Предмет для казачьих кадетских корпусов "Казачество в литературе"
рабочая программа по литературе (7, 8, 9 класс)

Ельчанинова Светлана Николаевна

Данная программа предназначена для 7-9 классов казачьих кадетских корпусо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachestvo_v_lit-re.docx52.7 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОРОЖАНСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

___________________

Ельчанинова С.Н.

Протокол №1 от

«29» августа.2023г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_____________________

Грезина С.А.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

____________________

Клушин А.Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет «Казачество в литературе»

для обучающихся 7-9 классов

с.Горожанка, 2023 ‌ год

‌ ‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Казачество в литературе» является частью предмета литература на уровне основного общего образования и составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КАЗАЧЕСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ»

Учебный предмет «Казачество в литературе» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания, расширяет знания о Казачестве.

Особенности «Казачество в литературе» как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

 Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы о казаках и Казачестве.

         Уроки «Казачество в литературе» посвящены изучению регионального казачьего компонента, на реализацию которого предусмотрены часы для изучения творчества поэтов и писателей Дона, донского фольклора, а также произведения русских поэтов и писателей, посвященных донской тематике. Изучение наследия родного края значительно обогащает содержание патриотического воспитания и духовного развития кадет. На уроках «Казачество в литературе» говорится о том, что населении нашего края не существовало изолированно от остального народа многонациональной России и жило вместе со всей страной, что идеи и образы писателей – земляков, несмотря на своеобразие и особый местный колорит их произведений, перекликаются с идеями и образами русской литературы.

        Знакомясь с произведениями донских писателей, кадеты не только лучше познают свой край и людей, живущих и давно живших на нашей земле, но и углубляют свои знания о литературных процессах, протекающих в нашей отечественной, региональной, и всемирной литературе. При чтении они сопоставляют их с произведениями базового школьного курса литературы. Например, знакомясь со старинной казачьей песней «Ермак у Ивана Грозного», видят, что в ней много общего с «Песней про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова, и узнают о казачьих истоках лермонтовской «Песни…». Изучение казачьей легенды «Братья» приводит к выводу, что Н. Гоголь в какой –то мере опирался на идеи и образы этой легенды при создании повести «Тарас Бульба».

         Курс «Казачество в литературе» для 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями о казаках, вольной жизни на Дону, Запорожской Сечи, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Рабочая программа предмета «Казачество в литературе» для 7-9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, под редакцией В.Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебников «Литература» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я. Коровина, В.И. Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2020г.), на основе примерной программы по литературе Регионального компонента Ростовской области (автор В.Б. Небратенко), интернет - ресурсов.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КАЗАЧЕСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ»

Цели изучения предмета «Казачество в литературе» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе о Казачестве. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 7 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, культуры Казачества направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КАЗАЧЕСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 7- 9 классах на изучение предмета отводится 1 час в неделю.  Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 102 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 КЛАСС

Казачий фольклор

Фольклор Дона - Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки.

Предания, легенды, байки, былины донского казачества. Предания и легенды казаков - некрасовцев (1 - 2 по выбору): «Шат и Дон», «Казак цветок съел», «Казачий круг», «По слову Игната», «Как голубь казака спас», «Почему у выхухоли хвост пахучий», «Мать нарушила завет Игната»

Сказки

Казачьи народные сказки (3-4 по выбору).

Волшебные сказки: «Танюшка и мачеха», «Свадебный каравай» и др.

Сказки о животных: «Бисеринка», «Казак и лиса», «Глупец и жеребец» и др.

 Песни казаков Дона (по выбору 2-3 песни)

Исторические песни: Песни о С. Разине: «Аи, у нас было, братцы, на Дону...» и др. Песни о Ермаке: «Аи, на вольных степях было, на Саратовских», «Как на речке там было на Камышенке», «Собрались казаки-други, люди вольные». Песни о Е. Пугачеве: «Из-за леса, леса темного...», «Ты звезда ли моя, звездочка». Песни об атамане И. Некрасове: «Помутился, возмутился наш славный тихий Дон», «На заре было, братцы, да на зорюшке». Песня о И. Краснощекове: «Приуныло, приумолкло войско донское».

Лирические казачьи песни: «Не сохами-то славная землишка наша распахана...», «Ой да разродимая ты моя сторонушка», «По серой земле туман стелется», «По-за лесом, лесом темненьким..,».

