Открытый урок
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока - конференции по литературе в 8 классе
Тема урока: «Великая Отечественная война в разных видах искусства»
Цели:
1. познакомиться с произведениями разных видов искусств о Великой Отечественной войне; выяснить, какие мотивы их объединяют и в чём заключаются особенности изображения героев.
Задачи:
1.познакомиться с краткими биографиями поэтов-фронтовиков и их стихотворениями, с песнями, написанными на эти стихи, и
картинами, посвящёнными ВОВ;
2.проанализировать, как в разных видах искусства изображаются герои тех далёких лет;
3. раскрыть своеобразие отношения поэтов и художников к Родине, к её защитникам.
Урок – конференция рассчитан на 2 часа.
Этапы:
1.Подготовительный.
2.Проведение конференции.
3.Заключительный.
Подготовительный этап
Тема открытого урока выбрана не случайно, это интересный материал.
Российская земля стала вечной свидетельницей бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины.
Урок охватывает огромный объем работы, создаёт атмосферу творчества, определенный эмоциональный настрой. Ученикам предлагаются для воплощения различные роли, предварительная исследовательская работа краеведческого характера, анализ стихотворных текстов, выразительное чтение наизусть, написание статей-заметок, оформление газеты. Эти задания позволяют задействовать на уроке всех учащихся и выполняются всегда с большой охотой и активностью.
Ученики старались правильно отвечать на проблемные вопросы, размышляли, учились грамотно высказывать свои мысли вслух, записывать ответы в рабочих таблицах. Анализ и комментированное чтение стихотворений развивают образное видение детей, навыки исследования литературного текста, умение мыслить самостоятельно.
Использование данных методов обучения способствует быстрому и легкому усвоению нового материала.
Подготовка к уроку
1-я группа («специалисты-исследователи») изучает поэзию военного и послевоенного времени, готовит сообщения об Анне Ахматовой, Александре Прокофьеве, Константине Симонове, Александре Твардовском, Алексее Суркове, Юлии Друниной, Михаиле Исаковском.
2-я группа («лирики», поклонники творчества поэтов военной поры») готовит выразительное чтение наизусть стихотворений данных поэтов.
3-я группа («искусствоведы») подбирает картины, посвящённые Великой Отечественной войне.
4-я группа («краеведы») изучает биографию и творчество местного поэта Николаева Михаила Ивановича.
Ребята пишут небольшие статьи, которые позднее дорабатываются и помещаются в школьную газету «Любители русской словесности».
Ход урока:
1. Орг. момент
- Сегодня мы с вами проводим необычный урок – урок литературы и МХК в виде конференции.
- Скажите, пожалуйста, а какая связь межу этими предметами?
(На уроке МХК мы изучаем искусство, а литература – это один из видов искусства)
- Какие виды искусства вы знаете?
(Архитектура, литература, живопись, скульптура, музыка, театр, кино, танец и т.д.)
- Давайте разберёмся, с какими конкретно видами искусства предстоит встретиться СЛАЙД
- Какие роды литературы вы знаете?
( Лирика, эпос, драма)
-Какой род литературы исследовали к конференции? (Лирику)
- Какой жанр лирики изучали? (Стихи)
- Какой жанр живописи исследовали? (портрет)
- На конференции вам предстоит встретиться ещё с одним жанром, общим для лирики и музыки – песней.
- Ребята, а как вы понимаете выражение «мотивы в искусстве»?
(Мотив в искусстве — это повторяющаяся идея, рисунок или тема.)
- Итак , мы повторили весь необходимый для нашей конференции теоретический материал.
- Исходя из материалов, над которыми вы работали, готовясь к конференции, попробуйте сформулировать её тему.
- Тема нашей конференции: Великая Отечественная война в разных видах искусства.
-Недавно наша страна встречала самый главный праздник – День Победы. Мы приурочили наш урок к этой дате.
-Предположите, пожалуйста, какие цели стоят перед нами?( С чем вы должны познакомиться, что узнать?)
Цели: 1. познакомиться с произведениями разных видов искусств о Великой Отечественной войне;
2. выяснить, какие мотивы их объединяют и в чём заключаются особенности
изображения героев.
Задачи:
1.познакомиться с краткими биографиями поэтов-фронтовиков и их стихотворениями, с песнями, написанными на эти стихи, и
картинами, посвящёнными ВОВ;
2.проанализировать, как в разных видах искусства изображаются герои тех далёких лет;
3. раскрыть своеобразие отношения поэтов и художников к Родине, к её защитникам.
В ходе работы конференции мы предлагаем вам всем поработать с таблицами. Они помогут вам систематизировать знания по теме и добиться поставленных целей.
2.Основная часть.
