Владимир Маяковский: поэт и человек. Урок литературы в 11 классе
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Волкова Ольга Викторовна

Урок разработан для учащихся 11 класса, начинающих знакомиться с  творчеством Вл. Маяковского. Основные технологии, используемые в уроке - проблемного обучения, дифференцированного обучения, групповые, компьютерные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_mayakovskomu.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:            Владимир Маяковский: поэт и человек.                         11 класс

Цели урока: 1) дать представление о неординарной, трагической  личности поэта, его  

                           раннем творчестве, которое носило новаторский характер;

                        2) активизировать мышление учащихся;

                        3) развивать творческие способности и навыки исследовательской      

                           деятельности;

                       4) Формировать  духовно – нравственные ценности, культурную личность.

Технологии:  проблемного обучения, групповые, компьютерные,  дифференцированного  

                        обучения

Методические приемы:  презентация, лекция учителя с элементами беседы(дискуссии), работа в малых группах со стихотворениями  поэта ,  комментированное чтение и анализ  стихотворений.

Ход   урока:

УЧИТЕЛЬ:

Учащиеся:

I.

Организационный момент: нам потребуется сегодня на уроке тетрадь, линейка, карандаш.  В процессе работы мы с вами  будем  заполнять таблицу

II. Беседа (дискуссия)  с постановкой проблемного вопроса.

Учитель читает стихотворение В.Маяковского «Несколько слов о себе самом»

Запись темы урока в тетради. Чертим таблицу из двух столбиков.

Самостоятельная работа  в малых группах с  избранными  текстами  стихотворений  поэта.

Слайд

 

III. Презентация

Основные мысли учащиеся записывают в тетрадь

Слайд

Слайд

Объяснение нового материала.

- Кто из вас может назвать себя знатоками  в современном мире моды (шоу-бизнеса, политики)?

- А как называют публичных людей, которые стремятся быть необычными, не как все, желают выделиться из толпы?

- Можете назвать несколько примеров таких  экстравагантных, неординарных личностей?

- Послушайте и ответьте, можно ли автора следующего стихотворения  назвать неординарным,  экстравагантным?

Почему?

Я люблю смотреть, как умирают дети.
Вы прибоя смеха мглистый вал заметили
за тоски хоботом?
А я —
в читальне улиц —
так часто перелистывал гро̀ба том.
Полночь
промокшими пальцами щупала
меня
и забитый забор,
и с каплями ливня на лысине купола
скакал сумасшедший собор.
Я вижу, Христос из иконы бежал,
хитона оветренный край
целовала, плача, слякоть.
Кричу кирпичу,
слов исступленных вонзаю кинжал
в неба распухшего мякоть:
«Солнце!
Отец мой!
Сжалься хоть ты и не мучай!
Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.
Это душа моя
клочьями порванной тучи
в выжженном небе
на ржавом кресте колокольни!

Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!»

[1913]

-  Как думаете, кто мог написать так в начале 20 века?

- Да, конечно, это  поэт Серебряного века Владимир Владимирович Маяковский!  Поэт-горлан, как его иногда называют. Человек с непростой  судьбой. Человек, который никакому делу не отдавал себя наполовину. Он отдавал всего себя. Или не отдавал ничего.

- Итак, сегодня на уроке я предлагаю вам при помощи таблицы  поговорить о Маяковском,  как о поэте и как о человеке. Как будут называться колонки в таблице?

- Перед вами  текст прочитанного мною стихотворения. Вы знаете, что по законам литературы  любой писатель или поэт выражает себя в слове. Вот вы сейчас попробуете найти в предложенном стихотворении  строки, которые, на ваш взгляд, характеризуют Маяковского как поэта и как человека  и выпишите эти цитаты в разные колонки.

- Что заметили?

- Послушайте  еще один  отрывок из стихотворения Маяковского  «Дешевая распродажа» 

…Слушайте ж:
все, чем владеет моя душа,
- а ее богатства пойдите смерьте ей! -
великолепие,
что в вечность украсит мой шаг
и самое мое бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклоненных соберет мировое вече,
все это - хотите? -
сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье…
…Люди!
За человечье слово -
не правда ли, дешево?
Пойди,
попробуй,-
как же,
найдешь его!

- Что из этого отрывка вы бы выписали в таблицу, подтверждая свои догадки?

- Как думаете, зачем Маяковский-поэт бросает  в своих стихах  такой вызов обществу?

- Да, верно. Кто же не откликнется на столь чудовищные, столь бесчеловечные по смыслу строки: «Я люблю смотреть, как умирают дети…» Мурашки по коже…

Поэтому с первого же появления Маяковского в печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана. Его выступления сопровождались улюлюканьем, были «просвистаны до дыр», как говорили. Но что же скрывалось за этой напускной грубостью, доходящей до наглости?

-Давайте посмотрим, с помощью каких выразительных синтаксических средств передает Маяковский состояние своей души?

- Так какой  же вывод можно  сделать, сравнивая Маяковского-поэта и Маяковского-человека? Запишите свои  мысли внизу таблицы.

