Конспект урока по литературе "Лирика Ф.И.Тютчева"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе по теме: "Любовная лирика Ф.И. Тютчева".
Цели:
1. Обучающие:
Познакомить учащихся с любовной лирикой Тютчева.
Определить, что вбирает в себя понятие "любовь" у Тютчева.
Познакомить с некоторыми страницами биографии Тютчева.
2. Развивающие:
Развивать связную монологическую речь учащихся.
Развивать умение аргументированно отвечать на вопросы беседы.
Развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой.
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к чувствам.
Воспитывать любовь к лирике и живописи.
Оборудование: портреты Тютчева, Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Е. А. Денисьевой, кассеты с музыкальными отрывками, романсы, картины ("Мадонна" Рафаэля, "Джоконда" - Леонардо да Винчи).
^ Введение в тему
Звучит музыка А.Вивальди "Времена года".
Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленнной… Это любовь. Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство. Так что же такое любовь, то чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное - дарит нам надежду? Конечно, полного, исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Но я думаю, что все согласятся с тем, что любовь, прежде всего, чувство бескорыстное чувство вечное. Любовь - это та сила, которой движется жизнь, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить.
Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и через много-много лет.
Любовью пронизана вся жизнь. Конечно, поиски любви как идеала находят отражения в искусстве: музыке ("История любви", "Сентиментальный вальс " Чайковского), живописи ("Мадонна" Рафаэля, "Джоконда" - Леонардо да Винчи ) и, конечно, литературе. Ведь во все времена писатели и поэты пытались найти "формулу" любви, ответить на вопрос, что же такое любовь.
^ Целевые установки:
Обратите внимание на доску: там записаны своеобразные "формулы" любви, слова о любви всемирно известных художников слова, как зарубежных, так и русских поэтов и писателей.
^ Учитель читает цитаты вслух:
"Тебе любовь - как высшая награда…" (Франческо Петрарка (1304 -1374) - ист. поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения)
"Любовь - над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь - звезда, которою моряк
Определяет место в океане ". (Уильям Шекспир (1564 - 1616) - великий англ. драматург, поэт, актёр)
"Любовь - неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём" (М. Пришвин (1873 - 1954))
"Только влюблённый имеет право на звание человека" (А. Блок (1880 - 1921))
Любовь неотделима от жизни, она её основа. Итак, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу"!
Конечно, пытался это сделать и ^ Ф. И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место.
Ц.У.: Продолжая знакомиться с творчеством Тютчева, сегодня мы поговорим о его любовной лирике, определим, какого его представление о любви (его "формулу" любви) и как оно отразилось в его творчестве.
^ Тема урока: Откройте тетради, запишите в них сегодняшнее число и тему урока: "Любовная лирика Ф. И. Тютчева"
Слово учителя: Вся жизнь Тютчева в его стихах, где немало прекрасных страниц о любви. Любовная лирика открывает нам внутренний мир поэта, глубину его чувств, тот особый мир, который вдохновлял поэта на создание стихотворений.
В любовной поэзии Тютчева, в отличие от лирики природы, появляется относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Им оказалась женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Любимая предстаёт не как не земное созданье, не как младая фея, а как человек, которому присуще всё человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть, и гнев.
Давайте запишем это в тетрадь:
В любовной поэзии Тютчева,появляется относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Это женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Любимая предстаёт не как не земное созданье, не как младая фея, а как человек, которому присуще всё человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть, и гнев.
Тютчев не мог себе представить, что значит жизнь без самого сокровенного её таинства - любви. До конца своей жизни Тютчев сохранил мысль, что страстная любовь в своих возможностях может дать истинное счастье человеку.
Среди его стихов есть такие, которые он посвятил конкретным женщинам, восхищаясь ими и преклоняясь перед их красотой.
^ Целевая установка: (Работа с портретами)
Посмотрите на их портреты, на тех, кто удостоился внимания поэта, кому посвящены лучшие его строки.
На доске портреты: Амалия Крюденер, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг, Елена Александровна Денисьева
Благодаря общению с этими женщинами Тютчев создал изумительные любовные стихи. Не случайно выбран эпиграф:
^ Пускай скуднеет в жилах кровь,
Но не скуднеет в сердце нежность...
Запишите эпиграф в тетрадь.
Под влиянием любви к очаровательной графини Амалии Лерхенфельд, первой любви, возникло стихотворение "Я встретил Вас и всё былое..." Тютчев поставил впереди две определённые буквы: "К.Б.", которые обозначают сокращение переставленных слов: баронессе Крюденер. Запишите название стихотворения в тетрадь и перепишите с доски имя возлюбленной поэта.. Несмотря на сильную страстную любовь поэта, по настоянию своей матери, Амалия, питавшая нежные чувства к Тютчеву, всё же дала согласие на брак с бароном Крюденером, а Тютчев продолжал надеяться. Это стихотворение было написано после случайной встречи уже в июле 1870 года, через 37 лет после их знакомства.