Эпиграф
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
А. Т. Твардовский
Учитель. Разрешите представить участников нашей конференции:
- специалисты-исследователи жизни и творчества поэтов Великой Отечественной войны;
- лирики, поклонники творчества поэтов военной поры;
- искусствоведы;
- краеведы;
- технические помощники пресс-конференции;
Тихо звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война», затем громче... После припева музыка смолкает.
Учитель. Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны.
Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.
Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны картины, романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен, сняты фильмы.
Продолжает звучать песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война».
Эта песня заставляет вспомнить, что война – это страшное испытание для всего народа. Поэты, с чьими биографиями и стихами мы будем знакомиться, проходили это испытание вместе с народом и с честью выполнили свой патриотический долг. Все стихи, которые будут звучать, написаны прямо в ходе ВОВ.
Ребята, а вы знаете, сколько писателей и поэтов было на фронте? Назовите их имена?
(1215 писателей и поэтов ушли воевать с врагом.. Более 400 из них остались на поле боя… Одни, как В. Гроссман, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов били военными корреспондентами на передовой. Другие прошли войну как солдаты и офицеры. Среди них В.Астафьев, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, А.Тарковский и многие другие. А сколько их было совсем юных... Они еще не успели заявить о себе, но нельзя сказать, что их никто не знал. Их знали одноклассники и однокурсники, а это аудитория строгая и живая. Они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не всем суждено было вернуться в победный май 45-го.)
А как вы считаете, какую роль играла в те суровые военные годы поэзия?
К сегодняшней конференции вы хорошо потрудились. Кто-то готовил сообщения о поэтах военной поры, а кто-то учил наизусть понравившиеся стихотворения. Давайте начнём нашу работу по вопросам конференции.
Исследователь 1.
И первой у нас выступает Храмова Елизавета, которая изучала биографию и творчество Анны Андреевны Ахматовой ( рассказывает биографию и читает стихотворение «Мужество»).
Спасибо за выступление. Я думаю, что у тебя теперь появится желание ещё подробнее изучить жизнь и творчество этой замечательной поэтессы.
Исследователь 2.
А мы продолжаем нашу работу и приглашаем для выступления
Пронина Дмитрия, который изучал биографию Александра Андреевича Прокофьева.
А Безобразов Михаил подготовил для нас выразительное чтение стихотворения «Москве». Послушаем его внимательно.
Спасибо, мальчики, за ваши выступления.
-Итак, мы познакомились с краткими биографиями Анны Ахматовой и Александра Прокофьева и их стихами.
Работа с таблицей:
-Каким словом обозначен лирический герой этих стихотворений? (МЫ)
-Почему? (Говорит от имени всего народа)
- Заполните табличку «Особенности лирического героя».
Исследователь 3.
А теперь мы приглашаем за кафедру
Любимцева Владимира, который познакомит нас с биографией Константина Симонова.
Его стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» облетело страну и стало знаменито.
Для нас это стихотворение прочитают Виктория Кропачева и Екатерина Дмитриева.
Работа с таблицей:
-Итак, мы познакомились с краткими биографиями поэтов военной поры и их стихотворениями, которые были написаны в начале войны.
-Как вы думаете, какие общие мотивы звучат в этих стихотворениях? Что их объединяет?
( В этих стихотворениях, как мне кажется, звучат мотивы прощания с теми, кто идёт защищать родину.
Я думаю, общим является осознание того, что нужно выстоять, сберечь русскую речь, во что бы то ни стало защитить Родину, её будущее.)
Вопрос искусствоведам:
- Какую картину вы выбрали в качестве иллюстрации к этой группе стихотворений?
Выступление искусствоведа.
1)Зорин Юрий. Картина К.Васильева «Прощание славянки» и картина « Год 1941 » нижегородского художника Алексея Павловича Балыкина.
- Многие поэты периода ВОВ рассказывали в своих стихотворениях о боях с врагом. К таким поэтам относятся и А.Т. Твардовский и Ю. Друнина.
Исследователь 4.
С биографией и творчеством Александра Трифоновича Твардовского нас познакомит Свинцов Егор.
Очень ярким стихотворением военного периода является «Рассказ танкиста».
Приглашаем Оноприенко Диану, которая нам прочитает это стихотворение.
Учитель
Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но на этой войне и женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из"снайперки", бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала "языка". Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.
Исследователь 5.
О Юлии Владимировне Друниной нам расскажет Безобразов Михаил.
Стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году: «Зинка». Читает Безобразова Е.
Работа с таблицей:
- Итак, мы познакомились со второй группой стихотворений и биографиями их авторов. Скажите, пожалуйста, а что общего в этих стихотворениях? В чём необычность героев?
( В стихотворениях «Рассказ танкиста» и «Зинка» рассказывается о боях.
