Игра по творчеству А. С. Пушкина
методическая разработка по литературе (6 класс)

Канунникова Лидия Викторовна

Игра помогает вспомнить творчество А. С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_tvorchestvu_a.s._pushkina.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по русской литературе «Знатоки Пушкина»

(для обучающихся 6 классов)

Цель:

1.Прививать стойкий интерес к изучению творчества А.С. Пушкина.

2.Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

3.Воспитывать командный дух, чувство коллективизма учащихся во время соревнования.

Оформление: рисунки детей по сказкам Пушкина; иллюстрации художников к сказкам Пушкина; выставка книг (сказок) Пушкина.

1. Конкурс «Знатоки биографии А.С.Пушкина»
Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:
1. В каком веке творил А. С. Пушкин? (
19 )
2. Название романа А.С. Пушкина? (? (
« Дубровский»)
3. В каком городе родился Пушкин? (
в Москве
4. Как звали супругу А.С. Пушкина? ( 
Наталья Николаевна Гончарова)
5. В какой школе учился А. С. Пушкин? (
в Царскосельском лицее)
6. Были ли у Пушкина братья и сестры? (
сестра Ольга и брат Лев)
7. К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?...(
к няне Арине Родионовне Яковлевой)
8. Как звали французского посла, с которым состоялась дуэль А.С. Пушкина? ( 
Дантес )

9. Сколько детей было у А.С. Пушкина? (Четверо)

10. От чего умер Пушкин (погиб на дуэли)

2. Конкурс «Из какой сказки эти предметы?»

1.Невод. «Сказка о рыбаке и рыбки»

2.Бочка. «Сказка о царе Салтане.»

3.Орешки.«Сказка о царе Салтане.»

4.Зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне.»

5.Петушок. «Золотой петушок»

6.Палка «Сказка о попе и работнике Балде»

3. Конкурс . « Кто больше?»
 - Сколько сказок написал  А.С.Пушкин?
- Назовите сказки и другие произведения
.( Выигрывает команда, которая назовет больше произведений)
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Руслан и Людмила»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане…»,
«Сказка о попе и его работнике Балде» и др.

4. Конкурс  «Узнай сказку по следующим словам»

1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)

2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)

4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)

5. Конкурс «Любимый Дубровский» О ком А.С. Пушкин пишет:

  1. « В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он 2 раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе» (Кирила Петрович Троекуров)
  2. «Он с расстроенным состоянием принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне» (отец Владимира Дубровского Андрей Гаврилович)
  3. «Он воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию» (Владимир Дубровский)
  4. «Человек прижался в угол; топор блестел у него в руках. Он сказал Владимиру: «Эк они храпят окаянные, всех бы разом, так и концы в воду» (Архип-кузнец)
  5. «В это время больной сидел в спальной у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, отец Владимира)
  6. «Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей 18 века, была отдана ей в распоряжение» (Маша Троекурова)
  7. «Ему было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский)

«Кто кому?» Кто и кому из героев романа говорит?

1. «Псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам» (Андрей Гаврилович Дубровский – Кирилу Петровичу Троекурову)

2. «Чему смеётесь, бесенята. Бога вы не боитесь, божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь. (Архип-кузнец – мальчишкам)

3.«Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше» (Владимир Дубровский - Маше Троекуровой)

4. «Я пришёл узнать, не надобно ли вам чего-нибудь. Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться, но велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас всё сделаю»

(Саша Троекуров – Маше)

5. «Я согласилась, я дала клятву… Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь поздно».

(Маша – Владимиру Дубровскому)

6.«Вы разбогатели под моим началом, каждый из вас имеет паспорт, с которым можно провести остальную жизнь в честных трудах. Но вы, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».

( Владимир Дубровский – разбойникам)

Конкурс «Знатоки романа» Вопросы на знание содержания романа:

1.Любимое занятие Андрея Дубровского? (охота)

2. Сколько гончих и борзых собак жило у Троекурова? (50)

3. С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? (с 8 лет)

4. Как Троекуров наказал дочь, грозившую ему Дубровским?

