Программа дополнительного образования "Казачата Ставрополья" в казачьих кадетских классах МОУ СОШ № 13 г. Зеленокумска.
учебно-методический материал по теме
Программа разработана в соответствии с Положением о кадетских классах МОУ «СОШ № 13 г. Зеленокумска», Уставом образовательного учреждения.
Военная подготовка в кадетских классах проводится с целью ранней профессиональной ориентации, подготовки кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном поприще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kadetskiy_klass-programma.docx | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор «МОУ СОШ № 13 г. Зеленокумска»
____________________В.М. Мунтян
Распределение учебного времени по предметам и классам
№ | Наименование предметов | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
1 | Уставы вооруженных сил | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | - |
2 | Основы православной культуры | 1 | 1 | 1 | - | - |
3 | Основы обороны государства | - | 0.5 | 0.5 | - | - |
4 | Огневая подготовка | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5 | Строевая подготовка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | История и культура казачества | 1 | 1 | 1 | - | - |
7 | Основы безопасности военной службы | - | - | - | 0.5 | - |
8 | Тактическая подготовка | 0.5 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | Гражданская оборона | - | ||||
10 | Военная топография и пешеходный туризм | - | 0.5 | 0.5 | - | - |
11 | Общефизическая подготовка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого | 8 | 10.5 | 10.5 | 8 | 7 |
Программа дополнительного образования
в кадетских классах МОУ «СОШ № 13 г. Зеленокумска»
Разработал: учитель истории
и обществознания Полосинов В.И.
Зеленокумск,2014.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Положением о кадетских классах МОУ «СОШ № 13 г. Зеленокумска», Уставом образовательного учреждения.
Военная подготовка в кадетских классах проводится с целью ранней профессиональной ориентации, подготовки кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном поприще.
Главными задачами подготовки являются:
- воспитание у кадетов беззаветной преданности Отечеству
- выработка высокого сознания общественного долга, дисциплинированности
- привитие чувства необходимости овладения военной специальностью
- стремления добросовестно выполнять обязанности кадета, совершенствовать свои военные, военно-технические, специальные и методические знания
- подготовка кадет к поступлению в высшие образовательные учреждения МО, МВД, МЧС, пограничной службы, ФСБ и др.
Достижение целей и осуществление задач военной подготовки требуют: добросовестного выполнения функциональных обязанностей администрацией, командирами, преподавателями школы; проведение занятий и воспитательной работы на высоком организационно-методическом уровне; творческой атмосферы и здоровой нравственной обстановки в коллективах воспитателей и кадетов; образцовой организации внутреннего порядка, жизни и быта кадетов в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, Положением о кадетских классах, уставами и наставлениями Вооруженных Сил РФ.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа дополнительного образования в кадетских классах МОУ «СОШ № 13 г. Зеленокумска» |
Основания для разработки программы | - повышение спроса родителей и детей на обучение в кадетских классах; – все большее распространение в крае информации казачьей направленности. – проблема формирования национального этнического самосознания подрастающего поколения, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине, чувства патриотизма. – модернизация старых форм работы и введением новых тесно связанных с воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению; – необходимость использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы. |
Цель | - формирование у детей целостного представления об истории казачества, традициях, быте и культуре; - развитие чувства любви и гордости к Родине, формирование чувства гражданской ответственности и сопричастности к развитию своей «малой родины». - привитие уважения к старшим через ознакомление с историей, культурой и традициями Терского казачества. |
Задачи |
- воспитание гражданственности, патриотизма - совершенствование системы здоровье сберегающих технологий обучения и формирование у обучающихся целостного отношения к своему здоровью.
|
Сроки реализации | 01.09.2014 г.-25.05.2019 г. |
Основные исполнители: | Педагогический коллектив Муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 13 г. Зеленокумска» |
Ожидаемые результаты | 1. Воспитание чувства патриотизма. 2. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей. 3. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве класса. 4. Укрепление здоровья воспитанников, через соблюдение режима питания, витаминизацию организма, закаливание организма, организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе. 5.Развитие у детей любви к занятиям физкультурой и спортом. 6.Воспитание уважения к родной природе. 7.Развитие творческой активности каждого ребенка. 8. Укрепление связей между разновозрастными группами детей. 9. Проведение интересного и содержательного отдыха в лагере. 10. Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями. 11. Привитие навыков самообслуживания. |
Управление и контроль за исполнением программы | Управление Программой осуществляет Администрация МОУ «СОШ № 13 г. Зеленокумска» |
Разработчик программы | Полосинов В.И. |
Объём и источники финансирования | В рамках бюджетного финансирования Благотворительные взносы родителей |
Календарно-тематическое планирование –
1 год обучения- 5 класс.
