Конспект урока по литературе "Тема "дружества святого в стихотворении «19 октября» (1825 г.) " А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8-м классе. Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» (1825 г.) «Роняет лес багряный свой убор…» А.С. Пушкина
Цель урока:
знакомство с биографией поэта (лицейские годы, Михайловская ссылка);
чтение и анализ стихотворения “19 октября”.
Знать: факты жизни поэта, понимать отношение Пушкина А.С. к “лицейскому братству”.
Уметь:
наблюдать над словом, над интонацией и построением стихотворения;
определять основные мотивы каждой строфы;
выразительно читать стихотворение.
Оборудование:
портреты друзей Пушкина,
фотографии Царского Села,
гравюры В. Фаворского “Пушкин-лицеист”,
“Пушкин в Михайловском”,
иллюстрация Н.Н. Ге “Пущин у Пушкина в Михайловском”,
сборники стихов А.С.Пушкина.
Словарная работа: вотще, пленительная (привычка), затворник, опальный, муза, гимн.
Вотще - напрасно.
Муза - 1. Покровительница искусства и наук (одна из 9 богинь)
2. Источник поэтического вдохновения; само вдохновение, творчество.
Опальный – опала – немилость царя к кому-либо; наказание впавшему в немилость.
Затворник – отшельник; человек, давший обет (обещание не выходить из своей кельи или выходить редко).
Ход урока
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…
А.С. Пушкин. “19 октября” 1825г.
- Слово учителя: объявление темы урока.
- Викторина «Знаешь ли ты?»
Пушкин – этот поэт, который открывается в детстве и остается с нами до смерти. Д.С.Лихачев.
Вспомните, пожалуйста, когда вам открылся А.С.Пушкин? Кто читал вам его произведения? Сегодня мы выявим лучших знатоков творчества великого поэта. Задания выполняете вместе.
1 этап «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Из каких сказок взяты отрывки?
Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого? Сказка о попе и о работнике его Балде.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. Сказка о царе Салтане.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. Сказка о рыбаке и рыбке.
2 этап «Вспомним знакомое…»
Сейчас мы узнаем рейтинг популярности стихов А.С.Пушкина. Продолжите строчки знакомых стихотворений.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…
Там в облаках перед народом. Через леса,через моря. Колдун несёт богатыря .
Сижу за решеткой в темнице сырой…
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Буря мглою небо кроет…
Унылая пора! Очей очарованье…
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Мороз и солнце; день чудесный…
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Подруга дней моих суровых…
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
3 этап. «Знаете ли вы? Знаете ли вы героев пушкинских произведений?»
К какому произведению эпиграфом была взята пословица: “Береги честь смолоду”?
(“Капитанская дочка”)
Фамилия романтического героя, в честь которого названа повесть? («Дубровский»)
Делал змея из географической карты (Гринев)
Была похищена в день свадьбы (Маша Троекурова)
- Сообщение о Лицее, лицейских друзьях Пушкина (И.Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер).
Слово учителя. Лицей-это образ полнокровной и одухотворённой юности. В нём душевная щедрость, юношеская надежда и вера в добро. В лицее жива потребность отдать, подержать, поделиться и ничего не утаить. Тут и безоглядная озорство от избытка сил. Здесь первые проявления патриотизма, свободолюбия и чести. В лицее крепкая дружба и пылкая влюбленность. Здесь культура, без которой трудно представить современника. В этом лицее все, что необходимо и вам, ровесникам лицеистов, вам, кто определяется сейчас в своих мечтах. Так поучимся же всему высокому и нравственному у ваших сверстников-лицеистов. Итак, девиз нашего урока: «Друзья, прекрасен наш союз!» А начиналось все с открытия лицея...
