Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 года, регистрационный № 24480) с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015г.,19.06.2017 г., 24.09.2020 г., 11.12.2020 г., 12.08.2022 г.;
- федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 23.11.2022 г. №1041.
с учетом:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2024 года № 442 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2024 года, регистрационный № 78925)
- примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «ОУП 02. Литература» для профессиональных образовательных организаций (рекомендованной ФГБОУ ДПО «ИРПО» от 30.11.2022 г);
- рабочей программы воспитания по специальности (профессии) 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденной приказом по техникуму № 451 от 28 августа 2023 года
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Политехнический техникум»
Разработчик: Залуцкая Юлия Сергеевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 5 | |
2. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 9 | |
3. | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 25 |
Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы среднего профессионального образования
Предмет входит в состав общих учебных предметов общеобразовательной подготовки предметной области[1] Русский язык и литература.
Теоретической базой для освоения предмета с учетом принципа преемственности, основного общего, среднего общего, профессионального образования являются предметы: русский язык, культура речи, история, философия.
Результаты освоения предмета необходимы при изучении русского языка, культуры речи, истории, философии.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов | В т.ч. практическая подготовка2 |
Объем учебной дисциплины | 82 | |
в том числе: | ||
теоретическое обучение (урок, лекция) | 42 | |
лабораторные занятия | ||
практические занятия | 40 | |
консультации | - | |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.02 Литература
Код и наименование формируемых компетенций в соответствии с ФГОС СПО | Личностные и метапредметные результаты | Предметные результаты из примерной ИРПО колонка Дисциплинарные |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно | ЛР 1 Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); МПР.1 Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | ПР 1 - осознавать причастность к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры; сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры; |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | ЛР 2 Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; МПР.2 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | ПР 2 - осознавать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности; |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | ЛР 3 Готовность к служению Отечеству, его защите; МПР.3 Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | ПР 3- знать содержание, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литературы народов России; |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | ЛР 4 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; МПР.4 Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | ПР 4- сформировать умения определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью; |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | ЛР 5 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; МПР.5 Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | ПР 5 - уметь сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и другие); |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | ЛР 7 Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; МПР.6 Умение определять назначение и функции различных социальных институтов; | ПР 6 - понимать и осмыслить использование терминологического аппарата современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной литературы и литературной критики |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | ЛР 8 Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; МПР.7 Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | ПР 7 - владеть умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования); - владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов); владеть умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм русского литературного языка; - уметь работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем |
ЛР 9 Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; МПР.8 Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; | ПР 8 - сформировать устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; - способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы; - осознавать художественную картины жизни, созданная автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; - владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными приемами цитирования и редактирования текстов; - владеть комплексным филологическим анализом художественного текста и осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе: авангард; литературный манифест; беллетристика, массовая литература, сетевая литература; поэтика, интертекст, гипертекст | |
ЛР 11 Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; МПР.9 Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения | ПР 9 - осознавать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности; - сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; | |
ЛР 13 Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; | ПР 10 - сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; - владеть умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования); - сформировать представления о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и уметь применять их в речевой практике; -понимать и осмыслить использование терминологического аппарата современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной литературы и литературной критики; | |
