Конспект урока по теме "Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча".
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока по теме "А.де Сент-Экзюпири "Маленький принц"- философская сказка и мудрая притча" соответствует современным требования к уроку. На уроке обучающиеся познакомятся более подробно с творчеством французского писателя А.де Сент-Экзюпери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_prints.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча.
Цель урока: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя;совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
План.результаты:Предметные :иметь представление о вехах жизни Сент-Экзюпери;владеть навыками анализа эпизода;развивать творческие способности учащихся;
Личностные : осозновать личностный смысл учения;
Метапредметные:ориентироваться в справочной литературе;отвечать на вопросы учителя;находить нужную информацию в учебнике.
Оборудование:портрет писателя;учебник,телевизор.
Ход урока
“У каждого человека свои звезды”
(А.Экзюпери).
I. Организационный момент.
II. Постановка целей, задач урока.
III. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся более подробно с произведением французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Вы поближе узнаете героев сказки, их мысли, чувства, желания; мы будем учиться анализировать художественное произведение, а также совершенствовать навыки правильного чтения, чтения наизусть, учиться инсценировать литературное произведение. Это будет урок-размышление, урок-рассуждение.
Учитель: Антуан де Сент-Экзюпери, выдающийся французский писатель и профессиональный лётчик, погиб в 1944 году во время боевого вылета.
Находясь на лечении после аварии в Нью-Йорке он пишет своё произведение “Маленький принц” в 1942 г. И издаёт его там же впервые весной 1943 г.
Ни одно законченное произведение не вынашивалось им так долго, как “Маленький принц”.
По-настоящему мотивы “Маленького принца начали складываться у Сент-Экзюпери с началом войны. В этот период он не редко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками смотрит из-за облачка на землю, на её дома, на овец. Этот удивлённый мальчик всё сильнее не давал покоя писателю, лётчику, бойцу, проповеднику духовных ценностей, зовущему людей на борьбу.
Сент-Экзюпери как писатель ставил перед собой всегда одну и ту же задачу: выразить себя, раскрыть в себе человека- того, кто нуждается в любви и кто способен любить.
“Маленький принц” бросает свет на другие произведения писателя, и их не возможно понять во всей глубине замыслов и устремлений без этой сказки.
Посвящение Леону Верту – “Леону Верту, когда он был маленьким” – символично. “Маленький принц” был как бы ответом Сент-Экзюпери своему другу на все споры, которые они вели, и этот ответ должен был показать всю никчемность споров и расхождений перед лицом того прекрасного, что есть в каждом человеке, как бы глубоко это прекрасное не было запрятано.
Музыкальная пауза: “Спэйс” - “Волшебный полёт”, на фоне музыки звучит чтение посвящения.
IV. Анализ произведения.
Чтение 1 главы
Вопрос: Как вы считаете, почему взрослые не понимали автора, когда он был маленьким, показывал свои рисунки?
Итак, автору было одиноко в своей жизни. А почему одиноко, “одиноко как в пустыне”.
Анализ 2 главы
Эпизод “Встреча с маленьким принцем” зачитывается.
Вопрос: А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами. (Дети рисуют словесные образы и сопоставляют их со своими рисунками)
Анализ 4 главы
Вопросы: Какое важное открытие сделал автор, познакомившись с маленьким принцем?
На какой планете жил принц? Как называлась эта планета?
Как была открыта его планета?
Над чем смеётся автор?
Ответ: Странный народ эти взрослые.
Вопрос: В чём истинная красота? (Когда появился новый друг?”
“Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби”.
“Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы…”
“Это очень печально – когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр”.
Вопрос: Почему дети и взрослые смотрят на мир по разному?
Анализ эпизода. Глава 5
“ На планете маленького принца есть такое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету…”
Вопрос: Баобабы – что это? С чем их можно сравнить?
“Но если дашь волю баобабам, беды не миновать”
Анализ 6 главы
“Долгое время у тебя было лишь одно развлечение: ты любовался закатом…
Мне кажется, что я у себя дома. Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце.
Вопрос: Почему маленький принц любил закат?
Ответ: Мечты, думы, воспоминания.
Анализ 7 главы
Вопрос: В чём настоящая ценность в понимании окружающего мира, человека?
Анализ эпизода: “Я знаю одну планету, там живёт такой господин с багровым лицом. Он за всю жизнь не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: “Я человек серьёзный”. Он гриб, не человек”.
(Сравнение с цветком – о развитии чувств) “Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз…” “Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня?”Анализ эпизода
Вопросы: Как вы думаете, любил ли маленький принц розу?
В чём проявляется это чувство?
Что такое любовь?
Вопрос: Что значит слово “честолюбец”? Почему он на планете был один?
Вывод: Ничего вокруг себя не видит, значит, это тоже не настоящий человек?
Вывод: Для счастья так нужно мало. И если ты человек любящий, добрый, умеющий разглядеть в малом большое, то ты обязательно будешь счастлив.
V. Заключение: Золотые колосья пшеницы; оживают звёзды; звон серебряных колокольчиков. Когда мы кого-то приручили, мы чувствуем себя сразу богатыми – столько новых впечатлений и переживаний, потому что всё, решительно всё вокруг напоминает о любимом, прирученном нами существе, и является “подарком сердца”. Серьёзные, деловые люди не получают таких подарков. Да они были бы не способны их оценить. Поэтому Маленькому принцу становится ясно, что их могущество и богатство лишь кажущиеся, на самом деле они бессильны и нищи. В “Маленьком принце” автор обращается в равной мере и к детям и к взрослым – ко всем, маленьким и большим, кто хочет задуматься над жизнью и попытаться понять, что же в ней имеет настоящую ценность. Сказка является философской, оказывается, и об очень серьёзных и глубоких вещах можно говорить совсем просто и всем понятно, особенно, если обладаешь чувством юмора.
VI. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока ИЗО в 6 классе по теме "Иллюстрация к сказке"
конспект урока ИЗО в 6 классе по теме "Иллюстрация к сказке"...
Конспект урока изобразительного искусства в 7 классе по теме "Иллюстрация сказки Андерсена "Цветы маленькой Иды"
Конспект урока в 7 классе "Иллюстрация сказки Андерсена "Цветы маленькой Иды" + мультимедийная презентация "Книжная иллюстрация"...
Конспект урока по истории России в 6 классе по теме: Правление Ярослава Мудрого
Конспект открытого урока по истории России на тему: Правление Ярослава Мудрого...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема урока: С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка.
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: решать проблемную задачу.Образовательна...
Презентация к уроку литературы на тему С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка.
Тема урока: С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цели урока: Деятельностная цель: формирование способно...
Конспект урока по литературе Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.
Конспект урока по литературеТема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.Тип урока: комбинированный.Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на осно...
Конспект урока «Сравнение предметов по величине: большой – маленький, группировка предметов по заданному признаку на основе образца».
Разработка урока по теме сравнение предметов по величине и группировка предметов по заданному признаку согласно образцу....