Сценарий литературно-познавательного вечера «Я скажу тебе с последней прямотой…» посвященного к 130-летию О. Мандельштама
методическая разработка по литературе
Сценарий литературно-познавательного вечера «Я скажу тебе с последней прямотой…» посвящен 130-летию О. Мандельштама, одного из величайших поэтов XX века. Вечер позволяет глубже понять его уникальную поэзию, полную страсти, горечи и философских размышлений.
Программа начнется с краткого биографического экскурса, освещающего ключевые моменты жизни поэта: его становление, встречи с современниками и непростые обстоятельства судьбы. Далее, мы погрузимся в анализ его наиболее известных стихотворений, таких как «Творчество», «Родина», и «Карусель», исследуя темы одиночества, любви и утраты.
Гостям вечера предложат интерактивные дискуссии, где они смогут поделиться своими впечатлениями и интерпретациями, а также прочитать любимые строки Мандельштама. Завершится мероприятие музыкальной частью, в которой прозвучат композиции, вдохновленные его поэзией.
Таким образом, «Я скажу тебе с последней прямотой…» станет не только данью памяти великому маэстро слова, но и площадкой для обмена мнениями и глубоких размышлений о его бессмертном наследии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mandelshtam.ppt | 2.84 МБ |
stsenariy_mandelshtam.docx | 81.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отец - Эмиль Вениаминович Мандельштам, купец I гильдии, торговец кожей Мать - Флора Осиповна, в девичестве Вербловская, учительница музыки
В 1894 году семья Мандельштамов переехала в Петербург, который поэт всегда считал своим родным городом. с 1900 по 1907 годы обучался в Тенишевском коммерческом училище
Начинал поэтическую карьеру как символист, последователь прежде всего Поля Верлена и Фёдора Сологуба В конце 1912 года вошёл в группу акмеистов. Дружбу с акмеистами (Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым) считал одной из главных удач своей жизни. Начало творчества
Творчество В 1913 г. вышла в свет первая книга его стихотворений «Камень», сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. 1920-е гг. Вышли новые поэтические сборники – «Tristia» (1922), «Вторая книга» (1923), «Стихотворения» (1928). Издал две книги прозы – повесть «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1928), несколько книжек для детей.
Камень (1913). 23 стихотворения 1908–1913 (позднее сборник был дополнен текстами-67 стихотворений) Название в духе акмеизма. Камень – природный материал, прочный и основательный, вечный материал в руках мастера. У Мандельштама камень являет собой первичный строительный материал культуры духовной, а не только материальной. Настроение «Камня» — меланхолическое. Рефреном большинства стихотворений стало слово «печаль» — «куда печаль забилась, лицемерка». О книге в большинстве восторженно писали многие рецензенты, отмечая “ювелирное мастерство”, “чеканность строк”, “безупречность формы”, “отточенность стиха”, “несомненное чувство красоты ”
Сборник « Tristia » (1922) Tristia - "книга скорбей» Большое место занимает тема Рима, его дворцов, площадей, впрочем, как и Петербурга с его не менее роскошными и выразительными зданиями. Содержит стихи поры войны и революции Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных. Жуют волы, и длится ожиданье, Последний час веселий городских, И чту обряд той петушиной ночи, Когда, подняв дорожной скорби груз, Глядели в даль заплаканные очи, И женский плач мешался с пеньем муз. В «Tristia» есть цикл любовных стихотворений. Часть из них посвящена Марине Цветаевой В книге отчётливо прослеживается эволюция от акмеистического, рационального, к иррациональному (для Мандельштама всегда — трагическому), к поэтике сложнейших ассоциаций.
Любовная лирика Любовная лирика светла и целомудренна, лишена трагической тяжести. Влюбленность — почти постоянное чувство Мандельштама, но трактуется оно широко: как влюбленность в жизнь. Любовь для поэта — все равно что поэзия. Стихотворения посвящены жене Надежде Хазиной, Ольге Ваксель, Анне Ахматовой. Жена и друг поэта, пишет: «Стихи к Ахматовой... нельзя причислить к любовным. Это стихи высокой дружбы и несчастья. В них ощущение общего жребия и катастрофы». Мандельштам действительно довольно часто влюблялся, принося огорчения своей Наденьке, а русская поэзия обогащалась прекраснейшими стихами на вечную тему любви. Мандельштам влюблялся, пожалуй, до последних лет жизни, восхищаясь жизнью и красотой.
