«Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ по истории и обществознанию»
статья по истории (9 класс)
Экзамен – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.
Успешность сдачи экзамена во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_metody_podgotovki_uchashchihsya.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные методы подготовки учащихся
к ОГЭ по истории и обществознанию»
Учитель истории и обществознания
филиала МБОУ « Ржаксинская СОШ № 1 « имени Н.М.Фролова в пос.Чакино
Экзамен – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.
Успешность сдачи экзамена во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению
Ежегодно увеличивается количество учащихся, выбирающих историю и обществознание на ОГЭ.
Для того, чтобы выпускники 9- го класса соответствовали предъявляемым требованиям ,я начинаю работать в этом направлении с пятого класса.
Нужно отметить, что практически не выделяются дополнительные часы на подготовку учащихся к итоговой аттестации. В результате чего возрастает роль и значимость самого урока. Учителю необходимо пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации, что способствовало бы формированию «педагогического арсенала».
Безусловно, в копилке каждого учителя существует множество приемов, способствующих формированию необходимых знаний и навыков для сдачи ГИА.
Остановлюсь более подробно на таких аспектах, как формирование теоретических, хронологических, понятийных знаний ,которые использую в своей работе:
1. Формирование теоретических знаний учащихся
Специфика нашего предмета такова, что приходится изучать вопросы экономической, политической, социальной, культурной сфер . А это огромнейший поток информации, дат, имен, терминов, точек зрения и т.д. и как следствие этого снижение интереса к предмету у одних, страх, паника перед сдачей экзамена у других. Тем более, что при переходе к линейной системе образования увеличилась интенсивность изучения предмета.
Современные требования к уроку ставят перед учителем задачу развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность..
Главным направлением в педагогической деятельности является - повышение качества обучения на основе активизации деятельности учащихся на уроках, благодаря осуществлению личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов; проведению разнообразных типов уроков с включением межпредметных связей; организации самостоятельной и коллективной работы учащихся с различными источниками информации.
2. Формирование хронологических знаний, так как в экзаменационных материалах встречается достаточно заданий, при выполнении которых требуются знания дат. Запомнить такое множество дат учащимся очень сложно, поэтому на каждом уроке я уделяю внимание работе с хронологией. Например:
∙ «хронологическая разминка», «хронологическое лото» проводятся в начале урока, учащимся предлагаются даты - они должны назвать события, либо наоборот;
∙ «хронологическая последовательность», когда учащимся предлагается перечень событий, и они должны выстроить их в правильном порядке, назвать даты или предлагается перечень событий и дат, где нужно установить соответствие (использую задания из сборников для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ с 6 класса);
∙ «хронологический ряд», когда предлагается определить принцип образования такого ряда или продолжить ряд в заданной последовательности;
∙ «хронологические таблицы» составляются по событиям внутренней и внешней политике;
∙ «хронология периода», когда учащимся предлагается назвать события, произошедшие за время правления того или иного императора, расположить их в последовательном порядке, назвать даты;
∙ «хронологическое заучивание», когда на уроке организуется работа, способствующая запоминанию дат и подготовке к текущему или итоговому контролю знаний. Например, вместе учащиеся называют даты событий, используя материалы учебника, затем эти даты воспроизводятся по памяти несколькими учениками, всем классом;
∙ «хронологический зачет», «хронологический диктант», которые проводятся после изучения темы, периода.
3. Формирование понятийного аппарата способствует изучению и пониманию теоретического материала в целом и дает представление о той или иной эпохе. Знание понятий также необходимо при выполнении ОГЭ. Вот некоторые приемы ,которые я применяю на формирование понятийных знаний:
∙ «исторический» и «обществоведческий» словари, когда при изучении нового материала уделяется внимание новым понятиям (организуется работа с текстом учебника, словарем, тетрадью), учащиеся в течение некоторого времени заучивают термины, проговаривают друг другу (работа в парах), затем отдельные ученики пробуют воспроизвести значение новых понятий перед всем классом;
∙ задания на соотношение понятий и их значений (используются задания из сборников для подготовки к ОГЭ с 6 класса);
∙ задания на выбор терминов, относящихся к теме урока или пройденной теме;
∙ задания на определение понятий, относящихся к изменениям в экономической, социальной, политической, духовной сферах. Понятия могут записываться на доске учащимися в таблицу, где каждая графа соответствует одной из сфер жизни общества, затем дается значение этих понятий. Коль понятия отражают какие-то процессы или события, то можно предложить расставить их в последовательном порядке, вспомнить даты. Такая работа позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся;
∙ понятийный диктант как одна из форм контроля и способ коррекции знаний, так как учащийся видит свои ошибки и стремится их исправить.
