комедии классицизма.
2.5 Мои методы исследования:
опрос и листы опроса обучающихся 8-9 классов МБОУ «Новобурейской СОШ№3»
В соответствии с поставленными задачами и актуальностью данной работы был проведён письменный опрос среди учащихся 8 класса и опрос в 9 классе.
В письменном опросе приняло участие 20 учеников 8 класса. Из которых 90% дали положительный ответ, и лишь 10 % не поняли, что означает данный художественный термин.
Далее мной был проведён опрос среди учащихся 9 класса. В данном опросе приняло участие 8 человек. Каждому ученику был задан вопрос, знают ли они художественный термин «говорящие» фамилии, и просьба привести пример «говорящих» фамилий из произведений, которые были прочитаны в 8-ом и 9-ом классе.
100% учащихся имеют представление о таком термине, как «говорящие» фамилии, и каждый смог привести пример из произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль», либо же
А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Заключение
Итак, на примерах этих говорящих фамилий, данных автором действующим лицам, можно сделать вывод, что они, безусловно, помогают понять личность героя как положительного, так и отрицательного
Таким образом, значение фамилий в «Горе от ума» велико для понимания проблематики комедии. Фамилии героев в пьесе «Горе от ума» несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, нежели говорящие фамилии в традиционной комедии классицизма. Писатели-классицисты умело оперирует приёмом "говорящие" фамилии. С их помощью они высмеивают помещиков, более точно изображает их нрав, детально характеризует их личность.
В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я рассмотрела и проанализировала использование "говорящих" фамилий, постаралась раскрыть их значение и значимость в произведении.
Итак, имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы. Я доказала верность гипотезы, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.
Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.
Для написания данной работы были использованы ресурсы сети Интернет
Приложение
Отзыв
Тематика:
Автор работы:
Халицкая Елизавета
Руководитель проекта:
Сачук Ольга Васильевна
Учреждение:
МБОУ Новобурейская СОШ № 3 пгт Новобурейского Бурейского района Амурской области
Класс:
9
В процессе исследовательской работы по литературе "Говорящие фамилии в произведениях Д.И. Фонвизина "Недоросль" и А.С. Грибоедова "Горе от ума" ученицей 9 класса была поставлена цель исследовать использование "говорящих" фамилий в произведениях русских писателей конца XVIII – начала XIX вв., на примере текстов Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума".
Подробнее о проекте:
В предложенном исследовательском проекте по литературе "Говорящие фамилии в произведениях Д.И. Фонвизина "Недоросль" и А.С. Грибоедова "Горе от ума" автором приводится изучение теоретической информации об ономастике и "говорящих" фамилиях в литературе, рассматривается творчество писателей, которые использовали прием "говорящих" фамилий в характеристике образов героев произведений.
Представленная работа о значении фамилий в литературе содержит анализ "говорящих" фамилий в произведениях Д.И. Фонвизина "Недоросль" и А.С. Грибоедова "Горе от ума", изучает их значение, способ образования и определяет, какую роль "говорящие" фамилии играют в характеристике героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль "говорящих" фамилий в создании образа главного героя в рассказах А.П.Чехова.
В данной работе представлена методическая разработка к урокам литературы при изучении творчества А.П.Чехова...
Говорящие фамилии
Учебно-исследовательская работа по литературе...
Исследовательская работа на тему: «Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа». Часть 1.
Большая исследовательская работа охватывает ряд крупных произведений классической литературы. В 1 части рассказывается о говорящих именах и фамилиях в 3 произведениях: "Недоросль", "Горе от ума", "Мер...
«Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа в произведениях русских писателей». Часть 2
Во второй части исследовательской работы говорится об именах в произведениях А.С.Пушкина, в сказках, в балладе В. Жуковского "Светлана", в повести "Бедная Лиза" Н. Карамзина, в рассказе Н.Гоголя "Шине...
Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа в произведениях русских писателей. Часть 3.
В 3 части исследовательской работы говорится об именах героев пьесы Н.Гоголя "Ревизор", рассказов М.Булгакова "Собачье сердце", И. Тургенева "Муму", И.Бунина "Лапти", А Платонова "Юшка"...
"Говорящие фамилии" в русской драматургии ХIX века
Научно-исследовательская работа...
Говорящие фамилии в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Данная статья методиста Венгурцевой В.В. представляет собой анализ одного из аспектов романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Догадки, выдвинутые в статье относительно фамилий героев романа, я...