Литература ВОВ
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры. На великую народную беду сразу откликнулись и поэты . Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.
В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя ЛИРИКА. Она стала явлением уникальным . Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах. Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков. Многие военные стихи становились популярными песнями (« Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Землянка» А. Сурков и др.) Каковы же особенности лирики военного времени? Отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.; 3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага), лироэпические (баллада, поэма); многогранность и глубина лирики; раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла; музыкальность стиха соседствует с простотой изложения; создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).
Поэзия, опалённая войной… Лирика военных лет Юлия Друнина Иосиф Уткин Муса Джалиль Константин Симонов Алексей Сурков
Юлия Друнина (1924-1991) Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы. Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву. И тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. * * * Целовались. Плакали И пели. Шли в штыки. И прямо на бегу Девочка в заштопанной шинели Разбросала руки на снегу. Мама! Мама! Я дошла до цели… Но в степи, на волжском берегу Девочка в заштопанной шинели Разбросала руки на снегу. 1944
Иосиф Уткин (1903-1944) Иосиф Павлович был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г. Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с Западного фронта в Москву, погиб в авиационной катастрофе. Если я не вернусь , дорогая… Если я не вернусь , дорогая, Нежным письмам твоим не внемля, Не подумай, что это – другая, Это значит – сырая земля. Это значит – дубы-нелюдимы Надо мною грустят в тишине. А такую разлуку с любимой Ты простишь вместе с Родиной мне. Только вам я всем сердцем и внемлю. Только вами я счастлив и был: Лишь тебя и родимую землю Я всем сердцем, ты знаешь, любил. И доколе дубы-нелюдимы Надо мной не склонятся, дремля, Только ты мне и будешь любимой, Только ты да родная земля! Сестра Когда упав на поле боя – И не в стихах, а наяву,- Я вдруг увидел над собою Живого взгляда синеву, Когда склонилась надо мною Страданья моего сестра, - Боль сразу стала не такою: Не так сильна, не так остра. Меня как будто оросили Живой и мертвою водой, Как будто надо мной Россия Склонилась русой головой.
Муса Джалиль (1906-1944) Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Платок Платочек в руку на прощанье Вложила мне моя любовь, И вот его к открытой ране Прижал я, чтоб не била кровь, Отяжелел платок дареный, От крови стал горяч и ал. Платок, любовью озаренный, Ослабил боль и кровь унял. Я шел на смерть за счастье наше И не боялся ничего. Пусть кровью мой платок окрашен, Но я не запятнал его. Июль,1942 Без ноги Вернулся я! Встречай, любовь моя! Порадуйся, пускай безногий я: Пред врагом колен не преклонял, Он ногу мне за это оторвал. Ударил миной, наземь повалил. «Ты поклонился»,- враг торжествовал. Но тотчас дикий страх его сковал: Я без ноги поднялся и стоял…
Константин Симонов (1915-1979) Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны. 24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. Написанное во время войны стихотворение «Жди меня» стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.
Алексей Сурков (1899-1983) Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни «Землянка»
Огромное горе войны коснулось каждой семьи… Я шлю письмо из сорок первого. Взгляни на снимок, человек родной. На нем я вместе с нашими ребятами. Ты посмотри, какой я молодой…
Шапошников Виктор Сергеевич – участник В.О.войны, прадед Буториной Анны
Богачёв Николай Осипович- гвардии старший сержант, зенитчик, старший брат деда Максима Пестова
Битюгов Василий Иванович – участник В.О.войны, моряк-сержант, учитель истории и географии, дедушка Дергачева Дмитрия
Краткий обзор поэзии периода Великой Отечественной войны показал, что подвиг народа не остается в прошлом. Каждая семья помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими. Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям! Вопросы и задания: Какую роль сыграла литература в годы Великой Отечественной войны? Каковы же особенности лирики военного времени? Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его. Напишите эссе на тему: «Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?» Подготовьте проект «Военная лирика поэтов-земляков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...