Тематическое планирование стрелкового курса «Огневая подготовка» - 1 час в неделю.
При проведении кружка «Снайпер» предполагается выполнять упражнения по стрельбе из пневматической винтовки типа ИЖ-38 на расстоянии не менее 5 метров в различные виды мишеней.
№ | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Стрелковый спорт: история развития. Теория стрельбы. | 1 | |
2 | Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки. Правила поведения в тире. | 1 | |
3 | Меры безопасности при обращении с оружием. Техника выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, дыхание. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку. | 1 | |
4 | Тренировка в изготовке к стрельбе из пневматической винтовки стоя, с опорой на стол, с опорой на стойку. Производство холостого и боевого выстрела. Зачет. | 1 | |
5 | Тренировка в стрельбе с упора. | 6 | |
6 | Тренировка в стрельбе стоя. | 6 | |
7 | Тренировка в стрельбе с упора лежа. | 6 | |
8 | Тренировка в стрельбе с опорой на стойку. | 6 | |
9 | Тренировка в стрельбе на кучность и результат. | 6 | |
Всего- | 34 |
Тематическое планирование курса «Строевая подготовка» - 2 часа в неделю. | ||
Содержание занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Строевой шаг. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». | 8 | |
Повороты в движении налево, направо, кругом. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. | 12 | |
Выход из строя, подход к начальнику. Возвращение в строй. | 12 | |
Отдание воинской чести с оружием и без оружия. | 12 | |
Движение в колонне и пешем строю. | 12 | |
Размыкание и смыкание строя. Построение отделения в развернутый и походный строй. | 12 | |
Всего- | 68 часов |
Тематическое планирование курса «Уставы вооруженных сил» - 0.5 часа в неделю
№ | тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | История и становление воинских уставов | 1 | |
2 | Взаимоотношения между военнослужащими | 1 | |
3 | Единочалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие. | 2 | |
4 | О воинской вежливости и поведение военнослужащих. | 2 | |
5 | Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания. | 2 | |
6 | Ответственность военнослужащих. | 2 | |
7 | Суточный наряд роты | 1 | |
8 | Караульная служба. Обязанности часового. | 3 | |
9 | Размещение, быт и жизнь военнослужащих. | 3 | |
Всего - | 17 часов |
Тематическое планирование курса «Тактическая подготовка» - 0.5 часа в неделю
№ | тема | часы | Дата проведения |
1 | Вооруженные силы, состав сухопутных войск, назначение родов войск и специальных войск. | 1 | |
2 | Бой - основная форма тактических действий войск | 3 | |
3 | Силы и средства общевойскового боя | 3 | |
4 | Действия солдата в бою | 10 | |
Всего- | 17 часов |
Тематическое планирование курса «История и культура казачества» - 1 час в неделю
(5-7 класс- 102 часа).
