Эффективные методы подготовки учащихся к смысловому чтению на уроках литературы
статья по литературе (6 класс)
Данная статья раскрывает суть метода подготовки учащихся к восприятию художественных текстов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perevyornutyy_klass.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные приемы и методы формирования, развития читательской грамотности у учащихся на уроках русского языка и литературы
Введение
С каждым годом появляются все новые подходы к организации учебного процесса, большинство из которых тесно связаны с развитием инновационных технологий. Учителю постоянно приходится искать новые методы и формы проведения урока, совмещать различные педагогические технологии, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным, понятным и результативным.
Современный учебный процесс учитывает как тенденции развития науки и техники, так и требования общества к качеству образовательных услуг. Поэтому сегодня особое внимание учителя обращается на метапредметные результаты своей образовательной деятельности, предусматривающие формирование универсальных учебных действий, развитие личностных качеств и общей культуры учащегося, понимание ценности образования, внутренней мотивации и ответственности за свое обучение.
В связи с этим, возникают задачи: как создать на уроке ситуацию открытого общения, позволить каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах деятельности?
Одним из наиболее эффективных путей для решения этой задачи можно считать целенаправленное использование в школе новых методов обучения с применением информационно-коммуникационных технологий и электронных средств. Учитывая темпы развития облачных технологий, неограниченные возможности облачно-ориентированных учебных сред, ИКТ позволяют не только разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и внедрять новые методы обучения.
В практике педагогических технологий все большую популярность приобретают активные методы обучения, обеспечивающие активное и осмысленное участие каждого ученика в учебном процессе. В отличие от традиционных методов педагогики, которые в большей степени фокусируется на передаче знаний, активные методы сосредоточены, в основном, на умении решать проблемы и на навыках совместной работы. Одним из таких методов «новой» педагогической технологии является «Перевернутый класс».
Педагогическая технология «Перевернутый класс» как активный метод обучения
Перевернутый класс - это инновационный метод обучения. Его отличие от традиционного заключается в том, что теоретический материал изучается учащимися самостоятельно до начала урока с помощью ИКТ (видео-лекций, интерактивных материалов, презентаций), а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учениками нового учебного продукта.
Основная цель применения технологии «Перевернутый класс» заключается в такой организации учебной работы, при которой происходит:
- Формирование универсальных учебных действий.
- Развитие личностных качеств и общей культуры учащегося.
- Понимание ценности образования, внутренней мотивации и ответственности за свое обучение.
- Обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося, развития важных качеств и умений 21 века, таких как:
- активность, инициативность и самостоятельность;
- грамотность в области ИКТ;
- творческий подход и новаторство;
- критическое мышление и способность решать проблемы;
- коммуникабельность и сотрудничество;
- информационная грамотность;
- гибкость и способность к адаптации;
- продуктивность и вовлеченность;
- лидерство и ответственность.
Однако, если выстраивать урок по традиционным, устоявшимся правилам, то у обучающихся далеко не все эти компетенции могут быть сформированы. Почему? Потому что учителя выступают в роли основного источника знаний и информации, а пассивное присутствие в классе и механическое переписывание не способствуют учению. И наверняка, все сталкивались с проблемой, что по окончанию урока всегда найдутся учащиеся, которые не усвоили тему. Также учителя старших классов отмечают отсутствие активности своих учеников на уроках, потерю интереса к учебной деятельности. К выпускным классам большинство из них, самых активных и инициативных, становятся пассивными и безучастными, или превращаются в «троечников». Так возникла необходимость вовлечения учащихся в активную учебную деятельность с помощью «Перевернутого класса».
Несколько лет назад американские педагоги-новаторы Аарон Самс и Джонатан Бергманн, исследуя проблему активности учащихся, предложили свое решение и провели занятие «наоборот». Что они сделали? «Перевернули» урок: учащиеся с лекционным материалом ознакомились дома, просматривая тематические ролики в интернете, а традиционное домашнее задание выполнили на следующий день в классе, общаясь с одноклассниками и учителями. Иными словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, ребята освоили в домашних условиях, а то, что было домашним заданием, стало предметом рассмотрения в классе. Главной целью урока было «перевернуть» не работу в классе и работу дома, а пассивное и активное получение знаний учащимися. Цель была достигнута, урок прошел очень активно.
