Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе. (Анализ 1-2 глав).

        Цель:    

  • знакомство с историей создания романа, выявление исторической основы произведения, нравственных основ личности отца Петра Гринева, смысла его наставлений и их роли в судьбе героя, особенностей образа рассказчика в романе;
  • развитие навыка выразительного чтения наизусть, лексической работы, формирование навыка составления пересказа статьи учебника, художественного пересказа эпизода, развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления  лексического значения слов «честь», «благословение».

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературы в 8 классе39.37 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.        

       

        Тема.  А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе. (Анализ 1-2 глав).

        Цель:        

  • знакомство с историей создания романа, выявление исторической основы произведения, нравственных основ личности отца Петра Гринева, смысла его наставлений и их роли в судьбе героя, особенностей образа рассказчика в романе;
  • развитие навыка выразительного чтения наизусть, лексической работы, формирование навыка составления пересказа статьи учебника, художественного пересказа эпизода, развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления  лексического значения слов «честь», «благословение».

         

Оборудование: учебник  литературы, слайдовая презентация.

ХОД УРОКА.

І.        Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление  темы, цели, плана урока.

2. Сообщение «историка» о восстании под предводительством Емельяна Пугачёва.

Крестьянская война Пугачева кратко может быть охарактеризована как массовое народное восстание, сотрясавшее Российскую империю с 1773 по 1775 годы. Волнения происходили на огромных территориях, включающих Урал, Поволжье, Башкирию и Оренбургский край. Лидером восстания выступил Емельян Пугачев – донской казак, объявивший себя императором Петром III. Причинами восстания послужили недовольство яицких казаков, связанное с потерей вольностей, волнения среди коренных народов, таких как башкиры и татары, напряженная обстановка на уральских заводах и крайне тяжелое положение крепостных крестьян.

     Восстание началось 17 сентября 1773 года, когда Пугачев от имени мертвого императора Петра III оглашает свой первый указ к Яицкому войску и вместе с отрядом в 80 человек выдвигается к Яицкому городку (Ура́льск (до 1775 г. Яицкий городок) — город в западной части Казахстана, на реке Урал). По пути к нему присоединяются все новые и новые сторонники. Взять Яицкий городок не удается из-за отсутствия артиллерии, и Пугачев решает двигаться дальше по течению реки Яик. Илецкий городок встречают Пугачева как законного государя. Его армия пополняется гарнизонными казаками и пушками городской артиллерии. Войска мятежников продолжают движение, занимая с боем или без него все попадающиеся на пути крепости. В скором времени армия Пугачева, достигшая к тому моменту внушительных размеров, подходит к Оренбургу и 5 октября начинает осаду города. Посланный на подавление бунта карательный корпус генерал-майора Кара терпит поражение и спешно отступает. Воодушевленные успехами, мятежники занимают все новые и новые поселения, их силы стремительно растут. Однако, взять Оренбург так и не удается. Следующая военная экспедиция под предводительством Бибикова вынуждает восставших снять осаду с города. Мятежники собирают основные силы в Татищевской крепости. В результате битвы, состоявшейся 22 марта 1774 года, повстанцы потерпели сокрушительное поражение.

      Сам Пугачев бежал на Урал, где, вновь собрав значительную армию, вновь выступает в поход. 12 июля бунтовщики подходят к Казани и занимают город, за исключением казанского кремля, где засели остатки гарнизона. Однако, подоспевшие к вечеру правительственные войска вынуждают Пугачева отступить. В ходе последовавшего сражения мятежники были наголову разбиты. Пугачев бежит за Волгу, где собирает новую армию и оглашает указ про освобождение крепостных. Это вызывает массовые волнения в среде крестьян. Пугачев говорит о походе на Москву, однако поворачивает на юг. В ходе сражения у Солениковой ватаги мятежники терпят сокрушительное поражение. Пугачев бежит на Волгу, однако его же соратники предают его и выдают правительству. 10 января 1775 года лидер восстания был казнен. В начале лета Пугачевский мятеж был окончательно подавлен.

      Итогом восстания была гибель тысяч людей и многомиллионный ущерб экономике. Его результатом стало преобразование казачества в регулярные воинские подразделения, а также некоторое улучшение жизни рабочих на заводах Урала. Положение крестьян практически никак не изменилось.

3.Обращение к домашнему заданию. Пересказ статьи учебника «Творческая история романа».

4. Слово учителя.