ПР 11 - сформировать устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; - сформировать умения определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью; | ||
ПР 12 - владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов); владеть умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм русского литературного языка; - сформировать представления о стилях художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, течениях, об индивидуальном авторском стиле; - сформировать представления об основных направлениях литературной критики, современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении; уметь создавать собственные литературно-критические произведения в жанре рецензии, аннотации, эссе |
Планируемые личностные результаты реализации программы воспитания5
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны | ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства | ЛР 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях | ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры | ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания | ЛР 12 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями | |
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности | ЛР 13 |
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | ЛР 14 |
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем | ЛР 15 |
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов | Наименование тем (содержание основное и профессионально-ориентированное, лабораторные и практические занятия) | Объем часов |
ВВЕДЕНИЕ | Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. | 2 |
РАЗДЕЛ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА | 8 | |
1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века. | ||
Тема 1.1 Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина (с обобщением ранее изученного). | ||
Тема 1.2 Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) ПЗ 2 Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата) | ||
Тема 1.3 Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) ПЗ 3 «Портрет». «Нос», «Выбранные места из переписки с друзьями» В.Г.Белинский. «О русской повести и повестях Гоголя». ПЗ 3 Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя», «Н.В.Гоголь в воспоминаниях современников». ПЗ 4 Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Н.В.Гоголя | ||
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА | 22 | |
Тема 2.1. Александр Николаевич Островский (1823—1886) | ||
Тема 2.2. Драма «Гроза»- Художественное своеобразие. ПЗ 4 Исследование и подготовка реферата: «Значение творчества А.Н.Островского в истории русского театра» | ||
Тема 2.3. Иван Александрович Гончаров (1812—1891) ПЗ 5 Роман «Обломов». ПЗ 6 Роман «Обрыв». Теория литературы. ПЗ 7 Исследование и подготовка реферата: «Захар — второй Обломов», «Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия Обломова?», «Что такое “обломовщина”?», «Художественная деталь в романе “Обломов”». | ||
Тема 2.4. Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) ПЗ 8 Исследование и подготовка реферата: «Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д.И.Писарев, М.А.Антонович, И.С.Тургенев)». ПЗ 9 Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям И.С.Тургенева (по выбору студентов). | ||
Тема 2.5. Николай Семенович Лесков (1831—1895) ПЗ 10 Для чтения и изучения. Повесть-хроника «Очарованный странник». ПЗ 11 Исследование и подготовка реферата: «Праведники в творчестве Н.С.Лескова» (на примере одного-двух произведений), «Художественный мир Н.С.Лескова». | ||
Тема 2.6. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889) ПЗ 12 Для чтения и изучения. Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Коняга» (по выбору учителя. | ||
Тема 2.7. Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) | ||
Тема 2.8. Роман «Преступление и наказание». Образ «желтого» Петербурга в романе. ПЗ 13 Для чтения и изучения. Роман «Преступление и наказание». | ||
Тема 2.9. Социальные и философские истоки бунта Р.Раскольникова ПЗ 14 Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Личность Раскольникова». | ||
Тема 2.10. Лев Николаевич Толстой (1828—1910) ПЗ 15 Составление текста диктанта по материалам жизни и творчества Л.Н.Толстого. ПЗ 16 Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Л.Н.Толстого. | ||
Тема 2.11. Мысль семейная в романе «Война и мир» ПЗ 17 Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Война и мир». ПЗ 18 Исследование и подготовка сообщения на одну из тем (по выбору студентов) | ||
Тема 2.12. Антон Павлович Чехов (1860—1904) ПЗ 19 Исследование и подготовка реферата: «Тема интеллигентного человека в творчестве А.П.Чехова» | ||
Тема 2.13. Комедия «Вишневый сад». ПЗ 20 Для чтения и изучения. Рассказы «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином», «Студент», Пьеса «Вишневый сад». | ||
РАЗДЕЛ 3. ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | 6 | |
Тема 3.1. Федор Иванович Тютчев (1803—1873) ПЗ 21 Для чтения и изучения. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое…»), «Я помню время золотое…», «Тени сизые смесились…», «29-е января 1837», «Я очи знал, — о, эти очи», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…». ПЗ 22 Исследование и подготовка реферата: «Ф.И.Тютчев в воспоминаниях современников», «Философские основы творчества Ф.И.Тютчева», «Дружба двух поэтов: Ф.И.Тютчев и Г.Гейне». | ||