«Образование Лицея» (сообщение ученика). Незаметно, как это бывает, прошло детство. И вот Александру Пушкину уже двенадцать лет. Дядя Василий Львович привез его в Петербург. В Лицей определить посоветовал Александр Тургенев. Вышел Пушкин из Лицея «юношей в восемнадцать лет», известным поэтом. Шесть лицейских лет, с 1811 по 1817 год, - время первого и необычайного подъема духовных сил. Царкосельский лицей был приближенным ко двору учебным заведением. На Лицей возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной службы. Лицей приравнивался к российским университетам. Срок обучения: шесть лет, делился на два курса - начальный, окончательный. Программа обучения бессистемная, пестрая, несовершенная, поэтому не было глубокого усвоения наук. Считали обязательным знакомить лицеистов с большим количеством дисциплин. Но некоторые предметы, например философия, соответствовали европейскому уровню. В Лицее создавалась особая атмосфера, «лицейский дух», который ценили воспитанники. Он возник благодаря нескольким обстоятельствам: Во-первых, это был первый набор лицеистов. Во-вторых, преподаватели уважали личную честь и достоинство воспитанников: в Лицее были запрещены телесные наказания. В-третьих, учителя поощряли дух товарищества. Лицеисты прониклись чувством свободы, уважения к себе, к чужому достоинству. Открытие Лицея состоялось в четверг 19 октября 1811 года. С понедельника начались регулярные занятия, потекла обычная лицейская жизнь.
Учитель: Лицеисты быстро сдружились. Образовалась лицейская семья. 1.«Экскурсия по лицею» (сообщение ученика).
Лицей заменит А. Пушкину дом и семью. Дом лицейский огромный, четырёхэтажный. На нижнем этаже живут преподаватели, служащие. Во втором - столовая, больница, аптека, актовый зал, канцелярия. В третьем - классы, зал для отдыха физический кабинет, библиотека, зал для чтения журналов. На четвертом - комнаты мальчиков, у каждого своя, маленькая. Все комнаты одинаково обставлены: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, умывальник; на конторке - чернильница и подсвечник со щипцами. Гуляли лицеисты в прекрасных садах Царского села, под высокими липами, у берегов Большого озера. Часто на одной из скамеек отдыхал Александр. Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетия мы лелеем Еле слышный шелест шагов Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни, - Писала А. Ахматова к столетию Лицея.
Учитель: А как же жили лицеисты?
2. Жизнь и учеба лицеистов. «Распорядок дня». (сообщение ученика) Начались занятия. Лицеистам был предложен заранее выработанный режим, «правильные занятия» 6 ч.- подъем по звонку, молитва в зале, 7-9 ч.- класс (учебные занятия) 9ч.- чай с белой булкой. ( Хотя лицеисты были из «благородного сословия», но никаких завтраков. Воспитанников пытались отучить от изнеженности и роскоши). До 10 ч.- первая прогулка,
От 10 до 12ч.- класс,
С 12 до 13ч.- вторая прогулка,
В 13ч.- обед из трех блюд.
Сначала давали по полстакана портера- потом на нашли это баловством: запивали квасом и водою.
От 14 до 15ч.- чистописание, рисование,
От 15 до 17ч.- класс
В 17ч.- чай,
С 17 до 18ч.- третья прогулка, гуляли обязательно в любую погоду,
С 18 до 20ч.- повторение уроков
В 20.30ч.- ужин из двух блюд
До 22ч.- отдых, спортивные упражнения
В 22ч.- вечерняя молитва, сон.
По средам, субботам бывало вечернее «фехтование или танцеванье». Каждую субботу – баня. За чистотой следили очень строго. За лицеистами ходило несколько дядек: они чистили сапоги, платье, прибирали в комнатах.
Всего: 8 часов – на французский язык, 8 часов – на немецкий язык, 6 часов – на латынь, по 3 часа – на русский язык, историю, географию, математику, по1 часу- на логику, правоучение, закон Божий «Шесть лет соединенья»
Учитель: Образовалась товарищеская семья, в этой семье – свои кружки, в этих кружках начали обозначаться личности каждого, тут образовались дружеские связи на всю жизнь. В начале жизни школу помню я: Там нас, детей беспечных, было много, Неровная и резвая семья… Самопредставление: Антон Дельвиг, 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька. Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды я не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали: Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный! Я считался среди друзей лучшим рассказчиком.
Учитель: Антон Дельвиг – близкий друг А. Пушкина, создатель альманаха « Северные цветы».
Вильгельм Кюхельбекер, 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны! Он писал обо мне много и по-разному. За ужином объелся я, А Яков запер дверь оплошно – И стало мне, мои друзья, И кюхельбекерно, и тошно. Такая эпиграмма закончилась дуэлью, к счастью, примирением.
Учитель: Вильгельм Кюхельбекер станет членом общества декабристов. Будет осужден и приговорен к вечной ссылке.