С начала 1830-х годов в центре внимания Пушкина был XVIII век: эпоха Петра Первого (шла работа над «Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II — крестьянский бунт 1773—1774 годов. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года и опубликованная в 1834 году под названием «История Пугачевского бунта» (изменено Николаем I).

По первоначальному замыслу центральной фигурой в нем должен был стать дворянин, поручик Шванвич. Сведения о нем и о подпоручике A.M. Гриневе, арестованном по подозрению «в сообщении со злодеями», но признанным невиновным, Пушкин обнаружил в одном из документов. Изучение материалов бунта во время поездки в Казань и Оренбург летом 1833 года скорректировало первоначальный замысел. Пушкин пришел к выводу, что дворянство — единственное из всех сословий — осталось верным правительству и не поддержало бунт. Судьба дворянина-отщепенца не могла послужить основой для художественных обобщений. Шванвич превратился бы в такого же героя-одиночку, как Владимир Дубровский, «благородный разбойник», мститель за поруганную честь семьи. (Роман «Дубровский», 1833.)

Пушкин нашел нового героя — им стал не союзник, а пленник Пугачева Башарин, помилованный самозванцем по просьбе солдат. Найдена была и форма повествования — мемуарные записки героя, обращенные к внуку («Любезный внук мой Петруша...» — так начинался черновой набросок вступления). Зимой 1834/35 года возник новый вариант произведения: в нем появились историко-бытовой материал и любовный сюжет. В 1835—1836 годах менялись сюжетные линии, фамилии героев. Так прообраз будущего Гринева Башарин стал Валуевым, потом Буланиным (эта фамилия осталась в «Пропущенной главе»), и только на последем этапе работы Пушкин назвал мемуариста Гриневым. Его антипод Швабрин, сохранивший некоторые черты дворянина-изменника Шванвича появился тоже в окончательной редакции. Рукопись была переписана набело самим Пушкиным 19 октября 1836 года. В конце октября, уже после того как роман был представлен в цензуру, он получил название «Капитанская дочка».

В романе использована целая система эпиграфов. Они являются отражением авторской точки зрения, на что прямо указывается в послесловии свое «вмешательство» в якобы полученную им «рукопись Гринева» «издатель» ограничил тем, что «приискал к каждой главе приличный эпиграф и изменил некоторые собственные имена. Помимо общего эпиграфа («Береги честь смолоду») все 14 глав имеют свои эпиграфы (главы 3 и 5 - по два эпиграфа). Большая их часть — фольклорные тексты: пословицы и отрывки из народных песен. Остальные — подлинные фрагменты произведений русских писателей XVIII века или авторские стилизации, написании «старинным слогом». Обе группы эпиграфов «ведут» две основные линии романа: фольклорные — тему народа, а литературные и псевдолитературные — тему молодого дворянина. Каждый эпиграф (вместе с названием главы) либо является лаконичным «конспектом» содержания главы, либо указывает на ее ритмические или эмоциональные особенности.

В системе нравственных ценностей, отраженных в повести, на первом месте стоит  понятие чести.

5. Лексическая работа: «честь».

Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

Словарь В. И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть».

"Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения».

6. Слово учителя.

Пословица «Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей ее многомерности, прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений.

А.С. Пушкин был убежден, что высшие проявления чести можно понять только тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной. Семейная         честь — это общественная оценка семьи, это фамильная святыня. «По отцу и сыну честь». Место человека в обществе определялось не только личными заслугами, но и уважением к его предкам. Цель записок Петра   Андреевича Гринева — дать своим потомкам представление о чести семьи, о трудностях, с которыми удалось сохранить честь в жестокие эпохи, и призыв беречь ее в новом, XIX веке.

7. Сообщение «Представление о чести Петра Гринёва» и исторический комментарий о графе Минихе.

Представителям каждого поколения Гриневых приходилось защищать честь,  потому что в семье существовала традиция противостоять власти порока.

Отец  Петра Гринева восклицает: «От этого разве мне легче? Не казнь страшна; пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым»».

Волынский Артемий Петрович (1689—1740) — кабинет-министр императрицы Анны Иоанновны. Вокруг него объединялась группа дворянства, недовольного правлением фаворита императрицы Бирона. За участие в антибироновском заговоре он был казнен вместе со своим другом А.Ф. Хрущевым.