Вскоре педагогами была выпущена книга под названием «Перевернуть занятие, или как достучаться до каждого ученика на уроке». Исследуя концепцию технологии «переворота», они пришли к выводу, что на уроке необходимо применять индивидуальную и групповую деятельность и учитывать особенности детей: ведь кто-то больше любит писать, кто-то читать, а кто-то слушать. На основе подобных особенностей учитель должен группировать учеников по интересам для выполнения тех или иных заданий, а потом смешивать их для того, чтобы они могли поделиться опытом и помочь освоить своим одноклассникам новый вид восприятия информации.
Материалы исследований Самса и Бергманна стали чрезвычайно популярны во всем мире. Действительно, технология «Перевернутый класс» замечательно способствует созданию на уроке ситуации открытого общения, организации индивидуального подхода, позволяет преподавателю качественно увеличить количество информации, а ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах деятельности, и как следствие, – лучше подготовиться к уроку. Каковы же отличительные особенности перевернутого обучения?
Отличительные особенности перевернутого обучения
Перевёрнутое обучение (перевёрнутый класс или «переворот») – это современная технология осуществления процесса обучения, при котором учащиеся с помощью цифровых средств и интернет-ресурсов прослушивают и просматривают видео-уроки, изучают дополнительные источники информации во внеурочное время, затем совместно обсуждают новые понятия и различные идеи, а учитель помогает применять полученные знания на практике.
Такая организация обучения побуждает учащихся учиться друг у друга. Использование технологии направлено на их вовлечение в активную учебную деятельность.
Новизна и значимость перевёрнутого класса заключается в содействии повышению ответственности учащихся за собственное обучение.
В ходе реализации «переворота» происходит стремительное развитие личностных качеств учащихся (самостоятельности, ответственности, активности), метапредметных результатов (планирования своей деятельности, её контроля, корректировки) и коммуникативных навыков (взаимодействия с одноклассниками в ходе работы над совместным продуктом). При этом меняется и роль учителя – он выступает в качестве консультанта, конструктивиста, поощряя ребят на самостоятельные исследования и совместную работу.
Как следствие, меняется атмосфера на уроке: никто ничего не боится, ни учитель не успеть объяснить тему, ни ученик что-то не понять. Все спокойны и уверены в своих силах и возможностях. А соответственно, меняется и отношение ученика к предмету в целом. Он уверен в своих силах, создается постоянная ситуация успеха.
Среди популярных форм проведения перевернутого урока - выполнение упражнений, дискуссии, презентация проектов. Таким образом, «переворот» смещает акцент от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования. Вопросы, возникающие у ребят во время просмотра подготовленных учителем видео-уроков, становятся хорошим стимулом развития познавательной деятельности. При этом время урока уходит не на запоминание материала, а на более глубокое понимание и анализ. Отсутствие необходимости донести информацию всему классу позволяет учителю больше времени и внимания уделять отдельным ученикам и небольшим группам в том случае, если у них возникли проблемы с пониманием. Работая совместно, учащиеся могут свободно помогать друг другу, не завися от темпа работы других учащихся или инструкций учителя.
К отличительным особенностям перевернутого обучения можно отнести:
- изменение роли учителя, который превращается в наставника. Роль учителя все же остается ведущей, но деятельность его направлена на координацию обучения учащихся, осуществление консультирования, оказание помощи и создание учебно-проблемной ситуации для познавательно-исследовательской деятельности;
- учебные материалы представлены в виде электронных образовательных ресурсов. Благодаря современным технологиям, учителями накоплена большая база различных материалов, таких как видео, интерактивные задания, электронные учебные материалы, электронные тесты для самопроверки. Книги уже не являются единственным источником информации, а учителя единственными источниками знаний. Каждый, кто имеет выход в интернет, в удобное для него время может получить качественный электронный образовательный ресурс;
- повышаются требования к учебной деятельности учащихся; теоретическое изложение учебного материала должно поддерживать обучение, а не занимать центральное место. Содержание обучения уже не является самоцелью, а становится отправной точкой углубления знаний. Осуществляется смещение акцента на процесс познавательной деятельности учащихся, в ходе которого, они открывают для себя новые знания;
- обучение базируется на решении проблем, обсуждениях, дискуссиях. Технология «Перевернутый класс» дает возможность учителю на уроке освободить время для общения с учащимися, больше внимания можно уделить тем ученикам, которым трудно дается учебный предмет или у которых возникают проблемы с выполнением домашних заданий, а одаренные ученики будут иметь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от общего темпа одноклассников.