Разнообразие используемых форм, приемов работы с учащимися на уроке неслучайно. Это позволяет привлечь учеников к поиску и обработке информации, а не сообщать ее в готовом виде. Все это способствует формированию ключевых компетенций у учащихся в процессе обучения, которые ежегодно демонстрируются достойными результатами.
Есть необходимость рассказать об эффективных методах подготовки выпускников непосредственно в год сдачи экзамена.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Я назову следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:
• развитие мотивации и целеполагания;
• формирование умения решать задания разного уровня;
• развитие самоконтроля;
• формирование уверенности и положительной самооценки;
На данном этапе я ставлю задачи:
• правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
• организовать системную продуманную работу по предмету
• работать в тесном контакте с родителями.
Подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
Из опыта работы могу назвать:
систему работы по подготовке к ОГЭ
- включение в урок заданий из КИМов ОГЭ;
- самостоятельные и контрольные работы в форме ОГЭ
-систематизация теории, практические навыки базового курса обществознания;
-дополнение школьного предметного курса ;
-компьютерные тесты;
-он-лай тесты
-реализация индивидуальных траекторий подготовки;
-коррекция пробелов в знаниях и умениях;
-анализ тренировочных работ;
-занятия-тренировки в группах
-контроль знаний теоретической базы;
2. Создание методической базы. Приобретение учебно-методических пособий ФИПИ и пособий, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией 2021г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами.
Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.
3. Создание банка тестовых заданий. Использовать тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применять различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.
4. Создание папки «Подготовка к ОГЭ» (для ученика). Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
5. Активно использовать информационно- коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты edu, fipi, «По уши в ГИА». Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок.
На уроке пояснение каждой темы уходит 10- 15 минут, с помощью компьютера, вывожу теоретический материал на экран проектора, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем можно перейти к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
6. Работа с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли в слове. Такая работа направлена на формирование умений и навыков работы с готовым текстом. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. Большую помощь могут оказать учителя русского языка и литературы. Предложенные ими специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.
На уроках обществознания и истории предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов.
7. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ - важное условие формирования психологической устойчивости учащихся.
В чем я вижу важность психологической подготовки? Государственная итоговая аттестация является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях;
- неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ.
В ходе подготовки к ОГЭ с девятиклассниками и их родителями необходимо проводить изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации, информирование о структуре и содержании контрольно- измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводился анализ пробного ОГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.
8. Диагностика уровня подготовки учащихся является очень важной составляющей для успешной подготовки к ОГЭ. В течении года целесообразно проводит диагностические проверочные работы. Они дают возможность выявить пробелы с усвоением тех или иных тем по предмету, скорректировать работу по подготовке учеников к экзамену, отследить неуспевающих и составить индивидуальные планы работы и ними. С этой целью можно завести «Журнал проведения работ по подготовке к ОГЭ» для оказания помощи конкретному ученику по разным темам. Большую вспомогательную роль сыграет проведение пробного экзамена по демо-версиям КИМ и соблюдением регламента проведения ОГЭ. Это позволит выпускнику окунуться в атмосферу процедуры экзамена, понять, на какие моменты и задания нужно обратить особое внимание.
Заключение.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить в результате проведенной работы в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.
Для современного учителя эти слова должны стать очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед…
1. Использованные источники:
ГИА-2020. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Национальное образование, 2021.
2. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2021.
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2020/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2020.
4. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.- М.,2017.
5. Ротерштейн В.М. Различные формы урока истории в старших классах // Преподавание истории в школе.- 2019. -№1.
Ресурсы сети Интернет:
1. Научно-образовательная социальная сеть -http://socionet.ru
2. Научно-образовательный портал «Наука и образование» - http://originweb.info
3. ОГЭ (ГИА) по обществознанию: основная информация - http://www.examen.ru/add/gia/ gia-po-obshhestvoznanij#podgotovka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию
Информационный проект «Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию» рассчитан на учителей истории и обществознания, учащихся 10-11 классов и их родителей....
Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ и ГИА по истории и обществознанию
Доклад на тему "Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ И ГИА по истории и обществознанию"...
Эффективные методы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию
Эффективные методы подгтовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию....
Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
Доклад на методическом объединениии на тему: "Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию". Задача учителя, который готовит выпускника к экзамену по истори...
«Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ по истории и обществознанию»
Статья о подготовке выпускников 9 класса к учсешной сдаче ОГЭ по предмету....
Эффективные методы подготовки учащихся к смысловому чтению на уроках литературы
Данная статья раскрывает суть метода подготовки учащихся к восприятию художественных текстов...