- Да, ребята,  трудно сказать, кто еще соединил в себе столько непримиримых противоречий!

Он отторг от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры; его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала; им восторгались, его боготворили и славословили – о нем злословили и издевались; его любили и ненавидели!

- Марина Цветаева в своё время написала об этом: « Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир  Маяковский с самим собой… Маяковский закончил сильнее, чем лирическим стихотворением – выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый  - поэт встал  и человека убил…»

Да, жизнь человека Маяковского оборвалась с его выстрелом, жизнь  поэта Маяковского – продолжается.

Лекция  с элементами беседы.

-  Творческий дебют Вл.Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой  и выступлениями русских футуристов. Что вы  помните об этом литературном течении Серебряного века?

-Да, всё верно. Вот только футуризм воплощался не только в литературных произведениях, но и в самом поведении участников течения: вызывающе оформлялись публичные выступления (как театральные представления);

К.  Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в женской по тогдашним критериям желтой кофте,

А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т.п.

- Верно, а позже М.Горький перефразирует это заявление: « Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им надо открывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой, новой жизни»-

-Футуристы вынесли искусство на улицы, в народ, и сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию, т.к. искусство, по их мнению, должно будить и будоражить. И хотя Маяковский и примкнул к футуристам, он находил свой, собственный путь. Это путь

поэта-борца, поэта-революционера. Его занимают не внешние приемы футуристов, ему дорог сам протест против застоя в искусстве и в жизни, его увлекает борьба с воинствующим старым. Он ищет язык, который был бы понятен народу, он выбирает слова, которые достаточно сильны, чтобы прозвучать на площади.

Таковы и первые, ранние стихи поэта, который на первых порах утверждал себя в группе футуристов.

-  Откройте оглавление сборника стихотворений раннего Маяковского и посмотрите на названия стихов.

- Какой бы вывод вы сделали, говоря о тематике этих произведений?

 

Я! Я! Я!

Экстравагантными, причудливыми, эксцентричными, странными, неординарными, белыми воронами и т.п.

М. Джексон, Жанна Агузарова, В.Жириновский, Сергей Зверев, Моисеев, Шура и т.п.

Да, конечно! Еще каким экстравагантным! Странным! …

Страшные мысли в начале стихотворения

Похоже на Маяковского, это он всё хотел выделиться…

 

Один столбик –

М - поэт, другой – М - человек

Я люблю смотреть, как умирают дети…, скакал сумасшедший собор… и т.п.

…Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!..

…Это душа моя
клочьями порванной тучи в выжженном небе…

Это как будто разные люди, два разных человека…

…богатства души…, …великолепие,
что в вечность украсит мой шаг
и самое мое бессмертие…,

…все это - хотите? -сейчас отдам за одно только слово
ласковое,
человечье…

Трудно сказать, но, может быть, чтобы быстрее обратили внимание, услышали?

Одиночество, «порванная в клочья душа»…

Много восклицательных знаков, как крик души…

Маяковский- поэт – это публичный, экстравагантный, любящий шокировать публику мастер слова, а Маяковский –человек – это легкоранимая, душевно незащищенная, одинокая личность, которая пытается через внешнюю браваду, грубость, дерзость достучаться до толпы.

- Футуризм – от латинского futurum – будущее. В качестве художественной программы  футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир;

 - Они говорили,

что надо «сбросить Пушкина  с корабля современности»;

- Футуристы придумали свой, новый язык.

- Появилась у футуристов и скандальная декларация «Пощечина общественному вкусу». «Рог времени трубит нашими голосами» - заявляли они.

«Ночь», «Утро», «Порт», «Уличное», «Из улицы в улицу», «Вывескам», «Театры», «Кое-что про Петербург» и т.п.

Внешний мир, город, городские пейзажи.

- а еще: «Себе любимому посвящает эти строки автор»,  «Вот так я сделался собакой»,  «А вы могли бы?», «Нате!» «Послушайте!»,

«Я и Наполеон» - это, как будто, о самом Маяковском,

Работа с таблицей

Комментированное чтение стихотворения учителем

Кабаре - (франц . cabaret, букв. - кабачок), первоначально (с 80-х гг. 19 в. во Франции) импровизированные представления в литературно-художественных кафе с участием поэтов, музыкантов, актеров. Как правило, со временем происходило превращение кабаре в рестораны с эстрадной программой или театры малых форм. Наиболее известные кабаре в России в нач. 20 в. - "Летучая мышь", "Бродячая собака". Современные кабаре чаще всего существуют в виде ресторанов с эстрадной программой. ;

IV.

Дифференцированное домашнее задание

Для 1 группы

Для 2 группы

Для 3 группы

Для 4 группы

 

 

 

Да. Две основные темы можно выделить в раннем творчестве поэта – внешний (городской) мир и  образ «я» (внутренний мир), которые противопоставлены друг другу.  

- А   если бы я попросила вас  продолжить начатую таблицу и записать заглавия стихотворений в знакомые вам две колонки, как бы вы распределили их?