Строевая казачья песня о народных героях-полководцах М.Платове и Я.Бакланове.

Обрядовые казачьи песни (по выбору).

Донская былина О Добрыне Никитиче (Дончаке). Об Илье Муромце. Об Алеше Поповиче (по выбору).

Былины - песни о зверях и птицах: «А и где- то бы слышно» (Индей - земля и Индрик - зверь), «Ой да ввечеру, братцы» (Туры златорогий), «Ой да на ровной да на площади» (Спор сокола с конем) и др.

Казачество в Древнерусской литературе

Древнерусская литература и Дон «Азовское осадное сидение 1637 - 1641» (по летописным источникам) (фрагментарно); «Повесть о взятии Азова» (1-2 фрагмента).

Русская литература XIX о Казачестве

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Образ казака в творчестве А. С. Пушкина. Стихотворение «Казак», «Был и я среди донцов», «Под буркою казак», «Дон», «Калмычке»

М. Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня», «Два сокола», «О чем ты думаешь, казак?»

Н.С. Лесков «Левша». Образ атамана Матвея Платова в сказе

Донские страницы в рассказах А.П. Чехова: «Наивный леший» (сказка), «Письмо к ученому соседу», «Радость», «Случай с классиком», «Умный дворник», «Репетитор», «Экзамен на чин», «Свадьба», «Казак», «Красавицы», «Дорогая собака», «Печенег», «В родном углу», «Учитель словесности».

В.А. Попов «Кубанские сказы»

Л.Н. Толстой «Метель» (в сокращении)

Прошлое донского казачества в донской литературе первой половины XX века

М. А Шолохов «Нахаленок»

8 КЛАСС

  • Знакомство с текстом казачьих народных песен – народный фольклор
  • Однозначные и многозначные слова в текстах казачьих песен
  • Казачьи заповеди. Изложение на тему казачьей заповеди «Храбрые всегда добрые, потому как они сильнее»
  • «Маруся Богуславка», «Дума про Байду» - подвиг казаков в борьбе с турками и татарами
  • Сказание о Мамаевом побоище»
  • Казачья литература 19 века. Казачий эпос-историческая драма. Алексей Григорьевич Евстафьев «Мазепа – гетман Украины»,, «Казаки на пути в Париж» - знакомство с произведениями, особенности характеров главных героев.
  • Н. Борисов «Дмитрий Донской» (главы)
  • Заметка в газету «Казачья честь»
  • Казачьи поэты 19 века о Родине и родной природе – знакомство с произведениями, чтение наизусть
  • Яков Герасимович Кухаренко. Сказка «Вороной конь» - знакомство с произведением, особенность казачьих авторских сказок
  • Дмитрий Петров-Бирюк «Сыны степей Донских» - знакомство с жизнью и творчеством
  • Александр Чиненков «Крещеные кровью». Изложение на тему «Воспитание казаков»
  • Варавва Иван Федорович. Сборник «Песни казаков Кубани» - знакомство с жизнью и творчеством
  • В.А.Попов «Замок Железного Рыцаря», «Кубанские сказки» - знакомство с жизнью и творчеством писателя. Содержание произведений
  • Поэт Сергей Никанорович Хохлов – жизнь и творчество
  • М.Шолохов «Донские рассказы» - тема казачьего быта и характерные черты главных героев. Рассказ по сюжетным картинам «Казачья служба»
  • Антон Андреевич Головатов – жизнь и творчество поэта
  • А.Ф.Щербина – жизнь и творчество поэта, отличительные особенности поэзии
  • В.В.Гатилов «Ключи от леса», «Ковшик росы» - творческий путь поэта, особенности творчества, знакомство с произведениями
  • А.Ф. Пивень – знакомство с жизнью и творчеством поэта, особенности проблематики произведений
  • Р.Р. Творческая мастерская – проба пера «Традиции казачьих поэтов в литературе»
  • М.Шолохов «Тихий Дон» (отрывки) – особенности быта казаков, характеры героев, образы женщин-казачек в произведении, военная служба казаков, традиции и нравы
  •  Ф.Крюков «Казачка»

9 КЛАСС

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. Споры о зарождении казачества.

«Сказание о Мамаевом побоище». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение образа казаков, дарующих икону Дмитрию Донскому. Образы русских богатырей-казаков. Роль казачества в победе над ханом Мамаем. Изображение казаков в летописи. Формирование образа казака в литературе.