Бироновщина (по имени фаворита Э. И. Бирона) — крайне реакционный режим в России в 30-х годах XVIII века в царствование императрицы Анны Иоановны. Характерные черты этого режима — засилье иноземцев, главным образом немцев, во всех областях государственной и общественной жизни, хищническая эксплуатация народа, разграбление богатств страны, жестокое преследование недовольных, шпионаж, доносы. Казна истощилась от бесхозяйственного управления страной, беспримерной роскоши двора, хищений фаворитов. Господство иностранцев вызывало недовольство мелкого и среднего русского дворянства и гвардейских полков.

Андрею Гриневу тоже пришлось защищать честь семьи. Поэтому не было случайностью, что свои записки Петр Андреевич Гринев начал с описания судьбы отца: «Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер- майором в 17… году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». Эти скупые сведения могут рассказать о том, как свято хранил честь фамилии Гринев-отец.

Граф Бурхард Христофор Миних (1683—1767), принятый на службу еще Петром I, известный полководец и политический деятель, отличался независимым поведением. В 1741 году императрица Елизавета Петровна сослала Миниха в Сибирь, но Петр III возвратил его в столицу. Когда в 1762 году на престол взошла Екатерина, граф, не желая служить незаконной власти, вышел в отставку, тем самым Миних защитил свою честь. Автор не указал точной даты выхода в отставку Андрея Петровича Гринева, но, видимо, и премьер-майор поступил так же, как его начальник.

•        Почему после отставки Андрей Петрович живет замкнуто, не покидая деревни в далекой Симбирской губернии?

Это можно рассматривать как протест против бесчестия властей, когда у власти недостойные люди. Он хотел быть от них как можно дальше, чтобы сохранить чистую совесть.

•        Почему чтение Придворного календаря, в котором печатали списки лиц, награжденных чинами и орденами «имело всегда сильное на него влияние, производило в нем всегда удивительное волнение желчи»?

Андрей Петрович ревниво относился к успехам бывших сослуживцев, по его мнению, нарушивших законы дворянской чести, но получавших милости от императрицы. Отставной премьер-майор был убежден, что чины и награды получены нечестно.        

•        По установленному Петром I порядку для получения офицерского чина дворяне должны были пройти службу рядовыми в гвардейских полках. Однако, записанные на службу в самом раннем возрасте сыновья дворян достигали офицерского чина уже к моменту совершеннолетия. Почему Андрей Петрович, несмотря на свое несогласие с несправедливыми порядками, записал еще не родившегося сына на службу в Семеновский полк?

Андрей Петрович продолжает надеяться на справедливого монарха. Смыслом жизни Андрея Петровича после отставки, было стремление не уронить чести фамилии.

8.       Выразительное чтение фрагмента романа от слов «В то время воспитывались мы не по-нонешнему» до слов «Тут судьба моя переменилась».

•        Герой какого произведения, изученного ранее, воспитывался так же, как Петр Гринев?

Митрофан — герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

•        Что высмеивает Д. И. Фонвизин, сделав учителем Митрофана иностранца?

Образ учителя-иностранца, не сведущего в науках, станет чуть ли не обязательным элементом русской комедии после Фонвизина. По мысли драматурга, невежда-иностранец, обучающий помещичьего сына, неумолимо приводит своего питомца к нравственной деградации, тогда как правильное  воспитание — залог пробуждения в человеке высоких добродетелей и гражданских доблестей.

•         Каков смысл фразы «воспитывались мы не по-нонешнему»? Почему отец не следил за успехами сына в учении?

Отец полагал, что главным является не образование, а воспитание нравственных  чувств.

9. Обращение к иллюстрации художника С. Герасимова «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

•      Почему Бопре был с позором изгнан из имения?

Бопре показал свою нравственную распущенность. 

•     Когда Петру пошел семнадцатый год, отец решил, что наступило время отправить сына на военную службу. Почему вместо столицы был избран Оренбург? Каков смысл эпиграфа к первой главе романа?

Столичным гвардейцем Петруша Гринев не станет и «потужит» — потянет нелегкую армейскую лямку. Причем потянет, как и было сказано в эпиграфе, из-за отца. Старый служака Андрей Петрович Гринев хорошо знает цену «веселой петербургской жизни», о которой возмечтал было его сын, и сознательно направляет его в армейский гарнизон «в стороне глухой и отдаленной».

10. Обращение к иллюстрации «Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно». Художник А. Иткин.

Прототипом генерала Андрея Карловича Р. являлся генерал-поручик Иван Андреевич Рейнсдорп, отправленный Екатериной II в 1863 году в далекий Оренбург и прослуживший в этом городе почти двадцать лет, до самой смерти.

•       Почему именно к нему направлен Петр Гринев?