Пушкин о нем напишет: « Мой брат родной по музе, по судьбам»,- найдя в Кюхельбекере нечто родственное себе. Иван Пущин, 13 лет. Прозвища Большой Жано, Иван Великий. Мы с Пушкиным были соседями по комнатам: моя - № 13, а Пушкина - № 14, Я часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком – либо случае дня. Мы с Александром Пушкиным – самые близкие друзья. Мне адресованы самые теплые слова: «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
Учитель: Иван Пущин с хорошими дарованиями, приятный, вежливый, искренний.
14 декабря 1825 года был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки. Александр Пушкин, 11 лет. Прозвище Француз ( за хорошее знание французского языка), Егоза. За шесть лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь.
Учитель: Им было по 13-14 лет, когда французы посягнули на наше Отечество. Наполеон ринулся на Восток, чтобы захватить Россию. И Лицей, как капля в российском море, был просолен народными переживаниями.
Вы помните, текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас.
Лицеисты жадно следили за военными событиями, читали газеты. Они знали, что Василий Андреевич Жуковский пошел добровольцем в действующую армию. - Все лицеисты читали его стихотворение «Певец во стане русских воинов».
- В чем идейный смысл произведения? (Русские воины во все времена защищали Отечество)
Уроки в Лицее.
Учитель: у Пушкина всегда были нелады с математикой
1)Урок математики (инсценировка) Карцев вызывает Пушкина к доске и задает алгебраическую задачу.
- Решайте, голубчик, Пушкин,решайте!
(Пушкин переминается с ноги на ногу и молча пишет формулы)
-Что же вышло? Чему равняется икс?
-Нулю!
-Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите… свои стихи.
2) Урок словесности (проводит сам учитель) А.Пушкин любил этот урок. Однажды лекция Галича закончилась чуть ранее.
- Осталось время. Очень хорошо. Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами. (учитель выносит розу)
Учитель: Я предлагаю, ребята, выполнить такое же задание, какое выполняли лицеисты. ( Ребята самостоятельно работают на местах, вначале нужно заслушать творческие работы ребят, а потом стихотворение А. Пушкина о розе как образец) Лицеист А.Пушкин:
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на Лилею
Нам укажи.
Учитель: Такое стихотворение А.Пушкин написал всего за 15 минут. Это удивительно! Но не только поэзию любили лицеисты. Уроки рисования также выявили их творческие способности.
3) Урок рисования в Лицее (сообщение ученицы)
Рисование не было каким-то новым делом в жизни лицеистов. Рисовать в дворянских семьях начинали с раннего детства. Рисовали все: отец, мать, братья, сестры. Поэтому младшим детям было у кого учиться. Не уметь рисовать – это признак «плохого тона». Именно поэтому до нашего времени дошли рисунки усадеб, прудов, аллей, кустов, растений, конечно, людей. Ведь фотография еще не была изобретена. Она появится через два года после гибели А.С.Пушкина.
А как сделать интересным письмо? Нарисовать рисунок. Как увековечить свой образ для потомков? Нарисовать портрет. Девушкам в альбомы писали стихи и рисовали.
Рисовали в 19 веке все и все. Рисовальный класс в Лицее был специально оборудован. Учились в Лицее стоя, и в классе, где рисовали, тоже. У каждого лицеиста было свое место.
- Посмотрите! Рисовали по заданию и с натуры, много работали с античными скульптурами. Пушкин рисовал хорошо, но сам писал: « Но Рубенсом на свет я не родился, Не рисовать, я рифмы плесть пустился. Мартынов пусть пленяет кистью нас, А я – я вновь взмостился на Парнас». (А.Пушкин. Монах, 1813г.
Лицеисты любили рисовать, так как это обогащало их душу, ум, и сердце, развивало их поэтическое воображение.
Учитель: Наступила пора экзамена.
- Посмотрите на репродукцию картины И. Репина. Какое событие изобразил художник? (Он описал Пушкина на экзамене в Лицее в 1815 году, там присутствовал сам Г. Р. Державин, он дремал, но когда вызвали А.Пушкина (он прочёл «Воспоминания в Царском Селе», где упоминал Державина), Державин оживился, похвалил будущего поэта, но Пушкин этой похвалы не слышал, так как очень заволновался и после прочтения выбежал вон.).