Перевернутое обучение способствует:
- развитию индивидуального подхода в обучении;
- служит основой для реализации дифференцированного подхода;
- создаются условия активного обучения;
- используются новейшие технологии и различные цифровые ресурсы;
- образовательный процесс организуется с учетом потребностей каждого учащегося;
- создаются условия для групповой работы;
- развиваются лидерские качества;
- происходит активное взаимодействия учителя и ученика;
- создаются условия доступности к учебным материалам;
- родители имеют возможность участвовать в учебном процессе ребенка.
Трудности «переворота». Пути решения
Подобным образом организованная работа меняет привычные роли и учащихся, и учителей, и такие изменения всем даются нелегко. Поэтому, трудностей, связанных с “переворотом”, не избежать. Почему? Потому что учащиеся привыкли за школьные годы получать знания в готовом виде, то есть к пассивной роли в учебном процессе. А учителя не принимают инновационные инструменты или другие способы работы, поскольку в «фундаменте» лежит теория, идущая в противоречие с какими-то инновациями.
Какие же трудности, связанные с переворотом, возникают у участников учебного процесса?
- Требуется больше времени для планирования и подготовки учителя.
- Трудности привлечения в учебный процесс отдельных категорий учащихся.
- Предполагается постоянный доступ учащихся к компьютерам и интернету.
- Неравные возможности доступа учащихся к сети интернет.
- Домашнее задание является обязательной частью урока.
- Критическая оценка учебной деятельности.
- Трудно привыкнуть к новой технологии обучения.
- Большая первичная нагрузка.
- Осуществление учителем дальнейшего совершенствования учебных материалов.
- Осуществление индивидуального подхода.
- Владение ИКТ.
- Владение технологиями групповой работы.
- Поддержка в своем учебном заведении.
- Поддержка родителей.
Мотивирующим фактором решения проблем и трудностей, связанных с «переворотом», и с которыми учитель сталкивается в своей ежедневной работе, является изменение роли всех участников образовательного процесса. Происходит понимание того, что для осмысленного обучения необходима активная позиция обучаемого, самостоятельно-познавательная деятельность, в ходе которой приобретаются знания из собственного пережитого опыта, не являющиеся заученными из учебника. При этом, учителю важно понять, что его роль заключается не в том, чтобы провести урок, передать знания, а затем проверить домашнее задание. Его роль заключается в создании учебной ситуации для самостоятельной, свободной, творческой познавательно-исследовательской деятельности учащихся. Такой ситуации, работая в которой они будут ответственными за свое обучение.
Поэтому, перед тем как учителю приступать к «перевороту», важно определить свою точку старта, то есть тот педагогический момент (понимание процесса обучения, стиль работы, убеждения, отношения с учениками и к ученикам), в котором он находится, чтобы изменить ту ситуацию, которая есть сейчас. Нужно прислушаться к себе, представить реальную ситуацию урока и честно определить для себя готовность к внедрению инновационных методов, форм и инструментов обучения. Тогда и «переворот» совершить будет легче.
Какие преимущества для учащихся и учителя из данного сравнения очевидны?
Преимущества перевернутого обучения
Преимущества для учащихся: осуществляется социализация и понимание учениками важности командной работы; возможность обучения во внеурочное время; более высокая ответственность за свое обучение; учащиеся получают доступные и качественные электронные образовательные ресурсы для изучения нового материала; повышается интерес к учебным предметам, к групповой работе на уроке; учащиеся помогают друг другу в учебе; учатся критически оценивать учебные достижения; создаются условия для развития ИКТ - компетентности.
Преимущества для учителя: он выступает в роли наставника познавательной деятельности; осуществляет индивидуальный подход за счет высвобождения времени на уроке; обеспечивает учащихся качественными электронными образовательными ресурсами; обеспечивает активизацию учебной деятельности во внеурочное время; имеет возможность проводить больше времени один на один с теми учениками, которые нуждаются в дополнительной поддержке и помощи; привлекает к разным видам работ всех учеников класса; иначе организовывает учебную деятельность; имеет возможность компьютерной диагностики качества знаний; повышает свой уровень ИКТ - компетентности.