В них показано, что Родину защищали не только взрослые мужчины. Молоденькие девушки и мальчик тоже были готовы отдать свои жизни за свою страну.
В стихотворениях показана смелость, решимость героев. Они не думали о себе, они думали только о победе над врагом.)
Вопрос искусствоведам:
Искусствоведам, работавшим с этими стихами, было дано задание подобрать картины, главными героями которых являлись бы дети и женщины, принимавшие участие в боях ВО войны. Им слово!
Выступление искусствоведов.
1)Дмитреева Екатерина, картина Сергея Позняка «Сын полка».
2)Вишневецкая Анастасия, картина М. Самсонова «Сестрица»
Работа с таблицей
Учитель.
- О войне написано немало стихов. Многие из них стали песнями. Песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности.
Давайте обратимся к стихотворениям поэтов - фронтовиков Алексея Александровича Суркова и Михаила Васильевича Исаковского.
Мы прослушаем с вами фрагменты песен. Полные тексты есть у вас в учебниках. Открывайте их и продолжайте работать с таблицей.
1)Алексей Александрович Сурков. «В землянке»
2)Михаил Васильевич Исаковский. «Огонёк»
Учитель:
-Как вы считаете, чем близки эти стихотворения, ставшие песнями, читателям и слушателям?
- Песни Великой Отечественной войны по по-прежнему любимы людьми сегодняшнего поколения.
Работа с таблицей
Учитель:
-Ребята, жители нашего села тоже участвовали в общем деле - защите нашей Родины от врагов. Многие из них погибли. Вам хорошо известен Николаев Михаил Иванович, бывший директор нашей школы, местный поэт, участник Великой Отечественной войны, защитник блокадного Ленинграда. Мне хотелось бы, чтобы сегодня звучали и его стихи.
Выступление краеведов.
Наша следующая творческая группа исследовала биографию и лирику Михаила Ивановича и сейчас Кропачева Виктория сделает для нас интересное сообщение о жизни Николаева М.И.
Николаев Михаил Иванович родился 20 ноября 1920 года в селе Обухово Первомайского района Горьковской области в семье крестьянина. В семье было двое детей. Хозяйство отца состояло из коровы и лошади. В 1928 году отец, как не желающий вступать в колхоз да ещё как церковный староста, был репрессирован. После 4 класса Миша учиться не стал: нужно было помогать матери. Доучивался Михаил Николаевич после 1935 года. Мечтал стать военным врачом, но комиссия решила «мал ростом» - не хватило всего одного сантиметра. В 1940 году закончил Дивеевское педагогическое училище, по окончании которого успел поработать 30 дней. Вместе с другом написали письмо К. Ворошилову, в котором просили призвать их в армию, и уже в октябре Михаил попал на службу на Балтийский флот. Курс молодого бойца М. Николаев проходил в д. Ломоха. По окончании курса был направлен во 2-ю ОШ МАС (г. Ораниенбаум) – Объединённую школу младших авиационных специалистов, где и застала его война. В августе 1941 года попадает на фронт, почти сразу оказавшись в кольце Ленинградской блокады. Был командиром пулемётчиков в составе батальона курсантов-моряков Ленинградского фронта. Вскоре батальон был разбит, и Михаил Иванович оказался в морской стрелковой бригаде, разведроте, а позднее – в бригадной разведке. В феврале 42-го был ранен и обморожен. После госпиталя попал в сформировавшуюся роту автоматчиков, в которой, так же, как и в разведке, был комсоргом. 18 сентября 1942 года был тяжело ранен, долго лечился, затем снова встал в строй, и до октября 1944 года не расставался с пулемётом, только уже зенитным. 48-я отдельная бригада морской пехоты, в составе которой сражался М.И. Николаев за Нарву, была страшно потрёпана и расформирована. Дальше ему приходится воевать уже в составе 125-ой стрелковой Красносельской Краснознамённой дивизии. 5 октября 1944 года Михаил Иванович был ранен в третий раз. Дослуживал в Таллине, откуда и демобилизовался 25 июня 1946 года.
Николаев М.И. имеет много наград:
-орден Отечественной войны 1 степени;
-медали «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу в Великой Отечественной войне»;
-юбилейные медали.
Вся послевоенная жизнь Михаила Ивановича была связана со школой: был учителем, завучем, директором. В 1971 году ему было присвоено звание «Отличник народного образования». На протяжении всей жизни Николаев М.И. вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.
Безобразова Екатерина прочитает нам его стихотворение «Колокольня» и расскажет о своём восприятии этого стихотворения.
Защита исследовательской работы.
Это стихотворение было написано в 1995 году. Оно очень необычное, так как в нём ощущается связь с народной песней. Попробую это доказать.