Отец Петра Гринева надеялся на то, что его единомышленник воспитает сына  достойным человеком.

•      Каков, по вашему мнению, центральный эпизод 1 главы? В чем его основной смысл?

Центральное место занимает наказ Андрея Петровича Гринева сыну при расставании. В нескольких фразах отец сформулировал кодекс чести дворянина.

11.        Выразительное чтение наказа отца от слов «Служи верно...» до слов «…обливаясь слезами».

•        В чем состоит, с точки зрения отца, долг дворянина?

Долг дворянина — служить Богу, Отечеству, императрице, начальству, заботиться о семье, чести, чистой совести. Как и Церковь, служба приобщает к высшим ценностям. С точки зрения Гринева-отца, присяга — святое, чем нельзя поступиться. Присягу Андрей Петрович Гринев принимал перед императором Петром III и остался ему верен. Но его сын Петр будет принимать присягу перед Екатериной II и тоже должен будет служить ей до конца. В армии начальники имеют абсолютную власть над подчиненными. Гринев-отец предупредил сына, что дворянин не должен превращать в средство для карьерного роста и обогащения, она должна быть выше чьих-либо корыстных интересов.

•        Как «исполнил» Петруша Гринев волю отца?

12.       Художественный пересказ эпизода проигрыша.

•        Почему Гринев не послушал Савельича и настоял на своем решении?

Петр во что бы то ни стало стремится отдать долг Зурину, не уронить чести.

•        Раскаивается ли герой в своем поступке? Как это характеризует Петрушу Гринева?

Герой жалеет Савельича. Рассказывая об этом неприглядном эпизоде, он не скрывает свои недостатки, иронизирует над своими барскими привычками, над своей невежественностью, над своим легкомыслием.

•        Какой смысл приобретает эпиграф к главе «Вожатый»?

Эпиграф указывает на вину героя. Петруша, покинув отчий дом, предался греху, напился, проиграл много денег, незаслуженно обидел Савельича, не захотел считаться с мнением бывалых людей и легкомысленно поехал в Оренбург, несмотря на приближающийся буран, и чуть сам не погиб и не погубил своих спутников.

13.        Выразительное чтение от слов «Я приближался...» до слов «Должно быть, волк или человек».

•        Какое символическое значение имеет буран, разыгравшийся в степи?

Буран в степи — это символ разгула страстей в душе Петра. В этой буре Петр потерял жизненные ориентиры.

•        Прочитайте строчки, в которых дается портрет «вожатого». Есть ли в пушкинском тексте выразительные средства, способствующие наибольшей большей яркости портрета? Какие это средства? Обратите на них внимание. Воссоздайте портрет устно.

14.        Обращение к иллюстрациям.

«Вожатый». Буран. Гравюра А. Янова с оригинала М. Нестерова. 1882.

«Вожатый». Буран. Художник М. Малышев. 1887.

«Вожатый». Буран. Художник С. Иванов. 1899.

Природа Вожатого, который вдруг появился перед Гриневым, двойственна — это и «волк», и «человек». Мужик с черной бородой словно вышел из самого бурана, олицетворяющего торжество «темных» сил — бесов, которые овладели душой человека.

15.        Обращение к иллюстрации «Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога?» Художник С. Герасимов.

•        Почему страшный сон приснился герою именно в тот момент, когда он пренебрег заветом отца?

Момент для сна выбран не случайно. Петруша, покинув отчий дом, предался греху. При столкновении с темными силами Петра Гринева спасает возвращение в отчий дом, к своему отцу.

16. Лексическая работа: благословение.

17. Слово учителя.

Образ отца в этом эпизоде обретает особый смысл. Во-первых, это Бог, который вершит Божий суд над грешниками; во-вторых, простые люди называли батюшкой царя, а в контексте произведения это — верховная власть, которая будет судить Петра за сношения с Пугачевым; в-третьих, и Андрей Петрович Гринев, родной отец Петра, который готов будет проклясть сына за измену. В-четвертых, во сне роль отца принял на себя мужик с черной бородой; впоследствии выяснилось, что это был Пугачев. Таким образом Андрей Петрович Гринев оказался связанным с Пугачевым.

•     Почему Петр отказался принять благословление? Воплощением каких начал является образ мужика из сна?