"Живая" картина
Представьте себе: "Солнечный осенний день. Старый запущенный сад с длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вьются по дорожкам. Деревья стоят, усыпанные золотом листвы. На небе ни облачка. На одной из аллей стоят двое: зрелая женщина с волосами цвета ржи и бездонными голубыми глазами и тёмноволосый мужчина. Это Тютчев и Амалия Крюденер. Они ничего не говорят, только смотрят друг другу в глаза, но этот безмолвный разговор значит для них многое.
Это стихотворение было замечено многими русскими композиторами; послушайте романс в исполнении И. Козловского и ответьте на вопросы:
1. Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой?
2. Как соотносится мир души лирического героя и мир природы?
Прослушивание грамзаписи.
Д: 1. Радость воспоминаний, восторг от встречи, возвращение нежных чувств.
У: 1. Действительно, перед лицом поэта пролетели приятные минуты общения с любимой. Воспоминания для поэта, как бальзам на сердце: "И сердцу стало так тепло..."
Д: 2. Чувство любви сравнивается с весною.
У: 2. Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Новая встреча с любимой воспринимается как во сне, поэт не верит, что вновь может быть рядом с любимой женщиной: "С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты..." Вообще, мотив памяти, воспоминания один из главных в любовной лирике Тютчева, о чём свидетельствуют такие стихи: "Я встретил Вас и всё былое...", "Я помню время золотое...", "Сей день, я помню для меня..."
^ Давайте запишем вывод:
Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Встреча с любимой воспринимается как во сне. Мотив памяти, воспоминания один из главных в любовной лирике Тютчева.
Но вернёмся в 1820 годы. 5 марта 1826 года состоялась свадьба Тютчева и вдовы русского дипломата - Элеоноры Петерсон. В этом браке родилось трое детей. Прожив 12 лет в браке, Элеонора умерла. По этому поводу он пишет стихотворение "Ещё томлюсь тоской желаний". Запишите название стихотворения в тетрадь и перепишите с доски имя возлюбленной поэта..
^ Ещё томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой,
И в сумраке воспоминаний
Ещё ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
И всё же любовь к этой женщине не смогла целиком заполнить душу поэта и в июле 1839-го ^ Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Ей он посвятил стихотворение:
"Люблю глаза твои, мой друг":
Люблю глаза твои, мой друг
С игрой их пламенно- чудесной,
Когда их преподымешь вдруг,
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг.
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Запишите название стихотворения в тетрадь и перепишите с доски имя возлюбленной поэта..
Ребята, не зря ведь говорят, что глаза - это зеркало души, в стихах Тютчева к устой чивой лексике, о которой мы вели речь на прошлом уроке, часто встречаются слова: очи, глаза, взгляд; а также архаичная лексика: ниц, лобзанья, огнь.
Большое место в любовной лирике Тютчева занимает так называемый "Денисьевский цикл", который, как вы самый понимаете, посвящён Елене Александровне Денисьевой.
^ Запишите название цикла в тетрадь и перепишите с доски имя возлюбленной поэта..
Вообще, 50- е годы были для Тютчева годами высшего творческого подъёма, связанные с сильными душевными переживаниями. В 1850 году, когда Тютчеву было 47 лет, началось наиболее значительное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. В этом году он знакомится с Е. А. Денисьевой, девушкой 24-х лет. Быстрое и страстное увлечение, возникшее с обеих сторон, привело к связи, которая длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. За эти годы родилось двое детей. Однако, Тютчев не разрывал связи со своей женой Эрнестиной и никогда мы не смог решиться на это Что дал он Денисьевой? Счастье? Но разве это счастье, если незаконная связь человека с юной женщиной шокировала всех, кто знал их. От Денисьевой отвернулся отец, отвернулись знакомые, перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Да, именно так начиналась их любовь - с краха и жертвы. В "Денисьевском цикле" много личного, выстраданного самим поэтом. И вот одно из них: "О, как убийственно мы любим...". Запишите название стихотворения в тетрадь. Послушайте и ответьте на вопрос: Сумел ли актёр Михаил Казаков передать настроение поэта? Прослушивание грамзаписи.
^ Аналитическая беседа.
Посмотрите в распечатки стихотворений, которые лежат на партах.
Итак, какой в этом стихотворении показана любовь? Сумел Михаил Казаков передать настроение поэта?
^ Д: Любовь для Тютчева сильное чувство, актёру удалось передать это.
У: Соблазн запретной любви ставил Тютчев ставил выше любви "невинной".
Саму страсть он называет "буйной слепотой" и отождествляет её с ночью.
Как человек слепнет во мраке ночи, также, по Тютчеву, слепнет он во мраке страсти.
Любовь - это источник жизни, но обратите внимание на первую строку: "О, как убийственно мы любим...".
В чём же убийственный характер любви?
^ Д: Это значит любить сильно, порой до изнеможения, а там, где нет любви, смерть.