Тема 3.2. Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892) ПЗ 23 Для чтения и изучения. «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…», «Еще одно забывчивое слово», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Еще майская ночь…». Стихотворения «Облаком волнистым…», «Какое счастье — ночь, и мы одни…», «Уж верба вся пушистая…», «Вечер», «Я тебе ничего не скажу…». ПЗ 24 Проведение исследования и подготовка сообщения на одну из тем | ||
Тема 3.3. Николай Алексеевич Некрасов (1821—1878) ПЗ 25 Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Замолкни, Муза мести и печали…», «Современная ода», «Зине», «14 июня 1854 года», «Тишина», «Еще мучимый страстию мятежной…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Слезы и нервы», «В деревне», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Школьник», «Песня Еремушке», «…одинокий, потерянный…», «Что ты, сердце мое, расходилося?», «Пододвинь перо, бумагу, книги…». Поэма «Современники». Ю.И.Айхенвальд «Некрасов», К.И.Чуковский «Тема денег в творчестве Некрасова». Теория литературы. Народность литературы. Стилизация. Песни и романсы на стихи Н.А.Некрасова. | ||
РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК | 22 | |
Тема 4.1. Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) | ||
Тема 4.2. «Господин из Сан-Франциско» | ||
Тема 4.3. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». ПЗ 26 Для чтения и обсуждения. Рассказы (по выбору преподавателя) «Деревня», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Митина любовь», «Темные аллеи». Стихотворения: «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль». | ||
Тема 4.4. Александр Иванович Куприн (1870—1938) | ||
Тема 4.5. Повесть «Гранатовый браслет». ПЗ 27 Для чтения и обсуждения. Повести: «Поединок», «Суламифь», «Олеся». | ||
Тема 4.6. Символизм. Валерий Яковлевич Брюсов. Андрей Белый. ПЗ 28 Для чтения и изучения. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений). | ||
Тема 4.7. Акмеизм ПЗ 29 Для чтения и изучения. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Статья «Наследие символизма и акмеизма». | ||
Тема 4.8. Александр Александрович Блок (1880—1921) ПЗ 30 Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…». | ||
Тема 4.9. Футуризм. Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) ПЗ 31 Для чтения и изучения. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушате!», «Скрипка и немножко нервно…», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой». | ||
Тема 4.10. Сергей Александрович Есенин (1895—1925) ПЗ 32 Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Русь», «Сорокоуст», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская». | ||
Тема 4.11. Тема любви с творчества С.Есенина. ПЗ 33 Для чтения и изучения. Стихотворения: «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ, Исповедь хулигана». Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Русь», «Сорокоуст», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская». Повторение. Традиции пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | ||
РАЗДЕЛ 5.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1930 — НАЧАЛА 1940-Х ГОДОВ | 12 | |
Тема 5.1. Марина Ивановна Цветаева (1892—1941) ПЗ 34 Для чтения и изучения. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Имя твое — птица в руке…», «Тоска по родине! Давно…», «Есть счастливцы и есть счастливицы…», «Хвала богатым». Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Стихи растут как звезды и как розы…», «Я счастлива жить образцово и просто…», «Плач матери по новобранцу», «Стихи к Блоку», Стихи о Москве», «Лебединый стан», эссе (одно по выбору студентов). Повторение. Тема поэта и поэзии в русской литературе XIX—XX веков. Образ Москвы в творчестве русских поэтов (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенин и др.). | ||
Тема 5.2. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940) | ||
Тема 5.3. Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. | ||
Тема 5.4. Система образов в романе «Мастер и Маргарита» ПЗ 35 Для чтения и изучения. «Мастер и Маргарита». | ||
Тема 5.5. Михаил Александрович Шолохов (1905—1984) ПЗ 36 Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). «Донские рассказы». | ||
Тема 5.6. Роман-эпопея «Тихий Дон». ПЗ 37 Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор с чтением фрагментов). | ||
РАЗДЕЛ 6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ | 4 | |
Тема 6.1. Анна Андреевна Ахматова (1889—1966) ПЗ 38 Для чтения и изучения. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Родная земля», «Мне голос был», «Победителям», «Муза». Поэма «Реквием». | ||
Тема 6.2. Борис Леонидович Пастернак (1890—1960) | ||
РАЗДЕЛ 7.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1950—1980-Х ГОДОВ | 6 | |
Тема 7.1. Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы. ПЗ 39 Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя и студентов) К.Г.Паустовский. «Корабельная роща». В.Солоухин. «Владимирские проселки». О.Берггольц. «Дневные звезды». Ф.А.Абрамов. «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони». В.Белов. «Плотницкие рассказы». Ю.Бондарев. «Горячий снег». В.Кондратьев. «Сашка». К.Воробьев. «Крик», «Убиты под Москвой». А. и Б. Стругацкие. «Повесть о дружбе и недружбе». В.Шукшин. «Я пришел дать вам волю». Ю.Трифонов. «Обмен», «Другая жизнь». А.Битов. «Пушкинский дом». В. Ерофеев. «Москва—Петушки». Экранизация произведений прозаиков 1950—1980-х годов. | ||
Тема 7.2. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы ПЗ 40 Для чтения и изучения (по выбору преподавателя) Н.Рубцов. Стихотворения: «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани». Б.Окуджава. Стихотворения: «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим…». А.Вознесенский. Стихотворения: «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник». | ||