(запер её)

5. Почему шайка разбойников не мстила Троекурову?

(Её главарь влюбился в дочь Троекурова)

6. В каком городе учился Владимир Дубровский?

(в Петербурге)

7. Кто раскрыл тайну Дефоржа-Дубровского Троекурову?(Спицын)

8. Назовите героя, который достал кольцо Маши из дупла дуба(Митя)

9. Назовите героя, который поджёг дом с находящимися в нём приказными, но полез в огонь спасать кошку (Архип-кузнец)

6. Конкурс для зрителей «Узнайте героев романа по описанию» ( Зрители отдают балл команде, за которую болеют )

1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)

2) Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский)

3) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский)

4) Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»? (Троекуров)

5) Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин)

6) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. (Дефорж)

7) Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (Спицын).

7. Конкурс стихотворений «Начинай-продолжай»

1.Вечор,ты помнишь ,вьюга злилась…….

На мутном небе мгла носилась.

2. Мой первый друг, мой друг бесценный!.........

И я судьбу благословил.

3. Под голубыми небесами,великолепными коврами………

Блестя на солнце, снег лежит.

4. Клюет , и бросает,и смотрит в окно……….

Как будто со мною задумал одно.

4. Буря мглою небо кроет,………

Вихри снежные крутя…..

5. Подруга дней моих суровых,……

Голубка дряхлая моя.

6. Мой грустный товарищ, махая крылом …….

Кровавую пищу клюет под окном.

7.Луна, как бледное пятно,………..

Сквозь тучи мрачные желтела

8.Там чудеса: там леший бродит,………

Русалка на ветвях сидит.

9. Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;

10. “Ветер, ветер! Ты могуч,……………
Ты гоняешь стаи туч

8. Конкурс «Творческие задания»

  1. Представьте, что вы работаете в полиции, и вы должны составить описание внешности Владимира Дубровского, по которому его будут разыскивать.
  2. Загадайте команде противников с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский». ( Дубровский подпалил имение в Кистеневке)
  3. Нарисовать Троекурова.
  4. Нарисовать А.С. Пушкина Владимира Дубровского.

9.Конкурс « Пантомима»

Показать с помощью жестов и мимики

Старик закидывает невод

Кот ходит по цепи

Царица обращается к зеркальцу

Царевна засыпает от отравленного яблока

Старуха осталась у разбитого корыта

Няня А.С. Пушкина Арина Родионовна

Царевич Елисей обращается к ветру

Русалка на ветвях

Дуэль Пушкина и Дантеса

Дубровский убивает медведя

Дубровский дарит Маше кольцо

Дубровский старший в гневе на суде

Семеро богатырей

Хрустальный гроб

Золотая рыбка

А теперь подведем итоги викторины и назовем лучших знатоков А. С. Пушкина.