«День расставания» Заключительное слово учителя
Каким ярким, радостным, торжественным было открытие Лицея! И каким печальным и будничным было закрытие Царскосельского Лицея! Начало 9 июня 1817 года…
Их выстроили шеренгой. Как только их не называли вчера, а сегодня это рослые юноши. Лицейские дядьки приволокли на длинном шесте лицейский колокол, скликавший их на обеду, прогулками. Истопник Фёдор поднял огромный колун – медный звон ударил в уши, Пушкин и Пущин видели, как разлетелся колокол на тысячи осколков. Лицей кончился.
Директор Егор Антонович Энгельгардт приказал собрать чугунный осколки.
- Господа! В память Лицея я закажу выковать из них кольца. Звенья единой цепи братства, союза, навеки на соединившего.
При выпуске хором пели гимн, сочинённый Дельвигом:
Простимся, братья!
Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку
Быть может, здесь сроднила нас!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой…
В центре колец – две руки, соединенные в пожатие.
Шестерых наградили медалями: 2 золотыми – А.Горчаков и В.Вольховский; серебряную медаль получил и В.Кюхельбекер, на медали было написано: «Для общей пользы»
Девиз нашей школы, ребята, аналогичен: «Жизнь дана на добрые дела».
И что бы не случилось, сохраняйте дружбу и делайте доброе в жизни.
Александр Горчаков прожил дольше всех лицеистов, он будет дипломатом, министром внутренних дел, предложит Пущину бежать из страны в декабре 1825 года, но Пущин лишь улыбнется, потом попросит Горчакова сберечь портфель с письмами и стихами Пушкина.
«Это я не смог сжечь» Лицейское братство всегда и везде.
IV. Чтение стихотворения “19 октября” учителем.
V. Анализ стихотворения:
1. Какому событию, кому посвящено это стихотворение?
2. Почему стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа? (Открытие Лицея в Царском Селе состоялось осенью в октябре месяце).
3. Каким настроением проникнуто стихотворение? (грусть)
Какие слова, словосочетания подчеркивают это настроение? ( минутное забвенье, печален я, я пью один)
4. Когда (в каком году) стихотворение написано? (1825г.)
5. Понимаем ли мы, почему лирический герой не может быть на встрече лицеистов первого выпуска? (Сообщение о Михайловской ссылке).
6. Только ли лирический герой не может быть на праздновании Дня Лицея?
7. Какие строчки можно считать гимном “лицейскому братству”? (7 строфа)
8. Каким чувством наполнены эти строки? (Теплотой).
9. Укажите антитезу в этой строфе. (Судьбина (здесь “злой рок”) – счастье). (После выпуска из Лицея у бывших лицеистов жизнь складывается по-разному: кто-то счастлив, а кого-то преследует “рок событий”).
10. Расставшись с лицейскими друзьями, лирический герой находит других друзей, но … какие это друзья, и можно ли их назвать друзьями?
11. О ком из лицейских друзей говорит Пушкин в следующих строфах? (Чтение 9-11 строф) (о Пущине, Горчакове, Дельвиге, Кюхельбекере)? Что вы о них знаете?
Сообщение учащихся о Пущине, Дельвиге, Кюхельбекере.
Чтение наизусть стихотворения “И.И. Пущину”.
12. В 11 строфе Пушкин вновь говорит о судьбе. Меняется ли здесь значение слова “судьба”?
13. Почему А.С. Пушкин В. Кюхельбекера называет “братом родным по музе, по судьбам”?
(И опять слово “судьба”). (Кюхельбекер тоже поэт, и у него тоже были неприятности по службе)
14. Как в следующих строфах меняется тональность стихотворения? (Оно становится бодрым, жизнерадостным).
15. В своем воображении Пушкин уже находится среди своих друзей. Мы слышим заздравную. За кого поднимают кубок, кого вспоминает лирический герой (Лицей, наставников, царя).
16. Понятно, почему звучит тост за Лицей, за наставников. Но за царя? Гонителя? Почему? ( Царь основал Царскосельский Лицей).
17. К кому испытывает чувство жалости Пушкин? (Увы, наш круг час от часу редеет)
18. Каким выдался день 19 октября у лирического героя? (Без горя и забот).
19. Что же такое дружба и друзья для Пушкина?
Согласны ли вы, что в качестве эпиграфа можно взять строчки из стихотворения:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…?