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Тема 1. Происхождение казачества. Вводное занятие. Предмет и задачи курса «История казачества». Ознакомление учащихся с тематическим планом и литературой, необходимой для изучения курса. Ознакомление с методикой подготовки и проведения практических занятий и самостоятельной работы учащихся. О подготовке докладов (рефератов) по отдельным темам. Ознакомление учащихся с методикой подготовки и проведения викторины по изучаемому курсу. Казачество как исторически сложившаяся этносоциальная общность людей на географическом пространстве России Проблема происхождения казачества Летописи, былины и другие источники материалов о казаках. Казачество в трудах В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М.Соловьева, В.О. Ключевского. Вольные и служилые казаки. Казачьи войска дореволюционной России. Разработки по истории казачества в новейшее время. | 4 | |
2 | Тема 2. Православие как источник духовности казачества. Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кавказ - место раннего появления христианства. Православная Тмутаракань. Казаки - старообрядцы на Кубани в 17 в. Особенности религиозного сознания черноморских переселенцев. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Епархиальное управление северо-кавказской областью. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители. Зодчество, возведение православных храмов. Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование. Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Посевание. Крещение Господне. Святки. Масленица. Прощеное воскресенье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещенье. Пасха. Провода. Вознесение. Троица. Воздвиженье. Покров (Покрова). Престольные/храмовые праздники. Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святыни и обряды казачества. Родильно-крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. Похоронно-поминальный обряд. | 6 | |
3 | Тема 3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор. Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье. Народные знания. Народные приметы. Народные представления об устройстве вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина. Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись. Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы музыкального фольклора. Воинские жанры народных песен. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Не приуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски. Казачий язык - диалекты и говоры. Домашнее и школьное образование. Воспитание. Книжное дело. Открытие библиотек. Высшее образование: казаки-воспитанники Петербургского, Харьковского, Ставропольского и Оренбургского юнкерских казачьих училищ. | 10 | |
4 | Тема 4. Культура физического воспитания казачества . Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Народные игры казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас. | 2 | |
5 | Тема 5. Материальная культура северо-кавказского казачества . Землевладение и землепользование. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков. Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Роль крупного рогатого скота. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота. Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. Погреб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Майдан. Традиционная одежда казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха. Традиционная система питания. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Блюда из овощей и фруктов. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар). | 7 | |
6 | Тема 6. Традиционное снаряжение и оружие казаков. Экипировка казака и верховой лошади. Эволюция огнестрельного оружия казаков. Холодное оружие. Шашка. Сабля. Кинжал. Пика. Подготовка военного снаряжения к службе в армии. | 5 | |
6 класс | |||
7 | Тема 7. Воинский мир северо-кавказского казачества. Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества в дореволюционной России. Разведка. Охрана границ. Кавалерийская служба. Пластуны: от стрелков - разведчиков до «царицы полей». Участие казачества в охране границ и военных действиях императорской России. Воинские народные знания. Воинские обряды. Полковое / батальонное самосознание. | 4 | |
8 | Тема 8. Герои кубанского и терского казачества. Роль казачества в охране и защите границ Российского государства. Казаки в войнах России XVI в. (взятие Казанского, Астраханского ханств, поход Ермака и присоединение Сибирского ханства). Казачество Дона и Терека в событиях русской Смуты. Причины вовлечения казачьих сообществ в события гражданской войны в России. Казаки в народном ополчении Минина и Пожарского. Роль казаков в изгнании поляков из Москвы. Политическая роль казачьих сообществ в Северо-Кавказском регионе. От вольных поселений к принудительной колонизации Притеречных районов (XVI-XVIII вв.). Устройство кордонной линии. Эпоха Петра Великого. Азовские походы Петра и участие в них казаков. Казаки в Северной войне. Казачество в русско-турецких и персидских войнах конца XVIII – начало XIX вв. Роль казачества в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813 - 1814 гг. и других войнах на стороне России (с Ираном, Османской империей). Атаман Платов и казаки-платовцы. Присоединение Северного Кавказа к России и интеграция терского казачества в структуру российской государственности. Роль казачества в основании и защите новых населённых пунктов (Военно-казачья колонизация). Казачество в Крымской войне: герои обороны Севастополя. Казаки - освободители Болгарии. На сопках Маньчжурии. Казачество в годы Первой мировой войны. | 10 | |