- Замечательно! Пропустив немного места после записанного вами выводы, продолжите таблицу так, как вы сейчас сказали.

Давайте откроем стихотворение «Нате!» и прочитаем его.

- Перечислите, чем представлен предметный мир этого стихотворения?

- Каков образ мещанской толпы? Приведите примеры.

- А каков пафос этого произведения? Напомню, что пафос – воодушевление, душевный подъем, возвышенный, торжественный или трагический стиль риторики; иногда – идея, замысел произведения воплощены при помощи пафоса.

- Верно. А теперь представьте, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда поэт бросил: «Нате!» в лицо благопристойной  буржуазной публике!..

Вообще-то, антиэстетизм Маяковского – это принцип всех футуристов. Человеческая природа, считал Маяковский, это единство двух начал: биологического и духовного (материального и творческого). В буржуазном обществе, по мнению поэта, эти начала разъединены, нормой является – материальное, и отчуждается духовное. Такова идея этого произведения.  Вспомните рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»… Идеальному нет места в жизни! Вот о чем кричал Маяковский! Поэтому столь  отталкивающе материальное изображается в ранних  стихах поэта: «обрюзгший жир», «мясо», «слюни» и т.п. , т.е. он вкладывает в стихи свой опыт и свое отношение к жизни. Это очень важно для понимания Маяковского как поэта.

Рефлексия.

Итак, заканчивая урок, хотелось бы подвести промежуточные итоги, т.к. основной разговор о Маяковском еще впереди.

- Кто-нибудь из вас обратил внимание, что мы сегодня на уроке, знакомясь с новым представителем  классической литературы,  работали не по обычной схеме, не как с другими писателями или поэтами? Чего не было? О чем вы не услышали?

- Верно.  Искать эту информацию к следующему уроку  будет группа из 3-х человек. В их задачу будет входить следующее: прочитать статью В.Маяковского «Я сам», выбрать из нее интересные факты биографии и рассказать. Работу оформить в виде доклада или  презентации.

-  Как звучала тема урока? Какой вывод мы с вами сделали?

           

- Скажите, легко ли быть неординарной личностью?

- На этот вопрос дома будут отвечать следующие (например, по списку) 5-8 человек. Работу оформить в виде сочинения – рассуждения.

-  Что еще сегодня на уроке делали?

- Хорошо, только мы  пока не говорили о внутреннем мире поэта. Эту работу будет выполнять дома  следующая группа учащихся (5-7 человек). Возьмите  1-2 стихотворения Маяковского,  названия которых  вы записали во вторую колонку, и проанализируйте их, указав   тему и идею  стихотворения,  обозначив лирического героя, его мир, какой он, какими средствами выражен, обратите внимание на  самовитый  язык поэта.

- А четвертая группа возьмет 1-2 стихотворения, записанные в первую колонку таблицы, и тоже проанализирует  их по такому же плану: тема и идея стихотворения, пафос, выразительные приемы, лирический герой, его особенность, язык произведения.

- И еще. Выполняя домашнее задание (все группы), помните, что  нет двух лирических героев в раннем творчестве Маяковского – одного «хорошего», другого «циничного».  Есть сложный, противоречивый образ человека, который иногда, словно устав от ощущения своей ненужности, в отчаянии надевает на себя маску пошляка и циника, с тем чтобы потом с еще большей яростью отбросить ее. Демонстративный цинизм лирического героя в творчестве молодого Маяковского – не что иное, как оборотная сторона его протестующего, воинствующего одиночества, «защитная реакция» на то, что его окружает.

- Спасибо за работу на уроке!

 

В первую, где поэт, записали бы названия, связанные с городом, а во вторую – с внутренним миром поэта.

Щи, белила, вещи, калоши и т.п., т.е. материальным.

Отвратительный образ: толпа звереет, будет тереться, «ощетинит ножки стоглавая вошь»

Скорее обличительный, социальный

О биографии Маяковского: где родился, где учился, где жил…

Маяковский- поэт – это публичный, экстравагантный, любящий шокировать публику мастер слова, а Маяковский –человек – это легкоранимая, душевно незащищенная, одинокая личность, которая пытается через внешнюю браваду, грубость, дерзость достучаться до толпы.

….

Говорили о  двух темах  ранних стихов Маяковского: город, внешний мир и  «я», внутренний мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Василий Андреевич Жуковский. Краткие сведения о поэте. Презентация к уроку литературы в 6 классе

Презентация по литературе к уроку в 6 классе (УМК Г. Меркина). Содержит краткие сведения о биографии поэта....

Материал к уроку литературы, 11 класс, "Лирика В. Маяковского"

Материал для анализа стихотворения В. Маяковского "Послушайте!"...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

Урок литературы. 6 класс. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко.

Урок литературы. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко. Стихотворение из сборника "Куда уходят туманы". Технологическая карта, конспект урока, приложения....

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Конспект урока литературы 11 класс В.В. Маяковский

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Художественный мир. Ранняя лирика В. Маяковского"...