Теория литературы. Сказание как жанр древнерусской литературы.

КАЗАЧЕСТВО В БЕЛЛЕТРИСТИКЕ 18 ВЕКА (2 ч)

 Характеристика русской беллетристики XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Алексей Евстафьев «Дмитрий Донской», «Казаки на пути в Париж», трагедия «Царевич Алексей». Обзор произведений. Осмысление прошлого и настоящего казачества. Литература казачества в зарубежной печати.

Теория литературы. Беллетристика как жанр литературы эпохи классицизма.

ОБРАЗ КАЗАЧЕСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (13 Ч)

Беседа об авторах и произведениях литературы XIX века, затрагивающих основные темы и вопросы казачества. Поэзия, проза XIX века о казачестве в русской публицистике, мемуарной литературе. Романтизированный образ казачества в эпоху декабризма.

К.Ф. Рылеев «Петр Великий в Острогожске». Анализ лирического текста. Краеведческий анализ.

А. С. Пушкин. Славная история русских воинов и казачества.

 «Полтава». Доблесть русского народа перед лицом великих побед.

«Песни о Стеньке Разине». Образ легендарного казака на страницах пушкинского произведения.

«Капитанская дочка». Противоречия в образе главного героя – Пугачева. Казачий быт. Русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Страх, внушаемый казачьим войском под предводительством Емельяна Пугачева. Легендарный образ казака в «человеческом» осмыслении: казак – прежде всего, человек.

М. Ю. Лермонтов. Романтизированный образ казака, отождествляющего собой всё народное. Казачество как образ свободной жизни.

«Казачья колыбельная песня». Единение природы и человека в образе казака.

«Атаман», «Валерик». Философия свободы в образе казака- вольного воина, защитника своих убеждений. Поэт, вдохновленный поэтикой вольной жизни казачества. Обучение анализу лирического произведения.

«Герой нашего времени», повесть «Фаталист». Черты казака в прозе Лермонтова. Реалистическое изображение казака, убившего Вулича.

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Тарас Бульба». Анализ собирательного образа запорожского казака.

Классное сочинение. Осмысление образа казака в произведениях первой половины 19 века.

КАЗАЧЕСТВО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 2-ОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (2ч)

Л. Н. Толстой «Казаки». Казачество в эпоху реализма. Казачество и война. Патриотические мотивы в прозе Толстого.

КАЗАЧЕСТВО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН (15 Ч)

М. А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Шолохов – голос казачества России.

 «Донские рассказы». Особенности казачьего быта. Язык казачества – национальная гордость и самобытность. Аутентичность художественного слова Шолохова. Проза казачьей жизни глазами писателя. Жестокость и милосердие – основное противоречие эпохи гражданской войны.

«Тихий Дон». Анализ казачьего быта в первых главах романа. Устои и традиции, свято почитаемые казаками. Быт казачества. Колоритность образов казаков хутора Татарского. Нравы казаков. Семья Мелеховых – типичные представители казачества на заре 20 столетия. Казачество на пороге гражданской войны и революции.

И. Бабель. Жизнь и творчество писателя.

«Конармия». Ужасы гражданской войны. Казачество и война.

И. Шухов. Жизнь и творчество писателя.

Роман «Ненависть». Зауральское казачество в эпоху коллективизации.

«Горькая линия». Падение вековых устоев казачества.

Контрольная работа по литературе казачества 20 века.

Подведение итогов курса.

Зачет по итогам года.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по «Казачество в литературе» для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
  • представление о способах противодействия коррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
  • активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
  • осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
  • уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
  • установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  • изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
  • потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
  • в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  • анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
  • оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
  • воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
  • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
  • устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
  • владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

  • использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
  • участниками взаимодействия на литературных занятиях;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
  • регулировать способ выражения своих эмоций.

4) Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
  • проявлять открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

7 КЛАСС

1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2) проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать, что в литературных произведениях отражена художественная картина мира:

  • анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тему, главную мысль и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей; определять особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретико-литературных понятий и учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, послание, поэма, песня); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; юмор, ирония, сатира; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
  • сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, особенности языка;
  • сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

3) пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;

4) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному;

5) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; под руководством учителя учиться исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему;

6) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

7) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;

8) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

9) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты;

10) развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме; самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая правила информационной безопасности.