У: Ребята, обратите внимание на объединение двух противоположностей в одно целое: Ведь любовь - это прекрасно, а убийство - это большой грех.
Какой стилистический приём использует здесь Тютчев?
Д: оксюморон
У: Верно, оксюморон - это...
Ребята, а с какого слова начинается эта строчка? Какая эта часть речи?
^ Д: междометье О
Какую функцию оно выполняет здесь?
Д: Эмоционально - усилительную функцию.
Ребята послушайте:
И что ж теперь? И где всё это?
И долговечен ли был сон?
Какой стилистический приём использует здесь автор?
^ Д: риторические вопросы
Какую функцию они выполняют?
Д: поэт пытается понять своё любовное чувство, своё состояние.
У: Верно, лирический герой хочет понять самого себя, свою душу
Ребята, почему Тютчев называет встречу с любимой "роковой"?
Ты помнишь ли, при вашей встречи,
При первой встречи роковой...
У: Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Слово "рок" не раз появляется в стихотворениях Тютчева: "Две силы - есть две роковые страсти", - скажет поэт. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь, как и настоящее творчество, не может существовать без препятствий, без страданий.
^ Давайте запишем вывод:
Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий..
Это же мы увидим и в стихотворении "Предопределение".
^ Запишите название стихотворения.
Звучит романс.
Как вы понимаете, что такое "поединок роковой"? Как поэт передаёт трагедию любви, с помощью каких средств?
Д: В мире, где любовь должна бы по своей природе давать счастье, приносит страдание, оказывается не гармонией, а борьбой, поединком, осознанием себя как слепого орудия судьбы.
И последнее стихотворение "Денисьевского цикла", к которому мы обратимся называется - "Она сидела на полу..." Запишите название стихотворения.
^ Чтение стихотворения.
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело.
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережито!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно грустно стало мне
Как от присущей* милой тени.
*присутствующей
Ребята, скажите сколько лирических героев в этом стихотворении?
У: Да, верно, в стихотворении два героя - мужчина и женщина.
Почему письма сравниваются с золой? Что символизирует "остывшая" зола?
У: Действительно, остывшая зола - результат действия огня. Когда была любовь - был огонь, страсть, когда любовь прошла - остался прах, зола.
Ребята, какое душевное состояние женщины показывает нам автор?
Д: сложное, смешанное, печаль о навсегда ушедшем чувстве.
Какое чувство вызывает у лирического героя картина, которую он наблюдает ?
Какие слова помогают передать это чувство?
^ Д: Остывший, брошенный, грустно, невозвратимо.
ВЫВОД: Любовь - по Тютчеву - это и поединок, это и рок, и боль, это борьба, это трагедия, это блаженство и безнадёжность.
^ Давайте это запишем в тетрадь в виде схемы, как у меня на доске:
Страдание борьба
безнадежность ЛЮБОВЬ поединок
трагедия Рок боль
^ Заключительное слово учителя (на фоне "Сентиментального вальса Чайковского) Через сто лет после смерти Тютчева наш современник Андрей Вознесенский скажет: "Жизнь не туманна - она железна". В этих словах глубинная сущность многих тютчевских исповеданий. И для того, чтобы выстоять в этой "железной" жизни, прорваться за полосу безысходности и беспросветности, нужно, по Тютчеву, в полную силу просиять во мраке окружающей тебя бездны. Потому поэт боготворит даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния со всеобщим.
Именно поэтому наш сегодняшний урок я хочу закончить словами, вынесенными в эпиграф :
^ Пускай скудеет в жилах кровь,
Но не скудеет в сердце нежность...
Запишите Д/З: 1. Выучить наизусть одно понравившееся стихотворение из любовной лирики и сделать письменный анализ одного стихотворения Тютчева о любви, не звучавшего на уроке.
Запись в тетрадях у детей
"Любовная лирика Ф. И. Тютчева"
Пускай скуднеет в жилах кровь,
^ Но не скуднеет в сердце нежность...
Ф.И. Тютчев
В любовной поэзии Тютчева,появляется относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Это женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Любимая предстаёт не как не земное созданье, не как младая фея, а как человек, которому присуще всё человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть, и гнев.
^ Амалия Крюденер - "Я встретил Вас и всё былое..."
Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Встреча с любимой воспринимается как во сне. Мотив памяти, воспоминания один из главных в любовной лирике Тютчева.
Элеонора Петерсон - "Ещё томлюсь тоской желаний"
Эрнестина Дернберг - "Люблю глаза твои, мой друг":
Елена Александровна Денисьева - "Денисьевский цикл"
"О, как убийственно мы любим...".
Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий.
"Предопределение"
"Она сидела на полу..."
Схема:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),
Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...
Конспект урока по литературе в 10 классе «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»
Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета....
План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"
Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации сос...
Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе
Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим мат...
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)
Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...
"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...
Конспект урока "Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева"
В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века...