9 | Тема 9. Казаки и горцы: поиски компромисса. Первые контакты казаков с горцами. Куначество как форма побратимства. Прием горских детей в казачьи школы. Взаимопомощь вовремя эпидемий и неурожаев. Взаимодействие культур. «Меновые дворы» как действенная форма товарообмена и сближения горцев и казаков. Адыгские просветители и их роль в сближении народов Кубани. | 4 | |
10 | Тема 10. Историки казачества Краеведческая деятельность на Северном Кавказе. Изучение истории казачества краеведческими организациями. Великие русские писатели о казаках Бытовые сцены из жизни Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». А.С. Пушкин на Кубани и Кавказе, его оценка казаков. Казаки в произведениях М.Ю. Лермонтова. Л. Толстой о роли казаков в создании России. Повести Л. Толстого «Казаки» и «Хаджи - Мурат». | 6 | |
11 | Тема 11. Казачьи регалии и символы Что такое регалии? Состав казачьих регалий, их назначение. Символы атаманской власти. Булава. Пернач. Насека. Бунчук. Прапор. Знамена. Печать. Герб. Грамоты. Гимн. Судьба казачьих регалий. | 10 | |
7 класс | |||
12 | Тема 12. Казачество в водовороте событий начала ХХ века. Казачество в первой русской революции (1905-1907 гг.). Положение в крае после Февральской революции. Проявления кризисных тенденций. Спад в экономике. Углубление социальных противоречий. Активизация национального движения народов Северного Кавказа. Казачьи круги на Дону, Кубани и Тереке как форма возрождения традиционного способа управления. Образование войсковых правительств. Межнациональные конфликты и их влияние на дестабилизацию ситуации в крае. Октябрьская революция 1917 г. и Северный Кавказ. Особенности процесса установления советской власти на Дону и Северном Кавказе. Начало преобразований. Национально-государственное строительство на Юге России: Донская, Кубано-Черноморская, Ставропольская республики. Северо-Кавказская Советская республика. Гражданская война на Дону и Северном Кавказе. Причины, предпосылки и особенности гражданской войны в регионе. Походы на Кубань войск белогвардейцев под командованием Корнилова и Деникина. Край под властью деникинского правительства. Борьба «державников» и «самостийников». Ход гражданской войны в регионе. Победа Советской власти. Эмиграция казаков. Страны расселения. Жизнь за рубежом. | 10 | |
13 | Тема 13. Казачество в 1920 -1930-е годы. Окончание Гражданской войны и политика большевиков по отношению к казачеству. Национально-государственное строительство на Северном Кавказе на завершающей стадии гражданской войны. Дискриминационные меры по отношению к казачеству. Борьба с бело-зеленым движением. Землеустройство в 1923 - 1927 гг. Курс на коллективизацию станицы. Раскулачивание. Расказачивание. Голод на рубеже 1932 - 1933 годов. «Черные доски». Выселение казаков, репрессии. «Большой террор». | 6 | |
14 | Тема 14. Казачество в Великой Отечественной войне Нападение немецко-фашистских захватчиков на СССР. Запись добровольцев на фронт. Ставрополье в годы оккупации. Вторая волна эмиграции. Лиенцевская трагедия. Казаки – герои Великой Отечественной войны | 8 | |
15 | Тема 15. Возрождение казачества У истоков казачьего возрождения. Деятельность Кубанского и Терского казачества на современном этапе. «Ставропольский краевой союз казаков». Основные функции и направления деятельности казачьих обществ на Северном Кавказе. Первичное казачье общество (станичное, городское, хуторское). | 6 | |
16 | Тема 16. Итоговое занятие Традиции казачества и современность. Экскурсия в храм или музей, возможно подведение итогов экспедиции, проведенной в течение учебного года. Казак - доблестный защитник Родины. Воинские традиции казачества и современность. | 4 | |
Всего- | 102 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в казачьем кадетском классе: "Честь имею!"
Классный час проводится после присяги в казачьем кадетском классе. Цель классного часа: формирование у учащихся таких качеств, как патриотизм, любовь и уважение к своему Отечеству, гражданственн...
ПОЛОЖЕНИЕ внутренней жизни обучающихся казачьих кадетских классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
ПОЛОЖЕНИЕвнутренней жизниобучающихся казачьих кадетских классовМуниципального общеобразовательного учреждения«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»Лямбирского муниципального рай...
Газета казачьего кадетского класса "Звездная" №1
Газета казачьего кадетского класса "Звездная" №1...
Газета казачьего кадетского класса "Звездная" №2
Газета казачьего кадетского класса "Звездная" №2...
Газета казачьего кадетского класса "Звездная" №3
Газета казачьего кадетского класса "Звездная" №3...
Газета казачьего кадетского класса "Звездная" №5
Газета казачьего кадетского класса "Звездная" №5...
Проект «Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся казачьих кадетских классов» (приложение к программе развития)
Проект направлен на обеспечение реализации программы развития школы...