С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает стиховая пауза в творчестве. В это время пишется проза, к созданной в 1923 автобиографии «Шум времени» прибавляется варьирующая, в первую очередь, гоголевские мотивы повесть «Египетская марка» (1927). В 1928 году печатается последний прижизненный поэтический сборник «Стихотворения», а также книга его избранных статей «О поэзии».
Ленинград Это пронзительное стихотворение связано с вполне конкретным событием из жизни Мандельштама — с его возвращением в Ленинград 1930 года после путешествия по Кавказу. В то время поэту не было и сорока, но в силу болезней и связанных с судьбой страны превратностей биографии он уже выглядел стариком В этом стихотворении видится отчаянная попытка противостоять страшным жизненным реалиям, которые уже начали стискивать Ленинград железным кольцом духовного (и физического) удушья, кольцом унижений и репрессий.
Мандельштам одним из первых стал писать стихи на гражданские темы. Революция была для него огромным событием, и слово «народ» не случайно фигурирует в его стихах. В ноябре 1933 года Мандельштам написал антисталинские стихи и прочел их в основном своим знакомым — поэтам, писателям, которые, услышав их, приходили в ужас и говорили: «Я этого не слышал, ты мне этого не читал...» Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца… «Мы живём, под собою не чуя страны…»
* * * Если б меня наши враги взяли И перестали со мной говорить люди, Если б лишили меня всего в мире: Права дышать и открывать двери И утверждать, что бытие будет И что народ, как судия, судит,— Если б меня смели держать зверем, Пищу мою на пол кидать стали б,— Я не смолчу, не заглушу боли, Но начерчу то, что чертить волен, И, раскачав колокол стен голый И разбудив вражеской тьмы угол, Я запрягу десять волов в голос И поведу руку во тьме плугом — И в глубине сторожевой ночи Чернорабочей вспыхнут земле очи, И — в легион братских очей сжатый — Я упаду тяжестью всей жатвы, Сжатостью всей рвущейся вдаль клятвы И налетит пламенных лет стая, Прошелестит спелой грозой Ленин, И на земле, что избежит тленья, Будет будить разум и жизнь Сталин. 1937
Поэзия Мандельштама – память русской культуры О своей поэзии Мандельштам сказал: “Утеха для друзей и для врагов смола”. Без темных лучей вражды спектр того ореола, в котором является нам мандельштамовская поэзия, неполон. Если эти лучи погаснут, Мандельштам перестанет тревожить и озадачивать нас. Со второй половины 50-х годов, едва отпустил страх, списки мандельштамовских стихов начинают расходиться по рукам, служа заветным паролем для тех, кто хранил память культуры. Для многих мандельштамовская поэзия становится формирующим, воспитывающим переживанием. Оказывается, что слух новых поколений подготовлен и настроен на поэзию Осипа Мандельштама.
Смерть Мандельштама — «с гурьбой и гуртом», со своим народом — к бессмертию его поэзии добавила бессмертие судьбы. Мандельштам-поэт стал мифом, а его творческая биография — одним из центральных историко-культурных символов XX века, воплощением искусства, противостоящего тирании, умерщвленного физически, но победившего духовно, вопреки всему воскресающего в чудом сохранившихся стихах, романах, картинах, симфониях. В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. Спустя год его арестовали вторично и отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток. Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от сердечного прступа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток).
Память 28 ноября 2008 года памятник был открыт в центре Москвы на пересечении улицы Забелина и Старосадского переулка, во дворе дома, в котором поэт гостил у своего брата Александра. В 2001 году во Владивостоке был открыт памятник Осипу Эмильевичу Мандельштаму, автор памятника Ненаживин Валерий 4сентября 2008 года памятник открылся в Воронеже.
Предварительный просмотр:
ГБПОУ « Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
Методическая разработка
Сценарий литературно-познавательного вечера
«Я скажу тебе с последней прямотой…»
посвященного к 130-летию О. Мандельштама
Преподаватель русского языка
и литературы Доржиева С.Д.
с. Иволгинск, 2021 г.
СЦЕНАРИЙ
«Я скажу тебе с последней прямотой…»
литературно-познавательный вечер к 130-летию О. Мандельштама
Время проведения: 27 января 2021 г., 17.00.ч.
Место проведения: актовый зал
Участники: студенты
Оборудование: презентация, выставка: «Я скажу тебе с последней прямотой…», песни на стихи поэта, стихотворения О. Мандельштама в исполнении студентов.
