Владимир Высоцкий. Штрихи к портрету. Урок литературы в 11 классе
методическая разработка по литературе (11 класс)
Владимир Высоцкий. Штрихи к портрету. Урок литературы в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 11 классе | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
Тема: «Владимир Семёнович Высоцкий: штрихи к портрету »
(урок открытия нового знания)
Цели урока:
Образовательные:
- Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения В.С. Высоцкого. Пробудить интерес к его личности, к его творчеству.
Развивающие:
- Обучить умению находить «ключ» к пониманию личности поэта
Воспитательные:
- Воспитать у учащихся чувство сопереживания к судьбе другого человека
Этап мотивации к учебной деятельности:
Сегодня у нас первая серьёзная встреча с личностью Владимира Семеновича Высоцкого. Говорить о нём легко и сложно одновременно: Владимир Семёнович Высоцкий не просто поэт, не просто бард, не просто актёр и представитель советской культуры, он - самый популярный, самый «цитируемый» и загадочный человек середины XX века. Единственный, кто смог написать энциклопедию советской жизни в стихах и песнях. Имя Высоцкого (без преувеличения) было известно каждому в нашей стране: и жителям крупных городов, и самых отдалённых деревень. «Высоцкий есть исторический деятель, никуда от этого не денешься», — сказал Натан Эйдельман еще тридцать с лишним лет тому назад. Это был поэт «принятый» и «освященный» различными социальными группами. В нём видели «своего» и военные, и шоферы - дальнобойщики, и спортсмены, и диссиденты. Он воплощал образы настоящих мужчин, борцов за жизнь, философов времени. И каждый открывал своего Высоцкого.
О Высоцком снимают документальные и художественные фильмы, ставят спектакли. Это свидетельствует о неугасающем интересе к личности поэта, с одной стороны, но с другой - за прошедшие десятилетия выработались некоторые непреодолимые до сих пор клише при подходе к личности В.С. Высоцкого, устоялось общее мнение о его творчестве, которое часто воспринимается как общедоступное, а иногда даже как народное. И сегодня наша задача состоит в том, чтобы - может быть - разрушить известные стереотипы и составить портрет «своего» Высоцкого. Итак, наш урок называется «Штрихи к портрету» (1-й слайд презентации)
Актуализации и пробного учебного действия:
- Напишите, что вам известно о Владимире Высоцком или с чем у вас ассоциируется его имя и творчество (демонстрация слайд-шоу о Высоцком - «начало»)
- Итак, что мы знаем о Высоцком? (Высказывания учеников, мнения не комментируются, не оспариваются и не анализируются)
Этап выявления места и причины затруднения
Демонстрация 2-го слайда презентации с комментариями о пути поэта.
Первое стихотворение (ученики читают, раздаточный материал) было написано восьмиклассником Володей Высоцким 8 марта 1953 г. на смерть И.В. Сталина, его первые стихи чистые, размашистые, сердечные. Он начал исполнять свои песни, аккомпанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, несколько позднее — на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность. По словам И. Бродского, «это был невероятно талантливый человек, невероятно одаренный, совершенно замечательный стихотворец. Рифмы его абсолютно феноменальны. С одной стороны, его трагедия, с другой, удача — то, что он избрал карьеру барда, шансонье…
И последнее стихотворение, написанное незадолго до смерти (ученики читают, раздаточный материал), которое выворачивает наизнанку душу поэта. Это стихотворение пишет уже известный поэт, состоявшийся актер… Между этими стихами всего каких-то 22 года - и целая жизнь. Почему так произошло, тема наших будущих уроков.
Этап построения проекта выхода из затруднения
А сейчас я представлю вам подборку самых популярных клише о Владимире Высоцком и его творчестве.
Этап реализации построенного проекта
- демонстрация 3 слайда с высказываниями о поэте, постановка учебных задач, работа с раздаточным материалом.
Учебная задача: соотнесите материалы слайда с высказываниями о Высоцком его современников и самого поэта. Сделайте необходимые заметки в тетради.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Какие устойчивые мнения вы можете подтвердить, а какие - опровергнуть? (время, отведенное на работу не менее 10 минут, выступления учащихся после работы в парах)
- Что ёщё вас удивило в воспоминаниях и высказываниях о Владимире Высоцком, о его творчестве?
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- демонстрация 4 слайда с высказываниями о поэте литераторов 60-х, 80-х, 90-х годов ХХ века и наших современников, постановка учебной задачи, работа с раздаточным материалом (через 5-7 минут выступления по вопросам 4 слайда)
Вывод-обобщение после выступлений учащихся.
Этап включения в систему знаний и повторения
- демонстрация 5-го слайда с планом составления синквейна
Составление синквейна и демонстрация заключительного слайд-шоу о В.С. Высоцком.
Этап рефлексии учебной деятельности
Афиширование синквейнов учащимися.
Итог: итак, мы «набросали» штрихи к портрету В.С. Высоцкого. Хочется верить, что у нас получилось убрать шаблонный образ поэта, открыли новое, увидели его как глубокого, душевно тонкого, сомневающегося человека. Подробная встреча с творчеством поэта у нас впереди.
Домашнее задание: найти в творчестве В.С. Высоцкого стихотворения - двойчатки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
"Гибель души человеческой" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет"). Урок литературы в 8 классе.
Демонстрация способа анализа текста как средства формирования и совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение (на основе повести Н.В.Гоголя "Портрет")....
Владимир Маяковский: поэт и человек. Урок литературы в 11 классе
Урок разработан для учащихся 11 класса, начинающих знакомиться с творчеством Вл. Маяковского. Основные технологии, используемые в уроке - проблемного обучения, дифференцированного обучения, груп...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок-эссе И.С.Тургенев. "Штрихи к портрету". Урок литературы в 10 классе.
На уроке представлен материал, расширяющий знания учащихся о писателе И.С.Тургеневе: воспоминания самого писателя и его современников, интересные факты из жизни....
Владимиру Высоцкому посвящается… ( десятиминутка для учащихся 5-9 классов)
Владимиру Высоцкому посвящается…( десятиминутка для учащихся 5-9 классов) Учитель. Этот рассказ о Вл. Высоцком – не дань моде, а дань памяти. Памяти о...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...