8 КЛАСС

1) Понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2) проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных произведениях:

  • анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом возраста и литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры и стиля писателя, определять их художественные функции;
  • овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, послание, поэма, песня, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт; система образов; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; звукопись (аллитерация, ассонанс); стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
  • рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного художественного произведения;
  • сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
  • сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);

3) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;

4) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;

5) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;

6) интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

7) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

8) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;

9) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты;

10) самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться электронными библиотеками и подбирать в Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.

9 КЛАСС

1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:

  • анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля;
  • овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
  • рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
  • выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения;
  • сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
  • сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);

4) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;

5) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы;

6) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;

7) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

8) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

9) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;

10) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты;

11) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете; работать с электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.

При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных образовательных траекторий достижения этих результатов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 7 КЛАССЕ

Наименование темы/раздела

Количество часов

1

Введение

2

2

Казачий фольклор

11

3

Казачество в Древнерусской литературе

2

4

Русская литература XIX о Казачестве

13

5

Прошлое донского казачества в донской литературе первой половины XX века

5

6

Итоговый урок

1

КР -2, РР – 3

34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 8 КЛАССЕ

           Наименование темы/раздела

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Казачество в устном народном творчестве

7

3.

Донские страницы в творчестве русских классиков XIX века

15

4.

Прошлое донского казачества в донской литературе

первой половины XX века

9

5.

Итоговые уроки

2

ИТОГО:

34 часа

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 КЛАССЕ

Наименование темы/раздела

Количество часов

1.

Из древнерусской литературы

3

2.

Казачество в беллетристике 18 века

3

3.

Образ казачества в литературе первой половины 19 века

13

4.

Казачество в литературе второй половины 19 века

3

5.

Казачество в русской литературе в эпоху перемен

12

Итого

34 часа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌‌​Для обучающихся:

  • «Маруся Богуславка», «Дума про Байду»
  • «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»
  • Алексей Григорьевич Евстафьев «Мазепа – гетман Украины», «Дмитрий Донской», «Казаки на пути в Париж»
  • Дмитрий Петров-Бирюк «Сыны степей Донских»
  • Александр Чиненков «Крещеные кровью»
  • Варавва Иван Федорович. Сборник «Песни казаков Кубани»
  • М. Шолохов «Донские рассказы»
  • Ф.Крюков «Казачка»
  • Сборник казачьих песен
  • Казачьи легенды и сказки

Казачьи пословицы и поговорки

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Образ казака в творчестве А. С. Пушкина. Стихотворение «Казак», «Был и я среди донцов», «Под буркою казак», «Дон», «Калмычке»

М. Ю. Лермонтов о казачестве. Стихотворения «Два сокола», «О чем ты думаешь, казак?»,  «Казачья колыбельная песня»

Н.С. Лесков «Левша». Образ атамана Матвея Платова

У истоков Чеховской «Степи». Православие в жизни казачества.

Донские страницы в рассказах А.П. Чехова: «Наивный леший» (сказка), «Казак».

Л.Н. Толстой «Метель» (в сокращении)

М. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. «Нахаленок». «Донские рассказы»

В. А. Попов «Кубанские сказы»

П. В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

​‌‌МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

http://cossacksculture.mgutm.ru/kazachestvo-v-massovoj-kulture/literatura

http://5geografiya.net/kultura-Kubani/Pisateli-Kubani/007-Kazachja-literatura.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в казачьем кадетском классе: "Честь имею!"

Классный час проводится после присяги в казачьем кадетском классе. Цель классного часа: формирование у учащихся таких качеств, как патриотизм, любовь и уважение к своему Отечеству, гражданственн...

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса....

Воспитательная работа в ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"

Воспитательная работа в ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"...

ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"-неизменные участники Слета провославной молодежи Кубани

ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"-неизменные участники Слета провославной молодежи Кубани...

Программа дополнительного образования "Казачата Ставрополья" в казачьих кадетских классах МОУ СОШ № 13 г. Зеленокумска.

 Программа разработана в соответствии с Положением о кадетских  классах МОУ «СОШ № 13 г. Зеленокумска», Уставом  образовательного учреждения....

Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...