Мероприятие начинается со стихов, посвященных О. Мандельштаму (читает студентка) (слайд 1)
Здравствуйте, дорогие ребята! В 2021году отмечается 130-летие со дня рождения русского поэта и прозаика Осипа Эмильевича Мандельштама - поэта Серебряного века, человека трагической судьбы. Долгие годы имя поэта, также как и его стихи, находились под запретом. И лишь чуть больше десяти лет назад было открыто для широкого круга читателей.
(слайд 2) Осип Мандельштам родился в Варшаве 2 января 1891 года (по новому стилю 15 января), в еврейской семье, ведущей начало от курляндской ветви знаменитого раввинского рода Мандельштамов, давшей миру известных врачей и физиков, переводчиков Библии и знатоков литературы. Позднее, в 1937 году, Мандельштам о времени своего рождения напишет:
Я рожден в ночь с второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадежном году – и столетья
Окружают меня огнем.
(слайд 3) Его отец, Эмиль Вениаминович Мандельштам, купец I гильдии, торговец кожей, самостоятельно изучил русский и немецкий языки, читал Шиллера и Гете в подлиннике.
Мать, Флора Осиповна, в девичестве Вербловская, родилась и выросла в Вильне. Она была учительницей музыки, обладала тонким художественным вкусом и сумела передать своим детям любовь к музыке и русской литературе.
(слайд 4) В 1894 году семья Мандельштамов переехала в Петербург, который поэт всегда считал своим родным городом. Осип Мандельштам увлекался поэзией, музыкой, театром, изучал историю, в совершенстве владел французским, немецким, английским языками.
(слайд 5) В возрасте 9 лет Мандельштам в период с 1900 по 1907 год обучался в Тенишевском коммерческом училище, откуда вышли многие деятели отечественной культуры. Оно считалось одним из лучших среди частных учебных заведений нашей страны. Атмосфера, которая царила здесь, была интеллигентно-аскетической. В этом учебном заведении культивировались идеалы гражданского долга и политической свободы. Диплом училища он получил 15 мая 1907 г.
(слайд 6) В октябре 1907г. пользуясь богатыми средствами родителей, Осип уехал за границу, где провёл несколько лет, объездил ряд европейских стран, учился в парижской Сорбонне и в германском Гейдельбергском университете. Когда в 1911 г. материальное положение его семьи ухудшилось, Мандельштам вернулся в Россию и продолжил образование на романо-германском отделении историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета.
Стихи Мандельштам начал писать с 1906 года. Но его подлинный литературный дебют состоялся в августе 1910 года, когда в журнале «Аполлон» были напечатаны пять его стихотворений.
Стихи читает студентка «Вечер нежный»:
(слайд 7-8) Встреча с Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым определила становление Осипа Эмильевича как поэта. Они втроем стали часто видеться на литературных вечерах. Через много лет после трагического события - расстрела Гумилева в 1921 году - Осип Эмильевич писал Ахматовой, что только Николаю Гумилеву удалось понять его стихи, и что он и поныне с ним разговаривает, ведет диалоги. О том, как Мандельштам относился к Ахматовой, свидетельствует его фраза: "Я - современник Ахматовой". Только Осип Мандельштам мог публично заявить такое во время сталинского режима, когда Ахматова была опальной поэтессой. Все трое (Мандельштам, Ахматова и Гумилев) стали создателями акмеизма и виднейшими представителями этого нового течения в литературе. Акмеи́зм («Адамизм») (от греч. άκμη — «пик, максимум, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
(слайд 9) В 1913 году создал свой первый сборник стихов. Поэт издал этот сборник за свой счет. Сначала он хотел назвать свою книгу "Раковина", однако затем выбрал другое название - "Камень". Камень - основательный и прочный природный материал, вечный в руках мастера. У Осипа Эмильевича он является первичным строительным материалом духовной культуры, а не только материальной.
(слайд 10) Стихи Мандельштама периода революции, Первой Мировой войны были изданы в сборнике «Tristia».
Стихи читает студентка Очирова Саяна «Довольно лукавить»:
(слайд 11) В 1919 году в биографии Осипа Мандельштама произошло знакомство с Надеждой Хазиной, которая впоследствии стала женой поэта. Ей была посвящена вторая книга поэзии Мандельштама, вышедшая в 1923 году. Несколько лет (с 1925 по 1930) Мандельштам посвятил написанию прозы. В 1928 году был опубликован сборник стихотворений Мандельштама, несколько его статей.