(Дружба – это то, что защитит от превратностей судьбы. Мысли, воспоминания о друзьях, которые разбросаны по всем уголкам земли, помогают преодолеть замкнутость “дома опального”; дружба нарушает запрет ссылки, т.к. возможны “дни соединенья”).
20. Кто из лицеистов пережил всех своих друзей и исполнил завет поэта (отмечал день Лиц ея в одиночестве)?
В день окончания Лицея директор Егор Антонович Энгельгардт подарил всем выпускникам чугунные кольца – знак крепости дружбы. Расставаясь, воспитанники Лицея поклялись: «И последний лицеист один будет праздновать 19 октября».
Пушкин не знал, кому посвящает последние строки «19 октября»:
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! Средь новых поколений
Докучный гость и лишний и чужой,
Он вспомнит, нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.
Князь Горчаков заслужил последнюю награду – эти десять пушкинских строк. Министр с отрадой провел не один, а несколько дней Лицея: 1880-го, 1881-го, 1882-го, и так до 28 февраля 1883 года. Те дни, когда он был последним лицеистом.
Горчаков Александр Михайлович (1798 – 1883) – светлейший князь, российский дипломат, канцлер, почетный член Петербургской Академии Наук. С 1817 на дипломатической службе, в 1856-82 годах министр иностранных дел. Сторонник реформ. Принадлежал к старинному дворянскому роду, ведущему своё начало от Рюриковичей. «Питомец мод, большого света друг, обычаев блестящих наблюдатель». В 1811 году, «выдержав блистательно» приемные испытания, поступил в Царскосельский лицей, где под прозвищем «Франта» попал в замечательное братство 30 мальчишек, воспетых А. С. Пушкиным. Уже в годы учебы он избрал своей будущей профессией дипломатию. Великий Пушкин посвятил своему однокласснику стихотворение, в котором предсказал ему блестящее будущее: «Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый и славный». Умный, весёлый, благородный, он нравился «нумеру 14-му». Получил Вторую золотую медаль, радуясь за Вольховского, которому «золото нужнее»: он небогат, без связей.
Человек чести, всегда стремился помочь своим опальным друзьям, рискуя блестящей дипломатической карьерой. Возвращаясь в 1825 году в Россию и проезжая через Псковскую губернию, он встретился с другом юности Александром Пушкиным, отбывавшим ссылку, хотя этот поступок был чреват для него неприятностями: молодой дипломат материально полностью зависел от получаемого им жалованья, так как он отказался в пользу сестер от своей доли наследства.
VI. Определение смысловых частей (микротем) текста
1.Осенний пейзаж (строфа 1)
2.Чувства опального поэта (строфа 2)
3.Кто не пришел на праздник? (стр. 3-6)
4.Гимн лицейскому братству (стр.7)
5.Новые друзья – друзья, “иные душой”
6.Воспоминания о друзьях, посетивших его в Михайловском
7.Воспоминания о Кюхельбекере (стр.9-14)
8.Предсказание поэта (стр. 15)
9.Заздравная (стр. 16-17)
10.Обращение к друзьям с призывом “Пируйте” (стр. 18)
11.Чувство жалости к последнему оставшемуся в живых лицеисту.
VII. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившийся отрывок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе "Учимся анализировать стихотворение"
Уок построен по деятельностному методу. В качестве приложения включены творческие работы учащихся и самоанализ урока....
План – конспект урока «Война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"
План - конспект урока литературы в 5 классе....
конспект урока литературы в 7 классе "Стихотворения Маяковского"
Работа над стихотворением Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Анализ прочтения стихотворения "19 октября" (1825) А. С. Пушкина.
Готовимся к сочинению....
"Глаголом жги сердца людей"( конспект урока в 9 классе по стихотворению А.С.Пушкина "Пророк")
Урок-анализ стихотворения Пушкина "Пророк" с элементами исследования в 9 классе. Исследуя некоторые факты из жизни Пушкина, раскрывая тему пророческого служения путем анализа стихотворения и обращения...
Конспект урока литературы «Лицейская дружба в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «19 октября» (1825 г.) и «19 октября» (1827 г.).
Цели урока: познакомить учащихся со стихами поэта, посвящёнными лицейской дружбе; обогатить учащихся знаниями о жизни и творчестве Пушкина и его друзей – лицеистов; обучать...