Как мы видим, «переворот» позволяет достичь всем участникам образовательного процесса основной цели применения технологии «Перевернутый класс». Организация учебной работы на перевернутом уроке действительно позволяет формировать у ребят универсальные учебные действия, развивать личностные качества, внутреннюю мотивацию и ответственности за свое обучение, обеспечивает возможность развития важных качеств и умений таких как, активности, самостоятельности, творческого подхода, критического мышления, коммуникабельности, сотрудничества, лидерства и ответственности. Очевидно развитие общей культуры учащихся, гибкости и способности к адаптации, инициативности, коммуникабельности. Кроме этого мы видим, что эта технология тесно связана с информационно-коммуникационными технологиями, поэтому происходит формирование информационной грамотности и грамотности в области ИКТ и медиаобразования.
Повышение ИКТ-грамотности и развитие медиаобразования
в перевернутом обучении
С учетом того, что ЮНЕСКО определило «повышение уровня ИКТ-грамотности как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI века», развитие медиаобразования сегодня имеет большие перспективы. Применение компьютеров, элементов электронно-цифровых ресурсов позволяет построить такую систему обучения, в которой разумное сочетание традиционных и инновационных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний. Ученики, которые учатся по технологии «Перевернутый класс», постоянно используют интернет-ресурсы и различные технические средства: компьютеры, мобильные устройства, телевидение. Ребята становятся более открытыми к совместному обучению и новым формам проведения уроков. Они считают именно видео-средства (обучающие видеофильмы, видеоролики), полезными, легкодоступными и эффективными средствами, помогающими им понять новый учебный материал. Тем более что на сегодняшний день интернет предоставляет широкие возможности по созданию и использованию готового учебного видеоматериала. Формат видео неслучаен. У видео по сравнению с презентацией ряд преимуществ:
- видео обладает лучшей запоминаемостью (50% материала остается в памяти), так как при просмотре задействованы сразу два канала восприятия (зрение, слух);
- видео доступно не только на обычных компьютерах, но и на мобильных устройствах, чего нельзя сказать о презентациях. Учащиеся могут просматривать лекции не только дома, сидя за компьютером, а в любое удобное время с мобильного устройства;
- любой видеоматериал учащийся может остановить и просмотреть необходимое для его понимания количество раз, а значит, может двигаться в своем собственном темпе.
В качестве учебного видео используются научно-популярные и документальные фильмы, различные видео-инструкции и видео-лекции, видеосъемки учебных занятий и тренингов, озвученные презентации и другие медиасредства.
Главное, чтобы использование этих учебных средств достигало своих задач, давало бы необходимую информацию в нужном объеме, было бы нескучным, качественным и доступным на любых технических устройствах.
Важное требование к учебному видео – его продолжительность(5-12 минут). Если появляется необходимость прикрепить к видео учебные задания, организовать опрос или обсуждение увиденного, снабдить видео дополнительной информацией или ссылками на web-ресурсы, то видео становится интерактивным.
Интерактивное видео решает сразу три задачи:
- облегчает просмотр учебного материала: дает подсказки, комментарии по ходу просмотра, дает возможность узнать больше (с помощью ссылок на другие web-ресурсы);
- дает возможность активизировать и проконтролировать усвоение нового материала (опросы, задания, тесты, викторины, обсуждения);
- вносит элемент игры (возможность выбора сюжета при просмотре видеоролика).
Помимо подготовки или подбора учебного видеоматериала, учителю обязательно необходимы инструменты для самоконтроля. В качестве таких инструментов можно использовать интерактивные дидактические задачи и игры (например, созданные в сервисах Learningapps.org, Kahoot.it, Kuizizz.com), интерактивные тесты (сервис для создания тестов Master-test.net). Эти интерактивные сервисы являются также инновационными средствами формирующего оценивания. Процесс подготовки к уроку можно сопровождать специальными заданиями-шаблонами, которые помогут ученикам осмыслить новую информацию. Также можно использовать специально подготовленные шаблоны в табличной форме, которые содержат конкретные вопросы и задания по учебному материалу (текстовые документы в Google-форме).
Кроме того, рекомендуется подготовить инструменты для контроля продвижения учащихся в процессе подготовки к уроку. Например, таблица продвижения позволяет делать пометки по ходу своей работы, что вносит соревновательный характер. Дневники позволяют выявить затруднения, зафиксировать размышления ученика, возникающие вопросы. Таблицы, типа «знаю - хочу знать – узнал», позволяют ученикам и учителю оценить приращение знаний в процессе обучения темы. Если на уроке планируется групповая работа, то распределение по группам можно выполнить как на уроке, так и за пределами урока. Помогут в этом сервисы Triventy.com. и Tricider.com. Самое главное, учитель должен увидеть, кому из учащихся продуктивнее поработать индивидуально, а кому – в группе.