Перед отъездом Петр уже получил благословение из уст Андрея Петровича. Наказ Петру — это наказ самого Бога, переданный устами Гринева-отца. Мужик с черной бородой хотел, чтобы Петр совершил предательство по отношению к отцу, а значит, и Богу, значит, мужик — воплощение дьявола, стремящегося приобщить Петра к темному миру. Однако мысль об истинном отце спасла Петра Гринева, позволила ему сделать правильный выбор между Добром и Злом.

• Почему убийства мужик совершает в доме Гриневых? Какой обобщенный смысл приобретает место преступления — дом героя?

Дом отца обрел обобщенный смысл: это — Россия, которую Пугачев хотел залить кровью. Сон предсказал то, что случится с главным героем.

•   Как характеризует Петра Гринева решение подарить «вожатому» свой заячий тулуп? Какое слово в репликах Савельича наиболее точно передает его отношение к происходящему?

Савельич называет Пугачева разбойником, пьяницей оголтелым, а Петрушу дитятей. Петруша доверчив как ребенок.

18. Обращение к иллюстрации «Его благородие мне жалует шубу со своего плеча...». Художник А. Иткин.

III. Подведение итогов урока.

Слово учителя

Формирование личности молодого дворянина — это непрерывная череда испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, буран). Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт.

Мемуарист иронически смотрит на свое детство и семейное воспитание, представляя себя недалеким Митрофанушкой, самонадеянным дворянским Недорослем. Самоирония — это взгляд опытного человека, который понял, что семья не смогла дать ему главного — знания жизни и людей. Однако уклад жизни провинциального дворянина Гринева не противопоставлен, как это было у Фонвизина, вершинам дворянской культуры, а слит с ней воедино. «Простаковский» быт Гриневых не снимает их связи с лучшими традициями дворянской культуры XVIII века и их порождением – чувством долга, чести и человеческого достоинства. Не случайно «дворянский» пласт романа пронизан отзвуками и ассоциациями, воскрешающими атмосферу русской дворянской культуры XVIII века с ее культом долга, чести и человечности.

IV. Домашнее задание.        

1.Прочитать 3-5 главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», с.225-244, ч.1.

2.Составить цитатный план главы 4 «Поединок» (задание 9 рабочей тетради, с.61, ч.1) и её художественный пересказ.

3. Индивидуальные задания:

- выписать из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости, ответить на вопрос: «Какой предстает перед героем Белогорская крепость?» (задание 1 рабочей тетради, с.59, ч.1);

- выписать из текста реплики Василисы Егоровны, ответить на вопрос: «Как речь характеризует героиню?» (задание 2 рабочей тетради, с.59);

- подготовить рассказ о Швабрине по материалам 3 главы (задание 8 рабочей тетради, с.60-61).

Лайпанова Елена Александровна,  учитель русского языка и литературы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе. ( Анализ 1-2 глав). 1

Слайд 2

2 Емельян Пугачёв. Портрет, приложенный к изданию « Истории пугачёвского бунта» А . С. Пушкина, 1834 Крестьянская война Пугачева кратко может быть охарактеризована как массовое народное восстание, сотрясавшее Российскую империю с 1773 по 1775 годы. Волнения происходили на огромных территориях, включающих Урал, Поволжье, Башкирию и Оренбургский край. Лидером восстания выступил Емельян Пугачев – донской казак, объявивший себя императором Петром III.

Слайд 3

3 С начала 1830-х годов в центре внимания Пушкина был XVIII век: эпоха Петра Первого (шла работа над «Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II — крестьянский бунт 1773—1774 годов. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года и опубликованная в 1834 году под названием «История Пугачевского бунта» (изменено Николаем I).

Слайд 4

4 Пословица «Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей ее многомерности, прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений.

Слайд 5

С . Герасимов. «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». 5

Слайд 6

« Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно». Художник А. Иткин.

Слайд 7

Каков , по вашему мнению, центральный эпизод 1 главы? В чем его основной смысл? 7

Слайд 8

Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость , бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. Старинная песня 8 «Вожатый». Буран. Художник М. Малышев. 1887.

Слайд 9

« Вожатый». Буран. Художник С. Иванов. 1899. 9

Слайд 10

«Гей , добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога?» Художник С. Герасимов. 10

Слайд 11

«Его благородие мне жалует шубу со своего плеча...». Художник А. Иткин. 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" в 8 классе.

В основе урока лежит беседа с учащимися по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"....

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока  "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Метель" (6 класс)

Урок проходит в компьютерном классе, мультимедийный проектор, на партах текст повести А.С.Пушкина «Метель», отрывки из стихотворений А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Бесы», романа «Капитанская дочка...