Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Предмет: литература
Учитель: Андреева М.Д.
Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе
Цель: формирование у учащихся целостного представления о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого.
Задачи: познакомиться с биографией Л.Н. Толстого
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация обучающихся на учебную деятельность | Орг. момент. | Настраиваются на урок |
Актуализация знаний | Найди ошибку. (слайд 2) 1.Муму была породы немецкая овчарка (нет) а какой породы? 2. Татьяна служила у барыни прачкой (да) 3. Автор Муму – А.С. Пушкин (нет) А кто? 4. Герасим был высоким и сильным мужчиной (да) 5. Барыня была доброй и внимательной к своим слугам (нет) | Находят ложные и верные утверждения |
Целеполагание | Итак, мы с вами завершаем разговор о Муму и двигаемся дальше. (слайд 3) Посмотрите на слайд. Знаете ли вы, кто это? Да, это Л.Н. Толстой. Тема сегодняшнего урока: «Изучение жизни и творчества Л.Н. Толстого» Исходя из темы, какие задачи поставим на урок? | Л.Н. Толстой Познакомиться с биографией Толстого |
«Открытие» нового знания | Можно уже открыть учебник на стр. 229, там мы видим биографию Толстого. Ребята, обратите внимание на экран. Назовите даты жизни Л.Н. Толстого. А в каком веке родился писатель? А в каком умер? Сколько лет прожил писатель? Молодцы. Долгую жизнь прожил этот человек. Л.Н. Толстой стал свидетелем многих крупных исторических событий. Посмотрите на даты жизни и скажите, какие исторические события вы можете назвать в этих хронологических рамках? (слайд 4) Да, все эти исторические события он пережил. Л.Н. Толстой – участник Крымской войны.. А как вы думаете, зачем мы говорим об этих событиях, мы ведь изучаем литературное произведение? Верно, мы в этом убедимся, т.к. мы будем говорить о произведениях Толстого на следующих наших уроках (5 слайд). Посмотрим на следующие портреты На нем мы видим Л.Н. Толстого в юности, зрелости и старости. Что вы можете сказать об этих портретах? Какие тут у писателя эмоции? Сегодня мы поговорим об этих этапах жизни Л.Н. Толстого. Физкультминутка. Наша физкультминутка будет посвящена некоторым интересным фактам из жизни Льва Николаевича Толстого. Я буду вам называть числа, а вы должны отыскать эти числа (таблички развешены по периметру класса) и сказать, каким событиям, датам, интересным фактам они соответствуют. | Л.Н. Толстой родился в 1828 году, умер в 1910 году. Родился в первой трети ХIХ века, а умер в начале ХХ века. Л.Н. Толстой прожил 82 года. 1841 год – отмена крепостного права. С 1853 год по 1856 год была Крымская война. В 1853 году началась русско-турецкая война. С 1817 по 1864 была Кавказская война. Литература и история тесно связаны. История отражается на страницах литературного произведения. |
Применение знаний на практике | А сейчас вы будете работать в паре со своим соседом по парте. Ваша задача – заполнить таблицу по жизненному пути Толстого, пользуясь биографией автора в учебнике. Взаимопроверка. Выставление оценок. Передайте листочки мне вперед с последней парты, я посмотрю, честно ли вы поставили оценки друг другу. | Работают в паре |
Итог урока | 1. Какая была задача урока? 2. В каком году родился Толстой? 3. Сколько лет он прожил? 4. Какие исторические события он пережил? Рефлексия На уроке я узнал… На уроке было интересно… На уроке было легко… На уроке было трудно…. Домашнее задание: ответить на вопрос 1 на стр. 230 в учебнике. Мы познакомились с биографией, поэтому вы легко ответите на этот вопрос | Подводят итог урока Записывают дз |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Биография Л.Н. Толстого
Годы жизни | |
Где родился и провел свое детство? | |
Что известно о родителях Толстого? | |
Где учился и в каком году поступил в это учебное заведение? | |
Закончил ли учебу? | |
Какие произведения были написаны н Кавказе? | |
Какие слова домашний врач Толстого записал в свой дневник? | |
Продолжите фразу: «Толстой – национальная гордость русского народа. | Можно сказать больше:… |
Биография Л.Н. Толстого
Годы жизни | |
Где родился и провел свое детство? | |
Что известно о родителях Толстого? | |
Где учился и в каком году поступил в это учебное заведение? | |
Закончил ли учебу? | |
Какие произведения были написаны н Кавказе? | |
Какие слова домашний врач Толстого записал в свой дневник? | |
Продолжите фразу: «Толстой – национальная гордость русского народа. | Можно сказать больше:… |
Биография Л.Н. Толстого
Годы жизни | |
Где родился и провел свое детство? | |
Что известно о родителях Толстого? | |
Где учился и в каком году поступил в это учебное заведение? | |
Закончил ли учебу? | |
Какие произведения были написаны н Кавказе? | |
Какие слова домашний врач Толстого записал в свой дневник? | |
Продолжите фразу: «Толстой – национальная гордость русского народа. | Можно сказать больше:… |
Библиотека Толстого насчитывает около 23000 томов по всем отраслям знания и литературы. Собирать эту библиотеку начали еще дед и отец Толстого. Многие книги снабжены пометками Толстого.
Полное собрание сочинений Льва Николаевича толстого составляет 90 томов.
В 67 лет Толстой выучился кататься на велосипеде. А также превосходно ездил верхом, отлично плавал и любил купаться.
Год рождения писателя – 1828
Л.Н. Толстой прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. По страницам великой жизни.
Урок-лекция-презентация о жизни и творчестве великого писателя. Рассчитан на 2 часа. Отображены все основные этапы жизни и творческого пути, богатый иллюстративный материал....

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.
Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения....

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"
Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока: открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...

"Рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей"
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ТАПЕР» (рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей)...

Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа
Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...