(слайд 12) Сохранилась прижизненная запись Осипа Мандельштама, он читает стихотворение «Нет никогда, ничей я не был современник…», давайте послушаем.
(слайд 13) Мандельштам посвятил любимому городу Ленинграду стихотворение. Послушаем песню «Ленинград» на стихи поэта в исполнении Ольги Сургановой.
(слайд 14) В ноябре 1933 г. он написал о Сталине резко сатирическое стихотворение, которое читал многим своим знакомым, включая и Б. Пастернака. Борис Леонидович был встревожен судьбой поэта и заявил, что стихотворение его - не литературный факт, а не что иное, как "акт самоубийства", одобрить который он никак не может. Пастернак посоветовал ему не читать больше это произведение. Однако молчать не мог Мандельштам. (Прослушать стихотворение)
(слайд 15) Вскоре на Осипа Эмильевича был сделан донос. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года его арестовали. Приговор Мандельштаму, как это ни удивительно, вынесен был достаточно мягкий. В то время люди гибли и за гораздо менее существенные "провинности". Сталинская резолюция гласила всего лишь: "Изолировать, но сохранить". Мандельштама отправили в ссылку в северный поселок Чердынь (Пермский край). С ним туда поехала и жена Надежда. Здесь Осип Эмильевич, мучаясь от душевного расстройства, хотел даже покончить с собой, выбросившись из окна. Друзья снова помогли. Н. Бухарин в последний раз написал товарищу Сталину, что поэты всегда правы, что на их стороне история. После этого Осипа Эмильевича перевели в Воронеж, в менее суровые условия. В этом городе он и Надежда жили бедно. Мандельштама в Воронеже посещали друзья (в том числе Анна Ахматова).
(слайд 16-17) Написанный там цикл стихотворений («Воронежские тетради») считается вершиной творчества поэта. Опасаясь, что все записи стихов мужа могут быть уничтожены, Надежда прятала их и учила наизусть Позднее, в годы смягчения коммунистического режима (1960-е и 1970-е) она активно содействовала подпольному переизданию произведений погибшего супруга. Срок воронежской ссылки истек в мае 1937 г. Еще год Осип Эмильевич провел в окрестностях Москвы. Он хотел добиться разрешения остаться в столице. Однако редакторы журналов категорически отказывались не только публиковать его стихи, но и разговаривать с ним. Поэт нищенствовал. Ему помогали в это время друзья и знакомые: Б. Пастернак, В. Шкловский, В. Катаев, И. Эренбург, хотя самим им приходилось нелегко.
(слайд 18) Анна Ахматова писала впоследствии о 1938 годе, что это было "апокалипсическое" время. Краткая биография его отмечена новым арестом, состоявшимся 2 мая 1938 года. Он был приговорен к пяти годам каторжных работ за «контрреволюционную деятельность». Поэта отправили на Дальний Восток. Он уже не вернулся оттуда. 27 декабря 1938 года под Владивостоком, в лагере «Вторая Речка», поэта настигла смерть.
(слайд 19) Мандельштам жертва политических репрессий.
Надеюсь, что вам захотелось продолжить знакомство с таким великим поэтом, как Осип Мандельштам. Показанные сегодня фото, рассказанная биография, творческий путь - все это дает некоторое представление о нем. Однако лишь обратившись к произведениям Мандельштама, можно понять этого человека, ощутить силу его личности. Перед вами выставка «Я скажу тебе с последней прямотой…» с произведениями поэта, если вас заинтересовало творчество поэта, вы можете поближе узнать о нем и его творчестве.
Музыкальные композиции.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий вечер посвященный празднованию 150-летия г. Горячий Ключ "Легенды Горячего Ключа"
В материале прослеживается вся история города, его основание, выдающиеся люди, военные годы, современное развитие города...
Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного 70-летию Великой Победы. Песни на войне.
Сценарий содержит информацию об известных песнях, написанных во время Великой отечественной войны. ...
Районный фестиваль-конкурс гражданско-патриотической песни «Новокузнецк – нет краше тебя в целом мире», посвященный 400- летию города Новокузнецка
Положение о проведении районного фестиваля-конкурса «Новокузнецк – нет краше тебя в целом мире», посвященного 400- летию города Новокузнецка Общие п...
Классный час для 10 класса «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»
Классный час для 10 класса«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»Цель классного часа: создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к услови...
Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященный 205-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова
Сценарий литературно-музыкального вечера,посвященный 205-летию со дня рожденияМ. Ю. Лермонтова...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной вой...