Работа на уроке предполагает анализ вопросов и проблем, возникших у учеников в процессе подготовки к уроку; формулировку вопросов по теме, подготовку заданий направленных на анализ, синтез и оценивание полученных знаний, а также на определение направлений применения полученных знаний в дальнейшем; подготовку заданий для групповой или индивидуальной работы; подготовку материалов для формирующего оценивания: алгоритм работы на уроке, критерии оценивания, способы фиксирования продвижение в работе, обратную связь; подготовку материалов для итогового оценивания; подготовку к рефлексии.
Заключение
Именно благодаря разнообразию web-ресурсов, учитель имеет возможность повысить качество образовательных услуг. Внедрение новых методов обучения с применением информационно-коммуникационных технологий и электронных средств в учебный процесс создает условия повсеместного доступа к учебным источникам информации, отобранным или созданным видеоматериалам, что является важным компонентом для развития ИКТ - грамотности.
Таким образом, проведение уроков в перевернутом классе помогает разнообразить учебно-воспитательный процесс, сформировать современные ключевые компетенции, такие как:
- компетенции учебно-познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;
- компетенции деятельности как таковой: умение играть, соблюдая правила, трудиться, заниматься элементами исследовательской деятельности;
- компетенции информационных технологий: прием, переработка и выдача информации;
- компетенции социального взаимодействия в команде, навыков работы в группе умения распределять обязанности, приходить на выручку партнерам по команде.
Как отметил М. Горман, «для любого школьника создаются условия для учебной деятельности, основанной на сотрудничестве, инновационных методах, проектной деятельности с применением различных медиасредств и сервисов».
Учитывая тенденции развития науки и техники, требования общества к качеству образовательных услуг, технология «Перевернутый класс» действительно решает задачу создания на уроке ситуации открытого общения, позволяет каждому ученику проявить инициативу и активность, самостоятельность, избирательность в способах деятельности; обеспечивает условия для самостоятельного осмысленного изучения темы; помогает при анализе и оценивании новых знаний.
Приложение
Технологическая карта подготовки к перевернутому уроку
Подготовить материалы, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Сформулировать задание.
Предоставить рекомендации для подготовки к уроку.
Знакомится с предложенной темой.
Записывает домашнее задание
Познакомиться с темой урока.
Сформулировать домашнее задание и обсудить, как его выполнить
Обучающий видеоролик или лекция в интернете, учебный текст в учебнике
Наблюдение
Дома
Создает совместную доску в Goоgle-документе.
Создает онлайн-опрос в в Goоgle-форме или других электронных сервисах
Выполняет домашнее задание онлайн в электронных сервисах
Поиск информации для выполнения задания
Обучающий видеоролик или лекция в интернете, учебный текст в учебнике
Запись примера онлайн, ответы на вопросы, выполнение теста в электронных сервисах онлайн
На уроке
Подготавливает наводящие вопросы по теме на основе анализа результатов домашней работы. Создает практические задания по теме урока. Консультирует учеников Организует рефлексию
Приводят примеры, отвечают на вопросы, обсуждают, формулируют понятия, взаимооценивание результатов работы,
Привести примеры. Ответить на вопросы на вопросы. Выполнить практическую работу. Записать основные понятия
Электронные заготовки для практической работы. Рабочие листы
Сравнение с образцом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ и ГИА по истории и обществознанию
Доклад на тему "Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ И ГИА по истории и обществознанию"...
Эффективные методы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию
Эффективные методы подгтовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию....
Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
Доклад на методическом объединениии на тему: "Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию". Задача учителя, который готовит выпускника к экзамену по истори...
«Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ по истории и обществознанию»
Экзамен – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.Успешность сдачи экзамена во многом опр...
«Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ по истории и обществознанию»
Статья о подготовке выпускников 9 класса к учсешной сдаче ОГЭ по предмету....
«Развитие интеллектуальных способностей учащихся при использовании приемов «смыслового чтения» на уроках литературы
Данный материал содержит описание различных приемов "смыслового чтения" на уроках русского языка и литературы...