Владимир Высоцкий. Штрихи к портрету. Урок литературы в 11 классе
методическая разработка по литературе (11 класс)

Куренкова Елена Владиславовна

Владимир Высоцкий. Штрихи к портрету. Урок литературы в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературы в 11 классе17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Тема: «Владимир Семёнович Высоцкий: штрихи к портрету »

(урок открытия нового знания)

Цели урока:

Образовательные:

  • Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения В.С. Высоцкого. Пробудить интерес к его личности, к его творчеству.

Развивающие:

  • Обучить умению находить «ключ» к пониманию личности поэта

Воспитательные:

  • Воспитать у учащихся чувство сопереживания к судьбе другого человека

Этап мотивации к учебной деятельности:

        Сегодня у нас первая серьёзная встреча с личностью Владимира Семеновича Высоцкого. Говорить о нём легко  и сложно  одновременно: Владимир Семёнович Высоцкий не просто поэт, не просто бард, не просто актёр и представитель советской культуры, он - самый популярный, самый «цитируемый» и загадочный  человек середины XX века. Единственный, кто смог написать энциклопедию советской жизни в стихах и песнях. Имя Высоцкого (без преувеличения) было известно каждому в нашей стране: и жителям крупных городов, и самых отдалённых деревень. «Высоцкий есть исторический деятель, никуда от этого не денешься», — сказал Натан Эйдельман еще тридцать с лишним лет тому назад. Это был поэт «принятый» и «освященный» различными социальными группами. В нём видели «своего» и военные, и шоферы - дальнобойщики, и спортсмены, и диссиденты. Он воплощал образы настоящих мужчин, борцов за жизнь, философов времени. И каждый открывал своего Высоцкого.

        О Высоцком снимают документальные и художественные фильмы, ставят спектакли. Это свидетельствует о неугасающем интересе к личности поэта, с одной стороны, но с другой - за прошедшие десятилетия выработались некоторые непреодолимые до сих пор клише при подходе к личности В.С. Высоцкого, устоялось общее мнение о его творчестве, которое часто воспринимается как общедоступное, а иногда даже как народное. И сегодня наша задача состоит в том, чтобы - может быть - разрушить известные стереотипы и составить портрет «своего» Высоцкого. Итак, наш урок называется «Штрихи к портрету» (1-й слайд презентации)

Актуализации и пробного учебного действия:

        - Напишите, что вам известно о Владимире Высоцком или с чем у вас ассоциируется его имя и творчество (демонстрация слайд-шоу о Высоцком - «начало»)

        - Итак, что мы знаем о Высоцком? (Высказывания учеников, мнения не комментируются,  не оспариваются и не анализируются)

Этап выявления места и причины затруднения

        Демонстрация 2-го слайда презентации с комментариями о пути поэта.

        Первое стихотворение (ученики читают, раздаточный материал) было написано восьмиклассником Володей Высоцким 8 марта 1953 г. на смерть И.В. Сталина, его первые стихи чистые, размашистые, сердечные. Он начал исполнять свои песни, аккомпанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, несколько позднее — на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно рас­ширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность. По словам И. Бродского, «это был невероятно талантливый человек, невероятно одаренный, совершенно замечательный стихотворец. Рифмы его абсолютно феноменальны. С одной стороны, его трагедия, с другой, удача — то, что он избрал карьеру барда, шансонье…

        И последнее стихотворение, написанное незадолго до смерти (ученики читают, раздаточный материал), которое выворачивает наизнанку душу поэта. Это стихотворение пишет уже известный поэт, состоявшийся актер… Между этими стихами всего каких-то 22 года - и целая жизнь. Почему так произошло, тема наших будущих уроков.

Этап построения проекта выхода из затруднения

А сейчас я представлю вам подборку самых популярных клише о Владимире Высоцком и его творчестве.

Этап реализации построенного проекта

- демонстрация 3 слайда с высказываниями о поэте, постановка учебных задач, работа с раздаточным материалом.

Учебная задача: соотнесите материалы слайда с высказываниями  о Высоцком его современников и самого поэта. Сделайте необходимые заметки в тетради.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Какие устойчивые мнения вы можете подтвердить, а какие - опровергнуть? (время, отведенное на работу не менее 10 минут, выступления учащихся после работы в парах)

- Что ёщё вас удивило в воспоминаниях и высказываниях о Владимире Высоцком, о его творчестве?

Этап  самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

        - демонстрация 4 слайда с высказываниями о поэте литераторов 60-х, 80-х, 90-х годов ХХ века и наших современников, постановка учебной задачи, работа с раздаточным материалом (через 5-7 минут выступления по вопросам 4 слайда)

Вывод-обобщение после выступлений учащихся.

Этап  включения в систему знаний и повторения

- демонстрация 5-го слайда с планом составления синквейна

Составление синквейна и демонстрация заключительного слайд-шоу о В.С. Высоцком.

Этап рефлексии учебной деятельности

        Афиширование синквейнов учащимися.

        Итог: итак, мы «набросали» штрихи к портрету В.С. Высоцкого. Хочется верить, что у нас получилось убрать шаблонный образ поэта, открыли новое, увидели его как глубокого, душевно тонкого, сомневающегося человека. Подробная встреча с творчеством поэта у нас впереди.

Домашнее задание: найти в творчестве В.С. Высоцкого стихотворения - двойчатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

"Гибель души человеческой" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет"). Урок литературы в 8 классе.

Демонстрация способа анализа текста как средства формирования и  совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение (на основе повести Н.В.Гоголя "Портрет")....

Владимир Маяковский: поэт и человек. Урок литературы в 11 классе

Урок разработан для учащихся 11 класса, начинающих знакомиться с  творчеством Вл. Маяковского. Основные технологии, используемые в уроке - проблемного обучения, дифференцированного обучения, груп...

Урок-эссе И.С.Тургенев. "Штрихи к портрету". Урок литературы в 10 классе.

На уроке представлен материал, расширяющий знания учащихся о писателе И.С.Тургеневе: воспоминания самого писателя и  его современников, интересные факты из жизни....

Владимиру Высоцкому посвящается… ( десятиминутка для учащихся 5-9 классов)

Владимиру Высоцкому  посвящается…( десятиминутка  для  учащихся 5-9 классов) Учитель. Этот  рассказ  о Вл. Высоцком – не дань моде, а дань памяти.  Памяти о...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...