  1. Долго ли прожили старик и старуха из сказки о рыбаке и рыбке? (33 года)
  2. Сколько царей встречалось в пушкинских сказках? (два)
  3. Какие были имена этих царей? (Салтан и Дадон)
  4. У князя Гвидона были три дива. Какие? (богатыри, белка и царевна)
  5. Были ли сыновья у Дадона? Сколько? (два)
  6. Елисей, королевич, который искал пропавшую невесту. К кому он обращался с мольбами о помощи в поисках? (Месяц, солнце, ветер)
  7. Какая была кличка у пса семи братьев богатырей? (Соколко)
  8. Месторасположение лицея Пушкина? (Флигель Екатерининского дворца)
  9. Дата открытия лицея? (19.10.1811)
  10. Был ли особенный цвет формы для учеников лицея? (синий)
  11. Лучший друг Пушкина в лицее? (Пущин)
  12. Прозвище великого поэта, которое ему дали лицеисты? (француз)
  13. Стихотворный размер, которому благоволил поэт? (ямб)
  14. Любимое место проведения каникул в летний период? (имении бабушка)
  15. О ком Пушкин написал «мой друг бесценный»? (Пущин)
  16. Если Пушкина звали Француз, то кем были Кюхля и Жанно? (Кюхельберг и Пущин)
  17. Когда Александр Сергеевич появился на свет, вся Москва весь день кричала «Ура!» и церкви звонили в колокола. Почему? (было Вознесение и торжество рождения императорской внучки)
  18. Кто сопровождал поэта в лицей при поступлении? (Василий Львович – дядя)
  19. Первое опубликованное стихотворение писателя? (К другу стихотворцу)
  20. В какое литературное общество приняли Пушкина еще во времена учебы в лицее? (Арзамас)
  21. Куда поступил писатель после окончания лицея? (в коллегию иностранных дел)
  22. Какое было его первое историческое произведение? (Борис Годунов)
  23. С каким декабристом Пушкин долго находился в переписке? (Рылеев)
  24. 1. Конкурс «Знатоки биографии А.С.Пушкина»
    Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:
    1. В каком веке творил А. С. Пушкин? (
    19 )
    2. Название романа А.С. Пушкина? (? (
    « Дубровский»)
    3. В каком городе родился Пушкин? (
    в Москве
    4. Как звали супругу А.С. Пушкина? ( 
    Наталья Николаевна Гончарова)
    5. В какой школе учился А. С. Пушкин? (
    в Царскосельском лицее)
    6. Были ли у Пушкина братья и сестры? (
    сестра Ольга и брат Лев)
    7. К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?...(
    к няне Арине Родионовне Яковлевой)
    8. Как звали французского посла, с которым состоялась дуэль А.С. Пушкина? ( 
    Дантес )
  25. 9. Сколько детей было у А.С.Пушкина? (Четверо)
  26. 10. От чего умер Пушкин (погиб на дуэли)

 

  1. I.         Разминка (Вопросы задаются всем членам команд)
  2. 1.        В каком городе, в какой семье родился А.С.Пушкин? (В Москве, в двор. семье)
  3. 2.        В каком учебном заведении учился будущий поэт? (В лицее)
  4. 3.        Как звали любимую няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)
  5. 4.        Сколько всего сказок у Пушкина? Перечислите, назовите их. (5)
  6. 5.        Сколько всего сказочных персонажей встречается в отрывке «У лукоморья дуб зеленый…»? (42+ кот ученый)
  7. 6.        В кого превращается Гвидон, чтобы попасть в царство славного Салтана? (комар, муха, шмель)
  8. 7.        К чему обращается за помощью королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер)
  9. 8.        В кого превращалась старуха с помощью золотой рыбки? (Купчиха, столб. дворянка, царица)
  10. 9.        За какую плату должен был служить Балда попу? (За три щелчка)
  11. 10.    Как обычно кончается сказки Пушкина? Какими словами? (И я там был, и мед, и пиво пил. И усы лишь обмочил)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блиц-игра по творчеству А. С. Пушкина в 9 классе (заключительный урок по теме).

Цель:    - повторить творчество А. С. Пушкина;    - научить проводить литературоведческий анализ произведений поэта;    - активизировать...

Интеллектуальная игра по творчеству А.С.Пушкина.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов "Интеллектуальная игра по творчеству А.С.Пушкина". Мероприятие можно приурочить к Дню рождения поэта или провести в рамках недели литературы....

Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина

Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина...

"Своя игра"по творчеству А.С.Пушкина

Урок обобщения знаний в 8-9 классах по творчеству А.С. Пушкина....

презентация к уроку "Своя игра" по творчеству А.С.Пушкина

Презентация к игре по творчеству А.С.Пушкина...

Урок литературы в 6 классе «У лукоморья…» (Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;  стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта....

Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина "Пентагон"

Игра состоит из 7 раундов, где учащиеся могут проверить свои знания по творчеству А.Пушкина и проявить творческие способности....