Во-первых, композиционная структура этого стихотворения монологическая. Лирический герой – участник битвы за гору Колокольню, который рассказывает о тех событиях. Стихотворение отличает сюжетность (герой – рассказчик вспоминает события 40-летней давности : дан приказ, бойцы его выполняют, дело доходит до битвы штыками, одержана победа, на горе водружено знамя). Форма повествования от 1-го лица («передо мною стоит», «мы врага разгромили»), позволяющая отождествить рассказчика с автором, придаёт стихотворению субъективное лирическое начало. Повествовательно-описательная картина позволяет нам ярко представить те далёкие события.
Во-вторых, в качестве признаков народной песни можно привести и наличие повторяющихся обращений, которые распространены изобразительными эпитетами («блокадные дни», «ленинградские дни», «отважные дни», «голодные дни», «геройские дни»). Они рефреном проходят через всё стихотворение в конце каждой строфы. И это сближает данное стихотворение с песней, так как напоминает припев. В рефрене употреблено междометие «эх», выражающее вздох человека, много испытавшего, пережившего эти трудные времена. А такая стилистическая фигура, как градация («врезались в памяти», «не сотрутся из памяти», «навечно в памяти»), усиливает впечатление. Благодаря градации мы понимаем, насколько важны эти дни для лирического героя. Происходит нарастание интонации, усиливается эмоциональность речи, и для нас становится ясной идея данного стихотворения: нужно всегда помнить блокаду, тех, кто прорывал её порой ценой собственной жизни, и быть готовым так же защищать Родину, как это сделали они.
Наконец, использование трёхсложного размера стиха – анапеста, ритмически монотонного, тяготеющего к однообразной песенной интонации, делает похожим это стихотворение на песню.
Таким образом, связь стихотворения с народной песней прослеживается довольно чётко.
Мы сравнили стихотворение «Колокольня» с другими стихами Николаева М.И. о войне и поняли, что их объединяет особенность авторского стиля: в каждом из них лирический герой - рассказчик – это сам автор, непосредственный участник легендарных сражений. Это его монолог мы слышим, его глазами смотрим на происходящее. И мы верим ему, ветерану Великой Отечественной войны, поэту, который в своих стихах рассказал о том, что война – это страшное время испытаний, горя и лишений, что наши воины жертвовали своими мечтами, своими жизнями. Они победили ради будущего, ради нас. Наша святая обязанность – сберечь память о войне, передать её нашим детям, внукам и правнукам, потому что это наша общая память, без которой нет общего будущего.
Учитель:
- Как вы думаете, что объединяет это стихотворение с другими, которые мы сегодня слушали?
-Я думаю, общим является желание лирического героя выстоять, защитить Родину. Авторы призывают нас помнить о тех, кто защищал нашу Родину.
-Огромное спасибо, девочки, за вашу работу. А мы должны подвести итоги нашей конференции.
Формулировка выводов. Рефлексия.
-Какую тему мы изучали?
-Обращаемся к вашим таблицам:
Таблица № 2 «Мотивы в искусстве»
-Какие мотивы объединяют произведения разных видов искусств, посвящённых изображению ВОВ? Подчеркните нужное!
-Кто они, герои произведений о ВОВ?
(-Герои поэзии военных лет-это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, и девушки, т. е. все те, кто боролся с фашизмом!)
(– А главное - это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)
- Что их объединяет? (ненависть к врагу, любовь к родине, стремление защитить её)
- Как вы думаете, в чём заключается своеобразие отношения поэтов и художников к родине, к её защитникам?
-Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной?
(Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к ее защите.)
Учитель
Какой заряд эмоциональности живет в этих произведениях! Главное, чем волнуют эти стихотворения, – правда, редкая, почти рискованная простота рассказа, однако выливающаяся в интонацию, которая добирается до самой души.
Учитель:
Прошло много лет после окончания войны.
-Как вы думаете, важны ли для нас сейчас произведения искусства, посвящённые ВОВ? Почему? Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?
3. Подведение итогов конференции
Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.
Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
-Обратимся вновь к эпиграфам.
Почему мы взяли эти строки Твардовского? Какую мысль они подчёркивают?
Учитель.
Вот и закончилась наша конференция. Мы сегодня почувствовали себя специалистами-исследователями, искусствоведами, краеведами. Каждый примерил на себя какую-то роль. Мы вместе выбрали круг вопросов, военных авторов, стихотворные тексты, вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:
-за выступление,
-за работу на уроке,
-за сообщения,
-за чтение наизусть стихотворения.
А дома вы можете примерить на себя ещё одну роль: попробовать себя в роль журналиста.
Домашнее задание.
1.Подготовить выраз.чт.наизусть 1 стихотворения.
2.Статья в газету о любом поэте-фронтовике.
МХК: подобрать картину о ВОВ, рассказать о ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...