Тема 7.3. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов ПЗ 41 Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя) А.Рыбаков. «Дети Арбата». В.Дудинцев. «Белые одежды». А.Солженицын. Рассказы. |
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1. Тематический план учебного предмета Литература
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Коды личностных результатов реализации программы воспитания | |||
Кол-во часов | Урок (У), лекция (Л), семинар (С) Консультация (К) | Лабораторное занятие (ЛЗ), практическое занятие (ПЗ) | В т.ч. в форме практической подготовки (ПрП) | |||
1 | Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. | 2 | У | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
2 | Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина (1799-1837) | 2 | У | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
3 | Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841), Николай Васильевич Гоголь | 2 | У | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
4 | Александр Николаевич Островский (1823—1886) | 2 | У | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
5 | Драма «Гроза»- Художественное своеобразие. | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
6 | Иван Александрович Гончаров (1812—1891) | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
7 | Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
8 | Николай Семенович Лесков (1831—1895) | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
9 | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889) | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
10 | Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
11 | Роман «Преступление и наказание». Образ «желтого» Петербурга в романе. | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
12 | Социальные и философские истоки бунта Р.Раскольникова | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
13 | Лев Николаевич Толстой (1828—1910) | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
14 | Мысль семейная в романе «Война и мир» | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
15 | Антон Павлович Чехов (1860—1904) | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
16 | Комедия «Вишневый сад» | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
17 | Федор Иванович Тютчев (1803—1873) | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
18 | Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892) | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
19 | Николай Алексеевич Некрасов (1821—1878) | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
20 | Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | |||
21 | .«Господин из Сан-Франциско» | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
22 | Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
23 | Александр Иванович Куприн (1870—1938) | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
24 | Повесть «Гранатовый браслет». | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
25 | Символизм. Валерий Яковлевич Брюсов. Андрей Белый. | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
26 | Акмеизм | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
27 | Александр Александрович Блок (1880—1921) | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
28 | Футуризм. Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) | 2 | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | |||
29 | Сергей Александрович Есенин (1895—1925) | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
30 | Тема любви в творчестве Сергея Есенина | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
31 | Марина Ивановна Цветаева (1892—1941) | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
32 | Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940) | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
33 | Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
34 | Система образов в романе «Мастер и Маргарита» | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
35 | Михаил Александрович Шолохов (1905—1984) | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
36 | Роман-эпопея «Тихий Дон». | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
37 | Анна Андреевна Ахматова (1889—1966) | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
38 | Борис Леонидович Пастернак (1890—1960) | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
39 | Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы. | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
40 | Творчество поэтов в 1950—1980-е годы. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов | 2 | Л | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
41 | Зачетное занятие | 2 | ПЗ | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||
Консультации | 0 | ОК1-ОК9; ЛР1-ЛР15; ПР1-ПР12 | ||||
Промежуточная аттестация в виде зачета | ||||||
ИТОГО | 82 | 42 | 40 |
Приложение 1
Предметные области основной образовательной программы
среднего общего образования
Предметная область | Учебный предмет |
Русский язык и литература | Русский язык |
Литература | |
Родной язык и родная литература | Родной язык |
Родная литература | |
Иностранные языки | Иностранный язык |
Второй иностранный язык | |
Общественные науки | История |
Обществознание | |
География | |
Математика и информатика | Математика |
Информатика | |
Естественные науки | Физика |
Химия | |
Биология | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура |
Основы безопасности жизнедеятельности |
[1] Предметные области и соответствующие предметы указаны в Приложении 1 к данному макету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...